Статья посвящена изучению региональной политики памяти в Кабардино-Балкарии. В рамках концепта режима памяти было предложено рассмотреть модель использования памяти о депортации балкарского народа через конфигурацию мнемонических акторов и их стратегий. На основе метода исследования случая (case-study) было обнаружено, что в республике формируется раздробленный режим памяти. Это объясняется наличием антагонистической стратегии акторов в борьбе за доминирование нарратива в публичном и символическом пространстве. Местная элита использует память о травме для улучшения политического и экономического статуса группы. Отрицание важной для адыгского народа памяти о Канжальской битве является способом оспаривания доминирующего статуса кабардинцев, а также решения территориальных споров.
Идентификаторы и классификаторы
Измерения региональной политики памяти занимают особое место в memory studies [Воронович; Kostyashov, Sergeev; Рязанова, Юрганов; Рвачева; Hasian, Paliewicz; Малинова, Миллер, Пахалюк]. Локальные исторические события составляют основу для борьбы региональных групп за доминирование собственного нарратива. Изучение опыта взаимодействия акторов с коллективной памятью о российском региональном прошлом составляет большой академический интерес, особенно на уровне этнических республик. Группы, испытавшие опыт коллективной травмы, используют исторические нарративы в борьбе за собственную идентичность [Иванеско, Урушадзе, 192]. Акторы применяют различные инструменты политики памяти для закрепления доминирующего положения локальной (этнической) версии прошлого на уровне регионов.
Список литературы
1. Аккиева С. И. Развитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике. Постсоветский период: дис. … д-ра ист. наук. М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2002. EDN: SFOLOH
2. Воронович А. А. Интернационалистский сепаратизм и историческая политика в непризнанных республиках Приднестровья и Донбасса // Методологические вопросы изучения политики памяти / отв. ред. А. И. Миллер, Д. В. Ефременко. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. С. 127-143. EDN: MHGUYP
3. Делегация из КБР установила в Средней Азии памятники умершим во время депортации балкарцам // Кавказский узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.org/articles/241966/ (дата обращения: 12.04.2023).
4. Иванеско А. Е., Урушадзе А. Т. Past Indefinite: историческая память и политика на Северном Кавказе // Новое прошлое / The New Past. 2018. № 3. С. 186-190. EDN: YRYCIX
5. Историки объяснили межнациональный конфликт из-за Канжальской битвы // Кавказский узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.org/articles/325567/ (дата обращения: 14.04.2023).
6. Казенин К. “Тихие” конфликты на Северном Кавказе: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. М.: REGNUM, 2009. EDN: SANLPR
7. Канжальская битва // Кавказский узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.org/articles/325640/ (дата обращения: 12.04.2023).
8. Канжальская битва аукнулась беспорядками в Нальчике // Свободная пресса. URL: https://svpressa.ru/society/article/211081/ (дата обращения: 05.02.2023).
9. Канжальская битва. Дубль два // Эхо Кавказа. URL: https://www.ekhokavkaza.com/a/29507436.html (дата обращения: 10.02.2023).
10. Канжальское сражение. Миф или реальность? // Проза. URL: https://proza.ru/2020/09/17/775 (дата обращения: 10.01.2023).
11. Козлов Д. В. Иркутские режимы памяти об адмирале: практики работы с “колчаковским историческим наследием” // Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе / отв. ред. В. В. Лапин, А. И. Миллер. М.; СПб.: Изд-во Европейс. ун-та в Санкт-Петербурге, 2021. С 120-132. EDN: NOJRYQ
12. Малинова О. Ю. Режим памяти как инструмент анализа: проблемы концептуализации // Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы / отв. ред. А. И. Миллер, Д. В. Ефременко. М.; СПб.: Изд-во Европейс. ун-та в Санкт-Петербурге, 2020. С. 26-39.
13. Малинова О. Ю., Миллер А.И., Пахалюк К. А. Региональный аспект политики памяти в России // Новое прошлое / The New Past. 2022. № 2. С. 112-136. EDN: PLMFQB
14. Мелешкина Е. Ю. Возможности качественного сравнительного анализа для исследования политики памяти и ее проявлений // Методологические вопросы изучения политики памяти / отв. ред. А. И. Миллер, Д. В. Ефременко М.; СПб.: Нестор-История, 2018. С. 54-74. EDN: YNCLQL
15. Мемориал жертв политических репрессий 1944-1957 годов // Живой журнал. URL: https://nalchik360.livejournal.com/1621.html (дата обращения: 07.02.2023).
16. Памятник жертвам репрессий установлен на деньги жителей Кабардино-Балкарии // Кавказский узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.org/articles/326561/ (дата обращения: 15.04.2023).
17. Рвачева О. В. Возродить память о казаках: политика памяти и коммеморативные практики казачьего возрождения на Юге России // Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы. С. 304-321.
18. Рязанова С. В., Юрганов Ф. А. Миф о коми-пермяках в контексте региональной политики памяти // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2019. № 2 (45). С. 132-139. EDN: WPIGEF
19. Свежий порох для Кавказской войны. Историческая дата - предмет дискуссий или повод к переделу мира? // Кавказ сегодня. URL: https://kavtoday.ru/article/5419 (дата обращения: 13.04.2023).
20. События в селении Кенделен распространились на другие города Кабардино-Балкарии - СМИ // Вести Кавказа. URL: https://vestikavkaza.ru/news/Sobytiya-v-selenii-Kendelen-rasprostranilis-na-drugie-goroda-Kabardino-Balkarii-SMI.html (дата обращения: 07.02.2023).
21. Суд упразднил Совет старейшин балкарского народа // Кавказский узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.org/articles/386874/ (дата обращения: 10.04.2023).
22. Участники митинга в Нальчике потребовали полной реабилитации балкарцев // Кавказский узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.org/articles/298883/ (дата обращения: 10.04.2023).
23. Bernhard M. H., Kubik J. (eds.). Twenty years after communism: The politics of memory and commemoration. Oxford: Oxford University Press, 2016.
24. Hasian M., Paliewicz N. Memory and Monument Wars in American Cities. New York, Charlottesville and Montgomery: Palgrave Macmillan, 2020.
25. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley. Los Angeles. London: University of California Press, 1985.
26. Kostyashov Y. V., Sergeev V. V. Regional politics of memory in Poland’s Warmia and Masuria // Baltic Region. 2018. Vol. 10, № 4. P. 118-131. EDN: YVKKCD
27. Langenbacher E. Changing memory regimes in contemporary Germany? // German Politics & Society. 2003. Vol. 21, № 2(67). P. 46-68.
28. Politics of History in Estonia: Changing Memory Regimes 1987-2009 / M. Wulf et al. // History of Communism in Europe. 2010. № 1. P. 245-267.
29. Richardson-Little N., Merrill S., Arlaud L. Far-right anniversary politics and social media: The Alternative for Germany’s contestation of the East German past on Twitter // Memory Studies. 2022. Vol. 15, № 6. P. 1360-1377. EDN: RTZEVL
30. Sokirianskaia E. Families and clans in Ingushetia and Chechnya. A fieldwork report // Central Asian Survey. 2005. Vol. 24, № 4. P. 453-467. EDN: LJGXKF
Выпуск
Другие статьи выпуска
Классики направления memory studies Пьер Нора, Ян и Алейда Ассман справедливо отмечали, что в последней трети XX в. в странах евроатлантического региона история превратилась в язык обсуждения актуальных общественных проблем. Борьба за его однозначность, закрепление собственной (зачастую понимается как единственно верная) трактовки событий прошлого составляет важную часть современных информационных войн. Динамика военно-политического и экономического взаимодействия различных стран находит отражение в области символической политики, которая, в силу своей связи с коллективными представлениями и способности последних оказывать влияние на породившее их сообщество, не может рассматриваться лишь в качестве зависимой переменной.
Институциональный подход в memory studies предполагает изучение устойчивых организационных структур, ответственных за производство культурной памяти. Обращаясь к проблеме позднесоветских институтов памяти о Великой Отечественной войне в 1960-1980-е гг., автор рассматривает киностудию на примере «Ленфильма» как особый институт памяти и культурной травмы войны. Основываясь на институциональных источниках (сценарные дела, художественные советы и др.), автор предлагает изучать производство советских фильмов о войне как взаимодействие сложной системы конфликтующих «авторитетных зрителей», обладавших (относительной) автономией, функциями и разным типом авторитета в суждении о прошлом - «властью памяти». Автор обосновывает типологию такой «власти памяти» («власть автора», «власть студии», «власть культурной бюрократии», «власть партии», «власть военных», «власть цеха», «власть медиа») и суммирует основные свойства, присущие системе культурного производства и влиявшие на кинопамять о войне в «долгие 1970-е», - ее стабильность, «институциональную непрозрачность», «постоянство торга», дублирование партийно-бюрократического контроля, оспаривание и защиту «автономии автора».
В статье исследуется корпус интервью, собранных Д. А. Граниным и А. М. Адамовичем в процессе работы над «Блокадной книгой», одного из наиболее авторитетных текстов о блокаде Ленинграда. Автор анализирует рабочие материалы писателей и стенограммы интервью, чтобы реконструировать процесс собирания устных свидетельств о блокаде Ленинграда, продемонстрировать то, как процесс общения со свидетелями постепенно изменял первоначальный замысел книги. В статье предпринимается попытка поставить процесс интервьюирования в контекст документального поворота в советской культуре 1970-х гг. В тексте также анализируется внутренняя иерархия свидетельств и документов, возникшая в процессе работы над «Блокадной книгой».
В статье рассматриваются формирование проектов постконфликтного человека в культуре США после войны во Вьетнаме и связанный с ними процесс «индустриализации памяти». Цель статьи - критически рассмотреть роль СМИ, общественных и академических дискуссий, кинематографа и литературы в формировании постконфликтного института «индустрии памяти» в США с конца 1970-х гг. и показать, как происходит тривиализация травмы в культуре постконфликтного периода, что приводит к рождению целой индустрии вокруг коллективной памяти, абсорбирующей и замещающей персональный опыт участников конфликта. Кроме того, дается оценка продуктивного потенциала рассмотренных проектов человека для осмысления опыта насилия и построения постконфликтного общества.
Семейная память тесно связана с исторической памятью, они дополняют друг друга. Кроме того, у чеченцев семейная и историческая память увязаны с тайповой/родовой памятью, сохраняется необходимость знать имена минимум семи своих предков по отцовской линии, строго поддерживается и родство по материнской линии. Письменных источников в результате кризисных явлений сохранилось очень мало, чаще всего память сохранялась и транслировалась в виде устных преданий. В настоящее время наблюдается практика письменного оформления семейных/тайповых историй, возрождения горных сел, родовых башен. В наши дни новыми поколениями широко используются современные гаджеты и средства коммуникации. В семейной памяти чеченцев много общего с другими народами, но есть и свои особенности, связанные с широкой системой родства, проживанием значительной части населения в селах, утратой письменных источников и фотографий.
Целью исследования является анализ современной мемориальной культуры Чеченской Республики. Автор исходит из того, что прошлое о Чечне за пределами республики, как правило, ограничивается памятью о Кавказской войне (в связи с исторической фигурой имама Шамиля) и вооруженных действиях постсоветского периода 1994-1996 и 1999-2009 гг., которые нередко именуются как «чеченские войны» или «чеченские кампании». Новизна исследования заключается в изучении современной чеченской мемориальной культуры в контексте постконфликтного этапа становления северокавказской республики, о котором крайне мало междисциплинарных исследований. В статье определена выборка ключевых исторических событий, на которых конструируется чеченская мемориальная культура: 1) движение под руководством шейха Мансура; 2) Кавказская война; 3) революция 1917 г. и Гражданская война; 4) советская Чечня (Чечено-Ингушская АССР); 5) Великая Отечественная война/депортация 1944 г.; 6) «Чеченская революция» 1991 г., дудаевский режим, гражданская война в Чечне 1994 г., «первая чеченская война», межвоенный кризис, «вторая чеченская война», отмена режима контртеррористической операции (КТО) и развитие республики. Автор применяет к чеченской мемориальной культуре модель помятования А. Ассман «помнить, чтобы никогда не забывать», поскольку она предполагает сохранение прошлого и интеграцию памяти о событии в коллективную идентичность. При этом в статье выявляются недостатки данной модели и показывается поэтапная институционализация коммеморативной практики помятования жертв депортации в постконфликтный период развития республики.
В данной статье представлена попытка проблематизировать исследования иммигрантских сообществ внутри Европы на пересечении категорий «границы/пограничье» - «память» - «иммигрантские сообщества», проявив особую роль памяти в этой триаде. Для достижения поставленной цели в первой части статьи автор представит ряд подходов к исследованию пограничья в разных его измерениях с акцентом на «жестком» территориальном аспекте данного феномена. Затем внимание будет уделено «мягкому» пограничью и его чертам и далее будут охарактеризованы «иммигрантские сообщества» как «пограничье мягких границ». На основе концепции «активных границ» К. Мюллера и исследования иммигрантской молодежи в разных странах под руководством Дж. Берри будут проблематизированы возможные фокусы исследования памяти представителей иммигрантских сообществ на «пограничье мягких границ» в принимающих сообществах.
Предметом исследования в этой статье являются мнемонические практики, то есть способы актуализации прошлого в коллективной памяти современных (2010-2020) казаков. Для анализа были выбраны казачьи сообщества в социальных сетях, так как они являются частью публичной сферы и отличаются от печатных или официальных СМИ практически полным отсутствием цензуры и свободой дискуссий даже на темы, исключенные из официального публичного дискурса. С помощью контент-анализа и дискурс-анализа в методологии Э. Лакло и Ш. Муфф было установлено, что такими, наиболее проблемными темами для коллективной памяти возрожденного казачества являются геноцид казаков и коллаборационизм во время Великой Отечественной войны. В неоднородной казачьей среде сосуществуют два нарратива истории казачества - героический и виктимный. Зачастую обе версии казачьего прошлого воспроизводятся в репрезентациях одного актора в зависимости от обстоятельств, они инструментализируются для политических нужд текущего момента.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru