Архив статей журнала
Введение. Актуальность исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании модели и комплекса педагогических условий, направленных на формирование культуры информационной безопасности среди студентов технического вуза, включающего не только передачу технических знаний и навыков, но и развитие понимания значимости информационной безопасности как неотъемлемой части профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере высоких технологий.
Цель: апробация модели и педагогических условий формирования культуры информационной безопасности у студентов технического вуза.
Материалы и методы: использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, таких как изучение методологической, научно-методической, специальной литературы, по проблеме формирования и развития культуры информационной безопасности студентов; сравнение и обобщение фактического материала, наблюдение, тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов деятельности студентов. Результаты исследования, обсуждения: результаты сравнительного анализа на статистически значимом уровне демонстрируют положительные трансформации в сформированности структурных компонентов культуры информационной безопасности среди студентов экспериментальной группы, в отличие от относительно стабильных показателей, зафиксированных в контрольной группе. Так, для формирования технического компонента культуры информационной безопасности достаточно эффективными являются педагогические условия: 1) включение в учебный процесс специализированного факультатива «Культура информационной безопасности»; 2) конкурс студенческих проектов по кибербезопасности; для формирования когнитивного компонента: 3) психодиагностика когнитивно-личностных особенностей студентов, 4) развитие критического мышления посредством использования интерактивных методов обучения; для формирования поведенческого компонента: 5) создание кибердружины университета, 6) внедрение системы мотивации и обратной связи за участие в учебном проекте «Моя кибербезопасность в цифровой среде»; для формирования ценностно-смыслового компонента: 7) интеграция этических аспектов информационной безопасности в учебные программы, 8) разработка и применение кейс-метода «Cyber Ethics - Этика в Цифровом пространстве».
Заключение. Предложенная модель и педагогические условия демонстрируют свою эффективность в контексте повышения уровня технической подготовленности студентов в области цифровой информационной безопасности, способностей критически мыслить, обнаруживать причинно-следственные связи, развития соответствующих поведенческих компетенций, что подчеркивает значимость подобных образовательных инициатив.
Введение. В статье анализируются результаты исследования в рамках темы «Изучение родных языков в школах России и в мире» по тематическому плану научно-исследовательских работ (фундаментальных научных исследований и прикладных научных исследований), предусмотренных государственным заданием Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Цель исследования - проанализировать результаты анкетирования педагогов, обучающихся и родителей по вопросам обучения марийскому языку.
Материалы и методы. Были разработаны анкеты, опросники, содержащие от 6 до 10 вопросов, связанных с пониманием потребности в изучении родных языков и удовлетворенностью состоянием обучения родному языку. Результаты, обсуждение. Представлены результаты ответов руководителей образовательных организаций, педагогов, обучающихся и родителей о созданной в школе речевой среды на родном языке, о способах повышения мотивации детей к изучению родного языка, о достаточности количества часов, отведенных на изучение родного языка, об успехах обучающихся в знании родного языка, о причинах снижения интереса обучающихся к изучению родного языка, о качестве учебников по родным языкам и др.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в обучении марийскому языку есть много положительных моментов: проводятся олимпиады по марийскому языку и литературе, конкурсы чтецов, сочинений муниципального, регионального уровней, конкурсы исследовательских работ. Обучающиеся применяют родной язык «в общении с семьей и родственниками», «на уроках родного языка», «читают книги, смотрят передачи». Но респондентами отмечаются и проблемы, связанные с обучением марийскому языку: недостаточное количество часов, отведенных на изучение родного языка; не во всех образовательных организациях создана речевая среда на родном языке, отсюда и успехи обучающихся в знании родного языка многими учителями оцениваются лишь на «удовлетворительно». В качестве причин снижения интереса обучающихся к изучению родного языка отмечаются «неудовлетворенность качеством учебников/учебных пособий», «отсутствие современных технологий в методике преподавания», «нежелание родителей», «неуверенность в возможностях и перспективах использования родного языка в жизни». Необходимо продолжить работу по совершенствованию языковой среды, использованию современных технологий, созданию всех условий для полноценного обучения родному языку в соответствии с этнокультурными потребностями субъектов образовательного процесса.
Введение. Феномен развития цифровых технологий способствует изменению и различных научных отраслей, в том числе и педагогических, вследствие этого в образовательной среде появляется новое направление - цифровая дидактика. Цель исследования: проанализировать деятельность учебно-исследовательской лаборатории «Цифровая дидактика» в реализации учебных и научно-исследовательских задач. Материалы и методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические методы (анализ и обобщение теоретических материалов и практического опыта по теме исследования); материалами для анализа являются отчетные документы о деятельности лаборатории, Положение о деятельности учебно-исследовательской лаборатории «Цифровая дидактика». Результаты исследования, обсуждения: образовательная задача: за период действия лаборатории проведено 218 занятий, 19 открытых мероприятий для различных образовательных организаций, реализовано 3 дополнительные общеобразовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста и для студентов высших учебных заведений, а также 2 дополнительные профессиональные программы повышения квалификации; научная задача: результаты деятельности лаборатории отражены в 8 публикациях: 3 - в журналах, рекомендованных ВАК, 4 публикации, индексированные в РИНЦ, 1 публикация - в коллективной монографии, также лаборатория являлась площадкой для проведения 10 научных мероприятий различного уровня; учебно-исследовательская задача: на базе лаборатории ведутся исследования в области цифровой педагогики: 4 диссертационных исследования, 23 исследования в рамках магистерских диссертаций, 2 исследования в рамках выпускных квалификационных работ бакалавров. В лаборатории представлено разнообразное оборудование для работы с детьми и взрослыми, с помощью которого можно разрабатывать уникальные и занимательные занятия (ПАК «Колибри. ЛАБ», интерактивный пол FlooriumAdaptive, интерактивная студия I-Theatre, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», интерактивная стена «Попадалкин», ПАК iSandBOX Small, конструкторы «Мални» и «СтартБлок» и пр.).
Заключение. Проанализировав результаты деятельности учебно-исследовательской лаборатории «Цифровая дидактика» за год, можно сделать вывод о том, что она решает поставленные задачи, является площадкой для приобретения и отработки знаний, а также оказывает консалтинговые услуги по применению цифрового оборудования в образовательной среде.