Преимущественно центр-периферийная модель развития территорий, длительное доминирование трансфертов в структуре доходов муниципальных бюджетов сформировали затяжной, хронический характер социально-экономических проблем. Это обуславливает необходимость пересмотра целей, принципов и содержания муниципального управления, особенно в сфере экономики. Статья направлена на ревизию положений теорий местного самоуправления в контексте развивающейся концепции экономики благополучия, которые составили методологическую базу работы. Использовался комплекс общенаучных методов, включая ретроспективный анализ и систематизацию. Проведен обзор дореволюционных работ российских ученых и публицистов за период 1870–1917 гг., посвященных земскому и городскому самоуправлению. Выявлен образ благополучия территории местного самоуправления, заключающийся в обеспечении наружного и внутреннего благоустройства территории; попечении о продовольственной обеспеченности, здоровье, образовании, безопасности от различных угроз (пожаров, болезней, преступности); организации экономической жизни территории через муниципализацию общественно значимых производств и услуг, трудоустройство безработных, а также стимулирование экономической деятельности посредством кооперации и выдачи кредитов. На основе сопоставления нарративов концепции экономики благополучия и положений теорий местного самоуправления показано, что эта концепция может быть реализована средствами местного самоуправления, так как их теоретическая база соответствует друг другу. Сделан вывод о необходимости реализации потенциала системы местного самоуправления, заложенного Александром II. Для этого требуется увеличить тесноту взаимодействия жителей и органов управления, распространить знания о муниципальном управлении, предоставить большие финансовые возможности местным властям для концентрации на решении локальных проблем и выражении интересов местного населения
Междисциплинарный характер современных экономических исследований способствует росту научной популярности пространственной экономики, которая играет роль интегратора при изучении разнообразных объектов. Статья направлена на исследование объяснительного потенциала пространственной экономики в отношении экономического благополучия муниципальных образований. Методологической базой послужила совокупность теорий, формирующих фундамент пространственной экономики. В качестве методов использованы абстрактно-логический метод, дедукция и индукция. По результатам исследования выделены и проанализированы пять этапов в становлении теоретической базы пространственной экономики и показан пространственный аспект формирования экономического благополучия муниципального образования, который выражается в поддержании экономической активности территории, ее населенности и базируется на воспроизводственном процессе. При этом воспроизводственный процесс выступает в качестве пространственно-образующего, а такие параметры экономического пространства, как расстояние (связанность), преимущества/недостатки местоположения (размещение), распределение (концентрация) отражают, соответственно, пространственную инклюзивность территории местного самоуправления, наличие объектов, повышающих риски ее развития или увеличивающих ее привлекательность, а также пределы емкости территории и могут быть использованы для определения уровня экономического благополучия муниципального образования. Полученные выводы применимы для разработки методологии исследования и методики измерения уровня экономического благополучия муниципальных образований
С момента возникновения концепция устойчивого развития была направлена на сохранение окружающей среды по мере роста материального благосостояния, но получила ограниченное практическое воплощение в социально-экономических системах разного уровня. Гипотеза исследования состоит в том, что принцип ответственности в следовании ценностям устойчивого развития является фундаментом экономического благополучия таких систем.
Цель: дать обоснование концепции ответственного развития в качестве платформы экономического благополучия муниципального образования и подтвердить его измеряемость.
Методы: комплекс общенаучных методов, включая обобщение, систематизацию, дедукцию, которые позволили спроецировать положения этики ответственности как ценностной основы устойчивого развития на понятие экономического благополучия муниципального образования. Отбор показателей муниципальной статистики, обладающих потенциалом измерения экономического благополучия как результата ответственного развития, проводился на материалах Базы данных показателей муниципальных образований Росстата.
Результаты: первопричиной кризиса взаимоотношений общества и природы является кризис ментальности, что обосновывает необходимость перехода к использованию термина «ответственное развитие», обозначающего развитие, которое базируется на намеренном следовании ценностям, приоритетам устойчивого развития и применении принципа ответственности при принятии решений. Последнее подразумевает опору на научное знание, четкую самоидентификацию субъекта, учет окружающего ценностно-культурного пространства; активного, свободного и интенционального субъекта, осознающего себя как часть целостности, принимающего во внимание интересы других акторов; распределение уровней ответственности; внимание к последствиям, благоприятному исходу ситуации в долгосрочной перспективе. Анализ муниципальной статистики позволил сформировать три группы показателей: показатели воспроизводственного процесса (индикаторы износа основных фондов, индикаторы диверсификации муниципальной экономики и индикаторы, характеризующие экономически активное население); индикаторы удовлетворения потребностей муниципальной экономики (показатели финансовой самостоятельности, инфраструктурного развития, гражданской активности); показатели, характеризующие сохранение природных ресурсов. Соответственно, подтверждена измеримость экономического благополучия муниципалитета как результата ответственного развития, а разработанная система показателей может служить ориентиром при управлении развитием муниципальной статистики.