Научный архив: статьи

Учебное книгоиздание в Тувинской Народной Республике в 1921–1944 гг. (2025)

Цель статьи – показать развитие учебного книгоиздания в Тувинской Народной Республике (ТНР) и связь образования с социально- экономическими и культурными изменениями, происходившими в регионе с 1921 по 1944 гг.

Создание ТНР открыло новые горизонты для политических и образовательных реформ. В условиях безграмотности населения правительство республики столкнулось с необходимостью создания системы обучения, которая требовала решения вопроса о разработке письменности на тувинском языке. На II съезде Тувинской народной революционной партии в 1923 г. были намечены шаги по введению всеобщего обучения, что послужило началом образовательной реформы. В результате была разработана новая государственная письменность на основе новотюркского алфавита, принятого в 1930 г., это стало важным этапом в ликвидации безграмотности. С момента создания первых учебников, таких как букварь 1927 г., и вплоть до середины 1940-х гг. прилагались усилия к разработке учебных материалов, включая учебные пособия по различным предметам. Эти инициативы осуществлялись как в рамках местного издательства, так и с привлечением централизованных ресурсных организаций СССР, что позволило создать свою образовательную базу. В заключении подчеркивается, что к 1944 г. была создана школьная система образования, которая стимулировала процесс разработки учебных изданий и впоследствии способствовала повышению культурного уровня населения ТНР и улучшению качества обучения.

Издание: ТРУДЫ ГПНТБ СО РАН
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Подик Ирина Витальевна, Балган Марина Сергеевна
Сохранить в закладках
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (2025)

Цель. Описание ряда условий, способствующих развитию профессиональной субъектности учителя на курсах повышения квалификации. Актуальность темы статьи обусловлена запросом государства на повышение качества профессиональной деятельности учителя, что отражено в государственном профессиональном стандарте «Педагог». Такое повышение квалификации опирается на необходимость учёта требований профессиональных стандартов для педагогических работников к профессиональной деятельности, учёта изменения условий обучения, обновления его содержания. Развитие профессиональной субъектности - важный процесс, позволяющий учителю совершенствовать профессиональную деятельность через управление собственной учебной деятельностью в системе повышения квалификации.

Методология и методы исследования. Методологическими основаниями исследования стали антропологический, андрагогический, субъектный подходы. В рамках исследования были использованы метод анализа литературных источников, метод экспертизы значимых исследований по выбранным вопросам, метод определения сегмента собственного исследования в проблемном пространстве темы, метод наблюдения.

Результаты исследования. Основными результатами исследования стали выявленные педагогические условия, обобщённые характеристики педагогических условий, способствующих развитию профессиональной субъектности учителя.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии условий развития профессиональной субъектности учителя: принятие учителем в педагогической практике позиций профессиональных стандартов; организация курсов повышения квалификации по современным педагогическим проблемам; передача в содержании обучения профессиональных учительских ценностей. Практическая значимость состоит в разработке и использовании материалов исследования в постдипломном образовании.

Выводы. Актуальные исследования профессиональной субъектности учителя указывают на необходимость выявления условий её развития. В рамках статьи нами предложен ряд таких условий, как учёт требований современных профессиональных стандартов в постдипломном обучении; организация постдипломного обучения учителей на основе антропологического, андрагогического, субъектного подходов; утверждение в содержании обучения профессиональных ценностей учителя как профессиональных педагогических ориентиров. Соблюдение указанных условий в постдипломном обучении дало возможность говорить о положительной динамике развития профессиональной субъектности учителей.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): ПИЛЮГИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА, СЕРГЕЕВА МАРИНА ГЕОРГИЕВНА
Сохранить в закладках
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ (2025)

Цель. В статье рассматривается процесс организации самостоятельной работы иностранных слушателей образовательной организации МВД России на этапе довузовской подготовки. С опорой на опыт изучения взрослыми обучающимися лексического минимума по русскому языку как иностранному элементарного уровня представлена последовательность организации направляемой преподавателем самостоятельной работы указанной категории обучающихся и типы заданий, доказавшие свою эффективность.

Методология и методы. В результате проведения пробного обучения, хронометрирования и бесед с участниками исследования, в процессе обобщения опыта обучения были выделены наиболее эффективные приёмы организации самостоятельной работы взрослых обучающихся, направляемой преподавателем.

Результаты. Сравнительная оценка результатов выполнения теста элементарного уровня до и после апробации предложенного процесса организации самостоятельной работы продемонстрировала рост количества набранных баллов на десять процентов, при этом качественный рост отмечается у обучающихся возрастной группы от 40 лет, которые ранее набирали количество баллов, не соответствующее требованиям. Теоретическая и/или практическая значимость.

Теоретическая значимость заключается в том, что раскрыта специфика организации самостоятельной работы иностранцев вуза МВД России на этапе довузовской подготовки по русскому языку, заключающаяся в необходимости подчиняться служебному распорядку при планировании времени на самостоятельную работу. С учётом этого уточнены цель и задачи организации самостоятельной работы на указанном этапе обучения; разработана последовательность создания учебно-диагностических материалов для самостоятельной работы. Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его результатов для разработки учебно-методических материалов, направленных на устранение лексико-грамматических ошибок иностранных обучающихся на довузовском этапе подготовки.

Выводы. Описанные особенности организации самостоятельной работы иностранных слушателей доказали свою эффективность для пополнения знаний, необходимых обучающимся для качественного овладения русским языком как иностранным.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Красикова Ольга Григорьевна
Сохранить в закладках
УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ (2025)

В статье рассматриваются текущие цифровые преобразования в судостроительной отрасли, особое внимание уделяется тому, как новые технологии, такие как искусственный интеллект (ИИ), машинное обучение (ML), блокчейн, Интернет вещей (IoT), цифровые дневники и расширенный анализ данных, меняют производственные процессы, требования к навыкам персонала и результаты устойчивого развития судостроительной отрасли. Проведенный анализ различных источников показал, что цифровая трансформация судостроительной отрасли является сложным управленческим процессом, для реализации которого необходимо применять комплексный подход по изменению бизнес-процессов и организационной культуры судостроительных предприятий. Опираясь на опыт различных стран и действуя в рамках импортозамещения, специалисты Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) направляют все силы на разработку отечественных программ, внедрение которых будет способствовать взаимодействию всех участников судостроительной отрасли и поможет заменить зарубежных производителей, которые покинули Россию из-за санкций западных стран.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 9 (2025)
Автор(ы): Ярош Егор Алексеевич
Сохранить в закладках
Улучшение алгоритма Дейкстры для оценки характеристик и критического пути проекта (2024)

В любой отрасли разработка структуры планирования проекта представляет собой сложную техническую задачу, которая включает в себя оценку факторов, ограничивающих выполнение задач по каждому виду работ, и соответствующие инструменты планирования. Любое ограничение влияет на время выполнения работ, эксплуатационные издержки и общую эффективность выполнения проекта. Процессы метода оценки и пересмотра программ (Programme Evaluation Review Technique, PERT) и метода критического пути (Critical Path Method, CPM) побудили многих исследователей изучать возможные способы поиска критических путей и работ в сетевом графике. CPM и PERT пока еще очень далеки от реализации вероятностной среды. Однако подходы на основе искусственного интеллекта, такие как генетический алгоритм, алгоритм Дейкстры и другие, используются для анализа сети в рамках управления проектами. Настоящее исследование призвано помочь менеджеру проекта спланировать график выполнения строительного проекта для определения ожидаемого времени его завершения. В данной исследовательской работе мы описываем метод получения раннего и позднего значений времени критического пути с помощью модифицированного алгоритма Дейкстры с треугольными нечеткими числами. Для поиска оптимального пути для предложенного метода разработаны алгоритмы прохода вперед и назад. Также приведены численные примеры. Результаты моделирования приведены с использованием программы «C». Наконец, проводится сравнение с традиционным методом PERT.

Издание: НАДЕЖНОСТЬ
Выпуск: № 2, Том 24 (2024)
Автор(ы): Рави Шанкар Наупада, Адилакшми Ширипурапу, К. Шриниваса Рао
Сохранить в закладках
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)

Цель. Статья направлена на рассмотрение проблемы проектирования учебного пособия по физике, направленного на формирование научной грамотности учащихся среднего общего образования. В статье обосновываются ключевые элементы и методические особенности таких пособий, описывается структура авторского учебного пособия и определяется его потенциал как эффективного инструмента для развития научной грамотности школьников.

Методология и методы исследования. Ключевым исследовательским методом стал анализ различных учебных пособий, в рамках которого были рассмотрены различные структуры пособий по теме исследования. Также был использован синтез научных идей, обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование.

Результаты. Проведён анализ учебных пособий по физике с точки зрения их влияния на формирование научной грамотности учащихся. Были выявлены ключевые методические особенности структуры таких пособий, определены их сильные и слабые стороны. В ходе исследования была обоснована и описана структура авторского учебного пособия, направленного на формирование научной грамотности у учащихся.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в конкретизации понятия «научная грамотность школьника», а также в описании и научном обосновании важности проблемы формирования научной грамотности учащихся на уроках физики.
Результаты исследования могут быть использованы как для создания методики формирования научной грамотности учащихся на уроках физики, так и для внедрения подобных методик в преподавание других учебных дисциплин.

Выводы. Вопрос формирования научной грамотности учащихся современных школ является одной из ключевых проблем современной образовательной системы. Разработка методики формирования научной грамотности поможет написать учебное пособие с учётом современных требований и компетенций учащихся, что станет значимым шагом в повышении уровня научной грамотности школьников.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Онишин Александр Романович
Сохранить в закладках
Участники фондового рынка в социальной структуре российского общества в XVIII–XX веках (2024)

Статья посвящена анализу социальных трансформаций, затрагивающих широкие слои населения, в контексте динамики развития российского фондового рынка в XVIII–XX вв. Автор рассматривает исторический путь развития рынка ценных бумаг в России, начиная с его зарождения и заканчивая закрытием бирж в XX в., и приходит к выводу, что на протяжении этого периода менялся не только социальный состав его участников, но и их финансовое состояние, влияющее на положение в обществе. В работе описаны участники фондового рынка, выявлено, к какому социальному классу они принадлежали, определены цели их вхождения на рынок и условия, в которых они осуществляли свою деятельность. Также автор задается вопросом: возможно ли было обеспечить социальную мобильность в XVIII– XX вв., торгуя ценными бумагами?

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 14, № 1 (2024)
Автор(ы): Шитова Маргарита Алексеевна
Сохранить в закладках
УСПЕШНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТА С АРРОЗИВНЫМ КРОВОТЕЧЕНИЕМ ИЗ ПСЕВДОКИСТЫ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ В УСЛОВИЯХ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ (2024)

Диагностика и хирургическое лечение больных с острыми кровотечениями в брюшную полость остается одной из сложных и актуальных проблем абдоминальной хирургии. Особое место в структуре больных, которым необходима экстренная хирургическая помощь, занимают пациенты с профузными кровотечениями. В этих случаях правило «золотого часа» приобретает особую актуальность. При этом в большинстве наблюдений причиной кровотечения в брюшную полость являются разрывы паренхиматозных органов или корня брыжейки, а также разрывы кист яичников и внематочная беременность у женщин.

Издание: ВЕСТНИК МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: № 2 (26) (2024)
Автор(ы): Кудусов К.М., Аласханова Ф.Х., Магамадов А.Х.
Сохранить в закладках
УНИФИКАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЕКТИВНОГО КАТАЛИТИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЛЯ КАЖДОГО ТИПА ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ В ДИАПАЗОНЕ МОЩНОСТИ ОТ 4 ДО 32 МВТ (2025)

В статье приводятся результаты внедрения системы селективного каталитического восстановления в транспорте газа при эксплуатации газоперекачивающих агрегатов. Проведен расчет необходимого объема катализатора и расхода реагента для обеспечения эффективной работы системы селективного каталитического восстановления. Описаны основные элементы системы селективного каталитического восстановления. Проведена Оценка эффективности снижения негативного воздействия на атмосферный воздух с использованием системы селективного каталитического восстановления.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САМАРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Выпуск: Т. 27 № 4 (126) (2025)
Автор(ы): Петроченков Антон Борисович, ЧЕРЕПАНОВ Н.А.
Сохранить в закладках
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХЛАМИДИЙНОГО АНТИГЕНА В СОСТАВЕ АССОЦИИРОВАННОЙ ВАКЦИНЫ (2025)

Инфекционные респираторные болезни крупного рогатого скота являются многофакторными заболеваниями, что в свою очередь обуславливает ассоциированную вирусную или вирусно-бактериальную этиологию течения инфекционного процесса среди различного поголовья продуктивных животных. Исходя из этого, борьба с респираторными ассоциированными инфекциями КРС является серьезной проблемой для животноводческой отрасли в подавляющем большинстве стран мира. Целью исследования явилось усовершенствование «Ассоциированной вакцины против ИРТ, ВД-БС, ПГ-3 и хламидиоза крупного рогатого скота инактивированной эмульсионной» путем расширения антигенного спектра хламидийного антигена биопрепарата.

Стерильность вакцин оценивали согласно «ОФС 1.2.4.0003.15 Общая фармакопейная статья. Стерильность» (п.2.3) методом прямого посева. Безвредность биопрепаратов проводили в соответствие с ГОСТ 31926. Оценка переносимости вакцин проводилась в течение первых 10 суток после иммунизации. О переносимости вакцин судили по отсутствию местной и общей реакции животных на введение биопрепарата. Концентрация антител, специфичных к вирусу ПГ-3, определялась в реакции торможения гемагглютинации (РТГА). Специфические антитела к вирусам ИРТ и ВД-БС определялись в ИФА. Уровень противохламидийных антител в сыворотках крови иммунизированных животных определяли путем постановки реакции связывания комплемента (РСК). Иммуногенность вакцины определяли в остром опыте на белых мышах.

Проведенные исследования показали, что исследуемые вакцины стерильны и безвредны для лабораторных животных. Было установлено, что оба варианта ассоциированной вакцины хорошо переносятся лабораторными животными (кролики). Изменение состава хламидийного антигена ассоциированной вакцины не оказало негативного влияния на формирование противовирусного гуморального иммунитета у лабораторных животных. Уровень специфических противохламидийных антител у животных, иммунизированных усовершенствованной вакциной, был выше, чем в группе кроликов, привитых препаратом, изготовленным по стандартной методике. Индекс защиты в группе белых мышей, привитых усовершенствованным препаратом, был в 1,3 раза выше, по сравнению со стандартным образцом.

Проведенные исследования показали, что изменение композиции хламидийного антигена в составе «Ассоциированной вакцины против ИРТ, ВД-БС, ПГ-3 и хламидиоза крупного рогатого скота» не оказывает негативного эффекта на формирование гуморального противовирусного иммунитета у лабораторных животных. Помимо этого, было доказано, что добавление двух штаммов хламидий в состав ассоциированной вакцины стимулирует выработку гуморального ответа в отношении хламидийного антигена, что способствует повышению иммуногенности вакцины в 1,3 раза.

Издание: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ВЕТЕРИНАРИИ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Евстифеев Виталий Валерьевич, Акбашев Ильгизар Рассилович, Хусаинов Фидаиль Миннигалеевич, Яковлев Сергей Игоревич, Хамидуллина Разина Зиннатулловна, Иванова Светлана Викторовна
Сохранить в закладках
Управление развитием инновационными экосистемами: концептуальный аспект (2025)

Целью данной статьи является проведение аналитического обзора предметного поля исследования, связанного с понятием «экосистема», а также предоставление анализа и дифференциации распространенных типов экосистем в соответствии с их основными целями и выявление их ключевых характеристик. На основе обобщения обширного корпуса источников в работе описываются ключевые элементы и роли в экосистемах, исследуется их значимость для функционирования, а также анализируются внешние факторы, оказывающие существенное влияние на проектирование экосистем. Особое внимание уделяется тому, что механизмы управления экосистемами включают формальные и неформальные сети, политические и экономические рамки, а также культурную и социальную среду. Эти компоненты образуют основу экосистемы и оказывают влияние на ее развитие и управление. В заключении выделяются ключевые факторы, способствующие оптимизации развития экосистем. К ним относятся определенное разнообразие элементов в экосистеме; плотные сети для содействия обмену и сотрудничеству; организатор, обеспечивающий поддержание услуг и поддержку взаимодействия между заинтересованными сторонами; эффективная нормативная база; достаточные ресурсы; поддерживающий образ мышления; гибкое управление.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 15, № 5 (2025)
Автор(ы): Карсанова Елена Созрикоевна
Сохранить в закладках
Узел отключения дискового взрывомагнитного генератора от спирального генератора (2019)

Рассмотрено устройство отключения дискового взрывомагнитного генератора от спирального генератора. Предложен вариант устройства, не содержащий электродетонаторов. Срабатывание устройства отключения синхронизировано с окончанием работы спирального генератора. Описаны принцип действия и конструктивные схемы устройства отключения. Представлены результаты компьютерного моделирования и экспериментов по модернизации стандартных устройств отключения.

Издание: ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИКА
Выпуск: №6 (2019)
Автор(ы): Гриневич Борис Евгеньевич, Климушкин Кирилл Николаевич, Ситникова Наталья Ивановна, Торопов Кирилл Сергеевич
Сохранить в закладках