МАКИАВЕЛЛИ И ГВИЧЧАРДИНИ О СУДЬБАХ РЕНЕССАНСНОЙ ИТАЛИИ (2022)

К началу XVI в. Италия была самой богатой, процветающей и передовой страной Европы, центром католического мира. Однако одновременно здесь развернулись войны соседних держав за господство на полуострове. С одной стороны, это парадоксальным образом способствовало обострению протонационального самосознания, подогреваемое и исторической памятью о былом величии Древнего Рима. С другой стороны, культурная и политическая обстановка требовала осмысления текущего момента и грядущих судеб страны. Наиболее ярко эта проблематика выразилась в сочинениях флорентинцев Никколò Макиавелли и Франческо Гвиччардини, в том числе и в их полемике по поводу того, пошло ли бы Италии на пользу объединение под эгидой одного из ее государств, какова была роль Церкви в истории страны, наконец, не предопределил ли ренессансный расцвет трагических событий начала Нового времени. Оба мыслителя были сторонниками республиканского устройства, но оба в силу обстоятельств были вынуждены сотрудничать с семейством Медичи, представители которого занимали папский трон в 20-х – начале 30-х годов XVI в. Макиавелли в знаменитом трактате «Государь» выражает надежду на объединение Италии под эгидой Медичи. Гвиччардини в своих «Заметках о делах политических и гражданских» и в комментариях к труду Макиавелли об «Истории Рима» Тита Ливия настроен более скептически, по его мнению, ренессансным расцветом Италия обязана своему полицентризму. Названные тексты хорошо известны, но по сей день их трактовка вызывает споры

Издание: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: № 6 (2022)
Автор(ы): Юсим Марк Аркадьевич
Сохранить в закладках
ТАРЛЕ Е. В. РОССИЯ И ЗАПАД: ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННОГО И ЗАБЫТОГО / [СОСТ., ПОДГОТ. К ПЕЧАТИ, ВСТУП. СТ. И КОММЕНТ. Б. С. КАГАНОВИЧА]. СПБ.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2020. 528 С. (2021)

Борис Соломонович Каганович посвятил свои исследования судьбам и творчеству российских историков ХХ в., и одним из главных его героев стал академик Е. В. Тарле. В подготовленный Б. С. Кагановичем сборник, который увидел свет, к сожалению, уже после безвременной кончины составителя, вошли небольшие статьи, протоколы выступлений Тарле, его воспоминания и воспоминания о нем. Эти малоизвестные или публикуемые впервые тексты характеризуют разносторонние дарования и увлечения знаменитого историка, знакомят с его мыслями и поступками, предлагают задуматься над их логикой, подсказанной коллизиями не простого времени, в которое он жил

Издание: СРЕДНИЕ ВЕКА
Выпуск: Т. 82 № 4 (2021)
Автор(ы): Юсим Марк Аркадьевич
Сохранить в закладках
ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ В ФИЛОСОФСКОМ РОМАНЕ Л. Б. АЛЬБЕРТИ "МОМ" (2024)

Сатирический роман «Мом» является одним из наиболее интересных и загадочных произведений ренессансного гуманиста и теоретика архитектуры Леона Баттисты Альберти (1404-1472). В нем в форме забавных новелл, аллегорий и притч затронуты самые разнообразные предметы и темы, от обременительных забот государей до переустройства мира и взаимоотношений людей и богов. Ядром сквозного сюжета является история Мома, античного бога насмешки, злословия и критики. Его изгоняют из сонма богов, он бродит по земле, беседует с философами, возвращается на Олимп в качестве советника и сотрапезника Юпитера, но в конце концов подвергается жестокому наказанию. Рассказ о судьбе Мома служит Альберти для изложения, как он сам пишет, серьезных мыслей в увлекательной форме. Сочинение, написанное в середине XV в., дошло до нас в виде нескольких рукописей, первые печатные издания датируются 1520 г., когда фигура Мома стала популярной в полемическом контексте начала Реформации. Сам Альберти в лице героев своего философского романа рассуждает о политике, религии, обществе, искусстве и других привычных для ренессансных гуманистов предметах. Античные бессмертные боги, мало чем отличающиеся от людей с их страстями и пороками, выступают также в качестве аллегорического воплощения отвлеченных понятий и качеств (Добродетель- Виртус, Молва- Фама, Обман- Фраус и др.). Устами действующих лиц Альберти высказывает много нетривиальных и даже крамольных с точки зрения официальных канонов суждений о политике и религии, но в целом они не выходят за рамки гуманистических поисков истины путем сопоставления разных мнений.

Издание: АНТИЧНАЯ ДРЕВНОСТЬ И СРЕДНИЕ ВЕКА
Выпуск: Т. 52 (2024)
Автор(ы): Юсим Марк Аркадьевич
Сохранить в закладках