Реконструкция детальной карты административно-территориального деления России в середине XVIII в. – сложная задача, поставленная учеными еще в середине XIX в.1 и до сих пор не вполне решенная. В середине XX в. важные результаты в этой области были достигнуты В. М. Витовым и И. В. Власовой2; исследовательской группой из Института истории СССР во главе с Я. Е. Водарским и В. М. Кабузаном на основе систематической обработки материалов подворной переписи 1678 г. и ландкарт первой половины XVIII в. были созданы карты административного деления этого времени3. К сожалению, результаты этих исследований были опубликованы только в виде нескольких мелкомасштабных схем4. Целый ряд важных исследований, посвященных реконструкции границ XVII–XVIII вв., появился также в последние годы5, однако эта работа все еще далека от завершения.
В статье представлены данные исследования немодальной (скрипучей) фонации как маркера социальной вариативности англоязычной речи. Цель исследования - выявить перцептивно-акустические признаки скрипучей фонации и проанализировать социофонетические функции использования данного типа фонации в женской речи. Материалом исследования послужили образцы речи молодых женщин носителей британского и американского вариантов английского языка (n=6). Для проведения исследования применялись перцептивный, электроакустический и сопоставительный виды анализа. Показатели частоты основного тона (ЧОТ), джиттер-эффекта, шиммер-эффекта и соотношение гармоника / шум позволили выявить корреляты скрипучей фонации на акустическом уровне. Результаты исследования демонстрируют наибольшую частотность реализации скрипучей фонации в речи американских женщин.
Цель статьи заключается в обосновании, определении и описании социальных функций такого социального феномена, как иноязычное образовательное неравенство. Целевая ориентация определяется, с одной стороны, недостаточной релевантностью широко распространенного типичного набора социальных функций неравенства в образовании для исследования конкретного анализируемого феномена. С другой стороны, обоснование социальных функций любого социального феномена предопределено той теоретико-методологической конструкцией, на которую опирается исследователь. При этом нельзя отрицать того факта, что осмысление роли социальных функций как внешних проявлений свойств объектов, их назначения в функционировании целостной социальной системы всегда были и остаются актуальной научной задачей. В качестве методологической основы для определения основных социальных функций иноязычного образовательного неравенства автором была использована парадигмальная функциональная сетка AGIL, разработанная Т. Парсонсом. В статье обосновывается использование этой методологической схемы для анализа социальных функций, рассматриваемого с соблюдением базовых принципов структурно-функционального анализа. Реализуя эту методологическую модель и опираясь на дедуктивную логику теоретического анализа, были выявлены основные функции иноязычного образовательного неравенства в современном российском обществе: селективная, регулятивная, стимулирующая и стратифицирующая. В статье описаны и охарактеризованы выявленные функции анализируемого феномена. Выводы и умозаключения подтверждены многочисленными статистическими данными и анализом результатов эмпирических социологических исследований. Проанализированные функции подтверждают вывод об объективном существовании и функциональной заданности иноязычного образовательного неравенства в современном российском обществе. Реализация этих функций способствует сохранению социальной стабильности общества и воспроизводству его социальной структуры.
Автор статьи размышляет о проблемах и перспективах широкого распространения гаджетов в современном цифровом мире. Развитие информационных технологий затрагивает все сферы жизни людей, в том числе вносит изменения в супружеские и детско-родительские отношения. В статье рассматривается современная литература и проводится вторичный анализ данных исследований Фонда общественное мнение (ФОМ), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и др., касающихся позитивных и негативных аспектов влияния цифровых технологий на семейное взаимодействие. Уделяется внимание особенностям сетевого поведения, онлайн общения как родителей, так и детей, в частности таким проблемам как: гаджетозависимость (гаджет-аддикция), т. е. неконтролируемое пользование гаджетами; фаббинг – привычка погружаться в гаджет во время разговора с оффлайн собеседником и т. д. Гаджеты становятся членами семьи, одушевляются и вписываются в привычный домашний ландшафт. Родители, с одной стороны, пытаются контролировать взаимоотношения гаджет-ребенок, с другой – сами погружены в гаджеты, а также используют их как средство поощрения/наказания, тем самым только повышая ценность девайся в глазах ребенка.
Являясь одним из важнейших атрибутов жизни современного человека, гаджеты отличаются функциональностью, мобильностью и практически непрерывной возможностью выхода в Интернет. Они позволяют преодолеть ограничения реальных контактов, объединяя в себе людей проживающих далеко друг от друга, помогают поддерживать связь с близкими на расстоянии, совмещать трудовую деятельность и воспитание детей, получать новые знания, совершать покупки, не выходя из дома.
Было бы ошибочным оценивать влияние гаджетов на повседневные практики, в том числе семейные по шкале “положительное – отрицательное”. “Гаджетизация” – сложный процесс, требующий пристального изучения.
В статье рассматриваются социальные изменения, происходящие в глобальной системе мирового хозяйства. Исследованы причины кризиса, сложившегося после Второй мировой войны международного социально-экономического и политического порядка, главными из которых являются идеология и практика неоколониализма и попытки организовать жизнь мирового сообщества, опираясь не на нормы и принципы международного права, а на сформулированные мировым меньшинством и выгодные исключительно этому меньшинству некие “правила”. В статье определены социально-экономические факторы глобальных социальных трансформаций, которые подрывают основы либеральной глобализации. Среди них – усиление роли развивающихся стран в мирохозяйственных связях, стремящихся к формированию многополярного мира как содружества равноправных народов и установлению более справедливой системы международных политических и эконмических отношений. Особое внимание уделено углублению глобального неравенства и обострению противостояния между Севером и глобальным Югом. Обоснован объективный характер происходящих в мире социальных изменений. Подтверждена значимость политики российского государства, направленной на укрепление национального суверенитета, в том числе в сфере экономического развития, в условиях жестких экономических и политических санкций, введенных против нашей страны коллективным Западом.
Настоящая статья посвящена критическому анализу концепции пропаганды видного французского ученого Жака Эллюля, который получил широкую известность в российском социологическом дискурсе за счет некорректно приписываемому ему словосочетанию “социологическая пропаганда”, которое на самом деле является неверно сконструированным понятием и в оригинальной трактовке автора звучит как “пропаганда социальная”.
В данной связи главная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы точно и корректно передать оригинальные взгляды автора на феномен пропаганды, но систематизировать их так, чтобы в своей сумме они ставили целостную концепцию пропаганды, которая смогла бы найти достойное место в дальнейшем социологическом и политологическом анализе связанных с ней феноменов. Для этого автор, опираясь на материалы, изложенные в первых главах труда Ж. Эллюля, пытается ответить на группы вопросов. К ним относятся: что понимает Ж. Эллюль под феноменом пропаганды в самом общем смысле? С какими методологическими трудностями связано научное изучение этого феномена? Кто выступает объектом, а кто – субъектами пропагандистского воздействия? Какие конкретно инструменты и механизмы запускают действие пропаганды? Каковы ее цели?
Согласно Ж. Эллюлю, подчеркивает автор, пропаганда представляет собой манипуляцию, направленную на изменение мировоззрения, внушение чуждых идей, внушение иных представлений об отдельном событии или о мироустройстве в целом, а затем – подтолкнуть его к действиям. Следовательно, важнейшим свойством и результатом пропаганды является именно отделение мыслительного процесса от действия и поступков: “…одно выполненное действие делает необратимым пропагандистское влияние. Тот, кто совершает поступок под влиянием пропаганды, уже не может вернуться назад и стать собой прежним”.
Особо значимыми вопросами в концепции Ж. Эллюля автор считает вопросы об основах и содержании пропаганды, проблема последовательности в организации процесса пропаганды, ее эффективности. Заслуживающими внимания являются типологизация и классификация видов и разновидностей пропаганды по Ж. Эллюлю, постановка им вопросов о правдивости и научности пропаганды.
Детального анализа основных положений концепции Ж. Эллюля позволил автору обосновать ряд критических выводов, в том числе о чрезмерной психологизации процесса пропаганды, о неправомерности тезиса о вторичности идеологии по отношению к пропаганде, которая функционирует на практическом уровне ее выражения, а также излишней фетишизации пропаганды, что нивелирует влияние на личность традиционных социальных институтов, и практик.
Целью статьи является выявление специфики изучения представителей прекариата и его концептуализации в рамках отечественной социологии.
В рамках статьи анализируется «теоретический раскол», который существует в отечественной социологии относительно концептуализации понятия «прекариат». На основании анализа работ социологов, принадлежащим двух подходам были сформулированы черты, характеризующие прекариат как социально-экономическую группу и как полноценный социальный класс. Также автором обозначены черты прекариата, разделяемые представителями обеих подходов.
В конце статьи выдвигается формулировка прекариата как формирующегося класса и выделяются два аспекта, которые могут способствует интеграции его представителей в современное российское общество.
Статья посвящена анализу серьезных внешних и внутренних вызовов, которые в настоящее время стоят перед высшим образованием в России.
Внешние вызовы связаны с новыми геополитическими реалиями, которые существенно переопределили место нашей страны в системе международных отношений, трансформировали её национально-государственные интересы и стратегические цели, вызвали значительные сдвиги в функционировании важнейших социальных институтов, одним из которых является высшее образование. Институт высшего образования – важнейший социальный институт, подверженный перманентной трансформации, а классические университеты – первыми должны отвечать на те вызовы, которые возникают перед системой высшего образования в целом.
К внешним вызовам, которые наиболее активно обсуждаются как специалистами, так и в широких кругах общественности автор относит выход из Болонской системы и переход на новую национальную модель высшего образования; изменение, в связи с экономическими санкциями, хозяйственной инфраструктуры России и рынка труда, что требует подготовки квалифицированных кадров, в первую очередь, для наукоемких отраслей производства и разработки “прорывных” промышленных технологий; цифровизацию коммуникационных процессов, включающих массированные информационные и, особенно, дезинформационные потоки, направленные на различные группы населения, и, особенно, на студенческую молодёжь.
Эти внешние вызовы во многом обуславливают вызовы внутренние, которые имеют место в рамках института высшего образования и во многом затрагивают структурные компоненты его среды. В их числе: цифровизация образовательного процесса и попытки слишком активного, не всегда продуманного внедрения дистанционных образовательных технологий; переориентация образовательного процесса на прикладную функ функцию; кадровое обеспечение образовательного процесса; ценностная трансформация студенческого сообщества, которая требует пересмотра сложившейся модели академического взаимодействия.
В статье анализируются дискуссии, которые ведутся по поводу выхода России из Болонской системы, причем, преимущественно не столько о примитивной сути самой Болонской системы или в отношении оптимальной, применительно к текущей ситуации в России, модели высшего образования, сколько об утраченных для российских студентов ее преимуществах. Достаточно места занимает анализ цифровизации образовательного процесса, ведущего к ценностным трансформациям у российского студенчества.
Цель исследования - определение специфических особенностей практического применения криптовалют и блокчейна как инструментов укрепления финансовой грамотности населения. Основные результаты исследования: 1) приведены ключевые характеристики криптовалют и технологии блокчейна как основы для формирования новой парадигмы финансовой грамотности; 2) обозначены механизмы формирования финансовых компетенций с использованием цифровых технологий блокчейна; 3) отражено содержание стратегии самосохранения активов с помощью криптографических систем контроля.
Материалы исследования: статистические данные Росстата о социально-экономическом развитии России в целом, субъектов РФ, отражающие проведение демографической и образовательной политики в государстве, а также аналитические материалы исследования финансовой и юридической грамотности центра «НАФИ».
Методы исследования: систематизация, сравнительный анализ, сопоставительный анализ, ретроспективный анализ, анализ статистических временных рядов, обобщение, абстрактно-логический метод, индукция, дедукция, системный подход, концептуализация и алгоритмизация данных, графическая и табличная визуализация данных.
Основные выводы исследования: 1) активное совершение операций с криптовалютами и использованием цифровой технологии блокчейна способно сформировать новую парадигму финансовой грамотности, базирующуюся на принципах личного суверенитета, технологической осведомленности, проактивной ответственности. В соответствии с новой парадигмой финансовая грамотность учит личность функционировать в условиях отсутствия традиционной системы, где она сама становится кредитором, регулятором собственных действий и страховщиком активов; 2) технология блокчейна в настоящее время является культурно-образовательным и цифровым инструментом, способным сформировать у населения Российской Федерации принципиально новые компетенции финансовой прозрачности и доверия, в частности, проактивность, критическое мышление, глубокое понимание взаимосвязей между информационной прозрачностью, финансовой безопасностью и личной ответственностью; 3) стратегия самосохранения активов населения с помощью криптографических систем контроля основана на планомерном переходе от модели доверенного посредничества к концепции алгоритмической самоответственности. Основополагающим компонентом финансовой грамотности должно стать формирование компетенций критического мышления, осознанности, финансовой дисциплины, проактивности, необходимых для безопасного управления криптовалютами.
Цель статьи заключается в определении и систематизации основных понятий и категорий, характеризующих качество результатов социологического исследования. В последние годы в научном дискурсе заметно снизилось внимание к заявленной проблеме, в то время как современная наука и практика ищет пути обоснованной оценки результатов социологических исследований. Заимствованные с Запада профессиональные стандарты качества проведения некоторых разновидностей социологических исследований не только порою противоречат отечественным требованиям и ГОСТам, но переносят оценку качества на процедурно-методический этап реализации исследовательских методик. В то время как ясные и однозначно трактуемые критерии оценки качества результатов окончательно не сформированы. Они подчеркнуто вариативны, четко не определены и противоречиво систематизированы. Методика определения основных понятий, характеризующих качество результатов социологического исследования, основывалась на теоретическом анализе сущности и содержании уже имеющихся в отечественном научном тезаурусе понятий и категорий. В дальнейшем отобранные понятия и категории систематизировались, определялись в логическую систему их взаимосвязи, детерминации и описания. Сущность и содержание используемых понятий и категорий уточнялись и формулировались автором в зависимости от структурного наполнения составленной системы, подбирались новые понятия с учетом их содержания, релевантности, обоснованности системного описания качества результатов исследовательских социологических проектов. В результате была уточнена и дополнена система понятий и категорий, определяющих качество результатов социологического исследования, разработана схема, описывающая взаимосвязанные понятия, структуру их взаимной детерминации и содержательной характеристики. Такая схема, с одной стороны, позволяет как опытным, так и начинающим исследователям системно и объективно осмысливать результаты проделанной работы. А с другой - создает понятный теоретический и методологический базис системной оценки качества исследовательских проектов.
Введение. Адресует читателя к психолого-педагогической поддержке процессов профессионального самоопределения воспитанников как одной из ключевых задач кадетских образовательных организаций. Приведены краткие выводы из анализа процессов разработки проблемы профессионального самоопределения воспитанников в педагогике и психологии, дана качественная характеристика состояния теории.
Материалы и методы. Характеризуется метод проблематизации, обоснованы условия и процедуры ее применения в рамках решения конкретной научной задачи. Проблематизация выполняется по результатам лонгитюдного исследования процессов реализации образовательной политики в области кадетского образования в 10 регионах Сибирского Федерального округа. Обобщены результаты более 3000 монографических исследований процессов профессионального самоопределения воспитанников; проанализирован педагогический опыт 16 кадетских образовательных организаций, выполнен контент-анализ диссертаций и монографий, посвященных кадетскому образованию и выполненных в период с 2000 г. по настоящее время.
Результаты исследования. Дана качественная характеристика состояния теоретической базы по проблеме профессионального самоопределения воспитанников кадетских образовательных организаций, приведено соотношение общего, частного и особенного психологического знания. Через проблемы педагогической практики проиллюстрированы пробелы психологического знания. Получает общую характеристику диапазон «выходов» монографических историй за рамки имеющихся сегодня концепций профессионального самоопределения обучающихся. Выполнен анализ социокультурной ситуации, отражающейся на процессах профессионального самоопределения и практиках их педагогической поддержки. Обоснованы аргументы в пользу нового концептуального оформления профессионального самоопределения воспитанников кадетских образовательных организаций в психологии.
Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о необходимость разработки психологической концепции профессионального самоопределения воспитанников кадетских образовательных организаций, приведены аргументы в пользу этой научной задачи.
В хранилищах Румынии находится значительное количество славянских рукописей, сведения о которых можно найти в работах современных румынских исследователей. Статья посвящена румынским изданиям как в форме каталогов, так и отдельных описаний собраний славянских рукописей, опубликованных в периодических румынских изданиях и журналах. Данный краткий обзор1 построен по территориальному принципу нахождения собраний славянских рукописей в Румынии2 и призван не только помочь исследователям славянской книжной культуры в поисках источников по истории славянской книжной культуры, но и дать представление об основных археографических приемах и методах описания славянских рукописей румынскими учеными.