Статья представляет собой рецензию на книгу Кевина Уитмора-младшего, посвященную фильму «Заклятие» и вышедшую в серии «Адвокаты дьявола». Автор кратко характеризует академическую историографию «Вселенной Заклятия» и отмечает, что книга Уитмора – наиболее взвешенное исследование вселенной. В книге рассматриваются три самых пугающих момента картины как пример манипуляций Джеймса Вана. Особенно важной частью книги автор статьи считает вторую главу, посвященную исследователям паранормальных явлений Эду и Лоррейн Уорренам. Уимтор помещает «Заклятие» (2013) в контекст реалити-шоу про паранормальные исследования, рассуждает о репрезентации католицизма и «плохим ведьм» в фильме. Хотя критики ругали фильм за мизогинию, в реальности он лучше репрезентирует женщин, чем кажется сторонникам феминизма. Кроме того, «Вселенная Заклятия» прославляет традиционные ценности – крепкую семью и классические социальные институты. Также Уитмор пишет про игры и значение женщин во вселенной, кратко охарактеризует все сиквелы, приквелы и другие части вселенной. Автор статьи считает исследование Уитмора ценным, взвешенным и полезным для исследований хоррора, которые слишком много внимания уделяют расе, гендеру и т. п.
This article reviews Kevin Wetmore Jr.’s book on the film “The Conjuring”, published in the “Devil’s Advocates” series. The author briefly outlines the academic historiography of the Conjuring universe and notes that Wetmore’s book is the most balanced study of the franchise. The book examines three of the film’s most frightening moments as examples of James Wan’s manipulation of the audience. The author of the article highlights the second chapter, which focuses on paranormal investigators Ed and Lorraine Warren, as a particularly important part of the book. Wetmore places “The Conjuring” (2013) in the context of reality TV shows about paranormal investigations and explores the film’s representation of Catholicism and “bad witches”. While some critics have condemned the film for misogyny, the author argues that it actually presents a more positive representation of women than many feminist critics acknowledge. Additionally, the Conjuring universe is shown to celebrate traditional values, such as strong family bonds and classical social institutions. Wetmore also discusses the role of gaming in the franchise, the importance of female characters, and provides an overview of its sequels, prequels, and spin-offs. The author of the article considers Wetmore’s study to be a valuable, balanced, and useful contribution to horror studies, which often focus excessively on issues of race, gender, and similar themes.
Идентификаторы и классификаторы
Джеймс Ван – один из самых знаковых хоррор-мейкеров XXI века, а созданная им франшиза «Заклятие» выгодно отличается от всех других хоррор-франшиз (типа «Хеллоуин» или «Техасская резня бензопилой») тем, что это не просто последовательность сиквелов, приквелов и риквелов, но полноценная вселенная с единым центром и множеством ответвлений. Важно, что эта хоррор-франшиза оказалась успешной на фоне других успешных вселенных типа «Кинематографическая вселенная Marvel» (сокр. КВМ; на англ. Marvel Cinematic Universe; сокр. MCU). Но даже еще более важной, чем в отношении формы, «Вселенная Заклятия» оказывается в области репрезентации ключевой темы – религии и прославлении «традиционных ценностей», что, разумеется, представляет собой сильную альтернативу хоррору XXI века, ориентированному на пропаганду социальной справедливости.
Список литературы
- Akella, S. (2022). Occupy and Replace. A Migratory Reading of Possession in The Conjuring 2 and Annabelle: Creation. In F. G. Pagnoni Berns & M. Edwards (Eds.), The Cinema of James Wan: Critical Essays (pp. 53–70). McFarland.
- Cowan, D. E. (2008). Sacred Terror: Religion and Horror on the Sacred Screen. Baylor University Press.
- Duns, R. G. (2024). Theology of Horror: The Hidden Depths of Popular Films. University of Notre Dame Press. https://doi.org/10.2307/jj.21995621
- Lawrence, A. (2022). Ghost Channels: Paranormal Reality Television and the Haunting of Twenty-First-Century America. University Press of Mississippi. https://doi.org/10.14325/mississippi/9781496838100.001.0001
- Laycock, J. P., & Harrelson, E. (2024). The Exorcist Effect: Horror, Religion, and Demonic Belief. Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oso/9780197635391.001.0001
- Mee, L. (2023). Conjuring a Universe: James Wan, Creepy Dolls and Demon Nuns. Quarterly Review of Film and Video, 40(2), 215–233. https://doi.org/10.1080/10509208.2021.1996311
- Murphy, B. M. (2015). “It’s Not the House That’s Haunted”: Demons, Debt, and the Family in Peril in Recent Horror Cinema. In M. Leeder (Ed.), Cinematic Ghosts: Haunting and Spectrality from Silent Cinema to the Digital Era (pp. 235–252). Bloomsbury. https://doi.org/10.5040/9781501304729.ch-014
- Rocha, L. (2024). The Sinful Maternal: Motherhood in Possession Films. University Press of Mississippi. https://doi.org/10.14325/mississippi/9781496851734.001.0001
- Schulze, J. (2022). James Wan’s Dead Space: The Conjuring Films, Siegfried Kracauer and the Revenge of Physical. In F. G. Pagnoni Berns & M. Edwards (Eds.), The Cinema of James Wan: Critical Essays (pp. 143–154). McFarland.
- Shimabukuro, K. (2021). Priests, Secrets, and Holy Water: All I Ever Learned about Catholicism I Learned from Horror Films. In B. R. Grafius & J. W. Morehead (Eds.), Theology and Horror: Explorations of the Dark Religious Imagination (pp. 57–76). Lexington Books.
- Tetik, D. O. (2024). The Conjuring Movies (2013-2021) at the Center of the Horror Universe: Exploring the Structure of the Haunted World of James Wan. In T. Tetik & D. O. Tetik (Eds.), Nightmares of Contemporary Horror Cinema. Peter Lang. https://doi.org/10.3726/b21859
- West, A. (2020). Onward, Christian Soldiers: Eyes of Believers in The Conjuring (2013) and The Conjuring 2 (2016). In R. Booth, V. Griffiths, & E. Thompson (Eds.), Scared Sacred: Idolatry, Religion and Worship in the Horror Film. House of Leaves.
- Wetmore Jr., K. J. (2021). The Conjuring. Liverpool University Press. https://doi.org/10.3828/liverpool/9781800859265.001.0001
- Wiggins, S. A. (2020). Nightmares with the Bible: The Good Book and Cinematic Demons. Lexington Books. https://doi.org/10.5771/9781978703193
- Кинг, С. (2003). Пляска смерти. АСТ.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Японо-китайская война 1937-1945 гг. остается одной из наиболее тяжелых страниц исторической памяти как для Китайской Народной Республики (КНР), так и для Японии. Споры, связанные с оценкой отдельных эпизодов этой войны и ее последствий, продолжают вызывать серьезные разногласия в японо-китайских отношениях. Учитывая роль СМИ в формировании исторической памяти, особый интерес представляет анализ репрезентации памяти о японо-китайской войне в современных публикациях СМИ КНР и Японии. Цель данного исследования – выявить основные тенденции репрезентации памяти о войне в китайских и японских СМИ в 2000-е гг., отметив точки соприкосновения и расхождения, которые приводят к усилению напряженности. Сопоставление политической и социальной роли СМИ в исследуемых странах и анализ медиа-публикаций, связанных с наиболее значимыми памятными датами, позволяют сделать вывод о тесной связи памяти о войне с современными проблемами японо-китайских отношений. При этом, как показало сопоставление опросов общественного мнения в динамике, отраженная в медиа память о тяжелых событиях прошлого остается одним из главных факторов негативного восприятия китайским и японским народами друг друга (в том числе по причине переплетения с проблемами, не связанными с войной напрямую). Статья может быть полезна для историков, востоковедов и исследователей роли СМИ в социальных и политических процессах, а также для всех, кто интересуется вопросами исторической памяти.
В условиях стремительного развития цифровых технологий распространение информации в новых медиа сопровождается такими вызовами, как дезинформация, фейковые новости и информационное загрязнение. Несмотря на возрастающую важность новой медиаграмотности (NML), её интеграция в образовательные программы и государственную политику остаётся недостаточной, а исследования часто сосредоточены на узких аспектах или определённых аудиториях, что ограничивает понимание влияния NML на общество. Цель исследования — провести библиометрический анализ существующих исследований в области новой медиаграмотности для выявления ключевых тенденций, исследовательских пробелов и приоритетных направлений. Анализ 217 публикаций из базы данных Scopus показал, что основные темы исследований включают использование новых медиа, социальные медиа, борьбу с фейковыми новостями и развитие культуры участия. Географический анализ выявил, что США, Турция и Китай являются лидерами в данной области. Исследование подчёркивает необходимость внедрения более глубоких образовательных программ, повышения осведомлённости среди различных социальных групп и использования интерактивных технологий для развития критического мышления. Результаты адресованы исследователям, занимающимся медиаграмотностью, педагогам, политикам и разработчикам образовательных программ, заинтересованным в продвижении NML и её интеграции в общественные и образовательные практики.
Данное исследование анализирует, как пользователи выражают свои мнения о Рам Мандире (храм, посвященный Раме) в Айодхье (Индия) на платформе Инстаграм**, уделяя особое внимание хэштегам и динамике социальных сетей. Инстаграм** стал важной площадкой для общественного взаимодействия, где люди делятся своими религиозными убеждениями и культурными ценностями. Анализ охватывает публикации, комментарии и хэштеги, связанные с Рам Мандиром, с использованием тематического подхода. Были выявлены ключевые темы, демонстрирующие разнообразие эмоций и взглядов на этот значимый культурный и религиозный объект. Изучение цифровых взаимодействий проливает свет на более широкие социальные аспекты и роль социальных медиа в трансформации общественных дискуссий на религиозные и культурные темы. Результаты подчеркивают взаимосвязь между традиционными религиозными взглядами и современными цифровыми коммуникациями, раскрывая значение Инстаграм** как пространства для диалога, обмена мнениями и культурного самовыражения. Исследование вносит вклад в понимание того, как цифровые платформы помогают формировать коллективную идентичность и выражать религиозные чувства в современных условиях. Оно также показывает, как социальные сети влияют на религиозные практики, культурную самобытность и общественную сплоченность, способствуя диалогу, организации событий и сохранению исторической памяти. Практическая значимость работы заключается в применении социальных медиа для укрепления связей, улучшения коммуникации и развития взаимодействия.
В статье исследуется многоаспектная проблема формирования новой национальной идентичности Республики Казахстан и определения ее маркеров, сопряженных с процессами масштабирования антироссийских настроений в медиасреде. В качестве методологического инструментария авторы используют социально-философский, философско-политический, социокультурный и информационный подходы, принципы междисциплинарной методологии. Исследование процессов формирования новой национальной идентичности проводится с учетом специфики политического, социально-экономического и социокультурного развития современного Казахстана. Концептуально важным для авторов является идея о двухуровневой структуре национальной идентичности: культурно-исторический (этнический) и национально-гражданский. В статье определятся 8 маркеров новой национальной идентичности Республики Казахстан; в отношении 4 маркеров (политический эклектицизм; демонстративная политическая суверенность; религиозность; экономоцентризм) проводится эмпирическое исследование сопряженности с динамикой антироссийских настроений в медиасреде. В качестве методов эмпирического исследования был применен сетевой анализ, позволяющий осуществлять изучение ресурсов медиапространства Республики Казахстан: анализ источников данных, выборка релевантных сообщений по заданным критериям; сбор данных и приведение их к общей структуре и формату; проведение очистки постов и комментариев. Был выделен пул информации, подходящий для достижения цели исследования; выявлена тональность оценки упоминаемых персон и организаций. В заключении статьи авторами делается вывод о необходимости сдержанной реакции России на тенденции роста антироссийских настроений в медиасреде Казахстана и о потенциале российско-казахстанских отношений.
Широкое распространение интернета и социальных сетей способствовало применению их инструментов в создании разнообразных форм мультимедийного искусства. Вместе с тем интернет-платформы стали пространством расположения и распространения новых предметов искусства наравне с устоявшимися физическими пространствами для презентации таких объектов. С течением времени социальные сети сохраняют ключевой функционал взаимодействия с платформой, однако изменяются алгоритмы, персонифицирующие путь пользователя, и механики возможностей пользователя влиять на контент внутри платформы.
Задачи данной статьи – предоставить метод выявления скрытых алгоритмов и возможностей виртуальных сервисов, а также описать, как именно смена политики платформ и возможностей взаимодействия между пользователями влияют на тенденции в производстве контента. Стратегия конкретизации на истории определённого жанра позволяет определить общие тенденции в трансформации платформ и выявить реакцию на них от микросообществ, связанных с производством художественных работ.
В результате изменения алгоритмов YouTube и появления их в VK, наблюдается вытеснение локальных проектов в пользу коммерциализированного контента, а художники больше концентрируются в своих микро-сообществах, нежели на публичном коммьюнити. Работа будет полезна исследователям медиа-платформ, специализирующимся на философии интерфейса, а также интересующимся мультимедийным искусством в интернете.
В эпоху растущей нестабильности, связанной с природными катастрофами, трансформация кризисных коммуникаций на основе социальных медиа открывает новые возможности для управления рисками, повышения общественной осведомленности и вовлечения граждан в онлайн-дискуссии. В рамках исследования представлена концепция сетевых паттернов кризисного взаимодействия (NCCP), основанная на участии пользователей и их взаимосвязях в коммуникационных процессах на платформе Weibo. Анализ 133 440 постов, опубликованных во время шести значимых землетрясений с 2010 по 2019 год, с применением социальных сетевых методик и пропорционального анализа, выявил интересную тенденцию: китайское правительство вытесняет проявления активности общественности, занимая доминирующую роль в распространении информации о кризисах. Несмотря на возможные упущения в использовании потенциала гражданской активности, исследование указывает на формирование кооперативных и коллективных моделей взаимодействия между государственными структурами и пользователями в условиях кризиса.
Концепция мягкой силы, разработанная Джозефом Найем в 1990-х годах, описывает способность страны влиять на другие государства в достижении своих интересов посредством культуры, политических ценностей и внешней политики, а не военных или экономических методов принуждения. Турция успешно использует эту стратегию, превращая культурные и медийные элементы в инструменты внешней политики. Особенно с 2000-х годов стремительное развитие индустрии телесериалов позволило Турции занять одну из ведущих позиций в мире по экспорту телевизионного контента. В данной работе исследуется влияние турецких телесериалов, являющихся важным инструментом культурной дипломатии Турции, на международной арене на основе контент-анализа сериалов «Гюмюш» и «Стамбульская невеста». Анализ показывает, что эти сериалы идеализируют и представляют культурные ценности и образ жизни Турции, одновременно отражая и трансформируя турецкую культуру и общество. Это явление особенно поддерживается визуальными образами, подчеркивающими Стамбул как центр притяжения. Кроме того, было установлено, что зарубежные зрители формируют позитивное отношение к Турции и её культуре через данные сериалы, что подтверждает их важную роль в укреплении мягкой силы страны. В заключении отмечается, что турецкие телесериалы усиливают культурное влияние Турции на глобальной арене и поддерживают её стратегии мягкой силы, укрепляя позицию страны в международных отношениях.
Несмотря на активное движение за равноправие, вопросы, связанные с гендером, остаются актуальными из-за множества проявлений социальной несправедливости. Цель исследования — анализ того, как гендер представлен в глобальных фильмах Netflix, выпущенных в 2021–2022 годах. В выборку вошли: «Королевство: Ашин из Севера» (Южная Корея), «Не смотрите наверх» (США), «Я — все девушки» (Южная Африка), «Мир без мужчин» (Индонезия), «Сантинель» (Франция) и «Уикенд вдали» (США). Исследование основано на теории репрезентации Стюарта Холла, которая рассматривает язык как ключевой инструмент для интерпретации культурных смыслов. Анализ проводится в три этапа: декодирование, кодирование и мифологический разбор. Декодирование и кодирование позволяют определить значения через анализ денотаций и коннотаций, представленных в фильмах. Мифологический подход помогает выявить более глубокие культурные контексты. Результаты показывают, что оригинальные фильмы Netflix демонстрируют схожие паттерны: изображают борьбу женщин с угнетением и несправедливостью, освещают дискриминацию по расовым и социальным признакам, утверждают перформативность гендера и ставят под сомнение патриархальные нормы. Тем не менее, некоторые картины непреднамеренно укрепляют стереотипы или предлагают поверхностные интерпретации, особенно в отношении традиционных представлений о мужественности. Патриархальные установки сохраняют своё влияние, несмотря на обсуждаемые в фильмах проблемы неравенства и угнетения. Более того, героини часто воспроизводят эти установки, что связано с противоречием между стремлением к равенству и коммерческими интересами.
На протяжении десятилетий романтическая комедия Гарри Маршалла «Красотка» привлекает массовое внимание публики и исследователей. Авторы статьи в качестве причины такого неутихающего интереса предполагают существование нетривиального и привлекательного скрытого смысла, контрастирующего с лежащим на поверхности воспеванием богатства и проституции как способа его достижения. Проблема обнаружения скрытого смысла при этом концептуализируется как проблема установления интертекстуальных связей с иным самостоятельным произведением (прототекстом). Для реализации такого подхода авторы предлагают процедуру контент-анализа, в которой предполагаемый прототекст служит кодификатором для поиска парных (присутствующих в обоих текстах) мотивов. Результат подобного анализа может быть интерпретирован на основе простого статистического правила: более 25 парных мотивов для двух произведений свидетельствуют о надежной проверке гипотезы о прототексте (вероятность случайного совпадения такого набора мотивов меньше одной миллионной). Примененный к «Красотке», такой подход позволил доказательно установить, что, как минимум, одним из основных ее прототекстов служит история «Красавицы и Чудовища». Этот скрытый смысл нетривиален потому, что он не артикулируется явным образом ни в фильме, ни в посвященной ему литературе (включая интервью и мемуары авторов). Но он задает видение новой перспективы реалистической трансформации героев под влиянием взаимных чувств. Такая модель развития отсутствует в альтернативных прочтениях (наиболее часто «Красотка» рассматривается как вариант «Золушки»), но чётко прослеживается в «Красавице и Чудовище». Таким образом, перед нами предстает нарратив о личностном росте, необходимом для истинной любви, а не ведущаяся с помощью сказки пропаганда продажности. Эта интерпретация позволяет объяснить культурную роль и сохраняющуюся привлекательность «Красотки» как произведения кинематографа.
Издательство
- Издательство
- НПП ГФН
- Регион
- Россия, Астрахань
- Почтовый адрес
- 414056, Астраханская обл, г Астрахань, ул Савушкина, д 24, офис 88
- Юр. адрес
- 414056, Астраханская обл, г Астрахань, ул Савушкина, д 24, офис 88
- ФИО
- Якушенкова Олеся Сергеевна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______