Статья: ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (2025)

Читать онлайн

Введение. Фактически любая мировоззренческая или методологическая конструкция представляет собой определенную систему знания, включающую исходные понятия, правила построения высказываний и выводы производных суждений, которые после необходимого обсуждения и подтверждения приобретают форму всеобщего убеждения. Подобным критериям соответствует методология разработки единых пролегоменов в описании современного образовательного пространства, заявленных в мировой социально-политической философии и в философии образования. Эта необходимость требует выяснения того, как и каким образом с помощью рациональной философской мысли возможно и необходимо разработать методологию, объединяющую категориальный аппарат многочисленных образовательных систем. Методология и источники. Описание единых категориальных основ образовательного пространства осуществляется в онтологическом, эпистемологическом и аксиологическом содержании приоритетов, представленных современным пространством образования. Результаты и обсуждение. Методология глобализма в социальной философии и философии образования теоретически организована и иерархизирована. В целом она включает в себя интересы и потребности, смыслы и ценности субъектов познания. Обнаружение фундаментальных ориентиров в онтологических, эпистемологических и аксиологических приоритетах философско-образовательного дискурса в вопросах построения глобального образовательного пространства вызывает необходимость критической философской оценки глобализационных теоретико-методологических подходов с точки зрения социо-ноосферной методологии познания. Это важно при разработке единых категориальных основ в описании образовательного пространства. Заключение. Методологический потенциал философии образования как гуманистической основы развития человечества обладает высокой эвристической значимостью в аспекте диалектики медиапространства с возможностями интегрированного в него образования. Единое категориальное пространство, оформленное в методологии онтологии, эпистемологии и аксиологии образования, в практической реализации способно проектироваться в массовом мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, основанных на углубленной разработке социо-ноосферной методологии образовательного пространства.

Introduction. In fact, any ideological or methodological construction represents a certain system of knowledge, including initial concepts, rules for constructing statements and conclusions of derivative judgments, which, after the necessary discussion and confirmation, take the form of a universal belief. The methodology for developing unified prolegomena in the description of the modern educational space, stated in world socio-political philosophy and in the philosophy of education, meets similar criteria. This need requires clarifying how and in what way, with the help of rational philosophical thought, it is possible and necessary to develop a methodology that unites the categorical apparatus of numerous educational systems. Methodology and sources. The description of the unified categorical foundations of the educational space is carried out in the ontological, epistemological and axiological content of the priorities represented by the modern educational space. Results and discussion. The methodology of globalism in social philosophy and in the philosophy of education is theoretically organized and hierarchized. In general, it includes the interests and needs, meanings and values of the subjects of knowledge. The discovery of fundamental guidelines in the ontological, epistemological and axiological priorities of philosophical and educational discourse in matters of building a global educational space necessitates a critical philosophical assessment of globalization theoretical and methodological approaches from the point of view of the socio-noospheric methodology of cognition. This is important when developing unified categorical frameworks for describing the educational space. Conclusion. The methodological potential of the philosophy of education as a humanistic basis for the development of humankind has high heuristic significance in the aspect of the dialectics of the media space with the possibilities of education integrated into it. A single categorical space, framed in the methodology of ontology, epistemology and axiology of education, in practical implementation is capable of being projected into the mass world perception and worldview, based on the in-depth development of the socio-noospheric methodology of the educational space.

Ключевые фразы: философия образования, образовательное пространство, единые категориальные основы, научная методология, онтология, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ, аксиология
Автор (ы): Чжан Юньшэн
Соавтор (ы): Цаплин Сергей Николаевич, Яковлева Ирина Владимировна
Журнал: ДИСКУРС

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316. Социология
Для цитирования:
ЧЖАН Ю., ЦАПЛИН С. Н., ЯКОВЛЕВА И. В. ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // ДИСКУРС. 2025. Т. 11 № 2
Текстовый фрагмент статьи