Предметом исследования в этой статье являются мнемонические практики, то есть способы актуализации прошлого в коллективной памяти современных (2010-2020) казаков. Для анализа были выбраны казачьи сообщества в социальных сетях, так как они являются частью публичной сферы и отличаются от печатных или официальных СМИ практически полным отсутствием цензуры и свободой дискуссий даже на темы, исключенные из официального публичного дискурса. С помощью контент-анализа и дискурс-анализа в методологии Э. Лакло и Ш. Муфф было установлено, что такими, наиболее проблемными темами для коллективной памяти возрожденного казачества являются геноцид казаков и коллаборационизм во время Великой Отечественной войны. В неоднородной казачьей среде сосуществуют два нарратива истории казачества - героический и виктимный. Зачастую обе версии казачьего прошлого воспроизводятся в репрезентациях одного актора в зависимости от обстоятельств, они инструментализируются для политических нужд текущего момента.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 004. Информационные технологии. Компьютерные технологии. Теория вычислительных машин и систем
316.347. Социальная дифференциация по специфически национальным, рассовым, этническим,религиозным признакам
323.22. Критическая позиция народа по отношению к государству
394.942. Отношение к новичкам, к жителям других мест, к вновь прибывшим лицам, например, временное лишение прав, обязательство делать подарки бедным, высмеивание
94. Всеобщая история
После Второй мировой войны казачество как организованная этносоциальная группа оказалась не нужным государству. Оно было исключено из публичного дискурса. Казачество было уничтожено как общность, специфический быт казаков был разрушен, остались лишь отдельные семьи, внутри которых воспроизводились казачьи традиции и давалось воспитание, напоминавшее о казачьем происхождении. Потомки казаков стали рядовыми советскими гражданами, занятыми на колхозных работах в традиционных регионах казачьего расселения, либо влились в общую волну урбанизации и оказались городскими жителями, зачастую потеряв связь с родными местами и казачью идентификацию [Derluguian, Cipko]. Распространенная со времен позднего социализма среди казачьих потомков поговорка гласит: «Дед был казак, отец — сын казачий, а я — хрен собачий».
Список литературы
1. июня - день памяти казаков / Хутор “Приморский”. URL: https://vk.com/primorskiy_kazak?w=wall-60020132_497 (дата обращения: 16.05.2022).
2. 17 апреля 1920 года - день геноцида терских казаков!“ / Казачье единство: казаки вчера и сегодня. 17 апреля 2020 г. URL: https://vk.com/ia_kazak_edinstvo?w=wall-23734705_29809 (дата обращения: 16.05.2022).
3. 17 апреля / Хутор “Приморский”. 18 апреля 2021 г. URL: https://vk.com/primorskiy_kazak?w=wall-60020132_13015 (дата обращения: 16.05.2022).
4. 27 марта - день памяти жертв геноцида терского казачества / Казаки. Российское казачество. 27 марта 2020 г. URL: https://vk.com/rukosaken?w=wall-35933299_176937 (дата обращения: 16.05.2022).
5. 27 марта помним! / Казачье единство: казаки вчера и сегодня. 27 марта 2020 г. URL: https://vk.com/ia_kazak_edinstvo?w=wall-23734705_29668 (дата обращения: 16.05.2022).
6. МАЯ - 7 ИЮНЯ 1945 - ЛИЕНЦ / Хутор “Приморский”. URL: https://vk.com/primorskiy_kazak?w=wall-60020132_13385 (дата обращения: 16.05.2022).
7. Бурмагин А. Г. От Кубанского казачьего клуба к Кубанской казачьей Раде. Краткая история начала возрождения кубанского казачества, 1989-1992 годы. Краснодар: Пульс-Софт, 2009.
8. Венков А. В. Вешенское восстание. М.: Вече, 2012.
9. Венков А. В. Геноцид, голодомор и другие ужасы в истории “казацкого народа” // Новое прошлое. 2018. № 1. С. 275-290. EDN: XMRPBR
10. Внуки Платова, потомки Ермака. URL: https://vk.com/kazakidona34 (дата обращения: 16.05.2022).
11. Водолацкий В. П. Возрождение: Первый круг казаков Дона. Ростов-н/Д: ИМЦ “Дончак”, 2006.
12. Геноцид казачьего народа / Казаки. Российское казачество. 25 января 2019 г. URL: https://vk.com/rukosaken?w=wall-35933299_153585 (дата обращения: 16.05.2022).
13. Донские казаки на службе государству Российскому. / Казаки. Российское казачество. 16 января 2018 г. URL: https://vk.com/rukosaken?w=wall-35933299_135569 (дата обращения: 16.05.2022).
14. Донские казаки. URL: https://vk.com/club49938 (дата обращения: 16.05.2022).
15. Интервью автора с А. В. Венковым. 01.10.2022 г.
16. Казаки. Российское казачество // https://vk.com/rukosaken (дата обращения: 16.05.2022).
17. Казакия // https://vk.com/public123928401 (дата обращения: 16.05.2022).
18. Казакия. 21.07.2021 г. URL: https://vk.com/public123928401?w=wall-123928401_85534 (дата обращения: 16.05.2022).
19. Казачество Северо-Кавказского края: итоги переписи населения 1926 г. / РСФСР, Ц.С.У., Северо-Кавказ. краевое стат. упр-ние, отд. переписи; [предисл. А. И. Гозулов]. Ростов-н/Д: Гостипография им. Калинина Севкавполиграфтреста, 1928. С. 3.
20. Козлов А. И. Возрождение казачества: история и современность. Ростов-н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1995.
21. Корниенко Б. С. Правый Дон: казаки и идеология национализма (1909-1914). СПб.: Изд-во Европейс. ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. EDN: YQNRLO
22. Маркедонов С. М. Казачество: единство или многообразие? // Ab Imperio. 2004. № 2. С. 521-528. EDN: PCZPVL
23. Маркедонов С. М. Неоказачество на Юге России: идеология, ценности, политическая практика // Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 5. C. 161-165.
24. Маркедонов С. М. Феномен российского неоказачества // Социально-политическая ситуация на Кавказе: история, современность, перспективы. М., 2001. С. 107-119.
25. Озеров А. А., Киблицкий А. Г. Возрождение казачества в новой России. Ростов-н/Д: Ростиздат, 2004.
26. Пост “18 февраля 1945 года погиб генерал Карбышев Дмитрий Михайлович” / Хутор “Приморский”. URL: https://vk.com/primorskiy_kazak?w=wall-60020132_10099 (дата обращения: 16.05.2022).
27. Потомок сибирских казаков генерал Карбышев. 12 марта 2020 г. / Казаки. Российское казачество. URL: https://vk.com/rukosaken?w=wall-35933299_176192 (дата обращения: 16.05.2022).
28. Правда. 1947. № 15. 17 янв. С. 4.
29. Рвачева О. В. Возродить память о казаках: политика памяти и коммеморативные практики казачьего возрождения на Юге России // Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы: коллектив. моногр. / под ред. А. И. Миллер, Д. В. Ефременко. СПб., 2020. С. 304-321.
30. Рвачева О. В. Возрождение казачества юга России в конце ХХ - начале XXI века. Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2021.
31. Рвачева О. В. Движение за возрождение казачества на Юге России в начале 1990-х гг. // Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2016. Т. 21, № 4. С. 124-134. EDN: WRQOBJ
32. Рвачева О. В. Казачество в XXI в.: возрождение традиций или конструирование нового феномена? // Очерки истории и культуры казачества Юга России: коллектив. моногр. / под ред. Г. Г. Матишова, И. О. Тюменцева. Волгоград, 2014. С. 382-404.
33. Рвачева О. В. Создание советского казачества на юге России в середине 1930-х - начале 1940-х гг. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. 2014. № 3(27). С. 81-92. EDN: SQSQEH
34. Скорик А. П. Казачья корпорация на Дону как современный социальный проект // Клио. 2006. № 1 (32). С. 167-176. EDN: JWNJMT
35. Скорик А. П. Многоликость казачества Юга России в 1930-е годы: Очерки истории. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008. С. 177. EDN: QPMMJZ
36. Таболина Т. В. Казаки: Драма возрождения, 1980-1990-е годы. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1999.
37. Указ Президента Российской Федерации № 563 “О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации”. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102036994&rdk=1 (дата обращения: 19.12.2021).
38. Указ Президента Российской Федерации от 09.08.2020 г. № 505: сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/45821 (дата обращения: 19.12.2021).
39. Федеральный Закон от 5 декабря 2005 г. № 154 “О государственной службе российского казачества”. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102103268 (дата обращения: 19.12.2021).
40. Футорянский Л. И. Проблемы казачества: расказачивание // Вестник ОГУ. 2002. № 2. С. 43-53.
41. Хутор “Приморский”. URL: https://vk.com/primorskiy_kazak (дата обращения: 16.05.2022).
42. Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 г. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 6. Июнь. С. 177-178.
43. Якимов В. А. Российское казачество в общественно-политических процессах на постсоветском пространстве: дис.... канд. ист. наук. СПб., 2017. EDN: GTZIAF
44. Derluguian G., Cipko S. The Politics of Identity in a Russian Borderland Province: The Kuban Neo-Cossack Movement, 1989-1996 // Europe-Asia Studies. 1997. № 8. P. 1485-1500. EDN: GVOGLL
45. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere. The MIT Press, Massachusetts, 1991.
46. Holquist P. “Conduct Merciless Mass Terror”: Decossackization on the Don, 1919 // Cahiers du Monde russe. 1997. Vol. 38, № 1/2, Jan. - Jun. Р. 127-162.
47. Holquist P. Making War, Forging Revolution: Russia’s Continuum of Crisis, 1914-1921. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2002.
48. Laclau E., Mouffe С. Hegemony and Socialist Strategy. Towards a Radical Democratic Politics. Second Edition. London: Verso, 2001.
49. Martin T. The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923-1939. N. Y.: Cornell University Press. 2001.
50. Naimark N. Stalin’s Genocides. Princeton University Press, 2010.
51. Newland S. J. Cossacks in the German Army 1941-1945. Routledge, 2002.
52. Popov A. Re-making a Frontier Community or Defending Ethnic Boundaries? The Caucasus in Cossack Identity // Europe-Asia Studies. 2012. № 9. P. 1739-1757. EDN: RKLYCP
53. Skinner B. Identity Formation in the Russian Cossack Revival // Ibid. 1994. № 6. P. 1017-1037.
54. Toje H. Cossack Identity in the New Russia: Kuban Cossack Revival and Local Politics // Europe-Asia Studies. 2006. № 7. P. 1057-1077. EDN: LOXZXX
Выпуск
Другие статьи выпуска
Классики направления memory studies Пьер Нора, Ян и Алейда Ассман справедливо отмечали, что в последней трети XX в. в странах евроатлантического региона история превратилась в язык обсуждения актуальных общественных проблем. Борьба за его однозначность, закрепление собственной (зачастую понимается как единственно верная) трактовки событий прошлого составляет важную часть современных информационных войн. Динамика военно-политического и экономического взаимодействия различных стран находит отражение в области символической политики, которая, в силу своей связи с коллективными представлениями и способности последних оказывать влияние на породившее их сообщество, не может рассматриваться лишь в качестве зависимой переменной.
Институциональный подход в memory studies предполагает изучение устойчивых организационных структур, ответственных за производство культурной памяти. Обращаясь к проблеме позднесоветских институтов памяти о Великой Отечественной войне в 1960-1980-е гг., автор рассматривает киностудию на примере «Ленфильма» как особый институт памяти и культурной травмы войны. Основываясь на институциональных источниках (сценарные дела, художественные советы и др.), автор предлагает изучать производство советских фильмов о войне как взаимодействие сложной системы конфликтующих «авторитетных зрителей», обладавших (относительной) автономией, функциями и разным типом авторитета в суждении о прошлом - «властью памяти». Автор обосновывает типологию такой «власти памяти» («власть автора», «власть студии», «власть культурной бюрократии», «власть партии», «власть военных», «власть цеха», «власть медиа») и суммирует основные свойства, присущие системе культурного производства и влиявшие на кинопамять о войне в «долгие 1970-е», - ее стабильность, «институциональную непрозрачность», «постоянство торга», дублирование партийно-бюрократического контроля, оспаривание и защиту «автономии автора».
В статье исследуется корпус интервью, собранных Д. А. Граниным и А. М. Адамовичем в процессе работы над «Блокадной книгой», одного из наиболее авторитетных текстов о блокаде Ленинграда. Автор анализирует рабочие материалы писателей и стенограммы интервью, чтобы реконструировать процесс собирания устных свидетельств о блокаде Ленинграда, продемонстрировать то, как процесс общения со свидетелями постепенно изменял первоначальный замысел книги. В статье предпринимается попытка поставить процесс интервьюирования в контекст документального поворота в советской культуре 1970-х гг. В тексте также анализируется внутренняя иерархия свидетельств и документов, возникшая в процессе работы над «Блокадной книгой».
В статье рассматриваются формирование проектов постконфликтного человека в культуре США после войны во Вьетнаме и связанный с ними процесс «индустриализации памяти». Цель статьи - критически рассмотреть роль СМИ, общественных и академических дискуссий, кинематографа и литературы в формировании постконфликтного института «индустрии памяти» в США с конца 1970-х гг. и показать, как происходит тривиализация травмы в культуре постконфликтного периода, что приводит к рождению целой индустрии вокруг коллективной памяти, абсорбирующей и замещающей персональный опыт участников конфликта. Кроме того, дается оценка продуктивного потенциала рассмотренных проектов человека для осмысления опыта насилия и построения постконфликтного общества.
Семейная память тесно связана с исторической памятью, они дополняют друг друга. Кроме того, у чеченцев семейная и историческая память увязаны с тайповой/родовой памятью, сохраняется необходимость знать имена минимум семи своих предков по отцовской линии, строго поддерживается и родство по материнской линии. Письменных источников в результате кризисных явлений сохранилось очень мало, чаще всего память сохранялась и транслировалась в виде устных преданий. В настоящее время наблюдается практика письменного оформления семейных/тайповых историй, возрождения горных сел, родовых башен. В наши дни новыми поколениями широко используются современные гаджеты и средства коммуникации. В семейной памяти чеченцев много общего с другими народами, но есть и свои особенности, связанные с широкой системой родства, проживанием значительной части населения в селах, утратой письменных источников и фотографий.
Целью исследования является анализ современной мемориальной культуры Чеченской Республики. Автор исходит из того, что прошлое о Чечне за пределами республики, как правило, ограничивается памятью о Кавказской войне (в связи с исторической фигурой имама Шамиля) и вооруженных действиях постсоветского периода 1994-1996 и 1999-2009 гг., которые нередко именуются как «чеченские войны» или «чеченские кампании». Новизна исследования заключается в изучении современной чеченской мемориальной культуры в контексте постконфликтного этапа становления северокавказской республики, о котором крайне мало междисциплинарных исследований. В статье определена выборка ключевых исторических событий, на которых конструируется чеченская мемориальная культура: 1) движение под руководством шейха Мансура; 2) Кавказская война; 3) революция 1917 г. и Гражданская война; 4) советская Чечня (Чечено-Ингушская АССР); 5) Великая Отечественная война/депортация 1944 г.; 6) «Чеченская революция» 1991 г., дудаевский режим, гражданская война в Чечне 1994 г., «первая чеченская война», межвоенный кризис, «вторая чеченская война», отмена режима контртеррористической операции (КТО) и развитие республики. Автор применяет к чеченской мемориальной культуре модель помятования А. Ассман «помнить, чтобы никогда не забывать», поскольку она предполагает сохранение прошлого и интеграцию памяти о событии в коллективную идентичность. При этом в статье выявляются недостатки данной модели и показывается поэтапная институционализация коммеморативной практики помятования жертв депортации в постконфликтный период развития республики.
В данной статье представлена попытка проблематизировать исследования иммигрантских сообществ внутри Европы на пересечении категорий «границы/пограничье» - «память» - «иммигрантские сообщества», проявив особую роль памяти в этой триаде. Для достижения поставленной цели в первой части статьи автор представит ряд подходов к исследованию пограничья в разных его измерениях с акцентом на «жестком» территориальном аспекте данного феномена. Затем внимание будет уделено «мягкому» пограничью и его чертам и далее будут охарактеризованы «иммигрантские сообщества» как «пограничье мягких границ». На основе концепции «активных границ» К. Мюллера и исследования иммигрантской молодежи в разных странах под руководством Дж. Берри будут проблематизированы возможные фокусы исследования памяти представителей иммигрантских сообществ на «пограничье мягких границ» в принимающих сообществах.
Статья посвящена изучению региональной политики памяти в Кабардино-Балкарии. В рамках концепта режима памяти было предложено рассмотреть модель использования памяти о депортации балкарского народа через конфигурацию мнемонических акторов и их стратегий. На основе метода исследования случая (case-study) было обнаружено, что в республике формируется раздробленный режим памяти. Это объясняется наличием антагонистической стратегии акторов в борьбе за доминирование нарратива в публичном и символическом пространстве. Местная элита использует память о травме для улучшения политического и экономического статуса группы. Отрицание важной для адыгского народа памяти о Канжальской битве является способом оспаривания доминирующего статуса кабардинцев, а также решения территориальных споров.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru