ФАКТОРЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РОССИИ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА (2024)

Сегодня цифровые способы общения активно вошли в нашу жизнь, социальные медиа являются привычным каналом для личной и деловой коммуникации, которым пользуются и органы власти. В статье предложен подход, позволяющий выявить уровень цифровизации территории на основе присутствия органов местного самоуправления в социальных медиа. Целью работы является идентификация проблемных муниципальных образований Северо-Западного федерального округа России по использованию в деятельности местных администраций возможностей Интернета по данным социальной сети «ВКонтакте». Эмпирическую базу исследования составляют данные о 1083 поселениях, 199 районах и округах за период с 2011 по 2022 г. по социально-экономическим характеристикам и сведениям о главе муниципального образования. С помощью бинарной логистической регрессии определяются значимые факторы, влияющие на уровень цифрового присутствия в социальных медиа. Для выявления искомых муниципалитетов проводится сопоставление результатов двух кластеризаций - по районным и поселенческим данным. Установлено, что численность населения, размер доходов и расходов бюджета, уровень бюджетной обеспеченности и средняя заработная плата положительно влияют на присутствие в социальных медиа, в то время как расстояние до регионального центра и принадлежность к районному центру оказывают отрицательное влияние. Вероятность появления в социальных медиа зависит от возраста, места проживания главы и способа его выдвижения на выборах. По результатам исследования четверть поселений была отнесена к требующим повышенного внимания при реализации мероприятий, направленных на развитие цифровых технологий и усиление присутствия в социальных медиа. Значительная часть этих поселений находится в Псковской, Новгородской и Вологодской областях.

Издание: БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН
Выпуск: Т. 16 № 2 (2024)
Автор(ы): Прокопьев Егор Александрович, Курило Анна Евгеньевна, Губина Ольга Владимировна, Шлапеко Екатерина Андреевна
Сохранить в закладках
ФОРМАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ И ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: СТРАНА - РЕГИОН - МУНИЦИПАЛИТЕТ (2024)

Исследование основано на концепции изоморфизма формальных (установленных законодательными актами) границ, то есть подобия их функций, в разных сочетаниях выполняемых границами разного статуса. Цель работы - изучить сходство основных функций формальных границ и их воздействие на хозяйство и повседневные практики населения на материале нескольких регионов России. В основе исследования - экспертные интервью и личные наблюдения, а также анализ стратегий социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. С одной стороны, благодаря барьерной и конституирующей функции границы способствуют выравниванию социально-экономического ландшафта в своих пределах. С другой - те же функции усиливают контрастность различий между соседними территориями. К общим свойствам границ относится также способность притягивать или отталкивать определенные виды деятельности, порождать или усиливать периферийность прилегающих ареалов. Противоречие между континуальностью физического и социального пространства и барьерной функцией границ определяет «трансграничные» практики населения, генерирует товарные потоки и другие сходные по форме взаимодействия между соседними территориями. В свою очередь, взаимодействия диктуют необходимость юридически закрепленного сотрудничества между такими территориями для решения широкого круга трансграничных по своей природе проблем. Однако, такое сотрудничество существует практически только на межгосударственном уровне. На региональном и муниципальном уровне потребность в нем или не осознается, или отсутствует, даже если оно предусмотрено в документах стратегического планирования.

Издание: БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН
Выпуск: Т. 16 № 3 (2024)
Автор(ы): Себенцов Александр Борисович, Колосов Владимир Александрович, Морачевская Кира Алексеевна
Сохранить в закладках
ФАКТОР МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ КИТАЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ (2025)

В статье межкультурная компетенция учителя музыки рассматривается в рамках интегрированного подхода в подготовке китайских учителей музыки в российских вузах. Определяется структура данного понятия, состоящая из пяти взаимосвязанных элементов: установки, знаний, навыков, внутренних и внешних результатов, а также пяти фаз: деконструкции, понимания межкультурной коммуникации, этнорелятивного понимания, культурного сознания и рефлексии. Музыкальная культура как институциональный феномен создаётся на основе гуманистических ценностей, политики, практики и социальных взаимодействий. В связи с этим отмечается доминирующая культурная, социальная, политическая и экономическая составляющая любого национального контекста, связанного с развитием межкультурной компетенции и межкультурной коммуникации в учебном процессе музыкально-педагогического вуза. Существует потребность в создании для китайских обучающихся новых элективных курсов (или корректировки уже существующих), которые выходят за рамки аддитивного подхода предмета мировой музыки. Это программы для будущих учителей музыки, в которой все дисциплины направлены на изучение существующих и совместное конструирование новых взглядов на проблемы музыкального образования в социальном взаимодействии.

Издание: BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Блюдникова Анна Михайловна
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ В ВУЗАХ КИТАЯ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (2025)

В статье рассмотрена проблема профессиональной подготовки будущих вокалистов, в том числе на материале народной музыкальной традиции. Актуальность избранной темы продиктована необходимостью поиска педагогических подходов в процессе обучения вокалистов в вузах КНР, позволяющих сочетать элементы традиционного песенного фольклора с академическим вокальным репертуаром.

Издание: BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Ян Цзиньяо
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ (2025)

В настоящей статье автором анализируется деятельность научно-творческой школы этнокультурной направленности «Этнос» Чувашского государственного института культуры и искусств в области формирования этнокультурной компетентности студентов. Материалом исследования послужили результаты наблюдения автора за процессом профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности. Наблюдение проводилось по таким критериям, как знания о материальных и духовно-нравственных ценностях этнической общности, традициях и обрядах, питании, музыке, спорте, способах жизнеобеспечения, географии расселения; навыки корректного поведения в ситуациях межэтнического общения в соответствии с культурными особенностями собеседника, в том числе в выборе актуальных средств вербального и невербального общения; личностные качества, выражающиеся в заинтересованности теми или иными культурными проявлениями, желанием к ним приобщиться. Разработка содержания деятельности по формированию этнокультурной компетентности студентов основывается на обобщении личного опыта автора статьи, а также на научно-методических исследованиях формирования и развития этнического самосознания студентов, лингвокультурных и этнопсихологических особенностях чувашского менталитета, подготовки будущих руководителей хореографических любительских коллективов к сценической интерпретации народного танца, приобщения студенческой молодежи к народной художественной культуре. Для достижения положительных результатов необходима интеграция учебно-образовательной, научно-исследовательской, культурно-просветительской, взаимодействия с социокультурными субъектами, инновационной деятельности.

Издание: ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Выпуск: Т. 7 № 1 (2025)
Автор(ы): Вереялова Диана Владимировна
Сохранить в закладках
ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ «ОТЗВУКИ СЕВЕРА» Г. Г. ОКУНЕВА: ХУДОЖЕСТВЕННО-ИДЕЙНЫЕ КОНСТАНТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ КИТАЙСКОЙ АУДИТОРИИ (2025)

Личность советского композитора, педагога и просветителя Германа Григорьевича Окунева с каждым годом все больше и больше привлекает внимание соотечественников. Однако, китайским исполнителям и слушателям творчество композитора почти не известно, несмотря на его значительный вклад в отечественную музыкальную культуру. Автор статьи обращается к фортепианному циклу «Отзвуки Севера», презентующему красоты северных пейзажей. Выбор произведения не случаен: данный опус знаменует творческий взлет композитора, вступившего в период зрелости. Его творческий почерк достиг совершенства, а музыкальный язык - технической сложности и уникальной самобытности. Вот почему цикл «Отзвуки Севера» Г. Г. Окунева обязательно должен войти в исполнительский репертуар китайских студентов. Однако, они могут столкнуться с некоторыми проблемами художественной интерпретации цикла. Предложенные автором методические рекомендации помогут справиться с обозначенной проблемой.

Издание: BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Сунь Юй
Сохранить в закладках
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ В ИНТЕРВЬЮ ВЛАДИМИРА ПУТИНА ТАКЕРУ КАРЛСОНУ И ПРИЕМЫ ИХ ПЕРЕВОДА (2024)

Работа посвящена анализу функционирования языковых единиц в общественно-политических текстах, а именно: изучению фразеологических единиц в политическом дискурсе. Фразеологизмы как средство выражения экспрессивности и реализации прагматической функции языка используются политическими деятелями с целью воздействия на общественное и личное сознание и в некоторых случаях агитации к действиям. Целью исследования является выявление специфики передачи фразеологических единиц в переводе интервью президента России Владимира Путина американскому журналисту Такеру Карлсону. Авторами работы проведен сравнительно-сопоставительный анализ наиболее частотных приемов перевода фразеологизмов с русского языка на английский, а также рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается переводчик-синхронист. Анализ выполнен с использованием метода сплошной выборки, описательно-аналитического и контекстуально-интерпретационного методов. В результате исследования установлено, что речи главы российского государства присущи этнокультурные признаки, метафоричность, порождение окказиональных фразеологизмов и намеренная их модификация. Наиболее употребительный прием перевода фразеологизмов - подбор фразеологического аналога, который позволяет выявить в среде воспринимающей культуры эквивалентные соответствия, отличные по форме и образу, но схожие по содержанию и значению.

Издание: ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Выпуск: Т. 6 № 2 (2024)
Автор(ы): Клыкова Юлия Юрьевна, Шачкова Ирина Юрьевна
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА (2025)

В статье обосновывается идея необходимости опережающей профессиональной подготовки курсантов современного военного вуза для выполнения требований к информационной компетентности офицера в период изменения военно-профессиональной деятельности под воздействием информатизации. Раскрывается сущность информационной перспективы в контексте информатизации военно-профессиональной деятельности с учетом перспективных требований к информационной компетентности офицера, представляющей собой результат профессионального и личностного развития, интегральную характеристику личности, предопределяющую его потенциальную способность и психологическую готовность осваивать, применять и конструировать оптимальные способы решения профессиональных задач, отвечающие технологическим стандартам информационной перспективы военно-профессиональной деятельности. Охарактеризовано новое содержание компонентов информационной компетентности, ориентированное на информационную перспективу военно-профессиональной деятельности, обеспечивающее научное исследование и управление процессом формирования информационной компетентности на практике. Представлено авторское понимание структуры информационной компетентности офицера в совокупности операционального (совокупность информационных технологий, которыми владеет офицер), субъектного (отношение и активность в информатизации военно-профессиональной деятельности), аксиологического (степень освоения офицером устанавливающихся в информационной перспективе ценностей, норм и передовых образцов информационной культуры Вооруженных Сил) и рефлексивного (устойчивые психологические состояния, возникающие на основе рефлексии опыта и прогнозирования собственных профессиональных возможностей в информационной перспективе военно-профессиональной деятельности) компонентов. Процесс формирования информационной компетентности курсанта показан как последовательная смена этапов решения опережающей профессиональной задачи и достижения ожидаемых результатов профессионально-личностного развития: этапа проблематизации, этапа моделирования, этапа решения и рефлексивного этапа. Представленные содержание, формы и методы работы, организующие процесс формирования информационной компетентности курсантов, призваны обеспечить его целостность и результативность.

Издание: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: Т. 8 № 1 (2025)
Автор(ы): ЛАМУХИНА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ) (2024)

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что все больше требований выдвигается современным обществом к выпускникам высших учебных заведений, от них требуется определенный набор профессиональных компетенций, среди которых особое место занимает умение критического мышления и ориентация на командную деятельность. Целью данного исследования является рассмотрение понятия «критическое мышление», выделение этапов и уровней формирования критического мышления у обучающихся высших учебных заведений. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы российских, зарубежных ученых по исследуемой теме. Целенаправленное внедрение элементов критического мышления в процесс обучения студентов иностранному языку способствует формированию у них умения критического мышления. В качестве примера авторы исследования приводят отдельные фрагменты разработанных учебных занятий по иностранному языку, направленные на формирование умения критического мышления. В выводах исследования подчеркивается, что процесс формирования критического мышления у студентов - это взаимодействие преподавателя и студента. Основную роль организатора процесса познания играет преподаватель, который помогает обучающимся интерпретировать, анализировать, оценивать и реализовывать полученные знания в практической деятельности. Обучение студентов иностранному языку в русле критического мышления требует от преподавателей вуза овладения языковыми компетенциями, целенаправленной, систематической подготовки к проведению учебных занятий, направленных на выполнение поставленных задач, связанных с формированием умений критического мышления у студентов.

Издание: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: Т. 7 № 1 (2024)
Автор(ы): Гизятова Ландыш Афраимовна, Плотникова Наиля Фагимовна, Усманов Тимур Раилевич
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА (2024)

Методика преподавания латинского языка в последние годы претерпела значительные изменения, традиционные подходы не дают качественных результатов. Поэтому актуальным становится поиск новых эффективных методов преподавания этой дисциплины. В настоящее время преподавание древнего языка в нелингвистическом вузе должно формировать у студентов компетенции, связанные не только с расширением их филологического кругозора, но и те, что пригодится в будущей профессии. Существующая сейчас методика преподавания древнего языка базируется на традиционном структурном подходе и не соответствует новым задачам обучения. Студенты не понимают значение данной дисциплины в формировании неязыковых компетенций. Основными общенаучными методами данного исследования являются анализ и синтез, а также сравнительный метод. Практическая часть осуществлялась с применением метода опроса. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что акцент в современном преподавании следует сместить на более широкое применение алгоритмов, упражнений, тренингов, чтобы сделать процесс обучения более активным и мотивированным. Четкая структура латинского языка, его логичность являются прекрасной базой для формирования неязыковых компетенций, востребованных на рынке труда. Кроме того, новой методике, ориентированной на компетентностный подход в высшей школе, должен соответствовать и совершенно новый учебник, отвечающий требованиям времени и психологическим особенностям студентов.

Издание: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: Т. 7 № 2 (2024)
Автор(ы): Сивкина Наталья Юрьевна, Ващева Ирина Юрьевна
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (2024)

В статье раскрываются сущность и содержание понятий «нравственная устойчивость», «нравственная неустойчивость», «изменчивость», формы, методы, средства формирования нравственной устойчивости у подростков. Нравственная устойчивость - не врожденное качество личности, формируется в процессе целенаправленной учебно-воспитательной работы. Стержнем воспитания нравственной устойчивости у подростков является интериоризация, т. е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого обучающегося. Учебно-воспитательный процесс строится с опорой на принципы научности, историзма, гуманности, взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей, учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. В статье анализируется опыт работы школ Чувашии по формированию нравственной устойчивости у подростков. Выделяется ряд педагогических условий, позволяющих успешно формировать нравственную устойчивость у подростков. К ним относятся: четкая постановка задач, выбор наиболее оптимальных форм и методов, средств, содержание учебно-воспитательной деятельности; целенаправленное планирование и организация учебно-воспитательной работы на основе выявленного уровня воспитанности подростков; использование воспитательного потенциала учебных предметов, позволяющих приобщить подростков к ценностям духовно-нравственной культуры, обеспечить моральный выбор; осуществление нравственного просвещения, приобщение к национальной культуре; включение подростков в добротворческую, общественно-полезную, проектную деятельность в школе и вне ее; осуществление индивидуального подхода к подросткам в процессе формирования у них нравственной устойчивости, организации самовоспитания.

Издание: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: Т. 7 № 2 (2024)
Автор(ы): Павлов Владимир Иванович, Павлова Ирина Ивановна, Тихонов Денис Олегович
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) (2024)

Статья посвящена актуальной проблеме формирования читательской грамотности современных школьников, которая трактуется как важнейший вид функциональной грамотности, основанной на способности оперирования различными видами текстов, понимания их глубинного смысла и корректной интерпретации. Опираясь на исследования в современной педагогике и лингводидактике, авторы раскрывают специфику формирования читательской грамотности на уроках русского языка, прибегая в качестве смыслообразующего содержательного компонента к регионально окрашенным текстам. Материалы статьи отражают данные педагогического эксперимента, позволяющие существенным образом скорректировать методические стратегии учителя. Мнение современных учителей-словесников, работающих с феноменом функциональной грамотности, изучается авторами с помощью метода анкетирования. Анализ ответов респондентов подтверждает осознание учителями значимости данного вида работы на уроке, но при этом обнажает комплекс проблем, связанных с методической беспомощностью, неумением структурировать задания, направленные на развитие функциональной грамотности в целом и читательской грамотности в частности. Авторы констатируют, что, несмотря на необходимость соблюдения закрепленных в обновленном ФГОС нормативных требований, современные учителя не проводят работу по формированию функциональной грамотности в системе. Данная работа проводится фрагментарно, что, безусловно, сказывается на качестве обучения в целом и расширяет границы академической неуспешности ученика, предельно снижая уровень познавательной мотивации. В качестве основного метода, обеспечивающего эффективность формирования достаточного уровня читательской грамотности, определен анализ текстов различных видов и жанров. Комплексный анализ образовательных результатов учебного процесса позволил авторам статьи утверждать, что содержательным основанием уроков, направленных на формирование функциональной грамотности, могут стать регионально окрашенные тексты, позволяющие выстраивать линии глубинного диалога на фоне осознания смыслов, которыми наполнена культура малой родины.

Издание: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: Т. 7 № 2 (2024)
Автор(ы): Рыжкова Инна Витальевна, Коренева Анастасия Вячеславовна
Сохранить в закладках