Статья посвящена исследованию состояния нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в Российской Федерации в контексте цифровой трансформации образования. Актуальность исследования обусловлена инновационным характером разработок в области нейропедагогики и нейроправа, а также насущной необходимостью совершенствования образовательного права в ходе перехода российского образования от болонской системы к новой российской многоступенчатой системе образования. В ходе исследования были проанализированы нормативно-правовые основы реализации актуальных на сегодняшний день инструментов нейропедагогики.
Цель. Цель исследования – анализ нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в современной России и выявление основных путей его совершенствования.
Метод. Для достижения цели используются методы анализа нормативно-правовых актов, сравнительно-правовой метод, метод обобщения, метод абстрагирования и метод экспертных оценок.
Результаты. Результатом исследования является систематизация нормативно-правового обеспечения нейропедагогики в современной России и выявление его пробельности. Правовые основы инновационных и наукоемких направлений развития образования на сегодняшний день носят диффузный и отчасти неполный характер, оставляя возможности не только для развития данной сферы деятельности, но и для злоупотреблений применением инновационных технологий для подмены ими собственно процесса обучения, и понимание этого необходимо для дальнейшего совершенствования образовательного права.
Область применения результатов. Результаты исследования можно использовать как при проведении дальнейших исследований в сфере образовательного права, в процессе совершенствования законодательства, также в практике преподавания ряда дисциплин в сфере педагогики высшей школы.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящий момент российская система образования проходит сложный многоэтапный процесс трансформации с целью перехода от болонской системы к некоей концептуально новой многоступенчатой отечественной системе образования в контексте его цифровой трансформации [23; 24]. Образовательные учреждения, в т. ч. современные российские университеты также непрерывно вносят модернизирующие изменения в процессы преподавания и управления образовательной деятельностью [19].
Список литературы
1. Алферова Е.В. Нейроправо: достижения в области нейронауки и их применение в криминологии, криминалистике и правосудии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2023. №2. С. 206-216. https://doi.org/10.31249/iajpravo/2023.02.20
2. Балашова Е.С. Перспективы применений технологий UX/UI-дизайна в современном образовании / Е.С. Балашова, А.В. Богачева // Инновации в образовании. 2024. № 2. С. 4-10.
3. Балашова Е.С. Правосознание как нейрокогнитивный феномен в контексте реформ: аспекты дефиниции // Правовая реформа (история, теория, практика, техника). Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2024. С. 100-108.
4. Бондаренко А.А. Формирование категории «нейроправа»: обобщение российского и международного опыта // Юридическая наука. 2023. № 8. С. 82-85.
5. Букина Т.В. Современные исследования функционирования мозга детей младшего школьного возраста в процессе обучения: обзор / Т.В. Букина, М.В. Храмова, С.А. Куркин // Известия вузов. ПНД. 2021. T. 29, № 3. С. 449-456. https://doi.org/10.18500/0869-6632-2021-29-3-449-456
6. ГОСТ Р 71200-2023 «Системы киберфизические. Умный дом. Общие положения». М.: Российский институт стандартизации, 2024. 16 с.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2023 года. М.: Эксмо-Пресс, 2023. 688 с.
8. Дзодзиков З.У. Нейропедагогика в системе современного образования // Педагогика и просвещение. 2024. №3. С. 99-112. https://doi. org/10.7256/2454-0676.2024.3.68686
9. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) «О защите прав потребителей». https://sudact.ru/law/zakon-rf-ot-07021992-n-2300-1-o/ (дата обращения: 31.01.2025).
10. Золотова В. Субъектный состав участников правоотношений, связанных с охраной интеллектуальной собственности в образовательных учреждениях // Russian Studies in Law and Politics. 2024. Т. 8, № 4. С. 88-111. https://doi.org/10.12731/2576-9634-2024-8-4-207
11. Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. М., 2021. 656 с.
12. Национальный проект «Образование». https://edu.gov.ru/national-pr oject?ysclid=m4l7ja7o92301227196 (дата обращения: 31.01.2025).
13. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310120031? ysclid=m6kxi8xqy8289434217 (дата обращения: 31.01.2025).
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016?ysclid=m6kxjw5o ox311669674 – (дата обращения: 31.01.2025).
15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001201707170035?ysclid=m6kxldcbcc421521419 (дата обращения: 31.01.2025).
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2020 г. №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных обще- образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202003200020?ysclid=m6kxmb bp13949968292 – (дата обращения: 31.01.2025).
17. Рожкова А.Ю. Организационно-правовая природа EdTech платформ в подготовке и сертификации персонала / А.Ю. Рожкова, Ю.В. Данейкин // BENEFICIUM. 2022. №1 (42). С. 47-58. https://doi.org/10.34680/ BENEFICIUM.2022.1(42).47-58
18. Савченков А.В. Возможности технопарка в реализации системы
цифрового гражданско-патриотического воспитания в вузе / А.В.
Савченков, Н.В. Уварина, С.А. Изюмникова, А.А. Жуков // Вест-
ник Мининского университета. 2024. Т. 12, № 2. С. 7. https://doi.
org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-7
19. Сошенко И.И. Университеты в условиях изменений: запрос на социальные инновации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №10. С. 161-167. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-10-161-167
20. Спозини Л. Влияние новых технологий на экономическое поведение и свободу выбора потребителя: от нейромаркетинга к нейроправам // Journal of Digital Technologies and Law. 2024. № 2 (1). С. 74-100. https://doi.org/10.21202/jdtl.2024.5
21. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2. С. 15. http://publication10.26795/2307-1281-2020-8-2-15
22. Трудовой кодекс РФ. Текст с последними изменениями и дополнениями на 1 мая 2023 года. М.: Эксмо-Пресс, 2023. 288 с.
23. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 7 мая 2018 г. http://publication.pravo.gov. ru/document/view/0001201805070038 (дата обращения: 31.01.2025).
24. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». http://wwwblication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 31.01.2025).
25. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега-Л, 2022. 174 с.
26. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». М.: Эксмо, 2021.
27. Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». М.: Эксмо, 2024. 32 с.
28. Федеральный закон от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». http://www.kremlin.ru/acts/bank/30941 (дата обращения: 31.01.2025).
29. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». https://papersgov.ru/national-project/projects/cos/?ysclid=m4l7l5ixfz876086982 (дата обращения: 31.01.2025).
30. Шкатулла В.И. Образовательное право России. М.: Юстицинформ, 2015. 896 с.
31. Шкатулла В.И. Развитие образовательного законодательства и образовательного права на период до 2050 года // Народное образование. 2017. №8. С. 7-11.
32. Grein M. Neurodidaktik aktuell. Grundlagen für Sprachlehrende / M.Grein, A. Nagels, M. Riedinger. Hueber Verlag, 2022. P. 126.
33. Jones B.C. Is social media a human right? Exploring the scope of Internet rights // International Journal of Constitutional Law Blog. Oxford, 2014. December. P. 1-7. https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_ id=2534617 (accessed January 31, 2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Реализация политики деофшоризации — одно из немаловажных направлений в Российской Федерации, поскольку от плодотворности её осуществления зависит рост, развитие экономики страны.
В статье рассматривается деятельность по осуществлению финансового контроля в контексте деофшоризации — процесса, направленного на снижение использования офшорных юрисдикций для уклонения от исполнения налоговых обязательств и повышения прозрачности финансовых потоков. Анализируется роль финансового контроля в обеспечении соблюдения налогового законодательства и его разновидности (уровни).
Целью исследования является более детальное рассмотрение данной области деятельности государства, а также внесение альтернатив, направленных на оптимизацию финансового контроля в сфере деофшоризации.
Основу исследования составляют формально-юридический, системно-структурный методы.
Результаты воплощены в возможных решениях по внедрению современных методов финансового контроля, способствующих повышению экономической устойчивости государства.
Вопрос о развитии парламентаризма в Европе и России на рубеже XIX-XX веков остается актуальным в контексте изучения политической модернизации стран и поиска исторических параллелей с современными процессами демократизации. В российских реалиях особый интерес представляет деятельность П. А. Столыпина, стремившегося к модернизации страны, но одновременно использовавшего авторитарные методы управления, что создавало напряжение в отношениях с Думой и влияло на развитие парламентаризма. Недостаточная изученность специфики российского парламентаризма в этот период, а также противоречивые оценки роли Столыпина в данном процессе обуславливают актуальность исследования.
Цель: изучить особенности становления европейского и российского парламентаризма в начале ХХ века.
Метод и методология проведения исследования. Историко-генетический, сравнительный и институциональный методы послужили основой данного исследования.
Результаты. Делается вывод о том, что дуализм при монархической форме правления способствовал развитию парламентаризма, и, несмотря на противоречивость сложившейся ситуации, Российская империя двигалась по пути парламентаризации.
Область применения результатов. Выводы исследования могут быть полезны для анализа современных политических процессов и поиска оптимальных путей развития демократических институтов.
Статья посвящена комплексному исследованию эволюции принципа свободы договора как фундаментального элемента гражданского права. Научная новизна работы заключается в целостном историко-правовом анализе становления данного принципа в различных правовых системах, включая романо-германскую и англо-саксонскую. Рассматриваются современные вызовы принципа свободы договора, связанные с цифровизацией экономики и появлением новых форм договорных отношений, таких как смарт-контракты.
Обоснование. Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа эволюции принципа свободы договора в контексте изменяющихся экономических и правовых систем. Существующие разработки преимущественно ограничиваются изучением данного принципа в рамках отдельных правовых систем, что определяет потребность в комплексном историко-правовом исследовании.
Цель. Комплексный анализ становления и развития принципа свободы договора в России и мире, выявление особенностей его трансформации от древних цивилизаций до современной цифровой эпохи.
Метод и методология проведения работы. Использованы историко-правовой и сравнительно-правовой методы научного исследования. Применен междисциплинарный подход с привлечением экономических учений и анализом правовых норм различных правовых систем.
Результаты. Разработана авторская периодизация эволюции принципа свободы договора, выявлены ключевые этапы его развития. Установлено, что принцип свободы договора трансформируется от абсолютной свободы к более сбалансированному подходу с учетом социальных и экономических интересов. Раскрыты особенности реализации принципа свободы договора в различных правовых системах, в том числе в контексте современных цифровых трансформаций. Результаты исследования демонстрируют диалектическую природу принципа свободы договора, который постоянно трансформируется, сохраняя баланс между индивидуальной автономией и общественными интересами.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в научной деятельности при изучении гражданского права, в законотворческой работе для совершенствования договорного законодательства, в учебном процессе при подготовке специалистов в области юриспруденции и экономики.
В статье исследуется проблема межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в контексте повышения эффективности государственного контроля. Основное внимание уделено анализу факторов, влияющих на результативность взаимодействия, таких как отсутствие координации, дублирование функций и правовые разногласия между различными ведомствами. Автор рассматривает внедрение цифровых технологий, таких как Единый реестр видов контроля (ЕРВК), Единый реестр контрольных мероприятий (ЕРКНМ), а также системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), как решение существующих проблем.
Обоснование. Статья посвящена важной проблеме межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в контексте современных вызовов, стоящих перед государственным управлением. Предметом анализа являются проблемы координации действий различных ведомств, правовые и организационные барьеры, а также влияние цифровых технологий на эффективность государственного контроля и надзора. Научная новизна исследования заключается в выявлении и систематизации основных проблем межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в условиях цифровизации, а также в обосновании необходимости интеграции цифровых платформ (ЕРВК, ЕРКНМ, СМЭВ) для повышения согласованности действий ведомств, устранения дублирования функций и оптимизации контроля за счет унификации стандартов информационного обмена и развития механизмов досудебного обжалования.
Цель. Автор ставит целью исследовать проблемы межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также выявить пути повышения эффективности этого взаимодействия через совершенствование нормативной базы и внедрение цифровых технологий.
Метод и методология проведения работы. В качестве материалов исследования использованы нормативно-правовые акты, регулирующие государственный и муниципальный контроль (надзор), данные о функционировании цифровых платформ (ЕРВК, ЕРКНМ, СМЭВ), а также практика применения цифровых технологий в контрольной и надзорной деятельности. Методологическую основу исследования составляют анализ нормативно-правовых актов, сравнительный метод для сопоставления различных практик межведомственного взаимодействия, метод системного анализа для оценки влияния цифровизации на координацию между ведомствами, а также эмпирический анализ примеров внедрения цифровых решений в отдельных регионах.
Применение комплексного подхода позволило выявить основные барьеры эффективного межведомственного взаимодействия при проведении контрольных мероприятий и предложить направления их преодоления через совершенствование нормативной базы и развитие цифровых платформ.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор выявляет ключевые проблемы межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных и надзорных мероприятий, такие как отсутствие согласованности действий и недостаточная интеграция информационных систем. В качестве одного из решений автор предлагает развитие цифровых платформ и информационных систем для улучшения координации между ведомствами.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере государственного и муниципального контроля, а также в области разработки и внедрения цифровых платформ для повышения эффективности межведомственного взаимодействия. Рекомендуемые меры могут быть использованы для улучшения координации между органами публичной власти, автоматизации процессов контроля и надзора, а также для совершенствования нормативно-правовой базы в сфере надзорной деятельности.
В данной статье полагаем необходимым рассмотреть проблемные аспекты свободного использования произведений в цифровой среде. В современных условиях цифровизации при частых коллизиях, возникающих в связи с нарушением авторских прав, необходим комплексный анализ правовых норм и механизмов, регулирующих свободное использование.
Цель исследования. Целью исследования является изучение вопросов теории и правовой природы свободного использования произведений, анализа действующих правовых норм в области их цифрового использования, а также практики применения законодательства в сфере электронного использования произведений.
Метод исследования. В исследовании применяется социологический, системно-структурный и формально-логический метод. Посредством историко-правового и сравнительного метода прослеживается развитие правовых явлений, анализируются идеи и прецеденты.
Результаты работы. Выявлены условия и специфика законодательной регламентации несогласованного использования произведений в цифровой среде. Устанавливается обозначение института правового пользования произведений с учётом фактора гражданско-социальной потребности в качестве ограничения права правообладателя.
Выводы. В аспектах нормативно-правовых актов, обозначающих пределы и границы прав использования и применения произведений, установлены типичные проблемы, нуждающиеся в их разрешении при свободном использовании авторских произведений в цифровой среде, сформулированы обстоятельства, в которых использование произведения без согласования с автором может рассматриваться как допустимое.
Актуальность исследования кредитной истории и рассрочки на современных маркетплейсах, таких как Wildberries и Ozon, обусловлена широким распространением онлайн-покупок и увеличением спроса на выгодные финансовые услуги. В данной статье рассматриваются основные аспекты системы кредитования на онлайн-платформах, включая формулировки, используемые в рекламе, а также сбор информации кредитными организациями в рамках банковского поведенческого надзора. Необходимо изучить влияние кредитной истории при получении рассрочки на пользователей торговых площадок и каковы их риски при использовании таких услуг.
Авторами выявлена проблема, которая заключается в неполной осведомленности потребителей о последствиях использования рассрочки через финансовую платформу, в частности, применение маркетплейсами таких формулировок как «отсутствие переплаты» или «мгновенное одобрение и оформление рассрочки», умалчивая об отражении в кредитной истории, что в дальнейшем влияет негативно на кредитоспособность пользователей, а также может способствовать начислению процентов, комиссий и других платежей.
Основным методом исследования является аналитический обзор, который включает систематический сбор информации, ее анализ и интерпретацию из различных источников, а именно рассмотрение рекламных материалов рассрочки маркетплейсов, условия договора, которые вводят в заблуждение потребителей, негативные отзывы пользователей и оценка предоставления рассрочки.
Целью исследования является изучение и определение уровня информированности населения о финансовых механизмах рассрочки и их влиянии на финансовое положение, а именно о последствиях оформления кредитных договоров через онлайн-платформы.
Результатом исследования является предложение по решению проблемы негативного влияния рассрочки маркетплейсов на кредитную историю, которое включает в себя необходимость соизмерять финансовые возможности, внимательно изучать условия договора рассрочки, сравнивать предложения маркетплейсов и банков, выбирая наиболее подходящий вариант. Также следует своевременно погашать платежи, избегая оформления на все подряд, и акцентировать внимание на дорогостоящие и действительно необходимые товары. Рекомендуется накапливать денежные средства, закрывать текущие долги, а также повышать кредитный рейтинг перед оформлением рассрочки.
Ключевым выводом исследования является тезис о целесообразности увеличения информированности населения для принятия осознанных финансовых решений, а также повышения прозрачности условий предоставления рассрочки на современных маркетплейсах.
Статья посвящена анализу возможностей и ограничений интеграции искусственного интеллекта в судопроизводство Российской Федерации на примере процессуального законодательства.
Цель. Цель исследования заключается в оценке совместимости технологий искусственного интеллекта с отечественной правовой системой, выявлении правовых коллизий и разработке рекомендаций для адаптации законодательства.
Метод и методология проведения работы. В ходе исследования применялись метод анализа, формально-правовой, сравнительно-правовой и герменевтический подходы. В ходе исследования были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, ЕС, Канады США и КНР, научные юридические исследования и юридическая пресса.
Результаты. Основные результаты исследования показали, что действующее процессуальное законодательство Российской Федерации не адаптировано к использованию искусственного интеллекта. Эксперименты с «слабым искусственным интеллектом» в приказном производстве (Белгородской, Амурской области) подтвердили необходимость законодательных изменений. Выявлены ключевые проблемы: алгоритмическая предвзятость (на примере системы COMPAS), отсутствие правосубъектности искусственного интеллекта, риски кибератак, конфликт с принципами состязательности и внутреннего убеждения и независимости судьи.
Область применения результатов. На основе анализа иностранного опыта предложены рекомендации: закрепление искусственного интеллекта как вспомогательного инструмента, разработка стандартов прозрачности алгоритмов, внедрение риск-ориентированного подхода, обучение судей и создание специализированного законодательства. Рекомендации могут быть использованы законодателем и в исследованиях по теме статьи. Подчеркивается важность баланса между инновациями и соблюдением фундаментальных принципов права.
Издательство
- Издательство
- НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
- Регион
- Россия, Красноярск
- Почтовый адрес
- 660127, Красноярский край, г Красноярск, Советский р-н, ул 9 Мая, д 5, офис 192
- Юр. адрес
- 660127, Красноярский край, г Красноярск, Советский р-н, ул 9 Мая, д 5, офис 192
- ФИО
- Максимов Ян Алексеевич (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______