Развитая социальная инфраструктура является базовым ресурсом для реабилитирующего пространства подростков группы риска, которая нейтрализует виктимогенные факторы, окружающие подростка, качественно преобразует его жизнь, способствует ресоциализации подростка группы риска и направляет его социализацию в русло социально одобряемого поведения.
Вышедшая недавно из печати книга калининградского историка, кандидата исторических наук, сотрудника Калининградского областного музея янтаря Леонида Александровича Ефремова [3] может рассматриваться как своего рода знаковое явление. Автор уже не раз представлял сочинения, посвященные своей малой родине (в том числе поселку Рудау / Мельниково [2]), а также выступал как соавтор общих работ по истории региона. Вместе с тем, по его справедливому замечанию, существует проблема недостаточности работ, освещающих послевоенный период истории региона на всех уровнях (если не считать, конечно, исследований Восточно-Прусской операции). Отметим, что эта проблема особенно остро стоит в отношении литературы, ориентированной на широкий круг читателей, пополняемый, в том числе, за счет растущего потока туристов в Калининградскую область. Не секрет, что приезжающих на отдых и лечение, а также совмещающих служебные командировки со знакомством с Янтарным краем, в большей степени интересует (разумеется, после природных ландшафтов) немецкое (европейское, досоветское) культурное наследие, чем происходившие здесь после 1945 г. события.
Представлены основные позиции теории коллектива в практике современного дошкольного образования. Осуществлен ретроспективный анализ концепта «коллектив» применительно к теории и практике дошкольного воспитания, свидетельствующий о непреходящей ценности и продуктивной установке воспитания детей в условиях совместной деятельности и общения со взрослым и сверстниками, взаимодействия в разновозрастном коллективе. На основе проведенного анализа выделены устойчивые признаки детского коллектива в традициях дошкольного воспитания: руководящая роль взрослого (педагога), установка на взаимодействие, взаимоотношения сотрудничества на основе дружбы и взаимопомощи, формирование детско_взрослого сообщества, наличие традиций и устойчивых правил и норм совместной деятельности и общения. С опорой на традиции дошкольной педагогики проведен анализ современных установок федеральных документов в дошкольном образовании (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральная образовательная программа дошкольного образования), ориентированных на решение задач социально_коммуникативного развития и формирования социальных отношений детей. В условиях современного дошкольного образования выделены практики, направленные на поддержание детского сообщества с учетом выявленных существенных признаков коллектива. Теория и практика позитивной социализации детей в детском саду, формирование детской общности, развитие детского разновозрастного сообщества отражают основные установки развития детского коллектива. В то же время отмечено, что существующие практики нуждаются в обогащении традициями и опытом, направленным на формирование детского коллектива, что служит средством профилактики дезинтеграции и конфликтов в детской среде на основе воспитания таких качеств как дружба и взаимопомощь в сообществе сверстников.
В 2023 г. вышла в свет книга (основной тираж появился в 2024 г.), посвященная феномену входных дверей исторических зданий Калининградской области и созданная по заказу специализированной некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Калининградской области» [2]. И хотя публикация скромно обозначена как «методическое пособие по созданию реплик исторических дверей на домах до 1945 года постройки…», жанр этого издания более многозначен — это и альбом формата А4 с прекрасными цветными иллюстрациями высокого качества, и научное изложение смены местных архитектурно-художественных стилей, и рассказ о достижениях учебного процесса по обучению реставрации старинных дверных полотен, и сборник практических рекомендаций по подбору и воссозданию дверей и соответствующей фурнитуры.
Бурные политические события, развернувшиеся в Европе в XIII в., значительным образом отразились на истории автохтонного населения Юго-Восточной Прибалтики. Тевтонский орден, изначально созданный немецкими крестоносцами как госпитальное братство в 1190 г., достаточно быстро приобрел материальное благосостояние и попытался в начале XIII в. найти новую нишу в политической жизни Европы. После недолгого пребывания в Венгерском королевстве в 1211–1225 гг., где братья ордена защищали пограничье от вторжения половцев, их взор обратился к Пруссии, куда они были приглашены в 1226 г. князем Мазовецким Конрадом (ум. 1247).
Двадцать восьмого ноября 2023 г. после тяжелой болезни ушел из жизни Анатолий Павлович Бахтин, главный архивист Государственного архива Калининградской области. Хранитель истории нашего края. Фотограф. Художник. Автор многочисленных статей и книг. Увлеченный и бескорыстный популяризатор знаний о той земле, которую невероятно любил. Вдохновитель, зажигавший и поддерживавший исследовательский огонек в других людях.
В статье представлены теоретические подходы к изучению уровня психологического благополучия студентов в эпоху цифровизации через призму полипарадигмального подхода. Авторы статьи анализируют этапы перехода обучения в вузе от системы очного обучения (офлайн) к дистанционному обучению (онлайн) и позднее - смешанного обучения. Новый этап цифровизации авторы связывают с внедрением искусственного интеллекта и формированием новой парадигмы образования в формате цифрового континуум. Семантический анализ центральной дефиниции позволяет проследить его трактовку и представить краткий обзор диагностического инструментария для выявления уровня психологического благополучия в отечественной и зарубежной науке на основе полипарадигмального подхода. Актуальность исследования обоснована потребностью изучения психического состояния студентов на этапе цифровой турбулентности, для которой характерны разновекторные динамичные изменения, сложность и недостаточная предсказуемость использования искусственного интеллекта. Цифровая турбулентность приводит к появлению новых сложных адаптационных механизмов у студентов в период обучения в вузе. Сопровождение профессионального становления студента возможно посредством полифункциональной деятельности тьютора, проект модели которой представлен авторами статьи.
Проанализированы материалы газеты «Вагоностроитель» за 1980-е гг., рассказывающие об этапах строительства общежитий Калининградского вагоностроительного завода, внутреннем устройстве и жизни в общежитиях, участии жильцов в общественной жизни. На страницах газеты раскрывались проблемы, с которыми сталкивались жильцы и коменданты, сообщалось о воспитательной работе, которая проводилась в заводских общежитиях. Изучение быта в общежитиях вагоностроительного завода вносит вклад в воссоздание образа жизни советских рабочих.
Проанализировано содержание сатирической рубрики калининградской заводской газеты «Вагоностроитель» (все выпуски за 1970 г.) в контексте сложившейся в советский период в отечественной печати стилистики, наиболее ярким примером которой является всесоюзный сатирический журнал «Крокодил». Журнал «Крокодил» служил своеобразным эталоном этой стилистики. Газета «Вагоностроитель» была изданием самого «низового» уровня («заводской многотиражкой»), однако публиковавшиеся в ней сатирические материалы создавались в соответствии с общими стилистическими принципами, которые формировались в отечественной сатирической публицистике в течение нескольких десятилетий. Вопрос об актуальности и преемственности традиций советской сатиры в наши дни остается открытым.
Исследовано отображение социалистического соревнования в газете Калининградского вагоностроительного завода во время подготовки к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Проанализирован характер публикаций о достижениях отдельных рабочих и целых коллективов, а также критических заметок о работе некоторых заводских цехов.
В статье рассматривается опыт психолого_педагогического сопровождения развития эмоционально_личностной сферы детей дошкольного возраста в контексте работы психологической службы в дошкольной образовательной организации. Представлен авторский подход, основанный на принципах игротерапии и сказкотерапии, реализуемый в форме творческих сюжетных игр, направленных на развитие и коррекцию разных сторон эмоционально_личностной сферы дошкольников. Комплекс игр позволяет решить разные проблемы, возникающие в развитии эмоционально_личностной сферы детей дошкольного возраста (детские страхи, низкая самооценка, высокий уровень тревожности, агрессивное поведение, негативистический демонстратизм и др.). Игровые технологии, применяемые в творческих сюжетных играх, предполагают создание специальных условий: символическое фиксирование, подчеркивание ценности продуктов творческой деятельности детей, организация психокоррекционной работы средствами сказки, игры, продуктивных видов деятельности, создание ситуации успеха. В рамках стратегии психолого_педагогического сопровождения коррекционно_развивающая работа реализуется в комплексе с личностной психологической диагностикой участников игр и психологическим просвещением родительской аудитории в образовательной организации.
В статье рассматривается становление и развитие системы высшего образования в Афганистане, начало которой положено 1 ноября 1932 года с открытием медицинского факультета в Кабуле, что было необходимо в связи с низким уровнем медицинского обслуживания населения в этой стране и нехваткой медицинских кадров высокой квалификации. Высшее образование в Афганистане опиралось на состояние общего образования, которое осуществлялось при буддийских и исламских школах, а также мечетях, впоследствии они превратились в современные колледжи. В Афганистане учащиеся, получившие законченное среднее образование, поступают в университет через Kankor (Конкур) – национальный вступительный экзамен. В Афганистане существуют 165 высших учебных заведений, одобренных Министерством высшего образования, из которых 39 являются государственными и 126 – неправительственными, где обучается около 400 тысяч студентов. Эти показатели невелики по сравнению с европейскими и российскими вузами, что открывает большие перспективы для привлечения афганских студентов в нашу страну.