Современным трендом повышения пищевой ценности хлебобулочных изделий является использование в качестве дополнительных рецептурных компонентов растительных биологически активных веществ. Целью исследований стала оценка возможности применения надземной части фиалки собачьей ( Viola canina L.) в производстве булочных изделий. В задачи исследования входили уточнение химического состава надземной части, разработка рецептуры булочного изделия (булочка столичная) с улучшенными качественными характеристиками с использованием настоя V. canina. Заготовка сырья проводилась в период массового цветения растений (II-III декады апреля 2023-2024 гг.) в лесополосе городского округа Нальчик. По данным химического анализа в составе экстрактивных веществ травы содержатся водорастворимые полисахариды (10,61%), пектиновые вещества (1,66%), флавоноиды (1,65%), витамин С (109,71 мг%), каротиноиды (6,4 мг%). При замене воды для замеса теста настоем цветков V. canina отмечается понижение относительной пластичности и повышение относительной упругости, улучшение вкуса и запаха готовых изделий, увеличение продолжительности расстойки теста на 5 мин по сравнению с контролем. Замена воды настоем травы V. canina способствует улучшению реологических свойств и органолептических показателей булочки столичной, сокращению продолжительности расстойки теста на 4 мин по сравнению с контролем за счет повышения бродильной активности дрожжевых клеток. Повышение пищевой ценности булочек с настоем травы V. canina обусловлено наличием в их составе пектиновых веществ (0,42 г/100 г продукта), каротиноидов (1,6 мг/100 г), флавоноидов (105 мг/100 г). 100 г булочки столичной с настоем травы V. canina удовлетворяет физиологическую потребность взрослого человека на 2,1; 13,3 и 32,6% соответственно. Полученные результаты представляют практический и научный интерес в аспекте расширения применения V. canina в производстве хлебобулочных изделий функционального назначения.
Введение. В современном мире конситуативно детерминированное описание спортивных событий становится мощным инструментом формирования национальной идеологии и культуры. Исследование заголовочных комплексов в спортивных изданиях позволяет глубже понять механизмы манифестации фатической и манипулятивной функций, которые являются на сегодняшний момент доминантными для языка СМИ. Материалы и методы. В статье на основе контаминированной классификации дискурсивной значимости спортивных инфоповодов и дискурсивно-модусного анализа с учетом фокуса адресата анализируются различные типы заголовков как базовых кодов интерпретации основного текста сообщений, их главные функции и функциональная прагматика влияния на гипотетического реципиента. Анализ. Особое внимание уделяется сравнению спецификаторов фатической и информационной направленности как наиболее репрезентативных механизмов двунаправленных векторов, действующих в рамках повышения релевантности описываемого события и ассоциированных с ним социокультурных и идеологических феноменов. Автор утверждает, что использование приемов манипулятивного и фатико-экспликаторного характера в заголовках реализует максимальный перлокутивный эффект при условии соблюдения равновесного соотношения эпизодической сенсационности и оперативной информативности. Учет в компрессированном пространстве заголовочного комплекса аксиологических доминант признается базовым условием привлечения внимания широкого круга читателей; а использование единиц, маркирующих эксклюзивность и эпизодическую детерминированность описываемого инфоповода, наиболее эффективными приемами реализации максимального манипулятивного эффекта. Результаты. Заголовочный комплекс представляет собой максимально сжатую регулятивно-фатическую модель целостного текста описания, включающего установки для интерпретации всего описания и задающего аксиологические векторы оценивания инфоповода. При этом сильная позиция текста, которую представляет заголовок активизирует внимание читательской аудитории посредством провокационной нарративизации, затрагивающей ассоциации с иными социально значимыми областями.
В статье указано, что Тверским государственным техническим университетом разработана, запатентована и создана конструкция механического стенда, оснащенного системой цифрового тензометрирования и способного развивать и фиксировать разрушающую нагрузку для испытания на прочность образцов формованной торфяной продукции. Отмечено, что его планомерное использование с целью корректировки и рационализации режимов работы машин для добычи и производства кускового торфа позволит оперативно достигать стабильного качества торфа, однако методика применения данного стенда была сформирована ранее лишь для образцов кусков круглого и прямоугольного сечения. Приведены сведения, разработанные материалы и методика, позволяющие использовать созданный стенд для всех основных форм поперечных сечений кускового торфа, получаемых как в полевых, так и в заводских (стационарных) условиях
В работе описаны результаты экспериментального исследования фрикционных и электроконтактных характеристик четырех наиболее распространенных материалов для электрических контактов. Исследования проводили на машине трения типа ГП (горизонтальная плоскость) по схеме торцевого трения одноименных материалов с коэффициентом взаимного перекрытия, стремящимся к нулю, при температурах от 20 до 150 оС. Представлены экспериментальные зависимости коэффициента трения f и контактного электрического сопротивления R в статике и при трении скольжения от температуры. Эксперименты показали, что при повышенных температурах определяющее влияние на эксплуатационные характеристики исследованных электроконтактных материалов оказывают поверхностные окисные пленки. Установлено, что результаты экспериментов находятся в хорошем соответствии с полученными ранее данными о параметрах удельной силы трения, толщине и прочности окисных пленок для изученных материалов
Введение. В статье рассматриваются проблемы финансового обеспечения целевых экологических программ.
Материалы и методы. В ходе исследования использованы методы правового анализа, синтеза, обобщения и сравнительно-правовой, которые позволили выработать возможные пути решения исследуемых проблем.
Анализ. Проведенные в начале XXI века реформы бюджетного, налогового и экологического законодательства фактически разрушили имевшийся эколого-экономический механизм природопользования, что повлекло за собой значительные проблемы в области финансового обеспечения программных мероприятий. В настоящее время государственные программы являются важным инструментом финансового обеспечения охраны окружающей среды и рассматриваются в качестве правовой формы и юридического основания финансирования экологически значимых мероприятий, однако не могут показать в полной мере своей эффективности. Основным источником финансирования природоохранных мероприятий в настоящее время выступают бюджетные средства. Финансовые средства из внебюджетных источников привлекаются недостаточно, что может вызывать проблемы недостатка финансирования, особенно на местах. Среди иных проблем финансового обеспечения природоохранных мероприятий следует отметить тенденцию к снижению общих объемов финансирования, отсутствие финансового обеспечения отдельных важных мероприятий, финансирование от объема имеющихся средств, неравномерность их распределения в бюджетном цикле.
Результаты. Выдвигаются предложения по совершенствованию системы финансового обеспечения целевых экологических программ, которые позволят сделать их эффективным инструментом экологического планирования даже в условиях антироссийских санкций, пандемии и экономического кризиса.
Введение. Австро-Венгрия после реформирования в 1867 г. становится уникальным государственным образованием, предполагающим отказ от жесткой централизации и реализовавшем на практике уникальную формулу конституционного развития, личную унию Австрии и Венгрии, выбравших различные модели внутриполитического и экономического развития. Создание Европейского союза, развитие поликультурности, нарастание роли регионов в развитии отдельных государств и ЕС в целом, стимулируют интерес к изучению истории империи Габсбургов.
Материалы и методы. В зарубежной и отчасти в отечественной историографии отмечается интерес научного сообщества к Австро-Венгрии и ее месту в мировой истории. Однако, полемика по данному поводу только нарастает. Формируются различные школы и направления, как идеализирующие империю Габсбургов, так и считающие ее «анахронизмом» в Европе. В процессе работы над темой в качестве исторического источника использовались законодательные акты, заложившие основы дуалистической системы. Автор при работе над материалом применял принципы историзма, объективности и системности.
Анализ. В статье подчеркивается, что еще до поражения в австро-прусской войне монархия предпринимает попытки достижения компромисса с Венгрией, занимавшей исключительное место в империи и имеющей «историческое право» на восстановление собственной государственности. Война только ускорила данный процесс и способствовала оформлению дуалистической системы. Австрия и Венгрия, фактически становятся самостоятельными государственными образованиями, объединенными общим монархом и так называемыми общими делами. Основой для конструирования дуализма становится его одобрение парламентами обеих половин империи. Конституционализм и либерализм становится гарантией его соблюдения в будущем.
Результаты. Дуалистическая монархия явилась результатом компромисса между австро-немцами и венграми, монархией и Венгрией. Дуализм обеспечил стабильное развитие Австро-Венгрии в последней трети XIX – начала ХХ вв. Однако, рост движения национальных меньшинств требовал реформирования дуализма и создания принципиально иной системы.
В данной статье анализируются результаты исследований по установлению зависимости продуктивности озимого ячменя и кукурузы от разных доз вносимых удобрений. Опыты проводились в предгорной зоне Кабардино-Балкарии с 2019 по 2021 годы. Почва опытных участков представлена черноземом выщелоченным. Содержание гумуса (по Тюрину) в пределах 3,5%, фосфора - 8,7 мг/100 г, калия - 11,1 мг/100 г (по Чирикову), рН почвы нейтральная - 6,7. В качестве объектов исследований были выбраны сорт озимого ячменя «Вавилон» и сорт кукурузы на зерно «Кавказ 307 МВ». Опыты показали, что на посевах озимого ячменя в вариантах с внесением удобрений показатели элементов продуктивности были выше, чем в контрольных. Повышение доз удобрений (в первый год исследований) с N40Р40 до N145Р160К155 приводило к увеличению количества стеблей перед уборкой с 3,48 млн. шт./га до 4,67 млн. шт./га. Количество зерен и вес зерна одного колоса были ощутимо больше при внесении удобрений. Результаты опытов на посевах кукурузы на зерно также показали зависимость элементов продуктивности и структуры урожая от величины вносимого количества удобрений. Увеличение массы 1000 семян при использовании удобрений в первый год проведения опытов составило с 231 до 278, 6 г (около 19%); во второй год - с 213 до 250,4 г (около 14%); в третий - с 224 до 269,7г (около 19%). Длина початков в среднем за три года при внесении удобрений увеличивалась и доходила до 18,2 см. Погодные условия также оказали положительное влияние на формирование элементов продуктивности, что, в конечном итоге, привело к увеличению урожайности посевов.
й дискурсологии, а выявление их функционально-прагматического потенциала позволит выработать конкретные рекомендации для достижения исходных оперативных целей рекламирования. Материалы и методы. Ключевые приемы дискурсивномодусного анализа позволяют проанализировать корреляцию формальной экспликации волюнтативного пространства адресата и на основе рассмотрения маркеров конвенционализации как главного механизма продвижения авторских интенций в общее пространство релевантности сформировать перечень наиболее эффективных инскриптивных речевых актов. Анализ. В аспекте системного анализа функциональной прагматики вариативных речевых актов рекламной коммуникации наблюдается дефицит адекватного терминологического инструментария, позволяющего прецизно номинировать тип и вид речеактовой альтернации. На основе контаминации различных критериальных признаков была создана авторская классификация, учитывающая иллокутивносемантические корреляции высказывания в целом, тип и силу иллокутивной функции, фокуса реципиента и инициальное прогнозирование стимул-реактивного действия в объективной реальности. Результаты. Метареализация иллокутивной цели в рекламной коммуникации осуществляется в рамках вербальной конвенционализации на основе использования комиссивов, экспозитивов, пермиссивов; при вербальной репрезентации в фатикорегулятивном аспекте посредством сатисфактивов, регламентивов; в процессе дискурсивной диалогизации с помощью реквестивов, инвитивов, инъюнктивов, инструктивов и суггестивов; при дискурсивной рефлексивизации в нарративах, аргументативах, дескриптивах и констативах. Наибольшим потенциалом перформативизации сообщения обладают прямые инструктивы, инструктивы и суггестивы, демонстрирующие низкую частотность в институциональном рекламном дискурсе. Степень суггестивного воздействия, соответствующего доминантной иллокутивной цели, демонстрирует обратную зависимость от интенсивности и частотности появления в тексте речеактовых альтернаций.
В статье актуализируется проблема профессиональной подготовки специалиста среднего звена, способного эффективно трудиться в условиях производственного коллектива, одним из аспектов которой является формирование у студентов опыта командного взаимодействия. Выявляются научные предпосылки для эффективного решения проблемы формирования опыта командного взаимодействия студентов профессиональных образовательных организаций среднего звена. Предлагается трактовка опыта командного взаимодействия как совокупности 1) знаний о командном взаимодействии, о его особенностях и способах реализации, 2) мотивов деятельности в команде, форму которых принимают ценности, как осознанные смыслы, 3) диалогической направленности личности в общении, 4) практических умений и навыков осуществления совместной деятельности с другими членами команды. Раскрываются возможности гуманитарных дисциплин в формировании опыта командного взаимодействия студентов учреждений среднего профессионального образования. В контексте содержания гуманитарных дисциплин выявляется роль ценностей в выстраивании эффективного командного взаимодействия студентов как в рамках учебного процесса, так и на производстве. Приводятся примеры формирования опыта командного взаимодействия студентов в процессе изучения учебных дисциплин «История», «Основы философии», «Психология общения» в условиях образовательного процесса в филиале Мурманского арктического университета в г. Кировске.
В данной статье рассматривается актуальность формирования предпринимательского мышления у школьников. Описывается предпринимательское образование на разных уровнях обучения. Анализируются дисциплины, формирующие предпринимательское мышление, представленные в учебных планах и дополнительных образовательных программах основного и среднего общего образования в г. Томске. Описывается опыт реализации проектов и программ по развитию предпринимательского мышления в регионах России. В работе представлены результаты опытно-экспериментального исследования по измерению уровня предпринимательского мышления у обучающихся 8-9 классов на базе средней общеобразовательной школы № 28 города Томска, в ходе которого было разработано комплексное тестирование и практико-ориентированные учебно-технологические задания. Описывается методика составления тестирования по выявлению уровня сформированности предпринимательского мышления. Проведенные исследования показали, что обучающиеся имеют в основном низкий уровень предпринимательского мышления, который можно скорректировать активными методами обучения. Сделан вывод о необходимости разработки и внедрения программ дополнительного образования, внеурочной деятельности по развитию предпринимательского мышления в общеобразовательных организациях. Полученные материалы могут служить основой для дальнейшего мониторинга формирования предпринимательского мышления в других школах г. Томска и за его пределами.
Во второй половине XIX в. Финляндия переживала бурное экономическое, политическое и социальное развитие, превращалась в современное европейское государство. Как следствие, она стала отдаляться от России. Манифесты императора позволяли стране сохранять высокую степень автономности и суверенитета. В конечном счёте «дрейф» Финляндии стал вызывать беспокойство у консерваторов и государственников внутри России. В конце XIX - начале XX вв. империя предприняла попытки адаптировать Северо-Запад России к общегосударственному законодательству. Первая русская революция отбросила государство к прежнему, автономному статусу Финляндии. С 1907 г. императорские органы власти вновь проводят кампанию по интеграции сепаратистской окраины. Российская интеллигенция оказалась перед выбором: поддержать укрепление государства или бороться за соблюдение прав подданных Великого княжества. Даже либеральные юристы оказались расколоты по вопросу о Финляндии. В статье автор стремится установить позиции умеренно-либеральных юристов (легалистов) по вопросу о статусе финской автономии, а также определить, какое участие приняли ведущие юристы империи в спасении (или ограничении) финских свобод. Автор констатирует, что большинство консервативных либералов (легалистов) заняли промежуточную позицию между октябристами и кадетами. Они полагали, что только мирная, гуманистическая эволюция позволит постепенно интегрировать Финляндию в состав империи. Насильственное же принуждение приведёт к вспышке террора. В итоге, власть выбрала насилие.
В статье продолжается рассмотрение проблематики раннего речевого онтогенеза на основе сборника М. Мерло-Понти «Психология и педагогика ребенка. Лекции в Сорбонне 1949–1952 гг.». Данный текст предваряет перевод второго фрагмента сборника из раздела «Сознание и освоение языка» и представляет собой краткий вводный обзор подхода Мерло-Понти к раннему речевому онтогенезу. Рассматриваются лингвистические исследования, на которые он опирается, связывая их с идеями феноменологии, гештальтпсихологии и структурализма. Целью Мерло-Понти является максимально близкое описание основного феномена своего исследования – ребенка, и в том числе того, как ребенок осваивает родной язык. Результатом синтеза этих направлений становится оригинальная концепция, наброском представленная в статье в виде особенностей освоения языка ребенком, которые коррелируют с другими известными его идеями, а также дан краткий комментарий к ним. В статье предпринята попытка обозначить философские основания лингвистики детской речи и детской психологии на примере разработок М. Мерло-Понти.