СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА "КУБИК БЛУМА" (2024)

В статье представлены методические аспекты использования приема «Кубик Блума» как одного из целесообразных приемов, направленного на совершенствование путей достижения функциональной грамотности обучающихся. Раскрываются организационно-методические стороны использования данного приема в практике школьного биологического образования.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 5 (2024)
Автор(ы): Павлов Иван Иванович
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ БЕЖЕНЦЕВ (2025)

Актуальность исследования субъективного экономического благополучия беженцев обусловлена ростом миграционных потоков и необходимостью понимания уникальных вызовов, с которыми сталкиваются беженцы в процессе адаптации. Цель исследования: выявить социально-психологические детерминанты субъективного экономического благополучия беженцев. Гипотеза исследования заключается в том, что социально-психологическими детерминантами субъективного благополучия беженцев в большей степени являются ценности, личностные особенности готовности к переменам и сценарии экономического поведения беженцев. Методы исследования включают теоретический анализ литературы, стандартизированное психодиагностическое тестирование, математико-статистическую обработку данных и интерпретационные методы. Методики: опросник «Субъективное экономическое благополучие» В. А. Хащенко, опросник «Уровень экономической субъектности» Т. Г. Хащенко, опросник «Личностная готовность к переменам» в адаптации Н. А. Бажановой и Г. Л. Бардиер, опросник экономической активности Е. В. Забелиной, Ю. В. Честюниной, методика сценариев экономического поведения Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко, опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина. Выборка исследования составила 396 беженцев (54 % мужчин, 46 % женщин) в возрасте М = 27,6; SD = 9,5. Результаты: выделены две группы беженцев в зависимости от интегрального индекса субъективного экономического благополучия (с высокими и низкими значениями), установлены статистически значимые взаимосвязи между социальнопсихологическими характеристиками личности и субъективным экономическим благополучием беженцев, что подчеркивает важность поведенческих установок в экономической сфере, стратегий поведения и тенденций экономической активности, ценностей. Впервые построена регрессионная модель социально-психологических предикторов субъективного экономического благополучия. Установлено, что толерантность к двусмысленности, ценности достижения, локус контроля в экономическом пространстве жизнедеятельности, экономическая активность, ценности активных социальных контактов, установка на материальное самообеспечение и преобразующая активность, рефлексивная установка по отношению к себе как субъекту экономических отношений детерминируют субъективное экономическое благополучие беженцев.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО НОВОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Козырев Максим Александрович
Сохранить в закладках
СЕМЬЯ В ФОКУСЕ: КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ФОРМИРУЕТ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ (2025)

В условиях современного общества, характеризующегося различными аспектами нестабильности, растет значимость семейных ценностей как основы воспитания подрастающего поколения. Статья направлена на обсуждение роли и влияния семейных ценностей в школьном образовании и их воздействие на формирование общественных установок у молодежи. Семейная среда является ключевым фактором социализации подростков, который определяет их восприятие социальных норм и взаимоотношений. В статье рассматриваются способы интеграции семейных ценностей в образовательный процесс и акцентируется внимание на необходимости взаимодействия между семьей и школой для достижения эффективного воспитания. Выводы подчеркивают важность понимания многообразия семейных структур и необходимости адаптации подходов к образовательному процессу с целью создания поддерживающей среды для школьников. Настоящая работа может послужить основой для последующих исследований в области педагогики и разработок практических рекомендаций для педагогов, способствующих укреплению взаимодействия между учебным учреждением и семьей.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 1-1 (2025)
Автор(ы): Кодола Наталья Валерьевна
Сохранить в закладках
СООТНОШЕНИЕ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ РОУЗ ТРЕМЕЙН (2025)

За британской писательницей Роуз Тремейн закрепился титул автора исторической прозы, но на историю она смотрит через призму современности. Наследница магического реализма, Тремейн включает его элементы в свое творчество, используя их с целью деконструкции сознания читателя. Элементы жизни персонажей оказываются наполненными мифологической памятью поколений, а вместе с тем в них присутствует и предполагаемое развитие проблемы в будущем. Также писательница поднимает вопрос взаимодействия языка и образа мысли человека. Таким образом в тексте деконструктивно обсуждаются актуальные современные проблемы.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 1-1 (2025)
Автор(ы): ТИХОМИРОВА КСЕНИЯ ПАВЛОВНА
Сохранить в закладках
СКАНДИНАВИЗМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ В ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОМ ПОЛЕ «ЕДА» (2025)

В статье исследуются процессы ассимиляции скандинавских заимствований в русском языке в лексико-семантическом поле «Еда». Анализ охватывает девять скандинавизмов, распределенных по категориям. С помощью методов корпусной лингвистики, в частности анализа частотности употребления слов в Национальном корпусе русского языка, были выделены три уровня ассимиляции: низкий, средний и высокий. Особое внимание уделено явлению семантического сужения заимствованных лексем в русском языке, что демонстрирует процесс их адаптации и функциональной интеграции.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО НОВОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Стариков Данил Игоревич
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ В СЕРБСКОЙ И РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ XX ВЕКА (2025)

В статье рассматривается социальный контекст и его отражение в русской и сербской рок-поэзии ХХ в. Впервые анализируются механизмы взаимодействия русского и сербского рок-наследия, характер воздействия социального контекста на создание литературных произведений, особенности его трансформации в пространстве внутреннего мира рок-поэта. Особое внимание уделяется источникам появления феномена рок-поэзии в двух славянских культурах, обосновывается их взаимосвязь и принципы взаимообогащения, а также структура процесса творчества русских и сербских рок-авторов, выявляется характер социального воздействия их произведений на общество в переломные исторические моменты обоих народов. Описательно-функциональный и исторический метод используется с целью комплексного выявления закономерностей становления и развития такого феномена, как рок-поэзия в эпоху исторических перемен. Опираясь на тезаурусный подход, авторы статьи рассматривают творчество М. Младеновича, З. Джукича, В. Цоя, В. Шахрина как наиболее ярких выразителей социального контекста своего времени. Материал будет интересен всем, кого интересует история русско-сербских литературных связей в ХХ в.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 1-1 (2025)
Автор(ы): Григорьева Анастасия Валерьевна, Ерофеева Наталья Евгеньевна
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В ДИНАМИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ: КЕЙС ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2025)

Изучение социального капитала городского сообщества имеет практическое значение, поскольку может дать ответы на вопросы относительно наблюдаемых различий в их социально-экономическом развитии. Информационной базой представленного исследования послужили материалы опросов Вологодского научного центра РАН, проводимые с 2016 по 2021 года. Результаты исследования показали, что до начала пандемии обстановка с социальным капиталом была достаточно благополучная, наблюдался небольшой, но постепенный рост. Пандемия оказала негативное влияние на запасы социального капитала, а после преодоления первичного пандемийного удара население начало восстанавливать свой уровень социального капитала, в некоторых районах даже превзойдя доковидные показатели.

Издание: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки
Выпуск: №2 (2025)
Автор(ы): Ясников Николай Николаевич
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ОПЫТ ДЕФИНИРОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ (2025)

Социальный капитал мы трактуем как социологическую концепцию связей в социальных связях и между ними. В данной публикации рассматриваются направления, формы и уровни социального капитала. Анализируется сущность и формы социального капитала с помощью бюджета времени с акцентом на методологию и инструментарий измерения социального капитала, излагается концептуальная основа для изучения связи между использованием времени и социальным капиталом, рассмотрим тенденции в трех основных категориях времени. Показано методологическое разнообразие исследования социального капитала, разграничение подходов операционализации понятийного аппарата и выбора инструментария, устанавливается связь подходов с приоритетами действий общественности. Акцентируется внимание на измерении социального капитала на основе междисциплинарного подхода и его влияния на сферы жизни человека по трем типам индикаторов: членство в местных ассоциациях и сообществах, доверие и соблюдение норм и коллективные действия. Проводится критический анализ лучших практик ведущих исследователей из различных стран и международных организаций в этом отношении.

Издание: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки
Выпуск: №2 (2025)
Автор(ы): Дятлов Александр Викторович
Сохранить в закладках
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ В 5 КЛАССАХ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ (2025)

В статье рассматриваются познавательные барьеры, возникающие при изучении морфологии в 5-х классах с полиэтническим составом. Анализируются причины возникновения этих барьеров, связанные с культурными и языковыми различиями учащихся, вклад ученых НИИ ПРЯНШ в решение проблемы предупреждения грамматической интерференции при изучении русского языка как неродного, научное наследие Н. М. Шанского, Е. А. Быстровой, М. Б. Успенского и других исследователей, которые разработали способы предупреждения интерференции, рассматривали вопросы формирования языковой и коммуникативной культуры обучающихся. Кроме того, в статье рассматривается понятие «познавательного барьера» и его роль в учебном процессе. Предлагается система упражнений для преодоления трудностей при изучении морфологии в 5-х классах с полиэтническим составом. Упражнения учитывают культурные и языковые особенности учащихся-инофонов и нацелены на индивидуализацию обучения, создание комфортной образовательной среды. Статья представляет ценность для учителей, преподавателей и исследователей, заинтересованных в повышении эффективности обучения русскому языку как неродному. Она вносит вклад в изучение и популяризацию наследия ученых НИИ ПРЯНШ и предлагает практические рекомендации для преодоления трудностей, возникающих при изучении морфологии в поликультурных классах.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Янченко Владислав Дмитриевич, Горина Александра Александровна
Сохранить в закладках
СТАТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ (2024)

Цель статьи заключается в привлечении внимания профессиональной среды к проблемам формирования статистического мышления в России. К сожалению, в настоящее время еще окончательно не проступило четкое понимание научной дефиниции «статистическое мышление», что привносит заметные трудности в процесс выработки механизма и учета особенностей формирования статистического мышления в обществе, особенно среди молодых подрастающих поколений. В работе озвучен вывод о том, что в сложившихся условиях чрезвычайно важно консолидировать усилия статистического сообщества, направленные на конкретизацию содержания статистического мышления и решение проблем, связанных с расширенным воспроизводством его непосредственных носителей.

Издание: СТАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА
Выпуск: Т. 21 № 6 (2024)
Автор(ы): Карманов Михаил Владимирович
Сохранить в закладках
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕНДЕНЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ (2024)

Целью исследования является определение тенденций регионального развития и особенностей поведения населения в условиях современных вызовов. Актуальность исследования специфики поведения населения регионов связана с проблемами отражения тенденций развития экономики, которые влияют на действия и поступки людей и качество их жизни. При этом либеральные подходы к определению поведенческих стратегий населения не позволяют объективно отразить особенности регионального развития. Использована методология с позиции обоснования цифровых измерителей, отражающих процессы взаимодействия потребностей, потребления, производства и поведения населения, их влияние на особенности и тенденции регионального развития. Методы: методология Росстата, в том числе балансовый, метод сравнительных оценок тенденций регионального развития и анализа степени удовлетворения потребностей населения. Результаты: раскрыты особенности формирования поведения населения дотационно-приграничного региона, которое напрямую связаны с условиями жизни и степенью удовлетворения потребностей людей. Непредсказуемое поведение населения использовано для оценки связи потребностей и производства благ, влияющих на особенности и благосостояние людей. Установлено, что население Курганской области находится в постоянном стрессовом состоянии из-за просчетов управления в межбюджетных отношениях, разбалансировке интересов работодателей с наёмными работниками, которые искусственно занижают ценность труда и знаний работающих. Всё это влияет на ухудшение демографического и миграционного поведения населения, качество жизни людей. Заключение. Официальная статистика позволяет правдиво определить тенденции регионального развития и особенностей поведения населения в условиях современных вызовов. Полученные результаты позволили раскрыть актуальные проблемы развития дотационного региона, которые влияют на поведенческие стратегии населения. Также при разработке государственных мер по обеспечению народосбережения, соблюдения баланса интересов населения и работодателей с органами управления в целях снижения негативного влияния непредсказуемого поведения людей на перспективу.

Издание: СТАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА
Выпуск: Т. 21 № 5 (2024)
Автор(ы): Кремлев Николай Дмитриевич
Сохранить в закладках
СОВЕТСКИЙ УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН В 1920-Е ГОДЫ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ (2025)

Уголовно-правовая история России насчитывает несколько веков, начиная с отдельных норм Русской Правды и заканчивая специальным уголовным законом, действующим в настоящее время (УК РФ 1996 г.). Все это время уголовная политика, если иметь в виду системное ее осуществление, основывалась на общепринятой во всех странах во все времена позиции – за конкретное деяние следует конкретное наказание, установленное уголовным законом. Эта позиция основывается на классической школе наказания. Однако в России имел место сравнительно недолгий период, когда государством предпринималась попытка внедрить иной подход, основанный на социологическом учении (теории, школе), предусматривающим воздействие на преступника исходя прежде всего не из преступления, а из его личности. Это было в период времени после Октябрьской революции 1917 г. и нашло отражение в первых советских уголовных кодексах (УК РСФСР 1922 т 1926 гг.). В статье рассматриваются особенности указанной уголовно-правовой политики советского государства, определяемой программными установками компартии. Отмечается, что социологическое учение соответствовало планам большевиком построить общество, где не будет условий для преступности, однако, как довольно быстро показала социальная практика, это оказалось утопией; вместе с тем, в неопределенном будущем подобный подход может быть востребован.

Издание: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки
Выпуск: №1 (2025)
Автор(ы): Упоров Иван Владимирович, Попов Михаил Юрьевич
Сохранить в закладках