Актуальность исследования обусловлена дискуссионностью подходов к определению сущности и измерению уровня благосостояния населения региона. Особую значимость данной проблеме придает контекст концепции устойчивого развития, ориентированной на рост благосостояния и сохранение экологического баланса. Статья направлена на формирование новой теоретической модели, характеризующей взаимное влияние устойчивого регионального развития и благосостояния населения региона. Методологическую основу составили фундаментальные положения концепции устойчивого развития, теорий благосостояния, регионального и пространственного развития. Использовались методы сравнительного анализа, синтеза, концептуального моделирования. В результате установлено, что благосостояние населения региона выступает одновременно как в роли целевого ориентира ввиду наличия в своей структуре элементов идентичных сферам устойчивого развития, так и в роли ключевого фактора устойчивого регионального развития благодаря набору материальных и нематериальных, экономических и неэкономических благ, образующих экономический, социальный, экологический и институциональный элементы, обеспечивая непрерывный процесс изменений в региональной социо-эколого-экономической системе под воздействием межрегиональных, национальных и международных факторов внешней региональной среды. Представленная в статье концептуальная модель расширяет представление о процессе обеспечения устойчивого регионального развития, вносит вклад в теорию благосостояния и формирует основу для разработки методического инструментария оценки благосостояния населения региона
Постоянно возрастающее негативное воздействие экономического роста на окружающую среду обусловливает необходимость внедрения бизнес-моделей циркулярной экономики, базирующихся на принципах промышленного симбиоза. Однако для развития промышленного симбиоза необходимо не только понимание его сущности и возможных выгод, но и оценка потенциала региональной экономики к реализации симбиотических взаимодействий. Статья направлена на разработку инструментария оценки регионального потенциала промышленного симбиоза. Методология исследования базируется на концепции промышленного симбиоза и системной парадигме Г. Б. Клейнера. В исследовании использованы индексный и матричный методы. Информационную базу составили данные Росстата и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования за 2021–2022 гг. по регионам ЮФО. В результате предложен инструментарий оценки регионального потенциала промышленного симбиоза, представляющий собой систему показателей оценивания его основных компонентов и типологизацию регионов по уровню развития потенциала промышленного симбиоза. Определено, что Ростовская и Астраханская области, а также Республика Крым обладают наибольшим потенциалом к развитию симбиотических взаимодействий. Исследование вносит вклад в развитие теоретических представлений в области циркулярной экономики с точки зрения понимания факторов и условий, необходимых для реализации процессов промышленного симбиоза в регионе. Практическая значимость работы выражается в возможности использования полученных результатов при формировании методических подходов к разработке проектов промышленного симбиоза как элемента стратегии социально-экономического развития российских регионов
Транспортный комплекс играет особую роль в социально-экономическом развитии региона, которая зависит от наметившихся тенденций к росту мобильности населения, внедрения современных технологий, расширения экономических связей, увеличения объемов производства регионов. Статья посвящена исследованию проблемы взаимосвязи между транспортным комплексом и экономикой региона на примере Уральского федерального округа. Методологической базой послужили теоретические положения региональной экономики и теории пространственного развития. Основным методом исследования выступает корреляционно-регрессионный анализ. Информационную базу составили данные Росстата по социально-экономическим показателям транспортного комплекса, а также валовому региональному продукту УрФО за 2010–2020 гг. Разработана регрессионная модель прогнозирования ВРП. В результате анализа выявлена связь между социально-экономическими показателями транспортного комплекса и валовым региональным продуктом УрФО. Установлена зависимость между показателями «плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием», «число погибших в ДТП на 100 000 человек» и ВРП УрФО. Сделан вывод о необходимости разработки интегрального показателя оценки транспортного комплекса, отражающий цифровую модернизацию и внедрение инноваций
В условиях динамично развивающейся экономики, подверженной влиянию глобальной неопределенности, использование методов искусственного интеллекта позволяет строить продвинутые адаптивные модели, основанные на нелинейном взаимодействии переменных, и разрабатывать на их основе более точные экономические прогнозы и сценарии социально-экономического развития, чем с применением стандартных эконометрических и статистических методов. Исследование посвящено нейросетевому моделированию и прогнозированию валового регионального продукта субъекта Российской Федерации (на примере Нижегородской области). Информационной базой послужили региональные и макроэкономические данные Росстата, Банка России и онлайн портала Investing. com за 2000–2023 гг. Теоретико-методологической основой исследования явились расширенная производственная функция Кобба – Дугласа, базовые концепции региональной экономики и нейросетевого моделирования. Использование информации по регионам со схожей отраслевой структурой и масштабам экономики позволило увеличить массив данных для обучения моделей. В результате исследования построены две модели ВРП Нижегородской области: базовая, основанная на ограниченном количестве входных параметров и данных регионов-бенчмарков, согласно Стратегии развития области; и расширенная, основанная на большем количестве входных параметров и данных регионов одного с Нижегородской областью кластера. На их основе разработаны три прогноза ВРП Нижегородской области на 2025–2027 гг.: реалистический, оптимистический и пессимистический. Результаты по реалистическому сценарию оказались близкими к прогнозу областного правительства. Кроме того, расширенная модель позволила получить более точные прогнозы. Результаты и выводы исследования могут быть полезны при составлении прогнозов и управлении социально-экономическим развитием РФ и ее регионов
Для Российской Федерации, столкнувшейся с новыми геополитическими реалиями, укрепление национальной безопасности и территориальной целостности связано с переосмыслением региональной политики, поиском инструментов снижения пространственных диспропорций. Несмотря на значительный объем научных исследований, посвященных региональной политике, в научном сообществе отсутствует консенсус относительно ее концептуальных основ и, как следствие, общепринятого толкования этого понятия. Практическим следствием этой неопределенности является сложность в выработке эффективных механизмов реализации региональной политики и оценке ее результатов. Статья направлена на идентификацию компонент региональной политики и разработку ее авторского определения. Методологическая база исследования представлена теориями региональной экономики и государственного регулирования регионального развития. Использованы методы теоретического анализа, синтеза, обобщения и сравнения. На основе систематизации представлений о региональной политике в странах с разными макроэкономическими парадигмами обоснованы ее компоненты и дано ее определение как подсистемы государственного регулирования, которая представляет собой стратегически ориентированную систему институтов, действий и механизмов, направленных на управление пространственной организацией воспроизводства ресурсов и условий развития территорий с целью обеспечения сбалансированного социально-экономического развития регионов, решения территориальных проблем и реализации общегосударственных и локальных интересов территорий на основе селективного и дифференцированного подходов. Концептуальное переосмысление региональной политики представляется необходимым шагом на пути формирования эффективных механизмов адаптации регионов к новым экономическим реалиям
Приоритетные направления развития макрорегионов, обозначенные в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 г. с прогнозом до 2036 г., предопределяют необходимость глубокого изучения их транспортно-коммуникационной инфраструктуры, формирующей каркас территории. Статья посвящена оценке функционирования и развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры федеральных округов РФ на основе использования пространственно-функционального методического подхода. Методологической базой послужили теории пространственного развития и теоретические положения экономики транспорта. Методика исследования включает несколько этапов, в том числе оценку реализации функций транспортно-коммуникационной инфраструктуры в экономическом пространстве и расчет соответствующего интегрального показателя, а также процедуры ранжирования и кластеризации. Информационную базу составили данные Росстата за 2014–2022 гг. Выявлено, что абсолютным лидером по реализации всех функций транспортно-коммуникационной инфраструктуры является ЦФО. При этом динамика показателей реализации отдельных функций зачастую выше у других макрорегионов, в частности, индикаторы территориальной функции опережающими темпами растут в СКФО, ПФО и УрФО. Результаты ранжирования и кластеризации федеральных округов по уровню развития, использования и качества функционирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры свидетельствуют о значительной неоднородности ее развития в федеральных округах, что влечет за собой снижение уровня их социально-экономического развития. Материалы исследования могут быть использованы органами государственной власти субъектов федерации при разработке программ развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры