В статье рассматривается проблема формирования российской идентичности у студенческой молодежи. Обосновывается взаимосвязь заявленной темы исследования с укреплением государственности и национальной консолидацией общества. Особое внимание уделяется роли молодежи в формировании единого идентификационного пространства России, влиянию студенческих молодежных движений на политическое и социальное устройство государственных систем. В качестве культурного нарратива идентификации авторы выделяют язык, являющийся основой консолидации российского общества.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Студенческая молодежь, в отличие от другой части молодого поколения, наиболее остро переживает свое членство в конкретной этносоциальной общности, так как вузовская мультикультурная и многонациональная среда создает объективные условия для погружения в атмосферу гражданской, этнической, конфессиональной и политической самоидентификации. С другой стороны, усвоение в период обучения в вузе разноплановой информации об истории народов, их культуре, образе жизни, правилах поведения позволяет студентам формировать свой ментальный опыт, опираясь на традиции предшествующих поколений. Поэтому, когда речь идет об идентичности молодежи, то с полным основанием можно говорить, что именно студенчество как наиболее образованная и подготовленная ее часть проецирует на себя все изменения, связанные с этим процессом.
Список литературы
1. Антипина Н. Л. К вопросу изучения социального самочувствия студенческой молодежи / Н. Л. Антипина // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-1. С. 81 84. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35860 (дата обращения:2.11.2024). EDN: VZCTAR
2. Зинченко Е. В. Социальная тревога российского студенчества: территориальный аспект / Е. В. Зинченко, В. И. Филоненко, Л. С. Деточенко, В. Д. Вороная // Научный результат. Социология и управление.-2024.-Т. 10, №3.-С. 133-149.-URL: https://rrsociology.ru/journal/article/3534/(дата обращения: 15.11.2024). DOI: 10.18413/2408-9338-202410-3-0-9 EDN: BUPUIE
3. Краснова-Гольева В. В. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация / В. В. Краснова-Гольева, А. Б. Холмогорова II Психологическая наука и образование. - 2011. - Т. 3, № 1. - URL: https://psyournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n1/39944 (дата обращения: 26.06.2024).
4. Одиннадцать черт современной молодежи. Итоги большого исследования. - URL: (дата обращения: 07.11.2024).
5. Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм / И. Весенина // Высшее образование в России. - 2017. - № 11. - С. 115-119.
6. Вешкин С. В. Модель профилактики этнического экстремизма среди студенческой молодежи в процессе обучения в вузе / С. В. Вешкин // Современные проблемы науки и образования. - 2020. -№6,-URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id= 30290 (дата обращения: 02.11.2024). EDN: KDKWFP
7. Рыжкова Е. А. К вопросу о межконфессиональном конфликте в студенческой среде / Е. А. Рыжкова // Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза: межкафедральный сборник научных статей: вып. 1 / отв. ред. Е. В. Воевода. -Москва: МГИМО-Университет,2015. - С. 131-138. EDN: UXXYSV
8. Стариков Н. В. Молодежный экстремизм и ксенофобия: проблемы распространения и пути противодействия / Н. В. Стариков, И. В. Мамина // Научные ведомости БелГУ. - 2017. - № 5. - С. 202-216.
9. Князев Е. Л. Генезис высшего педагогического образования в России (XVIII - начало XX в.) / Е. Л. Князев. - Москва: Сентябрь, 2001. - 239 с.
10. “Провокаторов, которые толкают “школоту” на митинги, надо наказать”: интервью В. В. Федорова. - URL: https://ura.news/news/1052371962 (дата обращения: 08.11.2024).
11. Ендовицкий Д. А. Актуальные проблемы воспитания молодежи / Д. А. Ендовицкий, Ю. А. Бубнов, К. М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2017. -№ 2. - С. 5-11.
12. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии / О. Кернберг. - Москва: Независимая фирма “Класс”, 2000. - 464 с.
13. Кранц И. И. Проблема становления личностной идентичности в контексте социального самоопределения / И. И. Кранц // Журнал практического психолога. Специальный выпуск: Теория и практика семейной психологии. - 2005. - № 5. - С. 125-132.
14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. -Москва: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т: Прогресс, 2006.-341 с.
15. Дробижева Л. М. Смыслы общероссийской гражданской идентичности в массовом сознании россиян / Л. М. Дробижева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 4. - С. 480-498. EDN: HAAHUW
16. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 (в ред. указов Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703, 15.01.2024 № 36). - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=10216194936512 (дата обращения: 13.11.2024).
17. История народов Северного Кавказа, конец XVIII в, - 1917 г.-Москва: Наука, 1988.-672 с.
18. Сугаипова А. М. Особенности вхождения Северного Кавказа в состав Российской империи в конце XVIII - первой половине XIX века / А. М. Сугаипова, Г. В. Галиева// Вестник Российского университета кооперации. - 2022. - № 3(49). - С. 124-128. EDN: YLMVCL
19. Бабаев А.-М. Б. Народы Кавказа в борьбе против фашистской Германии и ее союзников в годы Великой Отечественной войны / А.-М. Б. Бабаев, М. И. Абакаров // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2012. - Вып. 4. - С. 10-14. EDN: PCDEBT
20. Основы российской государственности: [учебник для всех направлений подготовки бакалавриата и специалитета] / А. В. Арапов, Ю. А. Бубнов, A. Г. Вяткина [и др.]; под ред. Д. А. Ендовицкого. -Москва: КноРус, 2024. - 277 с. EDN: PRKBVO
21. Как вернуть русских на Кавказ: три варианта. - URL: https://www.kp.ru/daily/28353/4500958/7ysclid=m3gwohd9au777145635 (дата обращения: 13.11.2024).
22. Коровин В. М. Кавказ без русских: удар с юга / B. М. Коровин. - Москва: Родина, 2021. - 336 с.
23. Консультативный комитет рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Четвертое заключение по Российской Федерации принято 20 февраля 2018 г. - URL: https://rm.coe.int/4th-advisory-committee-opinion-on-the-russian-federation-russian-langu/1680908b0d (дата обращения: 15.11.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящее время проблема устойчивости и длительности существования семейного союза приобрела особую остроту, поскольку институт брака подвергается различным угрозам - от социально-экономических до психологических и социокультурных. В силу этого представления студентов о любви имеют важное значение, поскольку непосредственно влияют на благополучие семейной группы, нередко «рождающейся» именно в студенческий период жизни. Результаты описанного в статье эмпирического исследования дополняют имеющиеся в социально-психологической науке знания о том, как студенты понимают феномен любви. Установлено, что по мере падения у них уровня социальной тревожности представления о любви приобретают всё более оптимистичное содержание, в них на первое место выходят взаимный обмен между супругами различными психологическими ресурсами и альтруизм.
В статье рассматривается актуальная и значимая для современной образовательной практики проблема воспитания в аспекте педагогических идей А. С. Макаренко. В частности, отмечается ценность субъектного подхода к воспитуемому оптимистический настрой, вера в потенциальные возможности личности, гуманизм и др. Авторы, опираясь на педагогическое наследие великого предшественника, подчеркивают важную роль педагога, его творческое отношение к воспитанию для обеспечения эффективности данного процесса. Приводятся примеры программ, направленных на улучшение воспитательной работы со студентами, цель которых - вовлечение в социально полезные дела, стимулирование саморазвития, активности и др. В заключении подчеркивается необходимость развития идей великого педагога, которые в современных условиях нуждаются в конкретизации, дополнении, творческом переосмыслении.
В статье выделены факторы современности, объективно обусловливающие системный и целостный характер военно-педагогического процесса на основе междисциплинарного взаимодействия. Представлены актуальные идеи отечественного историко-педагогического опыта междисциплинарного взаимодействия 20-х гг. XX в. в высших военных учебных заведениях в контексте современного этапа развития военно-педагогического процесса как методолого-теоретический и методический потенциал, содействующий достижению цели профессионально-личностного развития будущих офицеров и выявлению существующих в военно-педагогическом процессе проблем.
В статье рассматриваются особенности участия студентов педагогических специальностей России и Китая в неформальном образовании, мотивация выбора ими направлений и форм такого вида образования, роль дополнительных компетенций, получаемых в ходе неформального образования, в профессиональном развитии будущих педагогов. Проанализирована также работа студентов - будущих педагогов - в качестве репетиторов, которую автор относит к одному из видов неформального образования. Сделан вывод о наличии ряда общих черт в участии российских и китайских студентов в неформальном образовании.
Оценка эффективности цифровых инструментов в образовании требует научно обоснованного подхода и должна проводиться по четко определенным критериям. Настоящее исследование направлено на разработку комплекса критериев для оценки эффективности цифрового сопровождения образования в вузе, обеспечивающих оптимальное достижение его целей. Результатом исследования стала пятиэлементная система критериев, позволяющая осуществлять мониторинг и оценку эффективности цифрового сопровождения вузовского образования с целью анализа и поддержания последнего на должном уровне, обеспечения его соответствия потребностям обучающихся и преподавателей.
В статье затрагивается вопрос о подготовке будущих педагогов к работе с буллингом в различных его проявлениях. Обращается внимание на важность личностных детерминант готовности, включая варианты предшествующего опыта. Автор описывает особенности процесса формирования опыта продуктивного реагирования у будущих педагогов на явления профессиональной практики, происходящего на уровнях формального, неформального и информального образования с опорой на различные виды опыта обучающихся, его рефлексию и осмысление, эмоциональное и смысловое наполнение чужого опыта с целью его актуализации и создания ситуаций переживания. В статье представлен результат анализа эссе, выполненных студентами Воронежского государственного педагогического университета.
Статья посвящена проблеме формирования у студентов, обучающихся в магистратуре языкового факультета по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, готовности к профессионально-педагогической деятельности. Разработанная педагогическая модель образовательного процесса и личностно формирующие профессиональные ситуации призваны не только повысить уровень сформированности у будущих учителей иностранного языка профессиональной компетентности, но и способствовать овладению опытом педагогической работы и ориентации их на трудовую деятельность по профессии.
В статье представлен анализ многогранной научно-педагогической деятельности профессора Воронежского государственного университета А. В. Гпуховой. Автор раскрывает различные стороны ее профессионального успеха и делает вывод, что в основе лежит триединство научных исследований А. В. Глуховой в области политологии, преподавания политологических дисциплин с включением в их содержание результатов собственных научных изысканий и воспитания будущих политологов как профессионалов и социально ответственных граждан.
В статье авторы рассматривают правомерность и обоснованность применения аксиологического подхода к изучению различных аспектов формирования готовности студентов к публично-сценической музыкально-исполнительской деятельности. В результате теоретического осмысления проблемы и описания этапов формирования ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности будущих учителей музыки авторы формулируют положение о том, что ценности, воплощая культурные смыслы человечества, духовно-нравственные нормы поведения, выступают в качестве индивидуально-социальных ориентиров в личностном и профессиональном саморазвитии студентов-музыкантов в условиях образовательного процесса вуза.
В статье приведены результаты эмпирического исследования социальных установок (на примере диспозиций деструктивного поведения), уровня эмпатии и установок на альтруизм -эгоизм у студентов. Установлено, что примерно у четверти студентов имеются те или иные психологические предпосылки деструктивных установок. Но при этом в группу риска допустимо включить только примерно каждого десятого представителя студенческой молодежи, принявшего участие в исследовании.
В статье рассматривается взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности у студентов как в целом, так и по разным сферам деятельности. В результате установлено, что терминальное ценностное наполнение имеет общие тенденции относительно связи с направленностью на эстетические и практические виды деятельности и отличается в остальных случаях, наиболее сильно при ориентации на работу с людьми и исследования. Проявляется более выраженное своеобразие ценностей-целей при направленности на работу с людьми, ценностей-средств при практической направленности, а всей системы ценностных ориентаций - при направленности на исследовательскую деятельность.
Статья посвящена актуальной теме применения игровых технологий в обучении студентов. Автор выделяет ключевые игровые форматы учебных занятий и заданий. Теоретические положения статьи иллюстрируются кейсами из авторской практики внедрения игровых технологий в образовательный процесс вуза.
Процесс профессиональной подготовки специалистов для сферы управления не теряет своей актуальности. В частности, сегодня особо значимым становится вопрос формирования комплекса ключевых навыков будущего менеджера в процессе обучения в образовательных организациях высшего образования. В статье дана характеристика ключевых навыков будущего менеджера: soft, hard, meta и transferable skills. На основе анализа учебного плана по направлению подготовки 38.03.02 - Менеджмент представлены дисциплины, в ходе освоения которых формируются soft и hard skills. Выделены перспективные направления формирования у будущих менеджеров ключевых профессионально значимых навыков.
Статья посвящена решению проблемы эффективности обучения первокурсников разных направлений подготовки языковедческим дисциплинам. Предложена образовательная технология, в соответствии с которой в качестве иллюстративного материала при объяснении новых тем, а также в качестве текстов для анализа при обучении применению полученных знаний используются анекдоты. Указанная технология прошла успешную апробацию. Результаты исследования свидетельствуют о повышении уровня мотивации первокурсников к обучению языковедческим дисциплинам, а также общем росте их лингвистической компетентности.
В статье рассматривается актуальная проблема поиска путей мотивации к обучению современных студентов образовательных организаций высшего образования. Условия информационного общества обусловливают необходимость трансформации системы обучения, поиска новых форм подачи учебного материала, способов формирования умений и приобретения практических профессиональных навыков. В качестве одной из таких форм авторы выделяют фиджитал-техно-логию, описывают примеры ее использования в образовательном процессе вуза, обозначая ее преимущества. Сделан вывод о том, что распространение фиджитал-технологий способно эффективно мотивировать не только студентов к обучению, но и преподавателей к их освоению и использованию.
В статье анализируются современные эмпирические исследования по проблеме смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Описываются параметры смысложизненных ориентаций, которые затрагивают осмысленность жизни молодых людей, специфику отношения к своим достижениям, успехам / неуспехам в деятельности. Характеризуется также модальность представлений об осмысленности жизни и способов достижения успеха. Приводятся результаты проведенного эмпирического исследования и описание авторских тренинговых программ, которые помогают формировать смысложизненные ориентации у студентов.
Взаимодействие между преподавателями и обучающимися состоит не только в том, чтобы передать знания, но и в том, чтобы обеспечить полное понимание материала. Другими словами, в межличностном общении толкование информации, полученной обучающимся от педагога, и наоборот, является особой проблемой. В связи с этим в статье рассмотрены разные виды барьеров педагогического взаимодействия, выделяемые различными авторами, в частности: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая область затруднений и барьер в процессе общения при осуществлении самой деятельности. В целях выявления барьеров в педагогическом взаимодействии с курсантами в образовательном процессе было проведено пилотажное исследование с использованием тест-опросника В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности».
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязей стилей поведения в межличностном конфликте у студентов с разными типами жизненной направленности и характером проявления себя в группе. Установлено, что склонности к соперничеству в ситуации конфликта сопутствует направленность личности на себя, независимость и принятие борьбы в группе, а склонности к приспособлению к партнеру в конфликтной ситуации - низкий уровень личностной независимости и направленность на поддержание взаимоотношений в группе. Стиль «избегание» в межличностном конфликте сопряжен с невозможностью принятия борьбы в группе.
В статье рассматривается проблема изучения студентами военных специальностей сущности информационно-аналитической деятельности, ее структуры и функций. Предлагаются некоторые подходы, способствующие усвоению будущими военнослужащими понятия «информационно-аналитическая деятельность», его составляющих, их использованию в служебной деятельности.
В статье рассматривается проблема истории развития факультета в аспекте воспитательного воздействия на обучающихся с целью формирования у них образовательных результатов. Актуальность исследования обусловлена значимостью исторического прошлого вуза и факультета как его основного подразделения для воспитания у студентов базовых национальных ценностей, а также для выбора абитуриентами конкретной образовательной организации. Материалом для исследования послужила систематизированная авторами история факультета педагогики и методики начального образования Борисоглебского государственного педагогического института, ныне - Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/