Статья посвящена анализу возможностей и ограничений интеграции искусственного интеллекта в судопроизводство Российской Федерации на примере процессуального законодательства.
Цель. Цель исследования заключается в оценке совместимости технологий искусственного интеллекта с отечественной правовой системой, выявлении правовых коллизий и разработке рекомендаций для адаптации законодательства.
Метод и методология проведения работы. В ходе исследования применялись метод анализа, формально-правовой, сравнительно-правовой и герменевтический подходы. В ходе исследования были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, ЕС, Канады США и КНР, научные юридические исследования и юридическая пресса.
Результаты. Основные результаты исследования показали, что действующее процессуальное законодательство Российской Федерации не адаптировано к использованию искусственного интеллекта. Эксперименты с «слабым искусственным интеллектом» в приказном производстве (Белгородской, Амурской области) подтвердили необходимость законодательных изменений. Выявлены ключевые проблемы: алгоритмическая предвзятость (на примере системы COMPAS), отсутствие правосубъектности искусственного интеллекта, риски кибератак, конфликт с принципами состязательности и внутреннего убеждения и независимости судьи.
Область применения результатов. На основе анализа иностранного опыта предложены рекомендации: закрепление искусственного интеллекта как вспомогательного инструмента, разработка стандартов прозрачности алгоритмов, внедрение риск-ориентированного подхода, обучение судей и создание специализированного законодательства. Рекомендации могут быть использованы законодателем и в исследованиях по теме статьи. Подчеркивается важность баланса между инновациями и соблюдением фундаментальных принципов права.
Идентификаторы и классификаторы
В наше время судопроизводство сталкивается с довольно трудными задачами, усложнились правовые процессы, требования к обеспечению прозрачности и справедливости решений стали выше в рамках развития технологий. В нынешних условиях нагрузка на судебную систему увеличивается с каждым годом.
Список литературы
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 01.04.2025) // Российская газета. 20.11.2002. № 220.
2. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2024) // Собрание законодательства РФ. 14.10.2019. № 41. ст. 5700.
3. Directive on Automated Decision-Making // Government of Canada. URL: https://www.tbs-sct.canada.ca/pol/doc-eng.aspx?id=32592§ion=html (дата обращения: 10.03.2025)
4. H.R.6580 - Algorithmic Accountability Act of 2022 // CONGRESS.GOV. URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/6580 (дата обращения: 10.03.2025)
5. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council laying down harmonised rules on artificial intelligence (Artificial intelligence Act) and amending certain union legislative acts // EUR-Lex. URL: https://eurr-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52021PC0206 (дата обращения: 10.03.2025)
6. Regulation (EU) 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation) (Text with EEA relevance) // EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/ EN/ALL/?uri=CELEX:32016R0679 (дата обращения: 10.03.2025)
7. 最高人民法院关于规范和加强人工智能司法应用的意见// Supreme People’s Court. URL: https://www.chinajusticeobserver.com/law/x/thesupreme- people-s-court-the-opinions-on-regulating-and-strengtheningthe-applications-of-artificial-intelligence-in-the-judicial-field-20221208 (дата обращения: 10.03.2025)
8. Адещенко К.Р. Возможности искусственного интеллекта в гражданском процессе // Экономика. Информатика. 2023. Т. 50, № 3. С. 704-711. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2023-50-3-704-711
9. Буйлук В.Б. Некоторые вопросы применения искусственного интеллекта в гражданском процессе // Актуальные вопросы публичного права: Материалы ХХIII Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых, Екатеринбург, 14-15 ноября 2024 года. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева, 2024. С. 934-940.
10. Васюкова А.А. Автоматизация гражданского судопроизводства: модели внедрения искусственного интеллекта в граждансккий процесс // LII итоговая студенческая научная конференция Удмуртского государственного университета: Материалы всероссийской конференции, Ижевск, 23–25 апреля 2024 года. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2024. С. 217-221.
11. Гавриленко И.В. Искусственный интеллект в гражданском процессе: возможности применения и влияние на стороны процесса // Актуальные проблемы национального и международного права: Материалы VII научно-теоретической конференции студентов магистратуры, Санкт-Петербург, 11 октября 2024 года. Санкт-Петербург: Всероссийский государственный университет юстиции, 2024. С. 171-175.
12. Крайнова Е.Р. Элементы искусственного интеллекта в организации судебного заседания в гражданском процессе / Е. Р. Крайнова, Е. С. Кованов // Вестник Владимирского юридического института. 2022. № 4(65). С. 54-59.
13. Степанов Д.В. Возможность использования искусственного интеллекта в гражданском процессе // Epomen. Global. 2023. № 39. С. 74-80.
14. Сысоева М.А. К вопросу о самостоятельной роли искусственного интеллекта в гражданском процессе / М. А. Сысоева, А. Д. Чеканова // Law Afterknown: право за гранью обыденного: материалы III Международного молодежного юридического форума, Тюмень, 16- 18 мая 2024 года. Тюмень: ТюмГУ-Press, 2024. С. 405-412.
15. Сялик М.В. Гражданский процесс и искусственный интеллект: перспективы автоматизации правосудия // Цивилистика: право и процесс. 2024. № 4(28). С. 97-101.
16. Martins J.M. The Impacts of Predictive Justice in Civil Litigation // International Journal of Procedural Law. 2024. Vol. 14. № 2. P. 330-341.
17. Sitepu R.I., Hasnda N.A. Analysis of the Implementation of E-Litigation with Artificial Intelligence Approach in Procedural Justice and Access to Justice in Pretrial Proceedings // Perspektif Hukum. 2024. P. 45-71.
18. Snoswell A., Skelton A., Hunter D. Calderbank. AI: Toward the Fair Resolution of Civil Litigation Using Machine Learning and Procedural Mechanisms // Australian Law Journal. 2023. Vol. 97. № 2. P. 106-120.
19. Tampubolon Y. S. H. et al. The Application of Artificial Intelligence in Civil Trials: Mechanism Vs. Humanism // Journal of Ecohumanism. 2025. Vol. 4. № 1. P. 1339-1352.
20. Yang K. The Potential Risks and Improvement Paths of Intelligent Algorithms Assisting Civil Trials under the Perspective of Civil Litigation Intelligence // GBP Proceedings Series. 2025. Vol. 2. P. 27-34.
21. 曹奕阳. 人工智能介入案例指导的现实基础及优化对策 // Journal of Sichuan University of Science & Engineering (Social Sciences Edition). 2024. Vol. 39. № 2.
22. 曾祥鑫. 人工智能的司法应用困境及完善路径 // Dispute Settlement. 2024. Vol. 10. P. 8.
23. 郑海味, 赖利娜, 章奕宁. 人工智能量刑系统应用的公正性, 伦理价 值及限度 // 治理研究. 2024. Vol. 40. № 3. P. 142.
24. 周文. 人工智能在司法审判中的应用研究 // Open Journal of Legal Science. 2025. Vol. 13. P. 19.
25. Доклад Председателя Верховного Суда Российской Федерации Ирины Леонидовны Подносовой по итогам 2024 года // VSRF. https://rapsinewsf.ru/files/34239/ (дата обращения: 10.03.2025)
26. Момотов предложил включить ИИ в конструкторы исков и учесть психику пользователей // РАПСИ. https://rapsinews.ru/judicial_ news/20231012/309294827.html (дата обращения: 10.03.2025)
27. Отказ от мотивировок и автозаполнение приказов: что обсудили на Совете судей // ПРАВО.ру. https://pravo.ru/story/231940/ (дата обращения: 10.03.2025)
28. Судья рассказал об эксперименте с применением ИИ в мировых участках Амурской области // РАПСИ. https://rapsinews.ru/digital_ law_news/20230511/308886683.html (дата обращения: 10.03.2025)
29. Machine Bias // PROPUBLICA. https://www.propublica.org/article/ machine-bias-risk-assessments-in-criminal-sentencing (дата обращения: 10.03.2025)
Выпуск
Другие статьи выпуска
Реализация политики деофшоризации — одно из немаловажных направлений в Российской Федерации, поскольку от плодотворности её осуществления зависит рост, развитие экономики страны.
В статье рассматривается деятельность по осуществлению финансового контроля в контексте деофшоризации — процесса, направленного на снижение использования офшорных юрисдикций для уклонения от исполнения налоговых обязательств и повышения прозрачности финансовых потоков. Анализируется роль финансового контроля в обеспечении соблюдения налогового законодательства и его разновидности (уровни).
Целью исследования является более детальное рассмотрение данной области деятельности государства, а также внесение альтернатив, направленных на оптимизацию финансового контроля в сфере деофшоризации.
Основу исследования составляют формально-юридический, системно-структурный методы.
Результаты воплощены в возможных решениях по внедрению современных методов финансового контроля, способствующих повышению экономической устойчивости государства.
Вопрос о развитии парламентаризма в Европе и России на рубеже XIX-XX веков остается актуальным в контексте изучения политической модернизации стран и поиска исторических параллелей с современными процессами демократизации. В российских реалиях особый интерес представляет деятельность П. А. Столыпина, стремившегося к модернизации страны, но одновременно использовавшего авторитарные методы управления, что создавало напряжение в отношениях с Думой и влияло на развитие парламентаризма. Недостаточная изученность специфики российского парламентаризма в этот период, а также противоречивые оценки роли Столыпина в данном процессе обуславливают актуальность исследования.
Цель: изучить особенности становления европейского и российского парламентаризма в начале ХХ века.
Метод и методология проведения исследования. Историко-генетический, сравнительный и институциональный методы послужили основой данного исследования.
Результаты. Делается вывод о том, что дуализм при монархической форме правления способствовал развитию парламентаризма, и, несмотря на противоречивость сложившейся ситуации, Российская империя двигалась по пути парламентаризации.
Область применения результатов. Выводы исследования могут быть полезны для анализа современных политических процессов и поиска оптимальных путей развития демократических институтов.
Статья посвящена комплексному исследованию эволюции принципа свободы договора как фундаментального элемента гражданского права. Научная новизна работы заключается в целостном историко-правовом анализе становления данного принципа в различных правовых системах, включая романо-германскую и англо-саксонскую. Рассматриваются современные вызовы принципа свободы договора, связанные с цифровизацией экономики и появлением новых форм договорных отношений, таких как смарт-контракты.
Обоснование. Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа эволюции принципа свободы договора в контексте изменяющихся экономических и правовых систем. Существующие разработки преимущественно ограничиваются изучением данного принципа в рамках отдельных правовых систем, что определяет потребность в комплексном историко-правовом исследовании.
Цель. Комплексный анализ становления и развития принципа свободы договора в России и мире, выявление особенностей его трансформации от древних цивилизаций до современной цифровой эпохи.
Метод и методология проведения работы. Использованы историко-правовой и сравнительно-правовой методы научного исследования. Применен междисциплинарный подход с привлечением экономических учений и анализом правовых норм различных правовых систем.
Результаты. Разработана авторская периодизация эволюции принципа свободы договора, выявлены ключевые этапы его развития. Установлено, что принцип свободы договора трансформируется от абсолютной свободы к более сбалансированному подходу с учетом социальных и экономических интересов. Раскрыты особенности реализации принципа свободы договора в различных правовых системах, в том числе в контексте современных цифровых трансформаций. Результаты исследования демонстрируют диалектическую природу принципа свободы договора, который постоянно трансформируется, сохраняя баланс между индивидуальной автономией и общественными интересами.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в научной деятельности при изучении гражданского права, в законотворческой работе для совершенствования договорного законодательства, в учебном процессе при подготовке специалистов в области юриспруденции и экономики.
В статье исследуется проблема межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в контексте повышения эффективности государственного контроля. Основное внимание уделено анализу факторов, влияющих на результативность взаимодействия, таких как отсутствие координации, дублирование функций и правовые разногласия между различными ведомствами. Автор рассматривает внедрение цифровых технологий, таких как Единый реестр видов контроля (ЕРВК), Единый реестр контрольных мероприятий (ЕРКНМ), а также системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), как решение существующих проблем.
Обоснование. Статья посвящена важной проблеме межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в контексте современных вызовов, стоящих перед государственным управлением. Предметом анализа являются проблемы координации действий различных ведомств, правовые и организационные барьеры, а также влияние цифровых технологий на эффективность государственного контроля и надзора. Научная новизна исследования заключается в выявлении и систематизации основных проблем межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в условиях цифровизации, а также в обосновании необходимости интеграции цифровых платформ (ЕРВК, ЕРКНМ, СМЭВ) для повышения согласованности действий ведомств, устранения дублирования функций и оптимизации контроля за счет унификации стандартов информационного обмена и развития механизмов досудебного обжалования.
Цель. Автор ставит целью исследовать проблемы межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также выявить пути повышения эффективности этого взаимодействия через совершенствование нормативной базы и внедрение цифровых технологий.
Метод и методология проведения работы. В качестве материалов исследования использованы нормативно-правовые акты, регулирующие государственный и муниципальный контроль (надзор), данные о функционировании цифровых платформ (ЕРВК, ЕРКНМ, СМЭВ), а также практика применения цифровых технологий в контрольной и надзорной деятельности. Методологическую основу исследования составляют анализ нормативно-правовых актов, сравнительный метод для сопоставления различных практик межведомственного взаимодействия, метод системного анализа для оценки влияния цифровизации на координацию между ведомствами, а также эмпирический анализ примеров внедрения цифровых решений в отдельных регионах.
Применение комплексного подхода позволило выявить основные барьеры эффективного межведомственного взаимодействия при проведении контрольных мероприятий и предложить направления их преодоления через совершенствование нормативной базы и развитие цифровых платформ.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор выявляет ключевые проблемы межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных и надзорных мероприятий, такие как отсутствие согласованности действий и недостаточная интеграция информационных систем. В качестве одного из решений автор предлагает развитие цифровых платформ и информационных систем для улучшения координации между ведомствами.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере государственного и муниципального контроля, а также в области разработки и внедрения цифровых платформ для повышения эффективности межведомственного взаимодействия. Рекомендуемые меры могут быть использованы для улучшения координации между органами публичной власти, автоматизации процессов контроля и надзора, а также для совершенствования нормативно-правовой базы в сфере надзорной деятельности.
В данной статье полагаем необходимым рассмотреть проблемные аспекты свободного использования произведений в цифровой среде. В современных условиях цифровизации при частых коллизиях, возникающих в связи с нарушением авторских прав, необходим комплексный анализ правовых норм и механизмов, регулирующих свободное использование.
Цель исследования. Целью исследования является изучение вопросов теории и правовой природы свободного использования произведений, анализа действующих правовых норм в области их цифрового использования, а также практики применения законодательства в сфере электронного использования произведений.
Метод исследования. В исследовании применяется социологический, системно-структурный и формально-логический метод. Посредством историко-правового и сравнительного метода прослеживается развитие правовых явлений, анализируются идеи и прецеденты.
Результаты работы. Выявлены условия и специфика законодательной регламентации несогласованного использования произведений в цифровой среде. Устанавливается обозначение института правового пользования произведений с учётом фактора гражданско-социальной потребности в качестве ограничения права правообладателя.
Выводы. В аспектах нормативно-правовых актов, обозначающих пределы и границы прав использования и применения произведений, установлены типичные проблемы, нуждающиеся в их разрешении при свободном использовании авторских произведений в цифровой среде, сформулированы обстоятельства, в которых использование произведения без согласования с автором может рассматриваться как допустимое.
Актуальность исследования кредитной истории и рассрочки на современных маркетплейсах, таких как Wildberries и Ozon, обусловлена широким распространением онлайн-покупок и увеличением спроса на выгодные финансовые услуги. В данной статье рассматриваются основные аспекты системы кредитования на онлайн-платформах, включая формулировки, используемые в рекламе, а также сбор информации кредитными организациями в рамках банковского поведенческого надзора. Необходимо изучить влияние кредитной истории при получении рассрочки на пользователей торговых площадок и каковы их риски при использовании таких услуг.
Авторами выявлена проблема, которая заключается в неполной осведомленности потребителей о последствиях использования рассрочки через финансовую платформу, в частности, применение маркетплейсами таких формулировок как «отсутствие переплаты» или «мгновенное одобрение и оформление рассрочки», умалчивая об отражении в кредитной истории, что в дальнейшем влияет негативно на кредитоспособность пользователей, а также может способствовать начислению процентов, комиссий и других платежей.
Основным методом исследования является аналитический обзор, который включает систематический сбор информации, ее анализ и интерпретацию из различных источников, а именно рассмотрение рекламных материалов рассрочки маркетплейсов, условия договора, которые вводят в заблуждение потребителей, негативные отзывы пользователей и оценка предоставления рассрочки.
Целью исследования является изучение и определение уровня информированности населения о финансовых механизмах рассрочки и их влиянии на финансовое положение, а именно о последствиях оформления кредитных договоров через онлайн-платформы.
Результатом исследования является предложение по решению проблемы негативного влияния рассрочки маркетплейсов на кредитную историю, которое включает в себя необходимость соизмерять финансовые возможности, внимательно изучать условия договора рассрочки, сравнивать предложения маркетплейсов и банков, выбирая наиболее подходящий вариант. Также следует своевременно погашать платежи, избегая оформления на все подряд, и акцентировать внимание на дорогостоящие и действительно необходимые товары. Рекомендуется накапливать денежные средства, закрывать текущие долги, а также повышать кредитный рейтинг перед оформлением рассрочки.
Ключевым выводом исследования является тезис о целесообразности увеличения информированности населения для принятия осознанных финансовых решений, а также повышения прозрачности условий предоставления рассрочки на современных маркетплейсах.
Статья посвящена исследованию состояния нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в Российской Федерации в контексте цифровой трансформации образования. Актуальность исследования обусловлена инновационным характером разработок в области нейропедагогики и нейроправа, а также насущной необходимостью совершенствования образовательного права в ходе перехода российского образования от болонской системы к новой российской многоступенчатой системе образования. В ходе исследования были проанализированы нормативно-правовые основы реализации актуальных на сегодняшний день инструментов нейропедагогики.
Цель. Цель исследования – анализ нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в современной России и выявление основных путей его совершенствования.
Метод. Для достижения цели используются методы анализа нормативно-правовых актов, сравнительно-правовой метод, метод обобщения, метод абстрагирования и метод экспертных оценок.
Результаты. Результатом исследования является систематизация нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в современной России и выявление его пробельности. Правовые основы инновационных и наукоемких направлений развития образования на сегодняшний день носят диффузный и отчасти неполный характер, оставляя возможности не только для развития данной сферы деятельности, но и для злоупотреблений применением инновационных технологий для подмены ими собственно процесса обучения, и понимание этого необходимо для дальнейшего совершенствования образовательного права.
Область применения результатов. Результаты исследования можно использовать как при проведении дальнейших исследований в сфере образовательного права, в процессе совершенствования законодательства, также в практике преподавания ряда дисциплин в сфере педагогики высшей школы.
Издательство
- Издательство
- НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
- Регион
- Россия, Красноярск
- Почтовый адрес
- 660127, Красноярский край, г Красноярск, Советский р-н, ул 9 Мая, д 5, офис 192
- Юр. адрес
- 660127, Красноярский край, г Красноярск, Советский р-н, ул 9 Мая, д 5, офис 192
- ФИО
- Максимов Ян Алексеевич (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______