В настоящее время проблема устойчивости и длительности существования семейного союза приобрела особую остроту, поскольку институт брака подвергается различным угрозам - от социально-экономических до психологических и социокультурных. В силу этого представления студентов о любви имеют важное значение, поскольку непосредственно влияют на благополучие семейной группы, нередко «рождающейся» именно в студенческий период жизни. Результаты описанного в статье эмпирического исследования дополняют имеющиеся в социально-психологической науке знания о том, как студенты понимают феномен любви. Установлено, что по мере падения у них уровня социальной тревожности представления о любви приобретают всё более оптимистичное содержание, в них на первое место выходят взаимный обмен между супругами различными психологическими ресурсами и альтруизм.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Проблема любви актуальна во все времена. Отношение к этому феномену так или иначе развивает на протяжении жизни любой человек. При этом каждая историческая эпоха диктует свои каноны в отношении роли и значения любви для жизни людей. В настоящее время происходит усиление субъективного акцента в понимании любви, традиционные мифы и установки в отношении любви, транслируемые обществом, подвергаются личностному осмыслению и переоценке. Особую роль в связи с этим играет студенческий возраст, в котором формируются основные мировоззренческие принципы и взгляды на жизнь, происходит критическое переосмысление общественных стереотипов о любви и оформление личностного отношения к роли, месту любви в жизни человека. Многие супружеские пары образуются именно в студенческое время, а для качественной семейной жизни супругам необходимо иметь цельные представления о любви. Имеющиеся взгляды в отношении любви ориентируют человека в жизни, направляют и определяют его поведение, поэтому качество этих представлений является одним из условий социальной успешности личности.
Список литературы
1. Никитина И. В. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 1 / И. В. Никитина, А. Б. Холмогорова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2010. -№ 1. - С. 80-85. EDN: MSRROL
2. Павлова Т. С. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте / Т. С. Павлова, А. Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. - № 1. - С. 2943. EDN: RNDZGP
3. Dogra V. Emotional intelligence and identification of social anxiety disorder among adolescents / V. Dogra // International Research Journal of Education and Technology. - 2022. - Vol. 4, No. 2. - P. 28-37.
4. Сагалакова О. А. Опросник социальной тревоги и социофобии / О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев // Медицинская психология в России: электрон, науч. журн. - 2012. - № 4(15). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 17.02.2024). EDN: TQHHKF
5. Джидарьян И. А. Разработка опросника для изучения представлений о любви / И. А. Джидарьян, Е. В. Беловол, О. В. Маслова // Психол. журн. - 2014.-Т. 35, № 1.-С. 111-119. EDN: RXRFBV
6. Фролова, С. В. Сущностные характеристики и методика диагностики психологических типов любви / С. В. Фролова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2020. - Т. 20, № 4. - С. 439-448. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-4-439-448 EDN: CRQAJD
7. Шугай М. В. Отношения привязанности и социальная тревожность у студентов / М. В. Шугай. -URL: https://mosi.ru/ru/conf/articles/otnosheniya-privya-zannosti-i-socialnaya-trevozhnost-u-studentov?ysclid=lsd9rg92cr183313500 (дата обращения: 03.02.2024).
8. Porter Е. Shying away from a good thing: social anxiety in romantic relationships / E. Porter, D. L. Chambless // Journal of Clinical Psychology. - 2014. -Vol. 70(6).-P. 546-561.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается актуальная и значимая для современной образовательной практики проблема воспитания в аспекте педагогических идей А. С. Макаренко. В частности, отмечается ценность субъектного подхода к воспитуемому оптимистический настрой, вера в потенциальные возможности личности, гуманизм и др. Авторы, опираясь на педагогическое наследие великого предшественника, подчеркивают важную роль педагога, его творческое отношение к воспитанию для обеспечения эффективности данного процесса. Приводятся примеры программ, направленных на улучшение воспитательной работы со студентами, цель которых - вовлечение в социально полезные дела, стимулирование саморазвития, активности и др. В заключении подчеркивается необходимость развития идей великого педагога, которые в современных условиях нуждаются в конкретизации, дополнении, творческом переосмыслении.
В статье выделены факторы современности, объективно обусловливающие системный и целостный характер военно-педагогического процесса на основе междисциплинарного взаимодействия. Представлены актуальные идеи отечественного историко-педагогического опыта междисциплинарного взаимодействия 20-х гг. XX в. в высших военных учебных заведениях в контексте современного этапа развития военно-педагогического процесса как методолого-теоретический и методический потенциал, содействующий достижению цели профессионально-личностного развития будущих офицеров и выявлению существующих в военно-педагогическом процессе проблем.
В статье рассматриваются особенности участия студентов педагогических специальностей России и Китая в неформальном образовании, мотивация выбора ими направлений и форм такого вида образования, роль дополнительных компетенций, получаемых в ходе неформального образования, в профессиональном развитии будущих педагогов. Проанализирована также работа студентов - будущих педагогов - в качестве репетиторов, которую автор относит к одному из видов неформального образования. Сделан вывод о наличии ряда общих черт в участии российских и китайских студентов в неформальном образовании.
Оценка эффективности цифровых инструментов в образовании требует научно обоснованного подхода и должна проводиться по четко определенным критериям. Настоящее исследование направлено на разработку комплекса критериев для оценки эффективности цифрового сопровождения образования в вузе, обеспечивающих оптимальное достижение его целей. Результатом исследования стала пятиэлементная система критериев, позволяющая осуществлять мониторинг и оценку эффективности цифрового сопровождения вузовского образования с целью анализа и поддержания последнего на должном уровне, обеспечения его соответствия потребностям обучающихся и преподавателей.
В статье затрагивается вопрос о подготовке будущих педагогов к работе с буллингом в различных его проявлениях. Обращается внимание на важность личностных детерминант готовности, включая варианты предшествующего опыта. Автор описывает особенности процесса формирования опыта продуктивного реагирования у будущих педагогов на явления профессиональной практики, происходящего на уровнях формального, неформального и информального образования с опорой на различные виды опыта обучающихся, его рефлексию и осмысление, эмоциональное и смысловое наполнение чужого опыта с целью его актуализации и создания ситуаций переживания. В статье представлен результат анализа эссе, выполненных студентами Воронежского государственного педагогического университета.
Статья посвящена проблеме формирования у студентов, обучающихся в магистратуре языкового факультета по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, готовности к профессионально-педагогической деятельности. Разработанная педагогическая модель образовательного процесса и личностно формирующие профессиональные ситуации призваны не только повысить уровень сформированности у будущих учителей иностранного языка профессиональной компетентности, но и способствовать овладению опытом педагогической работы и ориентации их на трудовую деятельность по профессии.
В статье представлен анализ многогранной научно-педагогической деятельности профессора Воронежского государственного университета А. В. Гпуховой. Автор раскрывает различные стороны ее профессионального успеха и делает вывод, что в основе лежит триединство научных исследований А. В. Глуховой в области политологии, преподавания политологических дисциплин с включением в их содержание результатов собственных научных изысканий и воспитания будущих политологов как профессионалов и социально ответственных граждан.
В статье авторы рассматривают правомерность и обоснованность применения аксиологического подхода к изучению различных аспектов формирования готовности студентов к публично-сценической музыкально-исполнительской деятельности. В результате теоретического осмысления проблемы и описания этапов формирования ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности будущих учителей музыки авторы формулируют положение о том, что ценности, воплощая культурные смыслы человечества, духовно-нравственные нормы поведения, выступают в качестве индивидуально-социальных ориентиров в личностном и профессиональном саморазвитии студентов-музыкантов в условиях образовательного процесса вуза.
В статье приведены результаты эмпирического исследования социальных установок (на примере диспозиций деструктивного поведения), уровня эмпатии и установок на альтруизм -эгоизм у студентов. Установлено, что примерно у четверти студентов имеются те или иные психологические предпосылки деструктивных установок. Но при этом в группу риска допустимо включить только примерно каждого десятого представителя студенческой молодежи, принявшего участие в исследовании.
В статье рассматривается взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности у студентов как в целом, так и по разным сферам деятельности. В результате установлено, что терминальное ценностное наполнение имеет общие тенденции относительно связи с направленностью на эстетические и практические виды деятельности и отличается в остальных случаях, наиболее сильно при ориентации на работу с людьми и исследования. Проявляется более выраженное своеобразие ценностей-целей при направленности на работу с людьми, ценностей-средств при практической направленности, а всей системы ценностных ориентаций - при направленности на исследовательскую деятельность.
Статья посвящена актуальной теме применения игровых технологий в обучении студентов. Автор выделяет ключевые игровые форматы учебных занятий и заданий. Теоретические положения статьи иллюстрируются кейсами из авторской практики внедрения игровых технологий в образовательный процесс вуза.
Процесс профессиональной подготовки специалистов для сферы управления не теряет своей актуальности. В частности, сегодня особо значимым становится вопрос формирования комплекса ключевых навыков будущего менеджера в процессе обучения в образовательных организациях высшего образования. В статье дана характеристика ключевых навыков будущего менеджера: soft, hard, meta и transferable skills. На основе анализа учебного плана по направлению подготовки 38.03.02 - Менеджмент представлены дисциплины, в ходе освоения которых формируются soft и hard skills. Выделены перспективные направления формирования у будущих менеджеров ключевых профессионально значимых навыков.
Статья посвящена решению проблемы эффективности обучения первокурсников разных направлений подготовки языковедческим дисциплинам. Предложена образовательная технология, в соответствии с которой в качестве иллюстративного материала при объяснении новых тем, а также в качестве текстов для анализа при обучении применению полученных знаний используются анекдоты. Указанная технология прошла успешную апробацию. Результаты исследования свидетельствуют о повышении уровня мотивации первокурсников к обучению языковедческим дисциплинам, а также общем росте их лингвистической компетентности.
В статье рассматривается актуальная проблема поиска путей мотивации к обучению современных студентов образовательных организаций высшего образования. Условия информационного общества обусловливают необходимость трансформации системы обучения, поиска новых форм подачи учебного материала, способов формирования умений и приобретения практических профессиональных навыков. В качестве одной из таких форм авторы выделяют фиджитал-техно-логию, описывают примеры ее использования в образовательном процессе вуза, обозначая ее преимущества. Сделан вывод о том, что распространение фиджитал-технологий способно эффективно мотивировать не только студентов к обучению, но и преподавателей к их освоению и использованию.
В статье анализируются современные эмпирические исследования по проблеме смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Описываются параметры смысложизненных ориентаций, которые затрагивают осмысленность жизни молодых людей, специфику отношения к своим достижениям, успехам / неуспехам в деятельности. Характеризуется также модальность представлений об осмысленности жизни и способов достижения успеха. Приводятся результаты проведенного эмпирического исследования и описание авторских тренинговых программ, которые помогают формировать смысложизненные ориентации у студентов.
Взаимодействие между преподавателями и обучающимися состоит не только в том, чтобы передать знания, но и в том, чтобы обеспечить полное понимание материала. Другими словами, в межличностном общении толкование информации, полученной обучающимся от педагога, и наоборот, является особой проблемой. В связи с этим в статье рассмотрены разные виды барьеров педагогического взаимодействия, выделяемые различными авторами, в частности: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая область затруднений и барьер в процессе общения при осуществлении самой деятельности. В целях выявления барьеров в педагогическом взаимодействии с курсантами в образовательном процессе было проведено пилотажное исследование с использованием тест-опросника В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности».
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязей стилей поведения в межличностном конфликте у студентов с разными типами жизненной направленности и характером проявления себя в группе. Установлено, что склонности к соперничеству в ситуации конфликта сопутствует направленность личности на себя, независимость и принятие борьбы в группе, а склонности к приспособлению к партнеру в конфликтной ситуации - низкий уровень личностной независимости и направленность на поддержание взаимоотношений в группе. Стиль «избегание» в межличностном конфликте сопряжен с невозможностью принятия борьбы в группе.
В статье рассматривается проблема изучения студентами военных специальностей сущности информационно-аналитической деятельности, ее структуры и функций. Предлагаются некоторые подходы, способствующие усвоению будущими военнослужащими понятия «информационно-аналитическая деятельность», его составляющих, их использованию в служебной деятельности.
В статье рассматривается проблема истории развития факультета в аспекте воспитательного воздействия на обучающихся с целью формирования у них образовательных результатов. Актуальность исследования обусловлена значимостью исторического прошлого вуза и факультета как его основного подразделения для воспитания у студентов базовых национальных ценностей, а также для выбора абитуриентами конкретной образовательной организации. Материалом для исследования послужила систематизированная авторами история факультета педагогики и методики начального образования Борисоглебского государственного педагогического института, ныне - Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета.
В статье рассматривается проблема формирования российской идентичности у студенческой молодежи. Обосновывается взаимосвязь заявленной темы исследования с укреплением государственности и национальной консолидацией общества. Особое внимание уделяется роли молодежи в формировании единого идентификационного пространства России, влиянию студенческих молодежных движений на политическое и социальное устройство государственных систем. В качестве культурного нарратива идентификации авторы выделяют язык, являющийся основой консолидации российского общества.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/