Научный архив: статьи

К МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ АРХИВНО-СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЛ ХХ в. (2024)

После снятия грифа секретности в 1991–1992 гг. с “законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека”1, архивно-следственные дела стали активно использоваться в исторических исследованиях.

Издание: АРХЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК
Выпуск: Том 1 (2024)
Автор(ы): Нуйкина Елена Юрьевна
Сохранить в закладках
КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КИБЕРАТАК (2025)

В статье рассматривается роль искусственного интеллекта в системе кибербезопасности как ключевого инструмента обнаружения, анализа и предотвращения кибератак. Проанализированы теоретические основы применения машинного обучения и нейронных сетей в защите информационных систем, показаны преимущества интеллектуальных технологий по сравнению с традиционными методами обеспечения безопасности. Особое внимание уделено концепции поведенческой аналитики, использованию алгоритмов глубокого обучения для выявления атак нулевого дня и построению адаптивных моделей защиты, способных предсказывать и предотвращать киберугрозы в режиме реального времени. Отмечаются этические и технологические вызовы, связанные с применением искусственного интеллекта, включая уязвимость обучающих моделей и необходимость сохранения человеческого контроля над автоматизированными системами. Сделан вывод о том, что интеграция искусственного интеллекта в систему кибербезопасности способствует формированию нового уровня защиты, основанного на самообучающихся алгоритмах и аналитике больших данных, что обеспечивает устойчивость цифровых инфраструктур в условиях динамично изменяющегося киберпространства.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 12 № 2 (2025)
Автор(ы): Хаджиева Лаура Куйраевна, Чадаев Ахмед Куйраевич
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ (2025)

Существующие в настоящее время методики оценки экономической безопасности зачастую не учитывают отраслевую специфику. В результате, проведенные расчеты приведут к некорректным выводам относительно текущего состояния анализируемой компании. Но в тоже время, применяемая методика ориентируется на оценку экономической безопасности в рамках определенной отрасли, зачастую не описывается, почему представленный набор показателей был выбран. В данной статье будут рассмотрены существующие методики оценки экономической безопасности и проанализирована возможность их применения к компаниям нефтяной отрасли. Также в данной статье будет предложена авторская методика оценки экономической безопасности организации нефтяной отрасли. Выбор данной отрасли объясняется тем, что российская нефтяная отрасль продолжает находиться под влиянием санкций, вводимых европейскими странами и США. В последнее время санкционному давлению также подвержены государства, которые приобретают российские углеводороды. Поскольку доходы от реализации углеводородов составляют около трети от общей суммы доходов федерального бюджета, важность определения устойчивости деятельности российских нефтяных компаний возрастает для экономики Российской Федерации. На текущий момент существует большое количество методик оценки экономической безопасности организации, которые основаны на различных подходах к ее оценке, например, коэффициентный анализ, анализ динамики ключевых показателей деятельности, анализ внешней и внутренней среды организации, корреляционный анализ. Оценка экономической безопасности представляет собой процесс количественного отражения результатов функционирования различных сфер деятельности предприятия, к которым могут относиться его кадровая, финансовая, производственная, технологическая и другие, в зависимости от подхода автора методики оценки экономической безопасности. В качестве недостатков, которые возникают при использовании методик оценки экономической безопасности, можно выделить: отсутствие обоснования выбора показателей и описания выбора пороговых значений. Важность обоснования двух категорий, отмеченных выше, объясняется тем, что в зависимости от анализируемой компании и её принадлежности к определенной отрасли, некоторые показатели могут быть неприменимы, либо при анализе полученных результатов приведут к формированию противоречивых выводов, отличающихся от объективной действительности. В данной работе приводится авторская методика оценки экономической безопасности организаций нефтяной отрасли. Выбор используемых показателей осуществлялся на основе анализа информации о текущем состоянии российского рынка углеводородов. Пороговые значения используемых показателей формировались на основе среднеотраслевых данных о деятельности компаний нефтяной отрасли. Предлагаемая методика была апробирована на примере ПАО «ЛУКОЙЛ», которое является одним из крупнейших нефтедобывающих компаний Российской Федерации. По итогам расчетов были сформированы выводы относительно текущего состояния экономической безопасности компании «ЛУКОЙЛ».

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 12 № 2 (2025)
Автор(ы): Незбудей Вячеслав Александрович
Сохранить в закладках
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО БИЗНЕСА (2025)

В статье обоснована концептуальная модель развития цифрового бизнеса, которая обеспечивает теоретическую основу для понимания влияния цифровой трансформации предпринимательских структур, цифрового бизнеса и интернет-маркетинга друг на друга. Научная новизна статьи заключается в анализе ряда элементов модели, которые подчеркивают важность гибкости, инноваций и бизнес-возможностей в современном цифровом пространстве, служащих ориентиром для предпринимательских структур в их цифровой маркетинговой стратегии. Практическая значимость исследования подчеркивает необходимость комплексного подхода к решению проблем по использованию возможностей интернет-маркетинга в постоянно меняющейся информационной бизнес-среде.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 11 (2025)
Автор(ы): Рудакова Лидия Владимировна
Сохранить в закладках
КАРТА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ПОШЕХОНСКОГО УЕЗДА В СЕРЕДИНЕ XVIII в. (2024)

Реконструкция детальной карты административно-территориального деления России в середине XVIII в. – сложная задача, поставленная учеными еще в середине XIX в.1 и до сих пор не вполне решенная. В середине XX в. важные результаты в этой области были достигнуты В. М. Витовым и И. В. Власовой2; исследовательской группой из Института истории СССР во главе с Я. Е. Водарским и В. М. Кабузаном на основе систематической обработки материалов подворной переписи 1678 г. и ландкарт первой половины XVIII в. были созданы карты административного деления этого времени3. К сожалению, результаты этих исследований были опубликованы только в виде нескольких мелкомасштабных схем4. Целый ряд важных исследований, посвященных реконструкции границ XVII–XVIII вв., появился также в последние годы5, однако эта работа все еще далека от завершения.

Издание: АРХЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК
Выпуск: Том 1 (2024)
Автор(ы): Хитров Дмитрий Алексеевич
Сохранить в закладках
КАЧЕСТВО ГОЛОСА КАК СОЦИОФОНЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕМЕННАЯ В БРИТАНСКОМ И АМЕРИКАНСКОМ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ (2025)

В статье представлены данные исследования немодальной (скрипучей) фонации как маркера социальной вариативности англоязычной речи. Цель исследования - выявить перцептивно-акустические признаки скрипучей фонации и проанализировать социофонетические функции использования данного типа фонации в женской речи. Материалом исследования послужили образцы речи молодых женщин носителей британского и американского вариантов английского языка (n=6). Для проведения исследования применялись перцептивный, электроакустический и сопоставительный виды анализа. Показатели частоты основного тона (ЧОТ), джиттер-эффекта, шиммер-эффекта и соотношение гармоника / шум позволили выявить корреляты скрипучей фонации на акустическом уровне. Результаты исследования демонстрируют наибольшую частотность реализации скрипучей фонации в речи американских женщин.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (895) (2025)
Автор(ы): КАРТАШЕВСКАЯ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ (2025)

Цель статьи заключается в обосновании, определении и описании социальных функций такого социального феномена, как иноязычное образовательное неравенство. Целевая ориентация определяется, с одной стороны, недостаточной релевантностью широко распространенного типичного набора социальных функций неравенства в образовании для исследования конкретного анализируемого феномена. С другой стороны, обоснование социальных функций любого социального феномена предопределено той теоретико-методологической конструкцией, на которую опирается исследователь. При этом нельзя отрицать того факта, что осмысление роли социальных функций как внешних проявлений свойств объектов, их назначения в функционировании целостной социальной системы всегда были и остаются актуальной научной задачей. В качестве методологической основы для определения основных социальных функций иноязычного образовательного неравенства автором была использована парадигмальная функциональная сетка AGIL, разработанная Т. Парсонсом. В статье обосновывается использование этой методологической схемы для анализа социальных функций, рассматриваемого с соблюдением базовых принципов структурно-функционального анализа. Реализуя эту методологическую модель и опираясь на дедуктивную логику теоретического анализа, были выявлены основные функции иноязычного образовательного неравенства в современном российском обществе: селективная, регулятивная, стимулирующая и стратифицирующая. В статье описаны и охарактеризованы выявленные функции анализируемого феномена. Выводы и умозаключения подтверждены многочисленными статистическими данными и анализом результатов эмпирических социологических исследований. Проанализированные функции подтверждают вывод об объективном существовании и функциональной заданности иноязычного образовательного неравенства в современном российском обществе. Реализация этих функций способствует сохранению социальной стабильности общества и воспроизводству его социальной структуры.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (860) (2025)
Автор(ы): ПРИМАКОВ ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНИДОВИЧ
Сохранить в закладках
К вопросу влияния гаджетизации на семейные отношения (2024)

Автор статьи размышляет о проблемах и перспективах широкого распространения гаджетов в современном цифровом мире. Развитие информационных технологий затрагивает все сферы жизни людей, в том числе вносит изменения в супружеские и детско-родительские отношения. В статье рассматривается современная литература и проводится вторичный анализ данных исследований Фонда общественное мнение (ФОМ), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и др., касающихся позитивных и негативных аспектов влияния цифровых технологий на семейное взаимодействие. Уделяется внимание особенностям сетевого поведения, онлайн общения как родителей, так и детей, в частности таким проблемам как: гаджетозависимость (гаджет-аддикция), т. е. неконтролируемое пользование гаджетами; фаббинг – привычка погружаться в гаджет во время разговора с оффлайн собеседником и т. д. Гаджеты становятся членами семьи, одушевляются и вписываются в привычный домашний ландшафт. Родители, с одной стороны, пытаются контролировать взаимоотношения гаджет-ребенок, с другой – сами погружены в гаджеты, а также используют их как средство поощрения/наказания, тем самым только повышая ценность девайся в глазах ребенка.

Являясь одним из важнейших атрибутов жизни современного человека, гаджеты отличаются функциональностью, мобильностью и практически непрерывной возможностью выхода в Интернет. Они позволяют преодолеть ограничения реальных контактов, объединяя в себе людей проживающих далеко друг от друга, помогают поддерживать связь с близкими на расстоянии, совмещать трудовую деятельность и воспитание детей, получать новые знания, совершать покупки, не выходя из дома.

Было бы ошибочным оценивать влияние гаджетов на повседневные практики, в том числе семейные по шкале “положительное – отрицательное”. “Гаджетизация” – сложный процесс, требующий пристального изучения.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 30 № 3 (2024)
Автор(ы): НОВОСЕЛОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Сохранить в закладках
Кризис институтов либеральной глобализации: новые возможности для мирового развития (2024)

В статье рассматриваются социальные изменения, происходящие в глобальной системе мирового хозяйства. Исследованы причины кризиса, сложившегося после Второй мировой войны международного социально-экономического и политического порядка, главными из которых являются идеология и практика неоколониализма и попытки организовать жизнь мирового сообщества, опираясь не на нормы и принципы международного права, а на сформулированные мировым меньшинством и выгодные исключительно этому меньшинству некие “правила”. В статье определены социально-экономические факторы глобальных социальных трансформаций, которые подрывают основы либеральной глобализации. Среди них – усиление роли развивающихся стран в мирохозяйственных связях, стремящихся к формированию многополярного мира как содружества равноправных народов и установлению более справедливой системы международных политических и эконмических отношений. Особое внимание уделено углублению глобального неравенства и обострению противостояния между Севером и глобальным Югом. Обоснован объективный характер происходящих в мире социальных изменений. Подтверждена значимость политики российского государства, направленной на укрепление национального суверенитета, в том числе в сфере экономического развития, в условиях жестких экономических и политических санкций, введенных против нашей страны коллективным Западом.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 30 № 3 (2024)
Автор(ы): Холоденко Юрий Александрович
Сохранить в закладках
Концепция пропаганды Жака Эллюля: критический анализ (2024)

Настоящая статья посвящена критическому анализу концепции пропаганды видного французского ученого Жака Эллюля, который получил широкую известность в российском социологическом дискурсе за счет некорректно приписываемому ему словосочетанию “социологическая пропаганда”, которое на самом деле является неверно сконструированным понятием и в оригинальной трактовке автора звучит как “пропаганда социальная”.

В данной связи главная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы точно и корректно передать оригинальные взгляды автора на феномен пропаганды, но систематизировать их так, чтобы в своей сумме они ставили целостную концепцию пропаганды, которая смогла бы найти достойное место в дальнейшем социологическом и политологическом анализе связанных с ней феноменов. Для этого автор, опираясь на материалы, изложенные в первых главах труда Ж. Эллюля, пытается ответить на группы вопросов. К ним относятся: что понимает Ж. Эллюль под феноменом пропаганды в самом общем смысле? С какими методологическими трудностями связано научное изучение этого феномена? Кто выступает объектом, а кто – субъектами пропагандистского воздействия? Какие конкретно инструменты и механизмы запускают действие пропаганды? Каковы ее цели?

Согласно Ж. Эллюлю, подчеркивает автор, пропаганда представляет собой манипуляцию, направленную на изменение мировоззрения, внушение чуждых идей, внушение иных представлений об отдельном событии или о мироустройстве в целом, а затем – подтолкнуть его к действиям. Следовательно, важнейшим свойством и результатом пропаганды является именно отделение мыслительного процесса от действия и поступков: “…одно выполненное действие делает необратимым пропагандистское влияние. Тот, кто совершает поступок под влиянием пропаганды, уже не может вернуться назад и стать собой прежним”.

Особо значимыми вопросами в концепции Ж. Эллюля автор считает вопросы об основах и содержании пропаганды, проблема последовательности в организации процесса пропаганды, ее эффективности. Заслуживающими внимания являются типологизация и классификация видов и разновидностей пропаганды по Ж. Эллюлю, постановка им вопросов о правдивости и научности пропаганды.

Детального анализа основных положений концепции Ж. Эллюля позволил автору обосновать ряд критических выводов, в том числе о чрезмерной психологизации процесса пропаганды, о неправомерности тезиса о вторичности идеологии по отношению к пропаганде, которая функционирует на практическом уровне ее выражения, а также излишней фетишизации пропаганды, что нивелирует влияние на личность традиционных социальных институтов, и практик.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 30 № 3 (2024)
Автор(ы): Дорцева Елена Владимировна
Сохранить в закладках
Концептуализация понятия “прекариат” в рамках отечественной социологии (2024)

Целью статьи является выявление специфики изучения представителей прекариата и его концептуализации в рамках отечественной социологии.

В рамках статьи анализируется «теоретический раскол», который существует в отечественной социологии относительно концептуализации понятия «прекариат». На основании анализа работ социологов, принадлежащим двух подходам были сформулированы черты, характеризующие прекариат как социально-экономическую группу и как полноценный социальный класс. Также автором обозначены черты прекариата, разделяемые представителями обеих подходов.

В конце статьи выдвигается формулировка прекариата как формирующегося класса и выделяются два аспекта, которые могут способствует интеграции его представителей в современное российское общество.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 30 № 2 (2024)
Автор(ы): БАРАНОВ НИКОЛАЙ ВАДИМОВИЧ
Сохранить в закладках
Классическое университетское образование перед вызовами современности (2024)

Статья посвящена анализу серьезных внешних и внутренних вызовов, которые в настоящее время стоят перед высшим образованием в России.

Внешние вызовы связаны с новыми геополитическими реалиями, которые существенно переопределили место нашей страны в системе международных отношений, трансформировали её национально-государственные интересы и стратегические цели, вызвали значительные сдвиги в функционировании важнейших социальных институтов, одним из которых является высшее образование. Институт высшего образования – важнейший социальный институт, подверженный перманентной трансформации, а классические университеты – первыми должны отвечать на те вызовы, которые возникают перед системой высшего образования в целом.

К внешним вызовам, которые наиболее активно обсуждаются как специалистами, так и в широких кругах общественности автор относит выход из Болонской системы и переход на новую национальную модель высшего образования; изменение, в связи с экономическими санкциями, хозяйственной инфраструктуры России и рынка труда, что требует подготовки квалифицированных кадров, в первую очередь, для наукоемких отраслей производства и разработки “прорывных” промышленных технологий; цифровизацию коммуникационных процессов, включающих массированные информационные и, особенно, дезинформационные потоки, направленные на различные группы населения, и, особенно, на студенческую молодёжь.

Эти внешние вызовы во многом обуславливают вызовы внутренние, которые имеют место в рамках института высшего образования и во многом затрагивают структурные компоненты его среды. В их числе: цифровизация образовательного процесса и попытки слишком активного, не всегда продуманного внедрения дистанционных образовательных технологий; переориентация образовательного процесса на прикладную функ функцию; кадровое обеспечение образовательного процесса; ценностная трансформация студенческого сообщества, которая требует пересмотра сложившейся модели академического взаимодействия.

В статье анализируются дискуссии, которые ведутся по поводу выхода России из Болонской системы, причем, преимущественно не столько о примитивной сути самой Болонской системы или в отношении оптимальной, применительно к текущей ситуации в России, модели высшего образования, сколько об утраченных для российских студентов ее преимуществах. Достаточно места занимает анализ цифровизации образовательного процесса, ведущего к ценностным трансформациям у российского студенчества.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 30 № 2 (2024)
Автор(ы): ОСИПОВА НАДЕЖДА ГЕННАДЬЕВНА
Сохранить в закладках