ISSN 2412-9410 · EISSN 2782-1765
Язык: ru

Статья: Каспар Хаузер и русский Верлен: трансформация мифа о поэте (2024)

Читать онлайн

В статье через призму «обратного перевода» анализируются пять переводов стихотворения Поля Верлена «Каспар Хаузер поет» (1873): Валерия Брюсова (1911), Георгия Шенгели (1940-е), Вильгельма Левика (1956), Ариадны Эфрон (1969), Александра Ревича (1970-е). Образ, являющийся одной из масок самого автора и прототипом проклятого поэта, появляющийся затем у Верлена в «Сценарии для балета» из «Записок вдовца» (1886), претерпевает у русских переводчиков ряд трансформаций. Брюсов жертвует «музыкальностью» и типом рифмовки Верлена в попытке сохранить его стройный синтаксис. Шенгели с его научным подходом трактует Каспара с позиций всего наследия Верлена и делает его жертвой века. Левик фактически включает комментарий в текст стихотворения. Эфрон, использующая пушкинский и цветаевский лексикон в своем переводе, максимально его «русифицирует». Трактовка Ревича, чья переводческая стратегия максимально близка пастернаковской, предполагает критику социума, отвергающего поэта. Так на русской почве трансформируется сам миф о «проклятых поэтах»: он теперь и пушкинский жертвенный пророк, и «больше, чем поэт» с заведомо трагической судьбой, прослеживаемой на судьбах больших русских поэтов XX в., таких как Мандельштам, Цветаева, Пастернак.

Ключевые фразы: поль верлен, каспар хаузер, «проклятый поэт», СТРАТЕГИИ ПЕРЕВОДА, проблема перевода, культурный трансфер, РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА
Автор (ы): Черкашина Маргарита Вадимовна
Журнал: Шаги / Steps

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
81. Лингвистика. Языкознание. Языки
Префикс DOI
10.22394/2412-9410-2024-10-4-163-185
Для цитирования:
ЧЕРКАШИНА М. В. КАСПАР ХАУЗЕР И РУССКИЙ ВЕРЛЕН: ТРАНСФОРМАЦИЯ МИФА О ПОЭТЕ // ШАГИ / STEPS. 2024. ТОМ 10, №4
Текстовый фрагмент статьи