Публикации автора

ТАРЛЕ Е. В. РОССИЯ И ЗАПАД: ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННОГО И ЗАБЫТОГО / [СОСТ., ПОДГОТ. К ПЕЧАТИ, ВСТУП. СТ. И КОММЕНТ. Б. С. КАГАНОВИЧА]. СПБ.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2020. 528 С. (2021)

Борис Соломонович Каганович посвятил свои исследования судьбам и творчеству российских историков ХХ в., и одним из главных его героев стал академик Е. В. Тарле. В подготовленный Б. С. Кагановичем сборник, который увидел свет, к сожалению, уже после безвременной кончины составителя, вошли небольшие статьи, протоколы выступлений Тарле, его воспоминания и воспоминания о нем. Эти малоизвестные или публикуемые впервые тексты характеризуют разносторонние дарования и увлечения знаменитого историка, знакомят с его мыслями и поступками, предлагают задуматься над их логикой, подсказанной коллизиями не простого времени, в которое он жил

Издание: СРЕДНИЕ ВЕКА
Выпуск: Т. 82 № 4 (2021)
Автор(ы): Юсим Марк Аркадьевич
Сохранить в закладках
ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ В ФИЛОСОФСКОМ РОМАНЕ Л. Б. АЛЬБЕРТИ "МОМ" (2024)

Сатирический роман «Мом» является одним из наиболее интересных и загадочных произведений ренессансного гуманиста и теоретика архитектуры Леона Баттисты Альберти (1404-1472). В нем в форме забавных новелл, аллегорий и притч затронуты самые разнообразные предметы и темы, от обременительных забот государей до переустройства мира и взаимоотношений людей и богов. Ядром сквозного сюжета является история Мома, античного бога насмешки, злословия и критики. Его изгоняют из сонма богов, он бродит по земле, беседует с философами, возвращается на Олимп в качестве советника и сотрапезника Юпитера, но в конце концов подвергается жестокому наказанию. Рассказ о судьбе Мома служит Альберти для изложения, как он сам пишет, серьезных мыслей в увлекательной форме. Сочинение, написанное в середине XV в., дошло до нас в виде нескольких рукописей, первые печатные издания датируются 1520 г., когда фигура Мома стала популярной в полемическом контексте начала Реформации. Сам Альберти в лице героев своего философского романа рассуждает о политике, религии, обществе, искусстве и других привычных для ренессансных гуманистов предметах. Античные бессмертные боги, мало чем отличающиеся от людей с их страстями и пороками, выступают также в качестве аллегорического воплощения отвлеченных понятий и качеств (Добродетель- Виртус, Молва- Фама, Обман- Фраус и др.). Устами действующих лиц Альберти высказывает много нетривиальных и даже крамольных с точки зрения официальных канонов суждений о политике и религии, но в целом они не выходят за рамки гуманистических поисков истины путем сопоставления разных мнений.

Издание: АНТИЧНАЯ ДРЕВНОСТЬ И СРЕДНИЕ ВЕКА
Выпуск: Т. 52 (2024)
Автор(ы): Юсим Марк Аркадьевич
Сохранить в закладках