Цель. Оценить у когорты пациентов с приобретенным пороком митрального клапана концентрацию адипокинов в крови и взаимосвязь адипокинового статуса со структурно-функциональными параметрами сердца.
Материал и методы. Всего в исследование был включен 51 пациент, имеющий показания к хирургической коррекции порока митрального клапана и госпитализированный в стационар для планового оперативного вмешательства. Всем выполняли мультиспиральную компьютерную томографию органов брюшной полости и сердца для оценки площади висцеральной и объема эпикардиальной жировой ткани, трансторакальную эхокардиографию с изучением характера структурно-функциональных нарушений сердца. Всем пациентам выполняли забор крови с оценкой в сыворотке уровня адипокинов (лептина, резистина, адипонектина).
Результаты. Выявлено, что увеличение концентрации в крови лептина на 1 нг/мл ассоциируется с увеличением и, следовательно, с ухудшением глобальной продольной деформации левого желудочка (B-коэффициент 0,09, p=0,03), с ухудшением систолической функции правого желудочка (ПЖ) в виде снижения его фракции выброса на B-коэффициент –0,15, p = 0,045). Помимо уровня лептина в крови увеличение отношения лептин/адипонектин на 1 нг/мкг также ассоциируется с ухудшением систолической экскурсии кольца трикуспидального клапана (B-коэффициент –0,104, p=0,029). Увеличение концентрации адипонектина на 1 мкг/мл связано с увеличением индексированного объема левого и правого предсердий (B-коэффициент 3,37, p=0,02 и B-коэффициент = 2,64, p = 0,008, соответственно). Кроме того, повышение уровня адипонектина и уровня лептина ассоциируется с увеличением концентрации в крови уровня галектина-3.
Заключение. Увеличение уровня адипокинов в крови ассоциировано со структурно-функциональными изменениями как левых, так и правых отделов сердца. Выявлена ассоциация адипокинов с увеличением в крови уровня маркера ремоделирования сердца и фиброза миокарда (галектина-3).
Цель исследования – определить социально-экономические факторы, ассоциирующиеся с коронарными и церебральными ишемическими событиями, в популяции жителей урбанизированного региона по результатам трехлетнего наблюдения. Материал и методы. Выполнено проспективное неинтервенционное наблюдательное эпидемиологическое исследование с включением 431 человека. На базовом этапе уточнен отягощенный коронарный анамнез, социально-экономический и демографический статус. Повторный прием осуществлен через три года для оценки новых случаев коронарных и церебральных ишемических событий. Всех участников разделили с учетом наличия или отсутствия на первичном и повторном этапах обследования анализируемых неблагоприятных событий и коронарного анамнеза. Лица без коронарного анамнеза составили 350 (81,2 %) человек (группа 1), с его наличием – 81 (18,8 %) (группа 2). Респонденты без коронарного анамнеза были разделены на две подгруппы: 1а – с отсутствием новых ишемических (коронарных и церебральных) событий на повторном этапе численностью 246 (57,1 %) человек, и 1б – с их развитием (104 (24,1 %)). Аналогичным образом респондентов с коронарным анамнезом подразделили на две подгруппы: 2а – с отсутствием неблагоприятных событий на повторном этапе, включавшую 35 (8,1 %) человек, и 2б – с их возникновением (46 (10,7 %)). Результаты.
Исходно из 431 респондента лишь 18,8 % имели отягощенный коронарный анамнез. На проспективном этапе у 150 (34,8 %) лиц выявлено развитие новых ишемических событий коронарной либо церебральной локализации, из которых 10,7 % случаев составил фатальный исход, 1,9 % – развитие инфаркта миокарда, 3,5 % – инсульт, 13,5 % – новые случаи стенокардий и 5,3 % – другие значимые заболевания, ассоциированные с коронарным атеросклерозом. Из 350 человек без коронарного анамнеза у трети развились неблагоприятные события, тогда как среди обследованных с исходным коронарным анамнезом они зафиксированы более чем у половины. Респонденты молодого возраста (35–49 лет) при отсутствии коронарного анамнеза почти в 3 раза чаще имели в течение трех лет коронарные и церебральные ишемические события, чем лица аналогичного возраста, но с предшествующими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. В течение трех лет риск коронарных и церебральных ишемических событий у лиц с коронарным анамнезом был ассоциирован с отсутствием работы – отношение шансов (ОШ) 2,74 (95%-й доверительный интервал (ДИ) 1,33; 5,66, р = 0,006), вдовством – ОШ 2,98 (95 % ДИ 1,32; 6,74, р = 0,008), проживанием в сельской местности – ОШ 2,30 (95 % ДИ 1,16; 4,55, р = 0,017) и женским полом – ОШ 2,63 (95 % ДИ 1,28; 5,43, р = 0,008). Заключение. Риск развития ишемических коронарных и церебральных событий в течение трех лет наблюдения в популяции жителей урбанизированного региона при наличии коронарного анамнеза ассоциирован с такими социально-экономическими детерминантами, как женский пол, статус неработающего, проживание в сельской местности и вдовство. В группе без коронарного анамнеза особое внимание для профилактики неблагоприятных событий следует уделять 35–49-летним мужчинам.