Архив статей журнала

ХАБАРОВСКАЯ ВЫСШАЯ ПАРТИЙНАЯ ШКОЛА - ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Авторы: Чудесов Валерий Владимирович, Долгова Юлия Сергеевна

В статье рассматривается ряд исторических аспектов, связанных с деятельностью Хабаровской высшей партийной школы. На основании решения ЦК ВКП (б) от 10 июня 1944 г. на основе краевых партийных курсов была создана одногодичная партийная школа для подготовки и переподготовки партийных и советских работников. С 1956 г. учебное заведение было преобразовано в Хабаровскую межобластную партийную школу с четырехгодичным периодом обучения, дающим высшее партийно-политическое образование, а с 1958 г. оно было переименовано в Хабаровскую высшую партийную школу. В этом вузе определялись новые направления подготовки слушателей, создавались новые кафедры и лаборатории, постоянно совершенствовалась учебно-методическая работа. Особое значение в вузе имело взаимодействие администрации, партийного и профсоюзного комитетов. На протяжении длительного времени в этом вузе под руководством партийных структур готовились управленческие кадры с высшим партийно- политическим образованием для огромной территории Дальневосточного региона. Выпускники Хабаровской высшей партийной школы успешно работали в районных и государственных структурах, преподавателями в вузах. С ноября 1990 г. учебное заведение вступило в сложный период организационных преобразований.

Сохранить в закладках
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ (2024)
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Авторы: Сидорова Наталья Петровна

В статье рассматриваются вопросы социальной поддержки как особой формы социального взаимодействия государства и молодых семей на примере Хабаровского края. На основе результатов массового и экспертного социологических опросов молодых семей проведен анализ существующей ситуации в области государственной социальной поддержки, выявлен достаточно высокий уровень нуждаемости молодых семей в различных видах социальной поддержки. В оценках молодых семей выражена высокая востребованность мер государственной поддержки, направленных на решение жилищного вопроса, в форме различных льгот, пособий, материальной помощи. Кроме того, подтверждена необходимость информационно-консультативной поддержки молодых семей, что обуславливает относительно невысокий уровень участия молодых семей в действующих программах государственной поддержки. Одновременно выявлена и относительно невысокая востребованность молодыми семьями отдельных государственных программ. При этом экспертами отмечается высокая эффективность действующих программ «Материнский капитал» и «Региональный материнский капитал», ориентированных, в том числе и на решение наиболее актуальной для молодых семей жилищной проблемы. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости оптимизации системы государственной социальной поддержки молодых семей Хабаровского края.

Сохранить в закладках
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ СЕМЕЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ (2024)
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Авторы: Березутский Юрий Владимирович, Зайцев Эдгард Александрович

В статье представлен анализ результатов социологического исследования молодых семей Хабаровского края с точки зрения их ценностно- мировоззренческих установок. Нам было важно понять, какие семейные ценности и ценностные ориентации доминируют в сознании и поведении современных молодых семей. В какой степени семья и рождение детей выступают для молодых семей значимыми ценностными установками? Какими терминальными и инструментальными ценностями в повседневной жизни руководствуются молодые семьи? С какими проблемами сталкиваются молодые семьи и как их преодолевают? Анализ ответов на поставленные вопросы позволил нам выявить специфику отношения молодых семей к данным темам. В современных условиях наблюдается трансформация семейных ценностей, связанная как с современными цивилизационными тенденциями (социокультурные представления, приоритет материальных ценностей, эгоцентричность в установках молодежи), так и с нарушением баланса преемственности семейных отношений в межпоколенческом развитии (молодые семьи в меньшей степени стремятся быть похожими на семьи своих родителей). Несмотря на обозначенные выше тенденции, семья и счастливая семейная жизнь как ценности, являются значимыми для абсолютного большинства молодежи. Молодые семьи в своих предпочтениях ориентированы на рождение детей, большое значение для них имеет любовь, комфортные семейные взаимоотношения. Однако рождение детей, особенно вторых и последующих, молодые семьи связывают с решением двух главных условий: материальных и жилищных. При этом откладывание рождения первого ребенка молодые люди обосновывают желанием пожить для себя, развиваться в профессии, построить карьеру. Выявленный потенциал конфликтности в молодых семьях, связанный в большей степени с бытовыми и финансовыми проблемами, разногласиями по поводу воспитания детей и с отсутствием взаимопонимания между супругами, актуализирует необходимость развития консультационной помощи и поддержки, в т. ч. психологической.

Сохранить в закладках
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (2024)
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Авторы: Байков Николай Михайлович, Скворцова Марина Викторовна

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ демографического потенциала молодых семей Хабаровского края как количественно-качественной меры при измерении их объективных и субъективных характеристик. Обзор доступных научных публикаций по тематике молодой семьи показал акцентуацию исследователей преимущественно на проблемы и усилия государства по ее социальной поддержке материальными ресурсами. В то же время репродуктивная и воспитательная функция, брако-разводные и другие семейные отношения в молодых семьях остаются уделом лишь узкого круга исследователей. В методологическом плане показаны возможности институционального и группового социологического анализа демографического потенциала молодой семьи с учетом классических и современных научных подходов его познания. Представлены результаты социологических исследований методами массового опроса молодых семей, экспертного опроса, фокусированных интервью и статистики, позволяющие понять характер семейной идентификации молодой семьи, отношение семейной молодежи к бракам и разводам, репродуктивные установки и поведение, миграционные планы. Основные выводы и результаты социологического исследования могут быть использованы для совершенствования государственных и муниципальных программ демографического развития Хабаровского края.

Сохранить в закладках
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ (2024)
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Авторы: Медведева Наталья Михайловна, Медведев Александр Иванович

В статье рассмотрены вопросы сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей как предмета государственной политики и общественного сознания населения, прежде всего молодежи. На современном этапе на всех уровнях власти поднимаются вопросы о государственной политики духовно-нравственного воспитания для сохранения российской идентичности. На основе обзора научных публикаций, посвященных вопросам развития системы духовно-нравственных ценностей, а также анализа социально-правового законодательства, результатов социологических исследований показано, что необходимо постоянно анализировать и совершенствовать подходы и инструменты для формирования особенно у молодого поколения таких духовно- нравственных ценностей, как целеустремленность, вера в добро, крепкая семья, созидательный труд, мужество, преданность своей стране, единство людей, преемственность национальной истории. Анализ правового обеспечения в указанной сфере отношений привел к выводу о необходимости расширения пределов правового регулирования законодательства в части сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей в процессе образования и воспитания молодежи в Российской Федерации. В статье сделан вывод о необходимости установления правовой базы духовно-нравственного воспитания в виде нормативно-правовых актов, которые будут соответствовать целям развития комплексной системы образования. Вся структура системы образования и воспитания должна быть ориентирована на отстаивание традиционных российских духовных, нравственных и культурно-исторических ценностей.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА И МЕТОДИКИ ПРОГРАММНО- ПРОЕКТНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМС ПО КОМПЛЕКСНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИИ (2024)
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Авторы: Челаева Татьяна Владимировна

Цель настоящей статьи заключается в разработке системы программно-проектной оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории. Для достижения указанной цели определены задачи по определению элементов механизма оценки, формированию программно-проектных мероприятий и направлений оценки, логики построения механизма оценки, а также по разработке методики программно-проектной оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории. Данная статья основана на методах функционального анализа, сравнения, классификации показателей и направлений оценок, прогнозирования алгоритма и модели оценки. Автором статьи рассмотрены методы и способы программно-проектной оценки, основанной на реализуемых органами местного самоуправления мероприятиях по национальным проектам, государственным программам Российской Федерации, государственным программам субъекта Российской Федерации и муниципальным программам, направленным на комплексное развитие муниципального образования. Комплексное развитие территории в контексте данной статьи рассматривается в рамках концепции сбалансированности, т. е. пропорциональности реализуемых программно-проектных мероприятий, устойчивости - динамического развития и результативности в достижении поставленных целей. Соответственно, источником развития территории являются денежные средства муниципального, регионального и федерального бюджета. В заключении сделан вывод о необходимости внедрения в деятельность органов местного самоуправления предлагаемой системы программно-проектной оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории, по которой можно оценить как общую результативность всей деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории, так и совокупность отдельных направлений развития (социального, экономического, инфраструктурного, культурного, экологического и пр.).

Сохранить в закладках
МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Авторы: Клеймёнов Евгений Алексеевич

Научно-исследовательская деятельность в образовательной организации - важный элемент качества подготовки специалистов и их востребованности на рынке труда. Ее обусловленность мотивацией научно- педагогических работников и обучающихся определяет состояние и пути развития научного поиска, результатов исследований и экспериментов. На основании проведенных автором количественных и качественных опросов (фокус-групповых интервью) представлены результаты исследования общественного мнения преподавателей и обучающихся образовательной организации системы МВД России о мотивах ведения ими научно-исследовательской работы. Исследование показало, что мотивация к такой работе, с одной стороны, подвержена влиянию общероссийских векторов развития образования и науки. В контексте этого установлено, что наукометрические показатели ведения научной деятельности не добавляют мотивации к её ведению ни у преподавательского состава, ни у обучающихся. С другой стороны, свой отпечаток на устремления в научном поиске оказывает сочетание образовательного и ведомственного начал при ведении научно-исследовательской деятельности. Установлено, что преподаватели обладают значительным мотивационным потенциалом для ведения научно-исследовательской деятельности, однако самоопределяют они себя, прежде всего, как педагогов, а не ученых. Свою мотивацию к научной работе преподавательский состав приоритетно связывает с необходимостью совершенствования педагогических практик в образовательной организации. Обучающиеся (курсанты, слушатели и адъюнкты), в свою очередь, раскрытие своего мотивационного потенциала к науке сопрягают с деятельностью харизматичного, квалифицированного научного руководителя из числа преподавателей образовательной организации. При этом представители обеих категорий опрошенных полагают необходимым поиск баланса между обозначенными началами при ведении научно-исследовательской работы. Результаты проведенного исследования могут быть полезны при корректировке подходов к повышению мотивации к ведению научной работы преподавательским составом и обучающимися образовательных организаций системы МВД России в целях надлежащего научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в условиях новых вызовов, возникших перед ведомством в последние годы.

Сохранить в закладках
НОВЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРОСТРАНСТВА В ПРИГОРОДНЫХ ЗОНАХ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ХАБАРОВСКА) (2024)
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Авторы: Гареева Ирина Анатольевна, Гарнага Анастасия Филипповна, Казакова Екатерина Алексеевна

В статье представлена концепция формирования здоровьесберегающих пространств в пригородных зонах как новых форм рекреационной среды для здоровье сбережения, общения и досуга на примере проекта в городе Хабаровске. Проект нацелен на создание уникальной рекреационной зоны в условиях резко континентального климата и города со средней численностью населения. Проект расширяет здоровьесберегающие возможности городского населения для восстановления здоровья и отдыха всесезонно. Цель исследования- выявить потребности и проанализировать возможности использования имеющихся рекреационных пространств пригородных территорий города со средней численностью населения, для создания пространственных зон с целью отдыха, занятий спортом и досуга. Теоретическим основанием данного исследования являются труды К. Лоренца, Э. Тоффлера и др. [Лоренц, 1998; Тоффлер,2002]. Авторы выдвигают гипотезу взаимосвязи возможностей здровье сбережения с формированием специальных комфортных пространств. В работе использованы материалы социологического исследования о культуре здоровьесбережения населения городов и мегаполисов, проведенного группой авторов НИИ им Н. А. Семашко, и материалы собственного исследования (две фокус-группы проведенные среди жителей города Хабаровска). Результаты интервьюирования продемонстрировали, что жители города Хабаровска считают привлекательной идею создания благоустроенных специальных зон в пригороде, где возможно проводить свободное время с пользой для здоровья. Междисциплинарный подход позволяет представить исследование с позиции социологии и социологии города, а также в поле архитектуры. В статье рассматривается необходимость разработки концепции использования здоровьесберегающих пространств и создания специальных условий для решения этого вопроса. Авторы предлагают конкретные организационные пути выстраивания здоровьесберегающих пространств в пригородных зонах.

Сохранить в закладках
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА (2024)
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Авторы: Сидоров Павел Геннадьевич, Спека Кристина Ивановна

В статье рассматривается дополнительное образование детей как часть образовательного пространства Хабаровского края. Анализируется роль субъектов влияния (органов управления, педагогов, родителей и др.) на личностное и профориентационное развитие подрастающего поколения, отраженное в представлениях школьников 8-11 классов. Актуальность данного исследования вызвана необходимостью более глубокого понимания влияния социокультурных факторов на выбор и эффективность дополнительных образовательных программ, а также на их роль в социализации и личностном росте детей. Исследование основано на анализе данных репрезентативных социологических опросов родителей и школьников Хабаровского края. Проанализирована структура дополнительного образования школьников как в рамках школьного образования, так и вне школы. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о наличии взаимосвязи эффективности организации системы дополнительного образования в школе как с результативностью её функционирования, так и мотивацией к посещению кружков, секций дополнительного образования вне школы. Обнаружена взаимосвязь положительного отношения школьников к обучению в общеобразовательной школе, посещению занятий в рамках дополнительного образования, и мотивации к продолжению образования в образовательных учреждениях среднего специального и высшего образования. Выявлено положительное влияние дополнительного образования на определение школьниками своей будущей профессиональной траектории. В данном исследовании анализируется, как программы дополнительного образования способствуют не только развитию компетенций и навыков у детей, но и формированию их намерений оставаться в родном регионе. При этом результаты опроса демонстрируют различия мотивации школьников, посещающих занятия дополнительного образования в школе и вне школы, к продолжению образования в системе среднего специального или высшего образования, а также в отношении региона обучения (продолжить образование в учебном заведении Хабаровского края или центральных регионов России, г. Москвы, Санкт-Петербурга.

Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В РЕАЛЬНОМСЕКТОРЕЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ) (2024)
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Авторы: Алешков Алексей Викторович, Синюков Василий Алексеевич, Ивашкин Михаил Вячеславович

В основу оригинального исследования положена гипотеза о неотвратимости внедрения искусственного интеллекта в реальный сектор экономики. Авторы рассматривают нормативно-правовые основы искусственного интеллекта, а также его исторические аспекты. При этом обозначены базовые траектории применения искусственного интеллекта на примере пищевой индустрии- при моделировании и оптимизации пищевых технологий, идентификации, оценке качества и безопасности пищевой продукции. Отмечено, что предпосылкой к внедрению технологий искусственного интеллекта в пищевой индустрии выступает четко наметившийся переход от массового питания к персонализированному, связанный с производством преимущественно комбинированных продуктов сложного ингредиентного и химического состава. Как следствие, технологии искусственного интеллекта позволяют существенно оптимизировать ресурс времени, повысить эффективность и точность совершаемых покупок, способствуют снижению затрат на приобретение продукции и устранению предубеждений при принятии решений, а также предоставляют максимально персонализированные рекомендации при покупке товаров. Результаты исследования включают обзор и анализ трудов российских и зарубежных ученых в области искусственного интеллекта и сфер его применения в пищевой индустрии, а методология исследования базируется на таких теоретических методах научного познания, как сравнение, анализ, систематизация, дедукция, абстракция, обобщение. Также статья раскрывает юридические и концептуальные аспекты искусственного интеллекта и областей его применения, рассматривает перспективные направления дальнейшего проникновения искусственного интеллекта в пищевой индустрии. В заключении обобщаются преимущества и возможности использования искусственного интеллекта по всей цепочке прослеживаемости пищевой продукции, использования его для анализа цифрового профиля при установлении аутентичности и идентификации пищевой продукции.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РАМКАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (2024)
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Авторы: Чернякова Мария Михайловна, Заварзина Марина Андреевна

В данной статье анализируются особенности реализации проектов и программ развития сельского хозяйства в рамках устойчивого развития Новосибирской области. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности аграрного сектора, который играет значительную роль в экономике региона. В статье проводится анализ существующих программ и выявляются проблемы, препятствующие достижению поставленных целей, а также предлагаются пути их решения. Основное внимание уделяется управлению проектами, текущему состоянию сельских районов, продовольственной безопасности и рациональному использованию природных ресурсов. Освещаются тенденции и приоритеты развития аграрного сектора, а также оценивается эффективность программных мер. Цель работы заключается в анализе практики внедрения проектов и разработке рекомендаций для улучшения управления и контроля в данной области. В статье подчеркивается недостаточная научная изученность темы, что делает исследование значимым вкладом в агропромышленные исследования региона. Рассматривается понятие устойчивого развития как системного подхода к повышению качества жизни и развитию экономики без ущерба для экологии, акцентируется внимание на использовании возобновляемых ресурсов и охране биоразнообразия. Статья также рассматривает важность проектов и программ как инструментов стратегического планирования в сельском хозяйстве, подчеркивая их роль в решении социальных и экономических задач на уровне местных общин. В итоге материал представляет собой комплексный анализ принципов устойчивого развития и их применения в аграрном контексте, подтверждая необходимость внедрения устойчивых методов в сельское хозяйство для улучшения производительности, развития инфраструктуры и создания благоприятных условий жизни на селе. Авторы акцентируют внимание на стратегическом значении социально-экономического развития сельских территорий как для региона, так и для страны в целом. Несмотря на достижения, такие как рост производства сельскохозяйственной продукции и модернизация инфраструктуры, описываются существующие проблемы.

Сохранить в закладках
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (2024)
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Авторы: Сюпова Марина Сергеевна, Халикова Светлана Сергеевна

Изменение внешнеэкономической ситуации и структурные сдвиги в российской экономике определяют необходимость формирования в субъектах РФ нового вектора инвестиционного развития, нацеленного на повышение инвестиционной активности. Инвестиционная активность определяет темпы и устойчивость социально-экономического развития региона и выступает важным фактором экономической безопасности территории. В работе систематизированы основные подходы к пониманию категории «инвестиционная активность региона» и предложено авторское понимание данной категории в контексте экономической безопасности. В рамках данного исследования были выделены основные факторы, определяющие уровень экономической безопасности в инвестиционной сфере, и определена их взаимосвязь в логической цепочке: «инвестиционная активность → распределение инвестиций → эффективность инвестиций». Авторы отмечают, что недостаточный приток инвестиций в экономику региона влечет за собой множество негативных экономических и социальных последствий (высокий износ оборудования; убыточность предприятий; низкая эффективность производства и инновационная активность, безработица и другие), которые в перспективе снижают производственный и трудовой потенциал региона. В целях выявления проблемных зон, существующих в сфере привлечения инвестиций, предложена система индикаторов, которая содержит объемные показатели (норма инвестирования, норма накопления, инвестиции в основной капитал на душу населения), а так же показатели, отражающие темпы роста инвестиций. В состав предложенной системы индикаторов включены относительные показатели, что повышает объективность оценки, поэтому она может выступать основой для проведения мониторинга уровня инвестиционной активности регионов. Органы власти субъектов РФ могут также использовать её для оценки результатов реализуемой инвестиционной политики с целью дальнейшей корректировки.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →