Представленная статья посвящена актуальной проблеме оценки и систематизации свойств, формирующих качество услуг в сфере розничной торговли. В работе проводится критический анализ существующих научных подходов к определению понятия и сущности качества услуг, с акцентом на специфику розничной торговли. Автор систематизирует различные свойства качества услуг этой сферы, выделяя основные и вспомогательные, и предлагает структурированный подход к оценке, учитывающий многоаспектность этого понятия.
Особое внимание уделено адаптации существующих моделей оценки качества, таких как SERVQUAL, CSI, NPS и другие, для практического применения в розничной торговле с учетом современных трендов развития отрасли, включая цифровизацию. Предложена адаптация метода графического представления конкурентоспособности для визуализации различных факторов качества услуг.
Статья представляет собой ценный вклад в развитие теоретических основ управления качеством услуг в розничной торговле. Систематизация ключевых свойств и адаптация существующих моделей оценки качества позволяет сформировать комплексное представление об определяющих факторах и проблемных зонах, что создает основу для разработки эффективных стратегий повышения уровня удовлетворенности клиентов и укрепления конкурентных преимуществ розничных предприятий.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Важным критерием успешности организации и реализации услуг в розничной торговле является качество их исполнения [1]. Чем значительнее данный критерий, тем выше уровень удовлетворенности розничных покупателей спектром сервисных услуг, предоставляемых предприятием, что прямым образом влияет на прирост эффективности оказываемых услуг и повышение конкурентоспособности предприятия на потребительском рынке. Улучшению качества сервисных услуг в розничной торговле сопутствуют: грамотное ресурсное обеспечение, эффективный уровень организации и контроля, высокий уровень использования цифровых технологий [2, 3]. В связи с этим в настоящее время возрастают роль и значение повышения качества услуг в обеспечении эффективности деятельности предприятий различных отраслей, в том числе и розничной торговли, что обусловливает, в свою очередь. проведение дальнейших исследований в этой сфере.
Список литературы
1. Бандурина, И. П. Критерии оценки качества услуг в сервисной организации [Текст] / И. П. Бандурина, А. А. Меретукова // Вектор экономики. – 2024. – № 6(96). – С. 20–24.
2. Курочкина, А. Ю. Управление качеством услуг [Текст] / А. Ю. Курочкина. – Москва : Юрайт, 2023. – 172 с.
3. Флеминг, Д. Управление качеством услуг [Текст] / Д. Флеминг. – Москва : Альпина бизнес Букс, 2020. – 225 с.
4. Соколова, С. А. Управление качеством [Текст] / С. А. Соколова. – Москва : ИНФРА-М, 2025. – 267 с.
5. Нехайчук, Д. В. Понятие качества услуги организации [Текст] / Д. В. Нехайчук, К. Н. Зборовский // Управление региональным развитием: новые вызовы – новые решения: сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции. – Севастополь : Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2024. – С. 87–94.
6. Охотина, Н. М. Сервисная деятельность [Текст] / Н. М. Охотина. – Йошкар- Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2016. – 115 с.
7. Герасимов, Г. В. Сервисная деятельность [Текст] / Г. В. Герасимов, М. А. Шаронов, Г. И. Илюхин. – Москва : КноРус, 2020. – 312 с.
8. Шевелева, В. М. Оценка качества услуг розничной торговли [Текст] / В. М. Шевелева, И. А. Манакова // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск : Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М. Ф. Решетнева, 2024. – С. 1066–1068.
9. Терещенко, Н. Н. Методологические подходы к оценке качества услуг предприятий розничной торговли : монография [Текст] / Н. Н. Терещенко, С. В. Трусова; Красн. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2011. – 166 с. EDN QVDQDP.
10. Чеглакова, Л. С. Улучшение качества услуг и взаимодействия с клиентами [Текст] / Л. С. Чеглакова, И. Д. Князев // Актуальные вопросы современной экономики. – 2024. – № 6. – С. 380–384.
11. Колочева, В. В. Управление качеством услуг [Текст] / В. В. Колочева; НГТУ. – Новосибирск, 2018. – 99 с.
12. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] / И. М. Лифиц. – Москва : Юрайт, 2023. – 442 c. EDN CMROJH.
13. Качество туристских услуг в условиях цифровизации [Текст] / Н. Н. Терещенко, О. А. Яброва, Е. В. Шешегова, В. С. Филиппова // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Т. 14, № 2. – С. 399–412. DOI 10.18334/epp.14.2.120576. EDN MBWXUG.
14. Шкапяк, В. О. Цифровая трансформация в сфере услуг: от умных городов до персонализированных сервисов [Текст] / В. О. Шкапяк, Д. Ю. Фурсова // Устойчивость экосистем в условиях цифровой нестабильности: сборник трудов международной научно-практической конференции. – Симферополь : Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2024. – С. 718–720.
15. Зайцев, П. А. Цифровизация бизнеса в торговой сфере как инструмент для менеджмента на предприятиях торговли [Текст] / П. А. Зайцев, Д. С. Онищенко // Менеджмент XXI века: взгляд в перспективу: материалы всероссийской (национальной) научно-практической конференции. – Орел : Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2024. – С. 398–410.
16. Нелюбина, Н. Н. Современное состояние и перспективы цифровизации сферы услуг в России [Текст] / Н. Н. Нелюбина, Ю. А. Безруких // Актцальные проблемы авиации и космонавтики: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева, 2024. – С. 221-224.
17. Белугина, В. В. Цифровизация онлайн-услуг сервисных организаций [Текст] / В. В. Белугина, Р. В. Политова // Актуальные проблемы когнитивных наук: сборник материалов круглого стола. – Москва : Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, 2024. – С. 31–34.
18. Грибова, В. А. Термин «услуга»: сущность и отличия [Текст] / В. А. Грибова // Интернаука. – Донецк : Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, 2023. – С. 16–20.
19. ГОСТ Р 51304-2022. Услуги торговли. Общие требования : национальный стандарт Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413616 (дата обращения : 27.02.2025).
20. Модель «SERVQUAL» – эффективный способ измерения сервиса [Электронный ресурс]. – URL: https://4brain.ru/blog/модель-servqual (дата обращения: 28.02.2025).
21. Customer Satisfaction Index (CSI) [Электронный ресурс]. – URL: https://okdesk.ru/blog/csi (дата обращения : 28.02.2025).
22. NPS – индекс потребительской лояльности [Электронный ресурс]. – URL: https://vc.ru/ensi/ 126471-nps-indeks-potrebitelskoy-loyalnosti (дата обращения : 28.02.2025).
23. Терещенко, Н. Н. Оценка сервисных услуг предприятиями розничной торговли в современных условиях [Текст] / Н. Н. Терещенко, Т. Е. Васинева // Торговля, сервис, индустрия питания. – 2024. – № 4. – С. 352–361.
24. Организация коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка. Теория и современные практики [Текст] / сост. В. В. Куимов, Ю. Ю. Суслова, Е. В. Щербенко, О. Н. Владимирова, [и др.]; под ред. В. В. Куимова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. – 545 с.
25. Ладыженко, С. Н. Критический анализ методик оценки конкурентоспособности гостиничных организаций [Текст] / С. Н. Ладыженко // Торговля, сервис, индустрия питания. – 2024. – №. 4. – С. 464–476.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В современных условиях развития инноваций и глобальной цифровой трансформации особую актуальность приобретает маркетинг высокотехнологичных продуктов, который формирует новые возможности для роста и конкуренции. Экономика взаимодействия экосистем, в рамках которой различные технологические компании, стартапы, инвесторы и потребители объединяются в сеть взаимовыгодных отношений, открывает широкое поле для исследования механизмов продвижения инновационной продукции.
Цель данной статьи заключается в анализе ключевых факторов, влияющих на маркетинг высокотехнологичных продуктов в контексте экосистемного подхода, а также в оценке эффективности стратегий, основанных на взаимной интеграции участников инновационных сообществ.
Проведенное исследование с использованием социологического опроса и анализа статистических данных позволяет выявить особенности поведения и предпочтений покупателей при выборе высокотехнологичной продукции, определить динамику роста и перспективы маркетинговых стратегий. Результаты показывают, что маркетинг в экономике взаимодействия экосистем требует комплексного и адаптивного подхода, включающего в себя разработку уникальных ценностных предложений и формирование устойчивых каналов коммуникации с конечными пользователями.
В статье также рассматриваются риски и ограничения, связанные с быстрыми изменениями технологических и рыночных условий, и предлагаются направления дальнейших исследований, способствующих повышению эффективности маркетингового взаимодействия участников высокотехнологичных экосистем.
Существующие подходы к оценке инвестиционного потенциала часто не учитывают сложные взаимосвязи между городом и его окрестностями. Большинство методик сосредоточено на анализе совокупности блоков факторов, таких как инфраструктура, экономика, социальное положение и экология, однако этого недостаточно для всесторонней оценки инвестиционной привлекательности. Учитывая, что крупные городские агломерации формируют около 48 % валового внутреннего продукта страны, необходимо уделить особое внимание инвестиционному потенциалу именно урбанизированных территорий. В процессе всестороннего анализа был разработан ограниченный набор показателей для оценки инвестиционного потенциала их устойчивого развития, включающий трудовой, финансово-экономический, инновационный, инфраструктурный, потребительский и природно-ресурсный потенциалы. На основе этих показателей была создана методология оценки, которая содержит порядок анализа и ключевые формулы для вычислений, разработанные на основе теории оптимального проектирования. Предложен динамический подход к оценке инвестиционного потенциала, который учитывает не только сам город, но и его пригород, взаимосвязанные общими потоками материальных и нематериальных ресурсов, а также инвестиций. В качестве направления для будущих исследований автор предлагает разработать методику интегральной оценки эффективности мероприятий по устойчивому развитию урбанизированных территорий. Она должна основываться на комплексном анализе бюджетного, коммерческого и социального эффектов, что позволит более точно определить влияние различных факторов на инвестиционный климат и обеспечить сбалансированное развитие как городских, так и пригородных территорий.
В данной статье исследуется роль маркетингового менеджмента как детерминанты конкурентоспособности предприятия. Проводится анализ ключевых аспектов управленческих воздействий в сфере маркетинга, оказывающих влияние на формирование конкурентных преимуществ. Результаты исследования свидетельствуют о том, что эффективное управление маркетинговой деятельностью является необходимым условием успешного функционирования и устойчивого развития предприятия в современных условиях цифровизации. В работе представлено авторское видение понятия «конкурентоспособность предприятия», а также предложены маркетинговые практики для стратегического развития компании в секторе малого бизнеса с целью увеличения доли рынка с учетом цифровых технологий.
В статье представлены результаты изучения, обобщения и систематизации трудов зарубежных и отечественных экономистов, посвященных проблеме оценки эффективности организаций с позиций различных научнометодических подходов. Особое внимание уделено рассмотрению методик оценки эффективности туристских организаций, обладающих специфическими особенностями функционирования в современных условиях цифровой трансформации на рынке туристских услуг, что вызывает необходимость адаптации имеющихся методик и методов к особенностям деятельности данных организаций для обеспечения комплексного, системного подхода к проведению исследования.
В ходе критического анализа рассмотренных методик и методов оценки эффективности организаций, в том числе туристских, определена сущность и последовательность проведения исследований, выявлены основные достоинства и недостатки предлагаемых методик и определена сфера их применения в практике деятельности организаций. В заключительной части по результатам исследования сформулированы обобщающие выводы о применимости рассмотренных методик оценки эффективности в деятельности туристских организаций и необходимости их адаптации к современным условиям внешней и внутренней среды, трендам развития экономики и общества, отраслевой специфики функционирования организаций на рынке туристских услуг.
Издательство
- Издательство
- СФУ
- Регион
- Россия, Красноярск
- Почтовый адрес
- Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
- Юр. адрес
- 660041, Красноярский край, г Красноярск, Октябрьский р-н, Свободный пр-кт, д 79
- ФИО
- Румянцев Максим Валерьевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@sfu-kras.ru
- Контактный телефон
- +7 (391) 2062077