Сегодня темпы развития этико-правовой базы в сфере ИИ существенно отстают от динамики роста внедрения этого инструмента в различных сферах. Сложившаяся ситуация порождает целый ряд проблем, среди которых особое место занимает проблема авторства сгенерированного контента. Данная многослойная проблема включает: 1) проблему нарушения авторских прав на материалы, использующиеся для обучения ИИ; 2) проблему признания авторства на креативный продукт, созданный с помощью ИИ-технологий; 3) проблему распознания авторства креативного продукта; 4) проблему качества сгенерированного ИИ-продукта; 5) проблему ответственности за сгенерированный ИИ креативный продукт.
Автор фокусируется на анализе кейсов мировой практики в этико-правовой области ИИ. В статье предпринимается попытка выявить возможные пути решения представленных выше проблем, а также определить предпочтительность их этического или правового регулирования. Автор приходит к выводу, что приоритетным вариантом является гибридное регулирование, сочетающее «мягкую силу» этики и «жесткую силу» права.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Филология
Согласно исследованию индекса готовности приоритетных отраслей экономики к внедрению ИИ в РФ по итогам 2024 года, средний уровень готовности составляет 43%, при этом показатели, включая результативность применения ИИ, преимущественно выросли по всем сферам по сравнению с предыдущими замерами. Отметим, что сегмент «Медиа и СМИ» относится к развивающимся с показателем внедрения ИИ-решений – 42%.
Список литературы
1. 2024 Индекс готовности приоритетных отраслей экономики Российской Федерации к внедрению искусственного интеллекта, НЦРИИ при Правительстве РФ URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/infrastruktura-ii/2024_indeks_gotovnosti_prioritetnyh_otrasley_ekonomiki_rossiyskoy_federacii_k_vnedreniyu_iskusstvennogo_intellekta_ncrii_pri_pravitelystve_rf/ (дата обращения: 21.03.2025).
2. Декларация об ответственном генеративном ИИ URL: https://ethics.a-ai.ru/genai-declaration/ (дата обращения: 28.03.2025).
3. Искусственный интеллект: от фундаментальных проблем к прикладным задачам: монография: в 2 томах / под ред. Е.Н. Макаренко. Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 2025. Т.2. 500 с. EDN: GOMQES
4. Как в разных странах маркируют ИИ-контент URL:https://futurecrew.ru/blog/kak-v-raznyh-stranah-markiruyut-ii-kontent (дата обращения: 22.03.2025).
5. Кодекс этики в сфере ИИ. URL: https://ethics.a-ai.ru/ (дата обращения: 28.03.2025).
6. Курганова Е.Б. ИИ-инструменты в разработке креативного продукта: этический аспект// Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2024. С. 138-140.
7. Мамедьяров З. Регулирование искусственного интеллекта: первые шаги URL: https://issek.hse.ru/news/886273942.html (дата обращения: 22.03.2025).
8. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года URL: https://ai.gov.ru/national-strategy/(дата обращения: 28.03.2025).
9. Национальный портал в сфере искусственного интеллекта (ИИ) и применения нейросетей в России. URL: https://ai.gov.ru/ (дата обращения: 28.03.2025).
10. Неренц Д.В. Юридические и этические проблемы регулирования применения искусственного интеллекта в современных массмедиа // Вестник РГГУ. Серия “Литературоведение. Языкознание. Культурология”. 2024. № 11. С. 122-137. 10.28995/2686-7249-2024- 11-122-137. DOI: 10.28995/2686-7249-2024-11-122-137
11. Петрашкин Д.М. Правовое регулирование права авторства на произведения, созданные искусственным интеллектом // Правовое регулирование экономической деятельности. 2023. №2. С. 57-64.
12. Принципы синтеза речи URL: https://storage.yandexcloud.net/yc-materials/pdf/Principles%20of%20speech%20synthesis.pdf (дата обращения: 28.03.2025).
13. Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. 90 с.
14. Шестерин Н.О., Шестерина А.М. Процесс взаимодействия человека и искусственного интеллекта в медиапространстве компьютерных игр // Неофилология. 2022. Т. 8, № 1. С. 128-136.
15. Шумакова Н. И., Ллойд Дж. Дж., Титова Е. В. На пути к правовому регулированию генеративного ИИвтворческой индустрии. Journal of Digital Technologies and Law, 2023. 1(4), 880-908. DOI: 10.21202/jdtl.2023.38
16. Grynbaum M.М., Мас R. The Times Sues OpenAI and Microsoft Over A.I. Use of Copyrighted Work URL: https://www.nytimes.com/2023/12/27/business/media/new-york-times-open-ai-microsoft-lawsuit.html (дата обращения: 24.03.2025).
17. Kato B. Coca-Cola ripped for ‘ugly’ AI-generated Christmas commercial: ‘Dystopian nightmare’ URL: https://nypost.com/2024/11/15/lifestyle/coca-cola-ripped-for-ugly-ai-generated-christmas-commercial-dystopian-nightmare/(дата обращения: 24.03.2025).
18. Kelly S. The Beatles’ Final Song, Completed with AI, Earns Grammy Nomination URL: https://www.cnet.com/tech/services-and-software/the-beatles-final-song-completed-with-ai-earns-grammy-nomination/(дата обращения: 24.03.2025).
19. Klepper D. New bipartisan bill would require labeling of AI-generated videos and audio URL: https://www.pbs.org/newshour/politics/new-bipartisan-bill-would-require-labeling-of-ai-generated-videos-and-audio (дата обращения: 24.03.2025).
20. Mann J. This picture won a prize in an AI competition - but it’s real URL: https://www.businessinsider.com/picture-won-prize-ai-competition-real-miles-astray-2024-6 (дата обращения: 24.03.2025).
21. Nachiappan A. AI cannot be named as the inventor, Supreme Court rules in patent dispute URL: https://news.sky.com/story/ai-cannot-be-named-as-the-inventor-supreme-court-rules-in-patent-dispute-13034816 (дата обращения: 24.03.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом настоящего исследования являются СМИ Новгородской и Челябинской областей. Исторический медиаконтент, транслируемый СМИ из названных регионов, выступает в качестве предмета исследования. В статье приводится обзор теоретических подходов к изучению понятия «медиатизация», а также сравниваются дефиниции данного явления. На примере нескольких региональных медиаплощадок рассматривается вопрос интерпретации распространяемых в цифровом пространстве исторических фактов. В результате анализа становится очевидным, что в социальных медиа создается потенциально дезориентирующая среда, в которой происходит смешение фактов, мнений и доказательств. Поэтому нередко становится затруднительно разделить точки зрения на потенциально истинные и потенциально неверные. Автор приходит к выводу о полемичном характере открытых обсуждений, которые нередко имеют довольно провокационный заголовок. Поскольку освещение информации об исторических фактах в медиапространстве имеет склонность к корректировкам и манипуляциям, становится необходимым рассмотреть характерные черты исторического дискурса (на основе публикаций новгородских и челябинских медиа). Отличительной чертой является краеведческая направленность публикаций региональных медиа, что оправдано ориентацией на местную аудиторию. При всем разнообразии исторических тематик региональные медиа не имеют большинства аспектов федеральной повестки. Несмотря на это, они напрямую участвуют в формировании национальной и региональной идентичностей посредством сохранения исторической памяти в массовом сознании. Автор приходит к выводу, что, согласно приведенной типологии, в региональных современных медиа наиболее распространен третий тип публикаций об истории, а именно, «реферат по истории».
Будучи компонентом рекламного текста как манипуляционного инструмента, молодежные сленгизмы могут быть отнесены к группе слов «с доминирующим прагматическим компонентом», однако использование их в рекламе является оправданным в том случае, если они являются органичными для языкового стиля целевой аудитории. Будучи быстро устаревающими, лексемы молодежного сленга могут восприниматься молодежной аудиторией как лишние и неуместные, а рекламная интеграция, в которой они используются, как неестественная. В результате использование сленгизмов брендами, стремящимися завоевать доверие молодежи, приводит к противоположному эффекту. Результаты проведенного в данной статье исследования восприятия молодежной аудиторией некоторых рекламных интеграций подтвердило наше предположение о том, что сленгизмы реализуют в рекламе свой коммуникативный потенциал только при условии соблюдения определенных правил их использования: соответствия языковым ожиданиям молодежной целевой аудитории и умеренностью в употреблении.
В статье представлены результаты сравнительного критического анализа корпуса докладов, представленных на конференциях Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) в 2021-20224гг. с акцентом на новейшие материалы 2024г. Результаты исследования не только представляют актуальную повестку дня в сфере теории профессиональной коммуникации, но и выявляют динамику развития научной мысли в данной области.
В настоящей статье авторы рассматривают медиатизацию политической сферы в датафицированном социуме. Особое внимание обращается на категорию глубокой медиатизации. Опираясь на ее понимание в современной медиа теории, авторы рассматривают эффекты глубокой медиатизации в политической сфере. Отмечается расширение, упрощение и демократизация доступа к политической информации. Одним из значимых эффектов глубокой медиатизации является ее влияние на сам характер политической коммуникации, изменение удельных весов прямых и опосредованных политических взаимодействий, появление возможности трансформации субъектности политических акторов. Авторы приходят к выводу, что датафицированная глубокая медиатизация создает возможности расширения политического участия. Отмечается возможность влияния процессов глубокой медиатизации на прозрачность политического процесса и возможность гражданского общества контролировать политических акторов и политические институты.
Статья посвящена исследованию роли видеоигры «Черный миф: Укун» как инструмента мультикультурной интеграции и трансляции китайской культурной идентичности. В статье рассматривается механизмы культурной коммуникации через цифровые игры, фокусируясь на адаптации традиционных элементов китайской мифологии (на основе романа «Путешествие на Запад») в глобальном дискурсе. В качестве теоретической основы данной статьи взята теория мультикультурной идентичности, концепция культурной гибридности и коллективной памяти, и игровая механика и популярная культура, знакомые глобальной аудитории, для преодоления культурных барьеров и успешного сочетания традиционной культуры с глобализацией. Цель статьи заключается в демонстрации того, как видеоигры становятся инновационным инструментом культурной коммуникации, преодолевая языковые и культурные барьеры. Выводы подчеркивают успех игры в сочетании традиционных символов с глобальной поп-культурой, что способствует формированию гибридной идентичности и взаимопониманию между аудиториями. Подтверждено, что цифровые технологии и интерактивность усиливают роль видеоигр как платформы для посредничества культурных обменов и их интеграции в мировое медиапространство. При этом отмечается, что игры способствуют культурному обмену и взаимопониманию посредством инноваций и взаимодействию в контексте глобализации.
В статье проведен анализ локализации медиаконтента в верифицированном аккаунте PT в сравнении с аккаунтом Sputnik в китайской социальной сети Sina Weibo. Исследование показало, что аккаунты реализуют на платформе разные принципы локализации контента. PT использует на Sina Weibo интерактивную стратегию коммуникации с аудиторией, в то время как Sputnik ориентирован только на линейную информационную стратегию локализации. RT вовлекает пользователей в коммуникацию с помощью таких принципов локализации, как отсылки к китайской традиционной культуре, китайским прецедентным высказываниям и фразеологизмам, юмористической подаче, т. е. работает как массовое издание. Аккаунт Sputnik на Sina Weibo реализует принцип информирования при локализации контента, который применяется в традиционной качественной прессе: ориентация на фактический материал с учетом интересов китайской аудитории. Авторы делают вывод, что приёмы локализации в аккаунте PT позволяют достигать высокой вовлеченности в коммуникацию своих подписчиков, что проявляется в комментариях, репостах и лайках. Эффективность приемов локализации контента в аккаунте Sputnik определяется количеством просмотров публикаций. Эмпирическая база исследования включает в себя анализ контента на официальных аккаунтах МИА Russia Today (@今日俄罗斯RT) и Sputnik (@俄罗斯卫星通讯社) на платформе Sina Weibo в период с 2017 г. по настоящее время. Для демонстрации приемов локализации контента приведены примеры 14 топ-постов, собравших самое большое количество комментариев, лайков и репостов за анализируемый период (публикации в аккаунте МИА Russia Today: 1067 комментариев,3135 лайков и более 346 тысячи просмотров, публикации в аккаунте Sputnik: 24 комментариев, 224 лайка, и более 68 тысячи просмотров.
Статья представляет собой исследование развития генеративных нейросетей Gigachat, YandexGPT и ChatGPT для создания новостного и рекламного контента. В работе анализируются особенности алгоритмов, применяемые методы анализа текстов, а также возможности и ограничения этих моделей. Наиболее важной частью исследования является актуализация данных и сравнение точности, структуры и эмоциональной окраски текстов, созданных нейросетями с 2023 по 2025 год. Исследование подчеркивает важность глубокого понимания принципов работы языковых моделей для эффективного их использования в медиасфере, включая борьбу с фейками и дезинформацией.
В статье анализируются виртуальные сообщества как коммуникационный инструмент формирования и продвижения туристских проектов и продуктов. Рассмотрены некоторые особенности предпочтений услуг в сфере туризма и потребления контента в тематических сообществах. Обозначены принципы построения сообщества: человекоцентированный подход с фокусом на интересы пользователя, вовлечение участников в совместную работу, мотивацию создания пользовательского контента, поддержку общения, применение нейросетей в качестве навигации и помощника сообщества.
Для современной медиасферы принципиальным является вопрос о корреляции технологий искусственного интеллекта с человекоцентричностью журналистики, тема трансформации профессиональных ценностей, стандартов и этико-правовых норм. Целью статьи является изучение и обобщение проблем регламентации авторских прав, которые возникают в связи с применением технологий искусственного интеллекта для создания медиатекстов. Материал исследования – законодательные инициативы, прецеденты судебных конфликтов по авторскому праву создателей алгоритмов искусственного интеллекта и правообладателей, правовые документы, касающиеся применения авторского права в разных странах мира. Изучены проблемы авторства сгенерированных медиатекстов и регламентирования прав автора на медиаконтент, используемый для обучения нейросети. Обозначены перспективы дальнейшей исследовательской работы по данной теме: совершенствование практики законодательного регулирования деятельности нейросетей, возможное расширение определения «автор».
Издательство
- Издательство
- АПСО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Г. МОСКВА, ВН. ТЕР. Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТВЕРСКОЙ, УЛ ПЕТРОВКА, Д. 17, СТР. 2, ЭТАЖ 1, ПОМЕЩ./КОМ. III/10
- Юр. адрес
- 107031, Г.МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТВЕРСКОЙ, УЛ ПЕТРОВКА, Д. 17, СТР. 2, ЭТАЖ 1, ПОМЕЩ./КОМ. III/10
- ФИО
- Гавра Дмитрий Петрович (ПРЕЗИДЕНТ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://apsolib.ru/