Цель работы заключается в получении количественных оценок результативности и эффективности функционирования региональных систем - отраслей, обеспечивающих очистку территорий регионов Арктической зоны Российской Федерации, загрязненных отходами производства, на основе использования статистических методов сравнения многомерных объектов. В работе представлены результаты использования метода таксономического показателя для оценки результативности и эффективности функционирования систем очистки земель, загрязненных отходами производства, в регионах Арктической зоны Российской Федерации. Данные системы являются объединением всех предприятий и организаций региона, занимающихся данным видом экономической деятельности. Непосредственно функционирование этих систем (объектов) представлялось в виде типовой модели «вход - выход», характеризующейся определенным набором показателей - признаков, которые фиксируются действующей системой государственной статистики. В данный набор были включены значения площадей загрязненных и рекультивированных за год земель, прямые затраты на устранение загрязнений, затраты на используемые трудовые ресурсы и амортизационные отчисления на основные производственные фонды. В рамках метода таксономического показателя перечисленные признаки функционирования объектов нормировались, и на их основе формировались виртуальные эталонный и антиэталонный объекты. Далее рассчитывался интегральный показатель как отношение удаленности объекта от объекта антиэталона к расстоянию между эталонным и антиэталонным объектами. Значение интегрального показателя характеризует результативность и эффективность функционирования каждого рассматриваемого объекта. На основании расчетных значений комплексного показателя произведено ранжирование объектов для каждого года интервала с 2020 г. по 2023 г. Значения интегрального показателя характеризуют результативность функционирования объектов и эффективность использования обозначенных видов ресурсов. Выявлены региональные системы - лидеры с высокими значениями комплексного показателя и осуществлена группировка остальных систем в зависимости от значений данного показателя. Значения интегрального показателя в целом формируют в указанный временной интервал понижательные тренды для большинства исследуемых объектов. Коэффициент вариации расчетных значений комплексного показателя использовался как оценка устойчивости функционирования рассматриваемых объектов. Установлено, что только незначительная доля объектов характеризуется устойчивостью функционирования, т. е. минимальными значениями коэффициента вариации.
Ураганным содержанием принято называть аномально высокое содержание, выделяющееся из основной массы наблюдений. Данные содержания серьезно искажают реальное содержание металлов в сторону завышения. Значимость влияния ураганных содержаний тем выше, чем выше вес каждой пробы при оценке содержаний - то есть чем реже разведочная сеть. Использование ураганного содержания приводит к завышению содержаний в блочных моделях минерализации, что, в свою очередь, приводит к завышению содержаний в минеральных ресурсах и рудных запасах. Учитывая тот факт, что влияние ураганных содержаний выше на ранних стадиях изучения месторождений, завышение содержаний в минеральных ресурсах может привести к ошибочному решению об отработке убыточного объекта. Целью исследования в данной статье является рассмотрение различных подходов к решению проблемы ураганных содержаний. В данной статье рассматриваются природа возникновения ураганных содержаний, основные подходы к определению уровня ураганных содержаний при оценке минеральных ресурсов и методы устранения данных содержаний. По результатам исследования делается заключение о необходимости поиска и ограничения ураганных содержаний с использованием нескольких методов с последующим сравнением результатов между собой и выработкой обобщенного решения.
Пиво, как один из наиболее популярных алкогольных напитков, занимает значительное место в социальной и культурной жизни России. Оно не только отражает потребительские предпочтения, но и является важным элементом коллективной идентичности, влияющим на формирование определённых поведенческих моделей и стереотипов. В контексте общего алкогольного потребления пиво нередко воспринимается как «социально приемлемый» напиток, сопровождающий повседневное общение и досуг, что усиливает его символическое значение в культуре страны. Изучение способов его репрезентации в медиаконтенте, особенно в рекламе, позволяет глубже понять особенности социальной реальности, систему культурных норм, ценностей и массовых представлений, присущих российскому обществу. Предметом настоящего исследования являются социальные стереотипы, а целью - выявление и анализ динамики их использования в российской рекламе пива. В ходе работы методом контент-анализа было проанализировано 92 телевизионных рекламных ролика о пиве, выпущенных в период с 1990-х по 2020-е гг. Критерием отбора телевизионных роликов являлось наличие в рекламе упоминания пивной продукции. Анализ рекламы пива в России выявил, что почти в половине роликов стереотипы отсутствуют, однако их использование возросло с 2010-х годов. В ходе работы проведена классификация социальных стереотипов: к наиболее распространённым отнесены национальные и физиологические, а к наименее распространённым - гендерные, возрастные, стереотипы употребления напитка и взаимодействия. Говоря о временной динамике, наибольший рост зафиксирован у национальных и возрастных стереотипов, особенно с участием пожилых актёров. Гендерные стереотипы остаются стабильными, но мужские образы утрачивают доминирование. Стереотипы употребления и взаимодействия, а также физиологические демонстрируют отрицательную динамику. Научная новизна исследования состоит в том, что в отличие от ранее проведённых работ, посвящённых анализу социальных стереотипов в рекламе в целом, в данной работе предметом социологического анализа впервые выступает именно телевизионная реклама пива. Исследование способствует развитию представлений о распространенности социальных стереотипов в российском обществе. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных при разработке социальной рекламы, медиаполитик и регулятивных норм, направленных на формирование более ответственного и этичного образа потребления алкогольных напитков.
Физическая культура и спорт играют важную роль в жизни молодежи, способствуя формированию здорового образа жизни, укреплению социальных связей и личностному развитию. Исследование посвящено изучению влияния спортивной активности на физическое, психологическое, социальное и интеллектуальное состояние молодежи города Барнаула. В работе рассматривается, каким образом регулярные занятия спортом влияют на уровень социальной вовлеченности, коммуникативные навыки, самооценку и стрессоустойчивость молодежи. Особое внимание уделяется восприятию спорта как не просто формы досуга, а как значимого ресурса для самореализации, социализации и повышения общего качества жизни, а также развитию навыков, необходимых в современном обществе, таких как целеустремленность, дисциплина и умение работать в команде. Кроме того, анализируются социальные механизмы, через которые спортивная активность способствует формированию позитивных моделей поведения и адаптации молодежи в условиях быстро меняющегося социального пространства. В рамках темы была разработана методика и проведено социологическое исследование среди молодежи г. Барнаула (18-35 лет). В опросе приняли участие 231 респондент, отобранный по полу и возрасту (квотная выборка). На втором этапе были проведены экспертные интервью (n=6) со специалистами в области физической культуры и молодежной политики. Данное исследование позволяет глубже понять влияние спортивной активности на различные сферы жизни молодежи города Барнаула. По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, регулярные занятия спортом значительно повышают уровень физического и психологического здоровья молодых людей. Во-вторых, спортивная активность способствует укреплению социальных связей и развитию навыков командного взаимодействия. В-третьих, участие в спортивных мероприятиях позитивно влияет на формирование ценностных ориентиров и мотивации к личностному росту. В-четвертых, спорт помогает молодёжи лучше адаптироваться к социальным изменениям и снижает уровень стрессовых состояний. Таким образом, исследование подчеркивает важность развития спортивной инфраструктуры и программ, направленных на вовлечение молодежи в активный образ жизни, как средства комплексного улучшения качества их жизни и социальной интеграции.
Проанализированы форма и асимметрия листовых пластин двух видов рода Prunus L.: черемухи обыкновенной (P. padus L.) и черемухи Маака (P. maackii Rupr.) в г. Москве. Особенности формы тестировались методом геометрической морфометрии. Флуктуирующая и направленная асимметрия определялись аналогом двухфакторного дисперсионного анализа в прокрустовом пространстве. Для сравнения использовалась формула нормирующей разности (ФА 2). Расчеты выполнялись в среде STATISTICA 10 (Stat. Ink) и включали: проверку на нормальность распределения (L-R) с помощью теста Колмогорова - Смирнова; оценку различия между размерами признаков и длиной листьев; корреляционный анализ Пирсона для оценки связи величины признака (L+R) и разности (L-R). По метрическому признаку ширине половины листа флуктуирующая асимметрия названных видов не отличалась. В морфо-геометрическом анализе общая асимметрия преимущественно содержала направленную асимметрию, превышавшую флуктуирующую асимметрию в 2,5-10,0 раза. Оба вида обладали высокой вариативностью формы листовых пластин (р < 0,0001). Морфо-геометрический метод выявил слабое проявление флуктуирующей асимметрии или ее отсутствие на фоне явственного различия в форме (p < 0,001), особенно листьев черемухи Маака. Метод геометрической морфометрии оказался эффективнее метода на основе метрических признаков и позволил установить, что в разные годы форма листовых пластин в большей степени зависела от условий среды, чем от генотипических особенностей исследованных видов.
Введение. В последние несколько лет власти Китайской Народной Республики стали уделять больше внимания развитию профессионального среднего и высшего образования. Помимо роста и развития этого направления внутри страны постепенно с наращиванием присутствия Китая на мировой арене Китай начинает экспортировать свои образовательные услуги за рубеж.
Постановка задачи. Цель исследования – выявить особенности продвижения Китаем своего образования за границей, задача – рассмотреть основные формы экспорта китайского профессионального образования в зарубежные страны.
Методика и методология исследования. С помощью общих методов научного познания и с использованием большого массива фактологических данных и источников на китайском языке рассмотрены тенденции распространения китайского профессионального образования в мире.
Результаты. Китай открыл новую страницу в развитии профессионального образования как внутри страны, так и экспериментируя с новыми форматами международного сотрудничества в этом сегменте образования. Примером таких проектов может послужить открытие так называемых Мастерских Лу Баня, созданных в честь известного китайского философа, инженера и ремесленника V в. до н. э., которые готовят современных специалистов, обладающих техническими навыками. В общей сложности Китай запустил за рубежом свыше 40 подобных мастерских с 70 различными современными специальностями, где уже прошли обучение более 11 тыс. человек. После успешного запуска мастерских Лу Баня различные китайские профессиональные заведения стали открывать свои профильные мастерские, в том числе мастерские по развитию автомобильного транспорта, морского хозяйства, полиграфического дела и др.
Выводы. Подобные проекты, охватывающие сегодня как страны Шанхайской организации сотрудничества, так и участников инициативы «Один пояс, один путь», создают новую платформу для международного обмена и сотрудничества в сфере профессионального образования и способствуют продвижению гуманитарных обменов между Китаем и другими странами мира.
В Научную библиотеку СЗИУ поступила новая книга А. Измайлова «Солдаты слова в битве за Родину. Писатели на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Альберт Федорович Измайлов — житель блокадного Ленинграда, кандидат филологических наук, автор 30 книг документальной прозы, член Союза писателей России, лауреат литературных премий.
Таланты являются долгосрочными конкурентными преимуществами для предприятий креативной экономики. Одновременно таланты - это один из самых дорогих ресурсов, которые необходимы для реализации стратегии компании, поэтому эффективность их использования зависит от правильной стратегии развития талантов. В данном исследовании представлены результаты анализа эффективных практик, направленных на развитие талантов внутри предприятий креативной экономики. Задачи публикации - выявить стратегическое значение талантов для предприятий креативной экономики; провести стратегический анализ лучших практик по развитию талантов в индустрии моды. Статья основана на теории стратегии и методологии стратегирования, разработанной под научным руководством академика В. Л. Квинта.
Результаты: выявлена стратегическая роль талантов. Выводы: без стратегирования талантов предприятия креативной экономики обречены на отсутствие долгосрочного развития.
В статье рассматриваются особенности подготовки конвергентных журналистов в рамках студенческих СМИ. С этой целью были изучены основные типологические характеристики студенческих СМИ, выявлено их влияние на формирование профессиональных компетенций у студентов, рассмотрены принципы и методы организации работы редакций студенческих СМИ, наконец, процесс их объединения в конвергентную редакцию «ФСТ-медиа». В ходе исследования было проведено интервью с экспертным сообществом об особенностях подготовки конвергентных журналистов, а также контент-анализ содержания студенческих СМИ с точки зрения их корреляции с информационными запросами молодежной аудитории. По мнению автора, создание объединенной редакции «ФСТ-медиа» стало возможным только благодаря основному принципу подготовки будущих журналистов: от узкой специализации к универсализму.
В статье рассмотрены изменения идей Алексея Капитоновича Гастева на научную организацию труда (НОТ) - одну из первых научных школ управления в истории управленческой мысли советского периода. Данная научная школа управления создавалась в 1920-х годах, в период активного промышленного роста, который привел к миграции населения из сельской местности в промышленные центры страны. А. К. Гастев, как идеолог НОТ, предлагал решить проблему низкой квалификации рабочих посредством создания новой культуры. Для изучения этого исторического отрезка выбрана следующая цель исследования: выявить специфику процесса формирования новой культуры в идеях А. К. Гастева в социокультурном контексте 1920-х годов. Объект исследования - материалы, содержащие идеи научной организации труда А. К. Гастева в период с 1920 по 1930 г. Предмет исследования: изменение идей научной организации труда А. К. Гастева. В статье обоснована связь социокультурного положения рабочих 1920-х годов с формированием идей научной организации труда. Выявлена характерная особенность идей НОТ, направленная на формирование новой культуры труда. Дана характеристика практик внедрения новой культуры труда, формировавшейся за счет самоколонизации и дисциплинирования тела.
Беспрецедентная санкционная политика в отношении России заставляет задумываться о путях развития отечественной экономики, одним из приоритетных направлений которой является развитие отечественной электронной отрасли промышленности - самой наукоемкой отрасли машиностроения, структурного ядра постиндустриальной волны в соответствии с волновой концепцией Э. Тоффлера. Именно электронная продукция, включая компоненты и изделия из них, чрезвычайно дифференцирована и, в том числе, служит комплектующим к иным промышленным и потребительским товарам. Значит без развития электронной отрасли промышленности затруднительным становится развитие других сфер и отраслей экономики. Цель публикации - определить базовую стратегию развития электронной отрасли промышленности России. Задачи статьи - обозначить стратегическую роль инноваций в электронике и микроэлектронике в достижении Россией технологического суверенитета. В основе статьи лежит общая теория стратегии и методология стратегирования академика, иностранного члена Российской академии наук В. Л. Квинта, разработанная в Центре стратегических исследований института математических исследований сложных систем и кафедрой экономической и финансовой стратегии МГУ им. М. В. Ломоносова. В статье содержится обзор глобальных инновационных тенденций и стартапов, которые сегодня трансформируют электронную отрасль промышленности. В дополнение к обзору автор приводит статистическую информацию об уровне освоения этих технологий в России. Стратегия развития электронной отрасли промышленности России должна быть основана на переориентации на инновационные изделия и компоненты, а также на инновационные способы производства.
Хотелось бы избежать избыточного увлечения историческими примерами, но диалектика выбора между личными устремлениями и потребностями общества восходит еще к древнекитайской цивилизации. Кастовая структура индийского общества не может быть образцом для подражания, но формирование сообщества профессиональных управленцев присутствует и здесь