Архив статей журнала
Президентская программа подготовки управленческих кадров, осуществляемая по группе А (проектно-ориентированная подготовка) предполагает разработку и реализацию специальной методики обучения. В опубликованных источниках имеется информация о проектно-ориентированном обучении, применяемом в вузах, об обучении действием, применяемом в программах повышения квалификации, но обоснованной целостной методики, привязанной к целям программы группы А, обнаружить не удалось. Разработанная и реализованная авторами на практике уникальная методика представляет собой синтез нескольких подходов, технологий и инструментов. Слушатели Президентской программы направляются предприятием на учебу в образовательное учреждение, имея конкретные задания: разработать и организовать выполнение проектов, соответствующих планам стратегического развития. Им нужно получить соответствующие компетенции: знания, навыки, умения, развить способности. Пакет предоставляемых знаний должен соответствовать направлению «Менеджмент». Базовой дисциплиной образовательной программы, выполняющей системообразующую роль при проектировании и реализации программы, является дисциплина «Управление инновационными проектами». Программа открывается занятиями по актуализации и конкретизации исключительной роли руководителя проекта как активного субъекта управления в инициировании, разработке и реализации стратегически значимого проекта для предприятия, включает всестороннее изучение теории и лучшей практики инициирования и реализации инновационных проектов и завершается защитой на предприятии реальных проектов. Таким образом, базовая дисциплина, от открытия до завершения программы, выполняет свое предназначение координации и поддержания требуемого ритма подготовки. Базовая дисциплина в учебном плане представляется в трех форматах: лекционное изложение; работа в проектных командах; проектные сессии с выездом на предприятия. Лекционное изложение не должно превышать 50 % аудиторного времени. Практические занятия представляют собой работу в командах с освоением основных форматов и инструментов проектного менеджмента. Наиболее типичными форматами являются концепция, устав и план управления проектами. Представленные командами наработки презентуются и обсуждаются. Тем самым формируется набор приемов и инструментов, который потом используется слушателем при работе над индивидуальным проектом. Процесс выполнения индивидуальных проектов контролируется путем проведения трех проектных сессий непосредственно с выездом на предприятие. Заслушивание и обсуждение осуществляется в присутствии как представителей образовательного учреждения, так и руководителей предприятия. Тем самым обеспечивается непрерывный контроль качества выполнения проектов.
Рассмотрены проблемы и перспективы развития инновационной и интегративной медицины в Республике Бурятия, выявленные на основе проведенных автором социологических исследований. Необходимость такого исследования обусловлена малым количеством внедренных инновационных и интегративных проектов в здравоохранении Республики Бурятия по сравнению с другими регионами и недостаточной оценкой эффективности внедряемых технологий со стороны региональных органов управления здравоохранением. Выявлены изъяны организационно-методической работы регионального министерства здравоохранения по содействию инновационному развитию подведомственных медицинских организаций и внедрению медицинских инноваций. Предложено осуществлять мониторинг инновационной деятельности и реализуемых проектов медицинских организаций региона с использованием комплексных социолого-экономических методик. Дана оценка деятельности Центра ядерной медицины как медицинской организации инновационного типа, оказывающей высокотехнологичную медицинскую помощь и Центра восточной медицины как медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь на основе интегративных методов лечения и реабилитации. Определены перспективные инновационные проекты, наиболее востребованные для регионального здравоохранения: совместный с ПАО «Сбербанк» проект «Цифровой ФАП» и система принятия врачебных решений «Электронный клинический фармаколог, апробируемая в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко». Представлена экспертная оценка внедрения инновационных технологий диагностики и лечения в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко». Сформулированы для регионального министерства здравоохранения и профильных медицинских организаций научно-практические рекомендации по внедрению инновационных и интегративных технологий в региональное здравоохранение с учетом передового мирового и российского опытов.
Школьное питание и воспитание привычек здорового питания остается в сфере внимания федеральных и региональных органов власти в силу своей актуальности и неудовлетворенности родителей школьников качеством питания в школах. По обращениям в Единый портал государственных и муниципальных услуг по вопросам школьного питания Республика Башкортостан в 2021 г. имела самую низкую оценку. В 2019 г. почти каждый пятый родитель был недоволен качеством школьного питания в регионе, что подчеркивает актуальность темы для исследуемого региона - Республики Башкортостан. А осенью 2023 г. признана лучшей в России, в том числе благодаря активизации применения обратной связи с родителями. В данной работе приведены результаты серий социологических опросов родителей школьников по теме качества школьного питания Республики Башкортостан в 2022-2023 гг. Проведено их сопоставление с оценками качества в динамике, выявлены причины недовольства школьным питанием. Установлено, что удовлетворенность организацией питания выше, чем качеством питания. 38 % детей в республике полностью удовлетворены питанием, но почти каждый десятый полностью недоволен им. Более всего удовлетворены питанием родители в сельской местности, менее всего - в г. Уфе. Основными причинами отказа от питания в школе является невкусная и холодная пища, однообразное питание. Выявлено также, что для повышения качества питания, по мнению родителей, важнее всего обеспечить свежесть и разнообразие продуктов и блюд, возможность выбора блюд меню, а также приготовление еды в школьных столовых.
Актуальность исследования установок общества в отношении предпринимательства на современном этапе обусловлена необходимостью преодоления социокультурного кризиса и активации внутренних социальных, институциональных факторов для выхода на траекторию роста. Теоретическим фундаментом исследования служат разного рода социально-экономические концепты, а методическим инструментарием - социологические методы. Цель исследования - выявить и сопоставить образ предпринимателя в глазах общества и характеристики бизнесмена, которые способствуют/препятствуют социально-экономическому развитию. Выводы статьи базируются на результатах социологических исследований, проведенных авторами в 2017-2023 гг. среди представителей российского малого и среднего бизнеса, а также школьников, студентов экономического университета и совершеннолетнего молодого населения Свердловской области. В ходе основного исследования в 2023 г. авторами выявлено позитивное отношение школьников и родителей к занятию бизнесом, что может являться основой для формирования мотивации к становлению молодежи предпринимателями в будущем. Положительное отношение (максимальные 5 баллов) поставили 48,3 % школьников и 70,9 % родителей. При этом крайне негативное отношение (минимальный 1 балл) указали 22,6 % школьников и 9,9 % родителей. Говоря об образе бизнесмена, то 34,3 % школьников и 51,6 % родителей считают, что предприниматель - это труженик. Если говорим о бизнесмене как ловкаче, изворотливом человеке, то так считает 22,6 % школьников против 9,9 % родителей. И результаты прошлых социологических исследований социологической лаборатории УрГЭУ показали, что позитивный образ предпринимателя прочно укоренился среди молодых людей 18-30 лет, молодых предпринимателей и представителей малого и среднего бизнеса.
Проведен анализ формальных и неформальных взаимодействий в сфере научной деятельности образовательных и научных организаций органов внутренних дел России с другими субъектами научной деятельности. На основе эмпирических данных рассматривались все участники научной деятельности, как научные организации, так и физические лица. В работе дана характеристика системе органов внутренних дел, возглавляемой Министерством внутренних дел России, как специфическому субъекту взаимодействий, как по научным задачам, так и по степени открытости проводимых исследований. В ее научной градации представлены: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Обозначено содержание, пределы и профили научных разработок, осуществляемых органами внутренних дел. Взаимодействие субъектов научной деятельности изучалось с помощью метода анализа документов. В качестве документальных источников выступили опубликованные материалы различных научно-представительских мероприятий, конференций, семинаров, круглых столов. В результате анализа текстов обнаружены пропорции, в которых разворачивается взаимодействие субъектов научной деятельности в целях решения задач, стоящих перед МВД России. Около 20 % составляют представители внешних научных организаций, чуть больше половины из которых - это представители других силовых ведомств. Из основного массива участников примерно равные доли, по 40 % от общего количества, составляют представители того вуза, на базе которого проводится научное мероприятие и других организаций этого же ведомства. Среди прочих выводов отмечено, что значительная часть представителей иных ведомств принимают участие в «посторонних» для них научных мероприятиях, повинуясь и находясь под воздействием, прежде всего, неформальных каналов коммуникации и межличностных связей.
Цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества иногда порождает неверные предположения о ее безграничных возможностях. Принято считать, что электронное образование дает хорошие результаты и требует меньше затрат. Однако практика последних лет показывает, что формат электронного образования следует рассматривать более детально, выделяя каждую цель, для реализации которой этот формат используется. Важно учитывать совокупность факторов и условий, которые могут повысить эффективность электронного образования и к числу которых можно отнести высокий уровень цифровизации всего учебного процесса, наличие институциональной рамки цифровизации образования, обеспечение оценки и самооценки базовых цифровых навыков студентов и преподавателей, готовность и умение взаимодействовать в дистанционном формате студентов и преподавателей. При таком подходе можно увидеть, что существуют ограничения его применения по уровням образования, по механизмам наработки профессиональных компетенций, по степени социально-психологического воздействия. Также следует учитывать сферу социально-трудовых отношений в части создания и ликвидации рабочих мест, напряженности и интенсивности труда, определения заработной платы и организации рабочего места. Признавая положительные результаты использования дистанционной формы электронного образования в период кризиса пандемии, нужно развивать широкую дискуссию относительно формата современного образования. Принимая во внимание несовпадение «временных горизонтов развития» системы образования и отдельного человека, отдельной организации, важно как можно более адекватно оценивать влияние на образование различного рода изменений (изменений глобального миропорядка, товарных рынков и рынка труда). В статье анализируются сильные и слабые стороны традиционного и электронного образования, обосновывается оптимальность формата «гибридного образования».
Ситуация, в которой находится мир в настоящее время, выявляет ряд проблем в обучении инженеров и стимулирует систему политехнического образования к адаптации и эффективному развитию в соответствии с современными требованиями. Текущие изменения в области образования во многом обусловлены открытием ресурсов, которые подкрепляют концепцию непрерывного инженерного обучения, ориентированного на достижение определенной цели. Обучение в дуальном формате характеризуется двумя ключевыми аспектами: с одной стороны, это глубокая теоретическая подготовка будущих специалистов в области конструирования, программирования и технологии; с другой стороны, это формирование у студентов навыков решения конкретных производственных задач. Трансдисциплинарность выступает в роли краеугольного камня и основного направления в прогрессе технологического образования. В учебных методиках начинают просматриваться элементы, способные материализовать концепции дуальности и трансдисциплинарности в виде конкретных образовательных курсов. В данной статье рассматривается взаимосвязь и взаимозависимость описанных выше факторов. Несмотря на заметные трансформации, проблематика инженерного образования остается актуальной. В статье предпринят анализ ключевых аспектов и потенциала подхода STEAM. Основой проведенного исследования служит анализ теоретических концепций в области инженерной экономики, политехнического обучения, технологического предпринимательства и согласования дисциплинарных подходов в процессе подготовки будущих инженеров. Проведен анализ научных-практических исследований и педагогического процесса в сфере технологического образования. В ноябре 2023 г. был осуществлен опрос экспертов, направленный на выявление проблем и перспектив STEAM-образования. Исследование свидетельствуют о том, что прогресс в области технологического образования может быть стимулирован развитием трансдисциплинарных научных работ и проектов, конвергентных технологий, а также практикой решения реальных проблем совместными усилиями специалистов из различных профессиональных групп.
Рассмотрены проблемы обучения студентов магистратуры во взаимосвязи с их предшествующим образованием. Определены основные проблемы реализации магистерских программ на примере Удмуртского государственного университета. Целью статьи является определение взаимосвязи процесса обучения в магистратуре студентов с различным академическим бэкграундом, т. е. предшествующим направлением подготовки магистрантов. Выявлены основные проблемы магистерского образования и способы их решения. Были применены методы полуформализованных интервью с руководителями магистерских программ и анкетного опроса студентов. Результаты исследования показали, что непрофильные студенты являются более мотивированными и ответственными, чем профильные. Анкетный опрос позволил создать предварительный социальный портрет студента, обучающегося не по профилю магистратуры: это, как правило, студенты социально-гуманитарных направлений, чаще женщины, более старшего возраста, при этом наибольшая часть из них закончила свое обучение раньше, чем в году, предшествующему обучению в магистратуре. Выявлен ряд проблем, например, недостаточная базовая подготовка обучающихся с непрофильным образованием, как фактор снижения мотивации к обучению у этой группы обучающихся. Также проблематичными являются более низкие оценки качества обучения у магистрантов с профильной подготовкой. Основными рекомендациями студентов по повышению качества подготовки являются повышение практической составляющей образования, увеличение доли дисциплин, направленных на получение специфических профессиональных навыков, повышение возможности выбора дисциплин, обеспечение гибкости расписания. Эти трудности должны решаться посредством развития индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих поддержку образовательных и карьерных маршрутов выпускников.
Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями восприятия педагогических профессий со стороны обучающихся основной школы. Описывается развитие представлений о профессиональном самоопределении в рамках социологических подходов, формах его осуществления от ранних идей профессионального отбора до современных теорий самоопределения в психологии, педагогике и социологии. В рамках описания обращается внимание на связь представлений о содержании и рисках профессионального самоопределения с трансформациями социально-экономических и культурных процессов в обществе. Анализируя особенности педагогических профессий, автор акцентирует внимание на их высоком потенциале в сфере профессионального самоопределения: они относятся к массовому сегменту рынка труда, наиболее хорошо известному обучающимся, наглядно представлены в их повседневном опыте, обладают высоким общественным престижем. Более того, на данном этапе реализуется комплекс мер государственной политики, направленных на повышение востребованности педагогических профессий среди абитуриентов, включая специализированную предпрофильную подготовку. На основании данных, полученных в ходе лонгитюдного исследования (2018-2022 гг.) готовности обучающихся основного уровня образования Пермского края к профессиональному самоопределению, рассматриваются такие элементы восприятия профессии педагога, как информированность о содержании трудовой деятельности, наличие и оценка опыта обучения других, интерес к данной профессиональной деятельности. Полученные результаты показывают неоднозначную ситуацию: с одной стороны, у обучающихся сформировано адекватное представление о содержании профессиональной деятельности педагога, а также они имеют первичный опыт выполнения отдельных видов деятельности, характерных или близких для преподавания. С другой стороны, оценка удовлетворенности и собственных способностей к подобной деятельности невысока.
Рассматриваются особенности (де)профессионализации сферы гражданской науки на примере проектов гражданской науки в различных сферах в России. Методологической базой исследования выступают 60 различных проектов из разных сфер гражданской науки, осуществленных в России. Материал, который анализировался в рамках исследования, - отчеты и публикации в СМИ, освещающие результаты настоящих проектов. В рамках анализа нами были выделены схемы. Рассмотренные в исследовании схемы свидетельствуют о сохранении доминирования экспертной монополии над инициативами, реализуемыми учеными-любителями. При этом наиболее иерархиезированными выступают естественно-научные проекты гражданской науки, а также технические сферы гражданской науки, в то время как гуманитарные сферы гражданской науки в большей степени открыты для диалога и взаимодействий между исследователями. Кроме того, в рамках гуманитарных наук развивается активное сотрудничество между исследователями - профессионалами и непрофессионалами. Исследование проектов гражданской науки позволяет заключить, что эта сфера представляет собой синтез экспертной монополии и развития кооперации и сотрудничества между исследователями - профессионалами и непрофессионалами. При этом ключевой вектор исследования инициатив гражданской науки смещается в сторону индивидуальных проектов и локальных инициатив, позволяющих наиболее полно поддерживать участие непрофессионалов исследователей в развитии гражданской науки. Также следует отметить важность установления активного диалога и постепенной (де)профессионализации большинства сфер и инициатив гражданской науки для развития в целом научного знания и активного привлечения научных волонтеров для участия в инициативах.
Представлен анализ проблем цифровизации образования с точки зрения учителей школ. Данные собраны посредством онлайн- и офлайн-опроса, проведенного среди учителей общеобразовательных школ г. Перми в течение 2023-2024 гг. Вопросы касались отношения учителей к дистанционному групповому обучению, использованию цифровых инструментов в учебном процессе, а также сложностей, с которыми пришлось столкнуться в период вынужденного массового перехода на дистанционное групповое обучение в период пандемии COVID-2019. Также выявлено мнение учителей школ о возможности и эффективности формирования важных личностных навыков в процессе дистанционного образования, а именно составляющих критического мышления. На основе полученных данных была подтверждена гипотеза о негативном отношении школьных учителей к дистанционному групповому обучению, а также выявлено противоречие в ответах, оценивающих эффективность данной формы обучения. Осуществлен обзор аналогичных исследований по теме проблем цифровизации современного образования и отношения к этому учителей школ. Сопоставлены результаты качественных и количественных исследований последних лет, затрагивающих мнения педагогов школ о цифровизации и дистанционном групповом обучении. Автор делает выводы о противоречивости отношения учителей к дистанционному групповому обучению школьников, а также о необходимости повышения уровня инновационности традиционного обучения для того, чтобы цифровизация отдельных учебных процессов могла служить инструментом повышения качества обучения, а не снижения его эффективности. Представлено мнение учителей школ относительно изменения роли педагога при дистанционном групповом обучении. Проведено сравнение данных исследования автора и других исследований, касающихся аналогичной проблемы.
Развитие информационно-коммуникационных цифровых технологий стимулирует инновационные практики образовательного процесса, связанные с внедрением элементов дистанционного обучения в разных его формах и на разных уровнях образования. Данный показатель в России существенно ниже в сравнении с рядом стран (однако наблюдается рост показателей использования интернета с целью дистанционного обучения). Цель представленного исследования заключается в том, чтобы сделать социологический анализ процесса организации учебного процесса в дистанционной форме в региональном вузе, локализованного в условиях российской Арктики с позиции специфического агента института образования - студентов, а также определить возможности и преимущества, ограничения и основные проблемы, которые сопряжены с его реализацией, для определения направлений совершенствования учебного процесса с применением дистанционных технологий в вузе. Для достижения заявленной цели в работе привлекаются данные конкретного кейса - результаты анкетирования студентов регионального вуза, полученные в период пандемии COVID-19. Исследование опыта реализации учебного процесса в дистанционной форме в вузе с позиции обучающихся позволило выделить ряд направлений для его дальнейшего совершенствования: нормативно-правовые основы, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, социально-культурные основы. Научная новизна исследования состоит в том, что оно позволяет расширить границы научных представлений в области теории и методики дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий. Также работа имеет прикладное значение для области педагогики высшей школы, поскольку удалось определить перспективные направления для совершенствования учебного процесса в дистанционной форме, а также его отдельных элементов. Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения удовлетворенности дистанционным обучением других участников образовательного процесса (преподавателей вуза, студентов заочной формы обучения), реализации мониторинга удовлетворенности дистанционным образованием и его отдельными элементами в рамках традиционной формы обучения студентов в вузе.
- 1
- 2