Статья: От черной перчатки до черного винила: поэтика образа «проклятой вещи» в русской прозе XIX–XXI вв. (2025)

Читать онлайн

Предметом исследования в статье является историко-литературная модификация различных вариантов образа «проклятой вещи» в отечественной словесности (демонический портрет, черная перчатка, денежный купон, оккультная книга-гримуар, видеопленка, грампластинка), начиная с XIX в. (творчество Антония Погорельского и Н. В. Гоголя) и заканчивая современными опытами русских писателей в рамках многочисленных субжанров литературного хоррора (тексты Э. Н. Успенского, А. П. Владимирова и А. Г. Атеева). Работа выполнена на материале исключительно прозаических текстов, что обусловливает ее локальный исследовательский характер и заявляет проблему, вынесенную в заглавии, в качестве перспектив для дальнейшего изучения (применимо уже к текстам иной родовой принадлежности - лирической, лиро-эпической и драматической). Методология работы опирается на структурно-семиотический метод в научной интерпретации Московско-Тартуской школы, в частности - на работы Ю. М. Лотмана и В. Н. Топорова. Применяются герменевтический, мотивный и интертекстуальный типы анализа. Для проведения компаративной аналитики художественного образа привлекается контекстуальный анализ и методика философско-онтологического анализа А. Э. Еремеева. Научную новизну статьи определяет, во-первых, сам факт недостаточной изученности феномена «страшного» и «ужасного» («жуткого») в русской литературной традиции в целом, а также важность («инвариантный» характер, сюжетологическая роль и пр.) образа «проклятой вещи» в этико-эстетической перспективе бытования художественного концепта в отечественной словесности. По наблюдениям автора исследования, образы вещей и артефактов, которых коснулось какое-либо проклятие (родовое, внешнее и т. д.), в пространстве русской прозы XIX-XXI вв. характеризуются, с одной стороны, определенной преемственностью с западноевропейской культурой (в части «иконического» изображения «страшного»), а, с другой стороны, приобретают философско-символическое значение, при котором усиливается этико-религиозная аксиология и намечаются тенденции к многовариантным моделям интерпретации текстов.

Ключевые фразы: поэтика страшного, художественный образ, проклятая вещь, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литературный хоррор, философская проза, символизация, этико-эстетическая перспектива, художественная антропология, мотив искушения
Автор (ы): Ожерельев Константин Анатольевич
Журнал: ФИЛОЛОГИЯ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Филология
УДК
80. Общие вопросы лингвистики и литературы. Филология
Для цитирования:
ОЖЕРЕЛЬЕВ К. А. ОТ ЧЕРНОЙ ПЕРЧАТКИ ДО ЧЕРНОГО ВИНИЛА: ПОЭТИКА ОБРАЗА «ПРОКЛЯТОЙ ВЕЩИ» В РУССКОЙ ПРОЗЕ XIX–XXI ВВ. // ФИЛОЛОГИЯ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2025. № 2
Текстовый фрагмент статьи