В данной статье исследуется роль маркетингового менеджмента как детерминанты конкурентоспособности предприятия. Проводится анализ ключевых аспектов управленческих воздействий в сфере маркетинга, оказывающих влияние на формирование конкурентных преимуществ. Результаты исследования свидетельствуют о том, что эффективное управление маркетинговой деятельностью является необходимым условием успешного функционирования и устойчивого развития предприятия в современных условиях цифровизации. В работе представлено авторское видение понятия «конкурентоспособность предприятия», а также предложены маркетинговые практики для стратегического развития компании в секторе малого бизнеса с целью увеличения доли рынка с учетом цифровых технологий.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Маркетинговая деятельность предприятия направлена на определение целевых потребителей, их предпочтений, ожиданий и потребностей. Известно, что финансовая стабильность и успех деятельности в целом зависят от лояльности клиентов к продуктам и услугам компании. Маркетолог занимается изучением спроса, прогнозированием изменений на рынке, определяет конкурентные преимущества компании, схемы и способы привлечения клиентов и удовлетворения их ожиданий от предлагаемого продукта. В широком смысле маркетинговая деятельность на предприятии помогает ориентировать производство компании в нужном направлении, с заданными свойствами и преимуществами для конечного потребителя. Именно поэтому на предприятии необходима маркетинговая служба, в состав которой входят квалифицированные специалисты. Управление маркетингом на предприятии включает в себя: анализ возможностей, организацию исследований, планирование и контроль реализации маркетинговых мероприятий.
Список литературы
1. Поляничкин, Ю. А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий [Текст] / Поляничкин, Ю. А. // Проблемы экономики и юридической практики. – 2012. – № 3. – C. 191–194.
2. Фатхутдинов, Р. А. Стратегическая конкурентоспособность [Текст] / Р. А. Фатхутдинов. – Москва : Экономика, 2013. – 504 с.
3. Понятия конкурентоспособности по Портеру [Электронный ресурс]. – URL: https://spravochnick.ru/ekonomicheskaya_teoriya/ponyatie_mezhdunarodnoy_konkurentospo sobnosti_v_traktovke_maykla_portera/ (дата обращения: 24.04.2025).
4. Белоусов, В. В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Белоусов Владимир Владимирович; [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т]. – Ижевск, 2008. – 26 с.
5. Козацкий, Н. С. Методы оценки конкурентоспособности предприятия [Текст] / Н. С. Козацкий // Социальное и экономическое развитие АТР: проблемы, опыт, перспективы: материалы научно-практической конференции. – 2018. – С. 66–73.
6. Гельвановский, М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях [Текст] / М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова // Российский экономический журнал. – 1998. – № 3. – С. 34.
7. Воронов, Д. С. Конкурентоспособность предприятия: постановка проблемы [Текст] / Д. С. Воронов // Новые тенденции в экономике и управлении организацией: сборник научных статей. В 3 т. Екатеринбург: Изд-во УГТУ УПИ, 2012. – Т. 1. – С. 99– 102.
8. Маркетинг и его роль в стратегии компании [Электронный ресурс]. – URL: https://apni.ru/article/4493-marketing-i-ego-rol-v-strategii-kompanii (дата обращения: 24.04.2025).
9. Пятаченко, А. М. Совершенствование маркетинговой стратегии предприятия как элемент антикризисного управления малым бизнесом [Текст] / А. М. Пятаченко // Вестник Башкирского института социальных технологий. – 2024. – № 2(63). – С. 79–83.
10. CRM-маркетинг. [Электронный ресурс]. – URL: https://blog.skillfactory.ru/glossary/crm-marketing/ (дата обращения: 24.04.2025).
11. Мусаева, Ш. А. Анализ и улучшение маркетинговой среды на предприятиях «Оптовая Торговля» [Текст] / Ш. А. Мусаева // Экономика и социум. – 2024. – № 1(116). – С. 1112–1119.
12. Родина, Е. А. Актуальные тренды в планировании маркетинговой деятельности предприятий [Текст] / Е. А. Родина // ЕГИ. – 2023. – № 3(47). – С. 198– 201.
13. Сархадова, Д. О. Особенности инновационного маркетинга на современном этапе [Текст] / Д. О. Сархадова, С. А. Нажмутдинова // Журнал прикладных исследований. – 2024. – № 8. – C. 35–39.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Выявлена неравномерная структура распределения денежной массы между экономическими секторами с доминирующим вкладом домохозяйств и значимой ролью нефинансовых организаций, что указывает на необходимость совершенствования финансового посредничества. Анализ показал сокращение валютных депозитов, свидетельствующее об укреплении курса рубля и росте доверия к национальной валюте. Выявлен рост денежной массы и повышение уровня монетизации в сочетании со снижением скорости обращения денег и сохранением высокой инфляции при повышенных ставках. Дана оценка эффективности банковской системы через денежный мультипликатор и выявлена необходимость балансировки денежной массы с экономическими потребностями при недостаточной результативности антиинфляционных мер.
В работе обсуждается проблема использования полимерных материалов для формирования транспортных грузопакетов, что является необходимой стадией в системе логистики. Эта технология используется при отгрузке товаров от производителей и в распределительных центрах крупных предприятий торговли. Показано, что основной метод скрепления пакетов на поддоне с помощью стретчпленки приводит к большим затратам материальных ресурсов и увеличивает объем отходов предприятий торговли. Проведена экспертиза разных образцов полиэтиленовой пленки, использованной для скрепления транспортного пакета. Обсуждаются результаты сравнительных исследований свойств первичной и вторичной стретч-пленки в процессе опытной эксплуатации при перевозке груза. Предложены более экономные решения для формирования пакета с применением вторичных полимеров. Обсуждается возможность альтернативного подхода к формированию транспортных пакетов с применением многократного применения скрепляющих эластичных лент.
В последние годы наблюдается значительная тенденция к здоровому питанию, что стимулирует потребителей к выбору натуральных и полезных продуктов. Одним из таких напитков является чайный гриб (Medusomyces gisevii), известный своими пробиотическими свойствами и благоприятным воздействием на здоровье. Уникальность чайного гриба заключается в возможности его ферментации с добавлением различных растительных компонентов, таких как травы, ягоды, фрукты и овощи. Это позволяет создавать напитки с разнообразными вкусовыми характеристиками. Использование дикорастущих и культивируемых ягод сибирского региона способствует обогащению напитков на основе чайного гриба витаминами, антиоксидантами и органическими кислотами, что положительно сказывается на иммунной системе человека. Настоящее исследование посвящено разработке рецептур функциональных напитков на основе культуральной жидкости симбиотического гриба Medusomyces gisevii и натуральных соков из ягод клюквы, брусники и сибирской вишни, произрастающих в экстремальных климатических условиях Сибири.
В рамках данного исследования были определены оптимальные количества ягодных соков (клюквы, брусники и вишни), влияющие на органолептические свойства продукта. Экспериментально установлено оптимальное время ферментации приготовления напитка. Проведена дегустационная оценка исследуемых образцов функциональных напитков, а также изучено влияние используемого растительного сырья на формирование сбалансированного вкусового профиля напитка. Проведено исследование изменений физико-химических показателей (титруемой кислотности, содержания сухих веществ и количества аскорбиновой кислоты) приготовленных напитков относительно исходной культуральной жидкости чайного гриба, выступавшей в качестве контроля.
Разработка функциональных напитков с использованием местного растительного сырья дает возможность получать варианты с повышенными биологически ценными характеристиками, позволяющими позиционировать продукцию как сибирский бренд, делая ее более конкурентоспособной.
Статья посвящена исследованию эволюции концепций и теоретических подходов к инновационному развитию с акцентом на эволюционные этапы и современные трактовки инноваций в экономике и торговле. Предлагаемый анализ дает всестороннее представление о процессах, происходящих в экономике, и их влиянии на торговлю.
В современных условиях развития инноваций и глобальной цифровой трансформации особую актуальность приобретает маркетинг высокотехнологичных продуктов, который формирует новые возможности для роста и конкуренции. Экономика взаимодействия экосистем, в рамках которой различные технологические компании, стартапы, инвесторы и потребители объединяются в сеть взаимовыгодных отношений, открывает широкое поле для исследования механизмов продвижения инновационной продукции.
Цель данной статьи заключается в анализе ключевых факторов, влияющих на маркетинг высокотехнологичных продуктов в контексте экосистемного подхода, а также в оценке эффективности стратегий, основанных на взаимной интеграции участников инновационных сообществ.
Проведенное исследование с использованием социологического опроса и анализа статистических данных позволяет выявить особенности поведения и предпочтений покупателей при выборе высокотехнологичной продукции, определить динамику роста и перспективы маркетинговых стратегий. Результаты показывают, что маркетинг в экономике взаимодействия экосистем требует комплексного и адаптивного подхода, включающего в себя разработку уникальных ценностных предложений и формирование устойчивых каналов коммуникации с конечными пользователями.
В статье также рассматриваются риски и ограничения, связанные с быстрыми изменениями технологических и рыночных условий, и предлагаются направления дальнейших исследований, способствующих повышению эффективности маркетингового взаимодействия участников высокотехнологичных экосистем.
Существующие подходы к оценке инвестиционного потенциала часто не учитывают сложные взаимосвязи между городом и его окрестностями. Большинство методик сосредоточено на анализе совокупности блоков факторов, таких как инфраструктура, экономика, социальное положение и экология, однако этого недостаточно для всесторонней оценки инвестиционной привлекательности. Учитывая, что крупные городские агломерации формируют около 48 % валового внутреннего продукта страны, необходимо уделить особое внимание инвестиционному потенциалу именно урбанизированных территорий. В процессе всестороннего анализа был разработан ограниченный набор показателей для оценки инвестиционного потенциала их устойчивого развития, включающий трудовой, финансово-экономический, инновационный, инфраструктурный, потребительский и природно-ресурсный потенциалы. На основе этих показателей была создана методология оценки, которая содержит порядок анализа и ключевые формулы для вычислений, разработанные на основе теории оптимального проектирования. Предложен динамический подход к оценке инвестиционного потенциала, который учитывает не только сам город, но и его пригород, взаимосвязанные общими потоками материальных и нематериальных ресурсов, а также инвестиций. В качестве направления для будущих исследований автор предлагает разработать методику интегральной оценки эффективности мероприятий по устойчивому развитию урбанизированных территорий. Она должна основываться на комплексном анализе бюджетного, коммерческого и социального эффектов, что позволит более точно определить влияние различных факторов на инвестиционный климат и обеспечить сбалансированное развитие как городских, так и пригородных территорий.
В статье представлены результаты изучения, обобщения и систематизации трудов зарубежных и отечественных экономистов, посвященных проблеме оценки эффективности организаций с позиций различных научнометодических подходов. Особое внимание уделено рассмотрению методик оценки эффективности туристских организаций, обладающих специфическими особенностями функционирования в современных условиях цифровой трансформации на рынке туристских услуг, что вызывает необходимость адаптации имеющихся методик и методов к особенностям деятельности данных организаций для обеспечения комплексного, системного подхода к проведению исследования.
В ходе критического анализа рассмотренных методик и методов оценки эффективности организаций, в том числе туристских, определена сущность и последовательность проведения исследований, выявлены основные достоинства и недостатки предлагаемых методик и определена сфера их применения в практике деятельности организаций. В заключительной части по результатам исследования сформулированы обобщающие выводы о применимости рассмотренных методик оценки эффективности в деятельности туристских организаций и необходимости их адаптации к современным условиям внешней и внутренней среды, трендам развития экономики и общества, отраслевой специфики функционирования организаций на рынке туристских услуг.
Представленная статья посвящена актуальной проблеме оценки и систематизации свойств, формирующих качество услуг в сфере розничной торговли. В работе проводится критический анализ существующих научных подходов к определению понятия и сущности качества услуг, с акцентом на специфику розничной торговли. Автор систематизирует различные свойства качества услуг этой сферы, выделяя основные и вспомогательные, и предлагает структурированный подход к оценке, учитывающий многоаспектность этого понятия.
Особое внимание уделено адаптации существующих моделей оценки качества, таких как SERVQUAL, CSI, NPS и другие, для практического применения в розничной торговле с учетом современных трендов развития отрасли, включая цифровизацию. Предложена адаптация метода графического представления конкурентоспособности для визуализации различных факторов качества услуг.
Статья представляет собой ценный вклад в развитие теоретических основ управления качеством услуг в розничной торговле. Систематизация ключевых свойств и адаптация существующих моделей оценки качества позволяет сформировать комплексное представление об определяющих факторах и проблемных зонах, что создает основу для разработки эффективных стратегий повышения уровня удовлетворенности клиентов и укрепления конкурентных преимуществ розничных предприятий.
Издательство
- Издательство
- СФУ
- Регион
- Россия, Красноярск
- Почтовый адрес
- Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
- Юр. адрес
- 660041, Красноярский край, г Красноярск, Октябрьский р-н, Свободный пр-кт, д 79
- ФИО
- Румянцев Максим Валерьевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@sfu-kras.ru
- Контактный телефон
- +7 (391) 2062077