В статье исследуется многоаспектная проблема формирования новой национальной идентичности Республики Казахстан и определения ее маркеров, сопряженных с процессами масштабирования антироссийских настроений в медиасреде. В качестве методологического инструментария авторы используют социально-философский, философско-политический, социокультурный и информационный подходы, принципы междисциплинарной методологии. Исследование процессов формирования новой национальной идентичности проводится с учетом специфики политического, социально-экономического и социокультурного развития современного Казахстана. Концептуально важным для авторов является идея о двухуровневой структуре национальной идентичности: культурно-исторический (этнический) и национально-гражданский. В статье определятся 8 маркеров новой национальной идентичности Республики Казахстан; в отношении 4 маркеров (политический эклектицизм; демонстративная политическая суверенность; религиозность; экономоцентризм) проводится эмпирическое исследование сопряженности с динамикой антироссийских настроений в медиасреде. В качестве методов эмпирического исследования был применен сетевой анализ, позволяющий осуществлять изучение ресурсов медиапространства Республики Казахстан: анализ источников данных, выборка релевантных сообщений по заданным критериям; сбор данных и приведение их к общей структуре и формату; проведение очистки постов и комментариев. Был выделен пул информации, подходящий для достижения цели исследования; выявлена тональность оценки упоминаемых персон и организаций. В заключении статьи авторами делается вывод о необходимости сдержанной реакции России на тенденции роста антироссийских настроений в медиасреде Казахстана и о потенциале российско-казахстанских отношений.
The article examines the multifaceted problem of forming a new national identity of the Republic of Kazakhstan and identifying its markers associated with the processes of anti-Russian sentiments scaling in the media environment. As methodological tools, the authors use socio-philosophical, philosophical-political, socio-cultural and information approaches, and the principles of interdisciplinary methodology. The study of the processes of formation of a new national identity is carried out taking into account the specifics of the political, socio-economic and socio-cultural development of modern Kazakhstan. Conceptually important for the authors is the idea of a two-level structure of national identity: cultural-historical (ethnic) and national-civil. The article will identify 8 markers of the new national identity of the Republic of Kazakhstan. In relation to 4 markers (political eclecticism, demonstrative political sovereignty; religiosity; economicocentrism), [no need in ennumerating] an empirical study of the relationship with the dynamics of anti-Russian sentiment in the media environment is carried out. Network analysis was used as empirical research method, allowing for the study of the resources of the media space of the Republic of Kazakhstan: analysis of data sources, selection of relevant messages according to specified criteria; collecting data and bringing them to a common structure and format; cleaning up posts and comments. A pool of information suitable for the purpose of the study was identified; the tonality of the assessment of the mentioned persons and organizations was revealed. In conclusion of the article, the authors state that Russia needs a restrained reaction to the growing trends of anti-Russian sentiment in the media environment of Kazakhstan and point to the potential of Russian-Kazakh relationship.
Идентификаторы и классификаторы
Масштабные процессы национального строительства на постсоветском пространстве носят сложный, конфликтный, многоаспектный характер. Наряду с очевидными геополитическими, географическими, экономическими факторами – значительную роль в этих процессах играет социокультурный фактор (Храпов, 2009) и такой значимый социокультурный феномен как национальная идентичность (Семененко, Лапкин, Бардин, Пантин, 2017). Для нашей страны отношения со всеми бывшими республиками бывшего СССР имеют особое значение. Более того, отношение в этих странах к России и русскоязычному населению сильно коррелирует с такими компонентами национальной идентичности России как многонациональность, многорелигиозность (с равным уважением прав всех этносов и религий), а также с защитой соотечественников за рубежом.
Список литературы
- Aleksanyan, A. (2020). Civil Society as a Phenomenon of Post-Soviet Political Life: A Threat or a Guarantor of National Security. In A. Mihr (Ed.), Transformation and Development (pp. 29–49). Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-030-42775-7_3
- Arora, S. D., Singh, G. P., Chakraborty, A., & Maity, M. (2022). Polarization and social media: A systematic review and research agenda. Technological Forecasting and Social Change, 183, 121942. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2022.121942
- Baguia, J. A. (2023). The Media and Social Problems. In The Palgrave Handbook of Global Social Problems (pp. 1–18). Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-030-68127-2_231-1
- Ford, M. (2014). Russia’s Seizure of Crimea is making former Soviet states nervous. The Atlantic. https://www.theatlantic.com/international/archive/2014/03/russias-seizure-of-crimea-is-making-former-soviet-states-nervous/284156/
- Gopin, M. (2000). Between Eden and Armageddon: The Future of World Religions, Violence, and Peacemaking. Oxford University PressNew York, NY. https://doi.org/10.1093/oso/9780195134322.001.0001
- Hale, H. E. (2014). Patronal Politics: Eurasian Regime Dynamics in Comparative Perspective (1st ed.). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781139683524
- Jarosiewicz, A. (2014). Kazakhstan’s attitude towards integration with Russia: Less love, more fear. Center for Eastern Studies Commentary, 137, 1–8.
- Kirkham, K. (2016). The formation of the Eurasian Economic Union: How successful is the Russian regional hegemony? Journal of Eurasian Studies, 7(2), 111–128. https://doi.org/10.1016/j.euras.2015.06.002
- Kudaibergenova, D. T. (2016). Eurasian Economic Union integration in Kazakhstan and Kyrgyzstan. European Politics and Society, 17(sup1), 97–112. https://doi.org/10.1080/23745118.2016.1171286
- Kymlicka, W. (2000). Nation-building and minority rights: Comparing West and East. Journal of Ethnic and Migration Studies, 26(2), 183–212. https://doi.org/10.1080/13691830050022767
- Libman, A. (2017). Russian power politics and the Eurasian Economic Union: The real and the imagined. Rising Powers Quarterly, 2(1), 81–103.
- Ojala, M., Pantti, M., & Kangas, J. (2018). Professional role enactment amid information warfare: War correspondents tweeting on the Ukraine conflict. Journalism, 19(3), 297–313. https://doi.org/10.1177/1464884916671158
- Sharipzhan, M. (2015, September 5). Putin proposes new common currency among former Soviet states to replace the dollar. Business Insider. https://www.businessinsider.com/putin-proposes-new-common-currency-among-former-soviet-states-to-replace-the-dollar-2015-9
- Stronski, P. (2020). There goes the neighborhood: The limits of Russian integration in Eurasia. Carnegie Endowment for International Peace. https://carnegieendowment.org/files/202009-Stronski-Russia-Eurasia.pdf
- Zhanmukanova, A. (2021). Is Northern Kazakhstan at risk to Russia? The Diplomat. https://thediplomat.com/2021/04/is-northern-kazakhstan-at-risk-to-russia/
- Аменов, А. Ж. (2017). Аналитическая записка по результатам социологического исследования «Общественное мнение о евразийском интеграционном процессе и роли РК». «Содружество народов Евразии». http://evrazia-ural.ru/node/obshchestvennoe-mnenie-o-evraziyskom-integracionnom-processe-i-roli-respubliki-kazahstan
- Аминов, Т. М. (2023, октябрь 18). Об историческом значении декларации суверенитета Казахстана. Qazaqstan Tarihy. https://e-history.kz/ru/news/show/339526
- Амрекулов, Н. А. (2006). Тюркское возрождение. Алматы.
- Баранчик, Ю. В., Гойденко, В. Г., Грозин, А. В., Докучаева, А. В., Лавренов, С. Я., Новиков, В. В., & Фадеев, А. В. (2020). Политика постсоветских государств в отношении русскоязычного населения. Постсоветский материк, 2, 5–57.
- Гаджиев, Т. Г. (2020). Прикаспийский регион: От соперничества к партнерству. Материалы международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие стран Прикаспийского региона в условиях меняющегося мира», 5–12.
- Грозин, А. (2019). Элиты республики Казахстан и проблема транзита высшей власти. Постсоветский материк, 3, 34–43.
- Джаксылыков, С. (2016). Отношение жителей северных регионов Казахстана к перспективе глубокой интеграции в Евразийский экономический союз: Фактор гражданской и этнокультурной идентичности. CA&C Press AB. https://ca-c.org.ru/datarus/nurmuratov.shtml
- Жильцов, С., Слизовский, Д., Шуленина, Н., & Маркова, Е. (2018). Формирование национальной идентичности в странах Центральной Азии: Итоги, проблемы, перспективы. Центральная Азия и Кавказ, 21(1), 40–54.
- Кадрыжанов, Р., Макашева, Ж., Амребаева, Ж., & Амребаев, А. (2021). Суверенитет Казахстана в контексте межгосударственных отношений с Россией. Центральная Азия и Кавказ, 22(4), 92–103. https://doi.org/10.37178/ca-c.21.4.09
- Казахстан движется в сторону распада, а его север—В сторону России. (2022, июнь 29). Regnum. https://regnum.ru/news/polit/3655899.html
- Казахстанцы стали более религиозными. (2024, март 11). Открытый диалог. https://belief.cabar.asia/ru/2024/03/11/kazahstantsy-stali-bolee-religioznymi
- Как Запад раскачивает Казахстан и какие НКО будут свергать власть. (2021, ноябрь 9). Life. https://life.ru/p/1448643
- Какую религию исповедуют почти 70% казахстанцев. (2023, ноябрь 2). zakon.kz. https://www.zakon.kz/obshestvo/6412495-kakuyu-religiyu-ispoveduyut-pochti-70-kazakhstantsev.html
- Кармазина, Л. (2008). Сравнительный анализ институционализации партийных систем Казахстана и России часть I. Центральная Азия и Кавказ, 6, 159–173.
- Китай стал главным торговым партнером Казахстана в 2023 году, потеснив Россию. (2024, февраль 19). Интерфакс. https://www.interfax.ru/world/946720
- Козлов, Г. В. (2020). Прикладной анализ влияния на Казахстан политики «мягкой силы» США, РФ и КНР. Постсоветский материк, 1, 33–74.
- Лавров назвал причину ксенофобии в отношении русскоязычных в Казахстане. (2021, ноябрь 9). Ведомости. https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/11/09/894953-ksenofobii-russkoyazichnih
- Лу, Ф. (2023). Экономические отношения Китая и Казахстана в рамках стратегии «Один пояс – один путь» (проблемы и перспективы). Россия в глобальном мире, 26(3), 58–77. https://doi.org/10.48612/rg/RGW.26.3.5
- Маканов, Ж. К. (2015). Восприятие проекта евразийской интеграции населением приграничных регионов. Проблемы права и экономики, 1. https://articlekz.com/article/20910
- Мамахатов, Т. (2024, январь 9). Россия и Китай в Центральной Азии: Сотрудничество или соперничество? Российский совет по международным делам. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-kitay-v-tsentralnoy-azii-sotrudnichestvo-ili-sopernichestvo/
- Морозова, Е. В. (2023). Дискредитации идентичности (И. С. Семененко, Ред.). Издательство «Весь Мир».
- Мчедлова, М. М. (2023). Религиозные контексты в дискурсах идентичности (И. С. Семененко, Ред.). Издательство «Весь Мир».
- Нурмуратов, С. Е. (2015). Изменение ценностно-нормативных установок в полиэтнической культуре современного Казахстана. CA&C Press AB. https://ca-c.org.ru/datarus/nurmuratov.shtml
- Памятка по вопросам возвращения на историческую родину. (2017, апрель 28). Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации. https://www.kazembassy.ru/rus/diaspora/tekushaya_deyatelnost/?cid=0&rid=115
- Православие в Казахстане: Кто вносит яд раскола? (2023, декабрь 10). Интернет-журнал «Военно-политическая аналитика». https://vpoanalytics.com/konflikty/pravoslavie-v-kazakhstane-kto-vnosit-yad-raskola/
- Романова, А. П., & Морозова, Е. В. (2023). Конструирование новых идентичностей в современном Казахстане: Тенденции и ориентиры. Мировая экономика и международные отношения, 67(7), 85–102. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2023-67-7-85-102
- Семененко, И. С. (2020). Государство в политической науке и социальной реальности XXI века. Издательство «Весь Мир».
- Семененко, И. С. (Ред.). (2023). Идентичность: Личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля. Издательство «Весь Мир».
- Семененко, И. С., Лапкин, В. В., Бардин, А. Л., & Пантин, В. И. (2017). Между государством и нацией: Дилеммы политики идентичности на постсоветском пространстве. Полис. Политические исследования, 5, 54–78. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.05.05
- Сколько колледжей в Казахстане. (2023, июль 27). Turan Times. https://turantimes.kz/obschestvo/44399-skolko-kolledzhej-v-kazahstane.html
- «Суверенитет» по-казахстански: Кто и зачем преследует Ермека Тайчибекова? (2020, декабрь 14). Regnum. https://regnum.ru/article/3141168
- Тишков, В. А. (2003). Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. Наука.
- Токаев, К. К. (2022, октябрь 22). Декларация о суверенитете – победа смелости и дипломатии, разума и терпения. Казахстанская правда, 22–10.
- Толстых, В. (2023, сентябрь 29). В поисках нового Казахстана: Экономический и международно-правовой анализ. Российский совет по международным делам. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/v-poiskakh-novogo-kazakhstana-ekonomicheskiy-i-mezhdunarodno-pravovoy-analiz/
- Умбеталиева, Т. Б. (2016). Молодежь Центральной Азии. Казахстан. На основе социологического опроса. Представительство фонда и м. Фридриха Эберта в Казахстане.
- Фадеева, Л. А., & Плотников, Д. С. (2021). Политика идентичности и международная безопасность европейских государств постсоветского пространства. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 23(4), 614–629. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-4-614-629
- Храпов, С. А. (2009). Трансформация сознания российского общества в контексте его социокультурной динамики. Власть, 9, 50–52.
- Храпов, С. А. (2022). Национальная идентичность в контексте вопроса безопасности Каспийского макрорегиона. Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности, 2(1), 21–34.
- Храпов, С. А., Черничкин, Д. А., Топчиев, М. С., & Кривенко, А. И. (2024). Новые маркеры национальной идентичности Республики Казахстан: Формирование антироссийских настроений в социальных медиа. Вестник Пермского университета. Серия Политология, 18(2), 11–125. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2024-2-113-128
- Черничкин, Д. А., & Кривенко, А. И. (2023). Медиаобраз России в казахстанских телеграм-каналах. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 19(4), 565–586. https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.404
- Этнический состав урбанизации в Казахстане: Межпереписные изменения с 2009 по 2021 год. (2022). Eurasian Research Institute (ERI). https://www.eurasian-research.org/publication/the-ethnic-profile-of-urbanization-in-kazakhstan-the-intercensal-change-between-2009-and-2021/?lang=ru
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья представляет собой рецензию на книгу Кевина Уитмора-младшего, посвященную фильму «Заклятие» и вышедшую в серии «Адвокаты дьявола». Автор кратко характеризует академическую историографию «Вселенной Заклятия» и отмечает, что книга Уитмора – наиболее взвешенное исследование вселенной. В книге рассматриваются три самых пугающих момента картины как пример манипуляций Джеймса Вана. Особенно важной частью книги автор статьи считает вторую главу, посвященную исследователям паранормальных явлений Эду и Лоррейн Уорренам. Уимтор помещает «Заклятие» (2013) в контекст реалити-шоу про паранормальные исследования, рассуждает о репрезентации католицизма и «плохим ведьм» в фильме. Хотя критики ругали фильм за мизогинию, в реальности он лучше репрезентирует женщин, чем кажется сторонникам феминизма. Кроме того, «Вселенная Заклятия» прославляет традиционные ценности – крепкую семью и классические социальные институты. Также Уитмор пишет про игры и значение женщин во вселенной, кратко охарактеризует все сиквелы, приквелы и другие части вселенной. Автор статьи считает исследование Уитмора ценным, взвешенным и полезным для исследований хоррора, которые слишком много внимания уделяют расе, гендеру и т. п.
Японо-китайская война 1937-1945 гг. остается одной из наиболее тяжелых страниц исторической памяти как для Китайской Народной Республики (КНР), так и для Японии. Споры, связанные с оценкой отдельных эпизодов этой войны и ее последствий, продолжают вызывать серьезные разногласия в японо-китайских отношениях. Учитывая роль СМИ в формировании исторической памяти, особый интерес представляет анализ репрезентации памяти о японо-китайской войне в современных публикациях СМИ КНР и Японии. Цель данного исследования – выявить основные тенденции репрезентации памяти о войне в китайских и японских СМИ в 2000-е гг., отметив точки соприкосновения и расхождения, которые приводят к усилению напряженности. Сопоставление политической и социальной роли СМИ в исследуемых странах и анализ медиа-публикаций, связанных с наиболее значимыми памятными датами, позволяют сделать вывод о тесной связи памяти о войне с современными проблемами японо-китайских отношений. При этом, как показало сопоставление опросов общественного мнения в динамике, отраженная в медиа память о тяжелых событиях прошлого остается одним из главных факторов негативного восприятия китайским и японским народами друг друга (в том числе по причине переплетения с проблемами, не связанными с войной напрямую). Статья может быть полезна для историков, востоковедов и исследователей роли СМИ в социальных и политических процессах, а также для всех, кто интересуется вопросами исторической памяти.
В условиях стремительного развития цифровых технологий распространение информации в новых медиа сопровождается такими вызовами, как дезинформация, фейковые новости и информационное загрязнение. Несмотря на возрастающую важность новой медиаграмотности (NML), её интеграция в образовательные программы и государственную политику остаётся недостаточной, а исследования часто сосредоточены на узких аспектах или определённых аудиториях, что ограничивает понимание влияния NML на общество. Цель исследования — провести библиометрический анализ существующих исследований в области новой медиаграмотности для выявления ключевых тенденций, исследовательских пробелов и приоритетных направлений. Анализ 217 публикаций из базы данных Scopus показал, что основные темы исследований включают использование новых медиа, социальные медиа, борьбу с фейковыми новостями и развитие культуры участия. Географический анализ выявил, что США, Турция и Китай являются лидерами в данной области. Исследование подчёркивает необходимость внедрения более глубоких образовательных программ, повышения осведомлённости среди различных социальных групп и использования интерактивных технологий для развития критического мышления. Результаты адресованы исследователям, занимающимся медиаграмотностью, педагогам, политикам и разработчикам образовательных программ, заинтересованным в продвижении NML и её интеграции в общественные и образовательные практики.
Данное исследование анализирует, как пользователи выражают свои мнения о Рам Мандире (храм, посвященный Раме) в Айодхье (Индия) на платформе Инстаграм**, уделяя особое внимание хэштегам и динамике социальных сетей. Инстаграм** стал важной площадкой для общественного взаимодействия, где люди делятся своими религиозными убеждениями и культурными ценностями. Анализ охватывает публикации, комментарии и хэштеги, связанные с Рам Мандиром, с использованием тематического подхода. Были выявлены ключевые темы, демонстрирующие разнообразие эмоций и взглядов на этот значимый культурный и религиозный объект. Изучение цифровых взаимодействий проливает свет на более широкие социальные аспекты и роль социальных медиа в трансформации общественных дискуссий на религиозные и культурные темы. Результаты подчеркивают взаимосвязь между традиционными религиозными взглядами и современными цифровыми коммуникациями, раскрывая значение Инстаграм** как пространства для диалога, обмена мнениями и культурного самовыражения. Исследование вносит вклад в понимание того, как цифровые платформы помогают формировать коллективную идентичность и выражать религиозные чувства в современных условиях. Оно также показывает, как социальные сети влияют на религиозные практики, культурную самобытность и общественную сплоченность, способствуя диалогу, организации событий и сохранению исторической памяти. Практическая значимость работы заключается в применении социальных медиа для укрепления связей, улучшения коммуникации и развития взаимодействия.
Широкое распространение интернета и социальных сетей способствовало применению их инструментов в создании разнообразных форм мультимедийного искусства. Вместе с тем интернет-платформы стали пространством расположения и распространения новых предметов искусства наравне с устоявшимися физическими пространствами для презентации таких объектов. С течением времени социальные сети сохраняют ключевой функционал взаимодействия с платформой, однако изменяются алгоритмы, персонифицирующие путь пользователя, и механики возможностей пользователя влиять на контент внутри платформы.
Задачи данной статьи – предоставить метод выявления скрытых алгоритмов и возможностей виртуальных сервисов, а также описать, как именно смена политики платформ и возможностей взаимодействия между пользователями влияют на тенденции в производстве контента. Стратегия конкретизации на истории определённого жанра позволяет определить общие тенденции в трансформации платформ и выявить реакцию на них от микросообществ, связанных с производством художественных работ.
В результате изменения алгоритмов YouTube и появления их в VK, наблюдается вытеснение локальных проектов в пользу коммерциализированного контента, а художники больше концентрируются в своих микро-сообществах, нежели на публичном коммьюнити. Работа будет полезна исследователям медиа-платформ, специализирующимся на философии интерфейса, а также интересующимся мультимедийным искусством в интернете.
В эпоху растущей нестабильности, связанной с природными катастрофами, трансформация кризисных коммуникаций на основе социальных медиа открывает новые возможности для управления рисками, повышения общественной осведомленности и вовлечения граждан в онлайн-дискуссии. В рамках исследования представлена концепция сетевых паттернов кризисного взаимодействия (NCCP), основанная на участии пользователей и их взаимосвязях в коммуникационных процессах на платформе Weibo. Анализ 133 440 постов, опубликованных во время шести значимых землетрясений с 2010 по 2019 год, с применением социальных сетевых методик и пропорционального анализа, выявил интересную тенденцию: китайское правительство вытесняет проявления активности общественности, занимая доминирующую роль в распространении информации о кризисах. Несмотря на возможные упущения в использовании потенциала гражданской активности, исследование указывает на формирование кооперативных и коллективных моделей взаимодействия между государственными структурами и пользователями в условиях кризиса.
Концепция мягкой силы, разработанная Джозефом Найем в 1990-х годах, описывает способность страны влиять на другие государства в достижении своих интересов посредством культуры, политических ценностей и внешней политики, а не военных или экономических методов принуждения. Турция успешно использует эту стратегию, превращая культурные и медийные элементы в инструменты внешней политики. Особенно с 2000-х годов стремительное развитие индустрии телесериалов позволило Турции занять одну из ведущих позиций в мире по экспорту телевизионного контента. В данной работе исследуется влияние турецких телесериалов, являющихся важным инструментом культурной дипломатии Турции, на международной арене на основе контент-анализа сериалов «Гюмюш» и «Стамбульская невеста». Анализ показывает, что эти сериалы идеализируют и представляют культурные ценности и образ жизни Турции, одновременно отражая и трансформируя турецкую культуру и общество. Это явление особенно поддерживается визуальными образами, подчеркивающими Стамбул как центр притяжения. Кроме того, было установлено, что зарубежные зрители формируют позитивное отношение к Турции и её культуре через данные сериалы, что подтверждает их важную роль в укреплении мягкой силы страны. В заключении отмечается, что турецкие телесериалы усиливают культурное влияние Турции на глобальной арене и поддерживают её стратегии мягкой силы, укрепляя позицию страны в международных отношениях.
Несмотря на активное движение за равноправие, вопросы, связанные с гендером, остаются актуальными из-за множества проявлений социальной несправедливости. Цель исследования — анализ того, как гендер представлен в глобальных фильмах Netflix, выпущенных в 2021–2022 годах. В выборку вошли: «Королевство: Ашин из Севера» (Южная Корея), «Не смотрите наверх» (США), «Я — все девушки» (Южная Африка), «Мир без мужчин» (Индонезия), «Сантинель» (Франция) и «Уикенд вдали» (США). Исследование основано на теории репрезентации Стюарта Холла, которая рассматривает язык как ключевой инструмент для интерпретации культурных смыслов. Анализ проводится в три этапа: декодирование, кодирование и мифологический разбор. Декодирование и кодирование позволяют определить значения через анализ денотаций и коннотаций, представленных в фильмах. Мифологический подход помогает выявить более глубокие культурные контексты. Результаты показывают, что оригинальные фильмы Netflix демонстрируют схожие паттерны: изображают борьбу женщин с угнетением и несправедливостью, освещают дискриминацию по расовым и социальным признакам, утверждают перформативность гендера и ставят под сомнение патриархальные нормы. Тем не менее, некоторые картины непреднамеренно укрепляют стереотипы или предлагают поверхностные интерпретации, особенно в отношении традиционных представлений о мужественности. Патриархальные установки сохраняют своё влияние, несмотря на обсуждаемые в фильмах проблемы неравенства и угнетения. Более того, героини часто воспроизводят эти установки, что связано с противоречием между стремлением к равенству и коммерческими интересами.
На протяжении десятилетий романтическая комедия Гарри Маршалла «Красотка» привлекает массовое внимание публики и исследователей. Авторы статьи в качестве причины такого неутихающего интереса предполагают существование нетривиального и привлекательного скрытого смысла, контрастирующего с лежащим на поверхности воспеванием богатства и проституции как способа его достижения. Проблема обнаружения скрытого смысла при этом концептуализируется как проблема установления интертекстуальных связей с иным самостоятельным произведением (прототекстом). Для реализации такого подхода авторы предлагают процедуру контент-анализа, в которой предполагаемый прототекст служит кодификатором для поиска парных (присутствующих в обоих текстах) мотивов. Результат подобного анализа может быть интерпретирован на основе простого статистического правила: более 25 парных мотивов для двух произведений свидетельствуют о надежной проверке гипотезы о прототексте (вероятность случайного совпадения такого набора мотивов меньше одной миллионной). Примененный к «Красотке», такой подход позволил доказательно установить, что, как минимум, одним из основных ее прототекстов служит история «Красавицы и Чудовища». Этот скрытый смысл нетривиален потому, что он не артикулируется явным образом ни в фильме, ни в посвященной ему литературе (включая интервью и мемуары авторов). Но он задает видение новой перспективы реалистической трансформации героев под влиянием взаимных чувств. Такая модель развития отсутствует в альтернативных прочтениях (наиболее часто «Красотка» рассматривается как вариант «Золушки»), но чётко прослеживается в «Красавице и Чудовище». Таким образом, перед нами предстает нарратив о личностном росте, необходимом для истинной любви, а не ведущаяся с помощью сказки пропаганда продажности. Эта интерпретация позволяет объяснить культурную роль и сохраняющуюся привлекательность «Красотки» как произведения кинематографа.
Издательство
- Издательство
- НПП ГФН
- Регион
- Россия, Астрахань
- Почтовый адрес
- 414056, Астраханская обл, г Астрахань, ул Савушкина, д 24, офис 88
- Юр. адрес
- 414056, Астраханская обл, г Астрахань, ул Савушкина, д 24, офис 88
- ФИО
- Якушенкова Олеся Сергеевна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______