Целью исследования является анализ современной мемориальной культуры Чеченской Республики. Автор исходит из того, что прошлое о Чечне за пределами республики, как правило, ограничивается памятью о Кавказской войне (в связи с исторической фигурой имама Шамиля) и вооруженных действиях постсоветского периода 1994-1996 и 1999-2009 гг., которые нередко именуются как «чеченские войны» или «чеченские кампании». Новизна исследования заключается в изучении современной чеченской мемориальной культуры в контексте постконфликтного этапа становления северокавказской республики, о котором крайне мало междисциплинарных исследований. В статье определена выборка ключевых исторических событий, на которых конструируется чеченская мемориальная культура: 1) движение под руководством шейха Мансура; 2) Кавказская война; 3) революция 1917 г. и Гражданская война; 4) советская Чечня (Чечено-Ингушская АССР); 5) Великая Отечественная война/депортация 1944 г.; 6) «Чеченская революция» 1991 г., дудаевский режим, гражданская война в Чечне 1994 г., «первая чеченская война», межвоенный кризис, «вторая чеченская война», отмена режима контртеррористической операции (КТО) и развитие республики. Автор применяет к чеченской мемориальной культуре модель помятования А. Ассман «помнить, чтобы никогда не забывать», поскольку она предполагает сохранение прошлого и интеграцию памяти о событии в коллективную идентичность. При этом в статье выявляются недостатки данной модели и показывается поэтапная институционализация коммеморативной практики помятования жертв депортации в постконфликтный период развития республики.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 008. Цивилизация. Культура. Прогресс
159.953. Память. Обучение. Мнемотехника
316.7. Социология культуры. Культурный контекст социальной жизни
32.019.5. Общественное мнение. Общественно-политическая деятельность.(общественные отношения). Пропаганда. Агитация
398. Фольклор (в собственном смысле слова)
94. Всеобщая история
На первый взгляд мемориальная культура современной Чеченской Республики выстраивается на основе тесной взаимосвязи между традициями и повседневностью чеченского народа, трагическими событиями стигматизации в феврале 1944 г., а также вооруженными действиями 1994–1996 и 1999–2009 гг.
Апробация промежуточных результатов исследования по данной теме в рамках различных научных мероприятий показала, что коллективная память современной Чечни зачастую воспринимается аудиторией как единое и однообразное явление. Как правило, сведения о прошлом республики за ее пределами ограничиваются преимущественно памятью о Кавказской войне (в связи с исторической фигурой имама Шамиля) и вооруженных действиях постсоветского периода 1994–1996 и 1999–2009 гг., которые нередко именуются как «чеченские войны» или «чеченские кампании».
Список литературы
1. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. М.: Новое лит. обозрение, 2016.
2. Ахмадов Ш. Б. Имам Мансур. Грозный: Чечено-Ингуш. изд.-полиграф. объединение “Книга”, 1992.
3. Ахмадов Ш. Б. Шейх Мансур - религиозный реформатор и основоположник кавказского мюридизма в конце XVIII века // Роль личности в становлении и развитии российско-кавказских отношений. Грозный: ИПК “Грозненский рабочий”, 2015. С. 167-176.
4. Виноградов В. Б. Россия и Северный Кавказ: (Обзор литературы за 1971-1975 гг.) // Сборник избранных статей Виталия Борисовича Виноградова (к 70-летию со дня рождения) / отв. ред. С. Л. Дударев. Армавир: Ред.-изд. центр АГПУ, 2008. С. 167-172.
5. Гапуров Ш. А. Чечня на завершающем этапе Кавказской войны. Страницы хроники русско-горской трагедии XIX века. Нальчик: Республик. полиграфкомбинат им. Революции 1905 г., 2007. EDN: QPHTRF
6. Гапуров Ш. А., Сугаипова А. М. Шейх Мансур Алдынский: страницы политической истории Чечни конца ХVIII века // Известия Чеченского государственного университета. 2020. № 4. С. 130-140. EDN: XRBUFM
7. Гарсаева М. М., Гарсаев Л. М. Элистанжинцы - участники Великой Отечественной войны (Чеченская Республика) // Известия Чеченского государственного педагогического университета. Сер. 1: Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 16, № 3 (19). С. 204-211.
8. Глава Чеченской Республики. Указ от 11 апреля 2011 года № 67 “Об установлении Дня памяти и скорби народов Чеченской Республики” // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума “Кодекс”. URL: https://docs.cntd.ru/document/450329806?ysclid=lgexmqq52g636630473 (дата обращения: 27.03.2023).
9. Горюшина Е. М. Политика памяти на Кавказе после 1989 г.: теоретическое обоснование нарратива о войне в Чечне // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2021. T. 12, вып. 10 (108). URL: https://history.jes.su/s207987840017352-6-1/. 10.18254/S207987840017352-6 (дата обращения: 19.05.2023). DOI: 10.18254/S207987840017352-6( EDN: EUBRAT
10. Дегоев В. Непостижимая Чечня: Шейх-Мансур и его время (XVIII век). М.: Издатель Модест Колеров, 2013. EDN: RAVHWR
11. Дударев С. Л. К проблеме периодизации конца Средневековья - Нового времени на Северном Кавказе // Bylye Gody. 2022. Т. 17, № 1. С. 100-116.
12. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики “О реабилитации репрессированных народов (в редакции Закона Российской Федерации от 01.07.1993 № 5303-I)”. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102011245 (дата обращения: 30.05.2023).
13. Иванов М. Рамзан Кадыров объявил 23 февраля Днем скорби // Коммерсантъ. 02.02.2010. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1327299?ysclid=lgdpw2qmsa773048895 (дата обращения: 27.05.2023).
14. Изъять и уничтожить: что думают в Южной Осетии о книге “Осетины на службе Третьего рейха” // Sputnik Южная Осетия. 18.11.2019. URL: https://sputnik-ossetia.ru/20191118/Izyat-i-unichtozhit-chto-dumayut-v-Yuzhnoy-Osetii-o-knige-Osetiny-na-sluzhbe-Tretego-reykha-9609588.html?ysclid=lkzpprbcga255095690 (дата обращения: 30.05.2023).
15. Мясникова К. А. “Коллективное умолчание” как ведущая стратегия западногерманской культуры памяти 1950-х годов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 2 (106). С. 14-25. EDN: BXCBKB
16. Указы главы. Официальный сайт Главы и Правительства Чеченской Республики. URL: https://chechnya.gov.ru/documents/ukazy-glavy-chechenskoj-respubliki/ (дата обращения: 27.05.2023).
17. Урушадзе А. Т. Помнить-нельзя-забыть: Кавказская война в исторической памяти адыгов и российском пространстве коммеморации // Политическая наука. 2018. № 3. С. 106-128. EDN: VNHFHQ
18. Хабаев И. Д. Центароевцы на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Таллам. 2020. № 4. С. 31-37. EDN: WUPNVY
19. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2/3 (40/41). URL: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/kollektivnaya-i-istoricheskaya-pamyat.html (дата обращения: 25.05.2023).
20. Шнирельман В. А. Быть аланами: Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. М.: Новое лит. обозрение, 2006. EDN: QPBWKZ
21. Cerulo K. A. Identity Designs: the Sights and Sounds of a Nation. New Brunswick, N. J.: Rutgers University Press, 1995.
ОБСУЖДЕНИЕ:
Выпуск
Другие статьи выпуска
Классики направления memory studies Пьер Нора, Ян и Алейда Ассман справедливо отмечали, что в последней трети XX в. в странах евроатлантического региона история превратилась в язык обсуждения актуальных общественных проблем. Борьба за его однозначность, закрепление собственной (зачастую понимается как единственно верная) трактовки событий прошлого составляет важную часть современных информационных войн. Динамика военно-политического и экономического взаимодействия различных стран находит отражение в области символической политики, которая, в силу своей связи с коллективными представлениями и способности последних оказывать влияние на породившее их сообщество, не может рассматриваться лишь в качестве зависимой переменной.
Институциональный подход в memory studies предполагает изучение устойчивых организационных структур, ответственных за производство культурной памяти. Обращаясь к проблеме позднесоветских институтов памяти о Великой Отечественной войне в 1960-1980-е гг., автор рассматривает киностудию на примере «Ленфильма» как особый институт памяти и культурной травмы войны. Основываясь на институциональных источниках (сценарные дела, художественные советы и др.), автор предлагает изучать производство советских фильмов о войне как взаимодействие сложной системы конфликтующих «авторитетных зрителей», обладавших (относительной) автономией, функциями и разным типом авторитета в суждении о прошлом - «властью памяти». Автор обосновывает типологию такой «власти памяти» («власть автора», «власть студии», «власть культурной бюрократии», «власть партии», «власть военных», «власть цеха», «власть медиа») и суммирует основные свойства, присущие системе культурного производства и влиявшие на кинопамять о войне в «долгие 1970-е», - ее стабильность, «институциональную непрозрачность», «постоянство торга», дублирование партийно-бюрократического контроля, оспаривание и защиту «автономии автора».
В статье исследуется корпус интервью, собранных Д. А. Граниным и А. М. Адамовичем в процессе работы над «Блокадной книгой», одного из наиболее авторитетных текстов о блокаде Ленинграда. Автор анализирует рабочие материалы писателей и стенограммы интервью, чтобы реконструировать процесс собирания устных свидетельств о блокаде Ленинграда, продемонстрировать то, как процесс общения со свидетелями постепенно изменял первоначальный замысел книги. В статье предпринимается попытка поставить процесс интервьюирования в контекст документального поворота в советской культуре 1970-х гг. В тексте также анализируется внутренняя иерархия свидетельств и документов, возникшая в процессе работы над «Блокадной книгой».
В статье рассматриваются формирование проектов постконфликтного человека в культуре США после войны во Вьетнаме и связанный с ними процесс «индустриализации памяти». Цель статьи - критически рассмотреть роль СМИ, общественных и академических дискуссий, кинематографа и литературы в формировании постконфликтного института «индустрии памяти» в США с конца 1970-х гг. и показать, как происходит тривиализация травмы в культуре постконфликтного периода, что приводит к рождению целой индустрии вокруг коллективной памяти, абсорбирующей и замещающей персональный опыт участников конфликта. Кроме того, дается оценка продуктивного потенциала рассмотренных проектов человека для осмысления опыта насилия и построения постконфликтного общества.
Семейная память тесно связана с исторической памятью, они дополняют друг друга. Кроме того, у чеченцев семейная и историческая память увязаны с тайповой/родовой памятью, сохраняется необходимость знать имена минимум семи своих предков по отцовской линии, строго поддерживается и родство по материнской линии. Письменных источников в результате кризисных явлений сохранилось очень мало, чаще всего память сохранялась и транслировалась в виде устных преданий. В настоящее время наблюдается практика письменного оформления семейных/тайповых историй, возрождения горных сел, родовых башен. В наши дни новыми поколениями широко используются современные гаджеты и средства коммуникации. В семейной памяти чеченцев много общего с другими народами, но есть и свои особенности, связанные с широкой системой родства, проживанием значительной части населения в селах, утратой письменных источников и фотографий.
В данной статье представлена попытка проблематизировать исследования иммигрантских сообществ внутри Европы на пересечении категорий «границы/пограничье» - «память» - «иммигрантские сообщества», проявив особую роль памяти в этой триаде. Для достижения поставленной цели в первой части статьи автор представит ряд подходов к исследованию пограничья в разных его измерениях с акцентом на «жестком» территориальном аспекте данного феномена. Затем внимание будет уделено «мягкому» пограничью и его чертам и далее будут охарактеризованы «иммигрантские сообщества» как «пограничье мягких границ». На основе концепции «активных границ» К. Мюллера и исследования иммигрантской молодежи в разных странах под руководством Дж. Берри будут проблематизированы возможные фокусы исследования памяти представителей иммигрантских сообществ на «пограничье мягких границ» в принимающих сообществах.
Предметом исследования в этой статье являются мнемонические практики, то есть способы актуализации прошлого в коллективной памяти современных (2010-2020) казаков. Для анализа были выбраны казачьи сообщества в социальных сетях, так как они являются частью публичной сферы и отличаются от печатных или официальных СМИ практически полным отсутствием цензуры и свободой дискуссий даже на темы, исключенные из официального публичного дискурса. С помощью контент-анализа и дискурс-анализа в методологии Э. Лакло и Ш. Муфф было установлено, что такими, наиболее проблемными темами для коллективной памяти возрожденного казачества являются геноцид казаков и коллаборационизм во время Великой Отечественной войны. В неоднородной казачьей среде сосуществуют два нарратива истории казачества - героический и виктимный. Зачастую обе версии казачьего прошлого воспроизводятся в репрезентациях одного актора в зависимости от обстоятельств, они инструментализируются для политических нужд текущего момента.
Статья посвящена изучению региональной политики памяти в Кабардино-Балкарии. В рамках концепта режима памяти было предложено рассмотреть модель использования памяти о депортации балкарского народа через конфигурацию мнемонических акторов и их стратегий. На основе метода исследования случая (case-study) было обнаружено, что в республике формируется раздробленный режим памяти. Это объясняется наличием антагонистической стратегии акторов в борьбе за доминирование нарратива в публичном и символическом пространстве. Местная элита использует память о травме для улучшения политического и экономического статуса группы. Отрицание важной для адыгского народа памяти о Канжальской битве является способом оспаривания доминирующего статуса кабардинцев, а также решения территориальных споров.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru