Архив статей журнала
В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов. Обосновывается важность формирования инклюзивной компетентности; уточняется понятие «инклюзивная компетентность», определяются ее структурные компоненты; описываются педагогические условия, обуславливающие успешность формирования инклюзивной компетентности студентов педагогического направления подготовки, приводятся примеры их реализации.
В статье раскрывается актуальность саморазвития педагога дополнительного образования в условиях работы в инклюзивной образовательной среде. Представлены основные методы саморазвития педагога в современных условиях. Отражены результаты авторского опроса педагогов дополнительного образования Республики Татарстан, которые легли в основу модели саморазвития готовности педагогов дополнительного образования детей к работе в инклюзивной образовательной среде.
Статья затрагивает вопросы социальной и педагогической интеграции. Рассматриваются факторы успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, отмечается важность организации инклюзивной образовательной среды. Подчеркивается необходимость адаптации социального окружения.
В статье раскрывается специфика формирования этнокультурной компетентности педагогов в условиях инклюзивного образования. Представлены методы и технологии повышения этнокультурной компетентности преподавателей вуза, среди которых - тренинги по формированию межкультурной сензитивности, дискуссии на темы толерантности и взаимоуважения в поликультурной среде, технология развития толерантности.
В статье автор раскрывает специфику развития инклюзивного образования в Республике Татарстан и роль Казанского инновационного университета (КИУ) им. В. Г. Тимирясова как базовой образовательной организации по разработке методологий и технологий инклюзивного образования. Представлены результаты исследования, проведенного НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования КИУ совместно с Министерством образования и науки РТ в области готовности педагогов республики к реализации инклюзивных подходов в образовании. Автор акцентирует внимание на необходимости трансформации формализованного управленческого подхода к управлению частным инновационным вузом в человеко-центристский, подразумевающий признание уникальности и самоценности всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности.