Рецензия на публикацию: Смит Э. Записки библиофила: Почему книги имеют власть над нами. М.: КоЛибри, 2023. 480 с
Рассматривается проблема распространения фейковых новостей в сфере научной информации. Социальные сети, блоги, подкасты и многие другие интернет-каналы перегружают информационное поле и способствуют распространению ложной информации. Такая ситуация отрицательно влияет на процесс взаимодействия науки и общества. Библиотека в этой связи может служить источником надежной научной информации. Целью статьи является представление результатов исследования возможностей библиотеки как источника надежной научной информации в борьбе с фейк-ньюс. Контекст современного информационного пространства предъявляет свои требования к трансляции любого сообщения. Ошибочная или ложная информация, содержащаяся в транслируемом сообщении, может быть продублирована в различных источниках. Внимание к источнику информации, ее отправителю должно быть весьма высоким. В связи с этим необходимо более ответственно подходить к выбору первоисточника. Цель статьи – на основе зарубежных источников рассмотреть проблему фейковых новостей в научном сообществе и библиотеку в качестве источника надежной научной информации. В качестве источниковой базы была использована платформа LENS. ORG. Зарубежные авторы приходят к выводу о важности работы библиотек как значимого социального института, ориентированного на развитие общества знания. Анализ документопотока по данной тематике позволил определить место библиотеки в решении проблемы распространения ложной научной информации. Сделан вывод, что деятельность библиотек, помимо сохранения и распространения знания, должна дополняться работой по борьбе с недостоверной информацией. Актуальными становятся мероприятия по повышению информационной грамотности и работа по выявлению недостоверной информации в научной сфере.
Цель работы – определить механизмы формирования социокультурных ценностей и ментальных характеристик учащихся под влиянием образов литературных героев произведений художественной литературы. В качестве метода исследования использован контент-анализ литературных источников по следующим параметрам: положительные и отрицательные качества героя; отношение к учебе, труду, семье, Родине; представления о добре и зле; ценности и приоритеты; нормы поведения в обществе и коллективе. Выделенные критерии позволили структурировать содержание текстов по предметным областям, из которых складывается мировоззрение: восприятие себя и своей роли в мире; этические и идеологические представления; нормы и образцы поведения; ценности. В качестве источников отобраны 1) литературные произведения, которые чаще всего декларировались на громких чтениях в училищах трудовых резервах Свердловской области, 2) самые популярные книги по статистическим данным библиотек училищ и школ трудовых резервов, а также городов и сел. Исследование отчетов училищ и школ, результатов опроса учащихся трудовых резервов – посетителей библиотек Москвы и сельской местности – позволило выделить популярные художественные произведения того времени, а анализ их содержания помог выявить факторы, влиявшие на формирование мировоззрения учащихся, их систему ценностей, определить культовые образы литературных героев.
Исследуется исторический опыт развития дорожной инфраструктуры Закавказья во второй половине XIX - начале XX в. На основе анализа корпуса документов фондов Российского государственного исторического архива и Государственного архива Российской Федерации определены взаимосвязи процессов создания и расширения сетей грунтовых и шоссейных дорог, а также стальных магистралей. Обозначена первичность военного назначения дорог региона перед хозяйственными функциями. Отражена тенденция на увеличение ассигнований на строительство и ремонт закавказских железных дорог в рассматриваемый период. Сделан акцент на том, что устройство грунтовых и шоссейных дорог способствовало сооружению линий стальных магистралей в Закавказье. Определены этапы строительства линий Закавказских железных дорог. Особое внимание уделено созданию условий для интенсификации торговых связей с Персией вследствие соединения стальных магистралей региона с железнодорожной сетью Российской империи и устройства линии до российско-иранской границы. Раскрыто содержание нереализованных проектов сооружения Перевальной железной дороги через Кавказский хребет, развития Тифлисского транспортного узла и электрификации отдельных участков «чугунки». Рассмотрение показателей торговли между Россией и Персией через сухопутную закавказскую границу позволило сделать вывод о положительном влиянии принятых мер по развитию дорожной инфраструктуры края на русско-персидские экономические отношения.
Савичева Е. М., Бребдани А. М. Рецензия на книгу: Махмуд аль-Хамза. Российское востоковедение и исламский мир: из истории востоковедения и арабистики в России. Доха (Катар): Фонд «Ваей», 2022 464 с. [ خيرات نم:يملاسلإا ملاعلاو يسورلا قارشتسلاا.ةزمحلا دومحم رطق ،ةحودلا.ثاحبلأاو تاساردلل يعو ةسسؤم.ايسور يف يملعلا بارعتسلاا تاساردو قارشتسلاا 2022.] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2025. Т. 24. № 2. С. 277–283. https://doi. org/10.22363/2312-8674-2025-24-2-277-283
Цель. Настоящая статья посвящена изучению семантики лекарственных растений России, чьи названия указывают на их медицинские свойства и лечебные функции. Цель работы состоит в том, чтобы на основании современных фармакологических исследований растений подтвердить семантическую мотивированность названий, полученных растениями в донаучный период. Предметом исследования являются русские народные названия лечебных трав, номинация которых основывается на признаке функциональности.
Процедура и методы. Материал исследования в виде лексических единиц был получен методом сплошной выборки из этноботанических словарей, подвергнут верификации на соответствие научным названиям. В качестве методов исследования используются описательный, этимологический и компонентный анализ.
Результаты. Обоснованность номинации растений по функциональному мотивированному признаку подтвердилась результатами фармакологических и медицинских исследований лечебных свойств данных растений.
Теоретическая и практическая значимость. Практическая значимость исследования состоит во вкладе в изучение фитонимической лексики в различных языках. Исследование основано на антропоцентрическом подходе и подтверждает обоснованность народной номинации лекарственных растений.
Для цитирования: Серапионова Е. П. Рецензия на книгу: Osobnosti emigrace z území Ruské říše v meziválečním Československu. Biografický slovník / Eds. Dana Hašková, Anastazie Kopřivová, Ljubov Běloševská (†), Julie Jančárková, Sergej Gagen. Praha: Slovanský ústav AV ČR, v. v. i. Academia, 2023. 750 s. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2025. Т. 24. № 1. С. 113–117. https://doi. org/10.22363/2312-8674-2025-24-1-113-117
Для цитирования: Владимирски И. Рецензия на книгу: Lorenzo Pubblici. Mongol Caucasia: Invasions Conquest, and Government of a Frontier Region in Thirteenth-Century Eurasia. Leiden and Boston: Brill, 2022. 265 p. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2025. Т. 24. № 1. С. 109–112. https://doi. org/10.22363/2312-8674-2025-24-1-109-112
В работе представлены результаты наблюдения за динамикой накопления ионов примесей по радиусу в поперечном сечении плазмы стелларатора Л-2М. Наблюдения проводились по четырем хордам путем измерения интенсивности мягкого рентгеновского излучения плазмы. Затем вычислялся фактор превышения рентгеновского излучения экспериментальной плазмы над тормозным излучением чистой водородной плазмы. Вычисления были произведены для двух моментов времени, а именно, в начале и в конце квазистационарной стадии импульса СВЧ-нагрева плазмы. Был сделан вывод о динамике накопления ионов примесей по радиусу поперечного сечения плазмы стелларатора.
Анализируются вопросы, связанные с определением понятия и выявлением особенностей биологического и генетического оружия как видов оружия массового поражения. Исследуется вероятность создания генетического оружия при помощи технологий двойного назначения. Автор изучает существующие в науке взгляды на термин «разработка» применительно к новым видам оружия. Рассматриваются приоритетные направления обеспечения биобезопасности.
Статья посвящена изучению вопроса развития декоративно-прикладного искусства и его актуальности в современном пространстве искусства. Проводится ретроспективный анализ этапов становления скульптурной (объемной) живописи, ее симбиоза с классической живописью и скульптурой. Раскрывается поэтапно процесс ведения работы над интерьерным панно в технике «скульптурной живописи». Дается анализ возможности ее дальнейшего развития в самостоятельное направление декоративно-прикладного искусства, открывающее новые горизонты и выстраивающее новые взаимодействия между утилитарностью и искусством
Цель статьи: обосновать необходимость реконструкции дисциплин библиотечного образования в Узбекистане в условиях меняющегося социума, предложить подходы к формированию комплексной учебной дисциплины «Эволюция библиотечно-информационного пространства Узбекистана в контексте историко-культурных и социальных трансформаций».
Сделан акцент на адаптации содержания курса к современным вызовам и потребностям образовательной среды. Подчеркивается необходимость усиления историко-национального компонента в учебной программе для формирования профессиональной идентичности специалистов, совершенствования их культурной компетентности. Обсуждаются современные вызовы и тенденции, связанные с трансформацией библиотечного пространства, включающей процессы цифровизации, развитие информационно-коммуникационных технологий, глобализации и одновременно локализации библиотечного дела, оказывающие влияние на профессиональное образование, в том числе содержание образовательных программ.
Предлагается структурно-содержательная модель учебной программы курса, направленной на развитие у обучающихся аналитического мышления, устойчивых профессиональных ценностей, интереса к историческому наследию и современному состоянию информационно-библиотечного пространства страны. Формирование комплексной учебной программы и внедрение ее в учебный процесс учреждений библиотечного образования должно способствовать: повышению профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях перманентного развития информационно-коммуникационных технологий; сохранению и популяризации национального культурного наследия в глобальном информационном пространстве.