Статья: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОПЕРИРОВАТЬ ФОНОВЫМИ ЗНАНИЯМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (2025)

Читать онлайн

В статье описаны сущность и механизмы формирования фоновых знаний, обозначена роль этих видов знания в формировании умений выявлять пресуппозицию и обнаруживать подтекст высказывания. Цель работы — проанализировать роль фоновых знаний в успешном формировании языковых, культурных и коммуникативных компетенций учащихся, разграничить понятия «пресуппозиция», «подтекст» и «фоновые знания» и определить их логические взаимосвязи. Задачи статьи — на основе установленных между понятиями взаимосвязей определить способы формирования у учащихся фоновых знаний, умений выявлять пресуппозицию высказывания и понимать его подтекст; рассмотреть взаимосвязь между наличием фоновых знаний и успешностью интерпретации иноязычного сообщения. К используемым методам относятся анализ научной литературы, системный метод, абстрагирование, конкретизация. Научная новизна исследования заключается в построении схемы, отражающей общее и специфичное между понятиями «пресуппозиция», «фоновые знания» и «подтекст» по их компонентам, характеру и сфере бытования, а также в указании роли фоновых знаний в формировании умений выявления пресуппозиций и распознавания подтекста высказывания у учащихся. Определены способы обучения студентов выявлению комплекса пресуппозиций и интерпретации подтекста высказывания. Предложены задания для развития этих умений и контроля их сформированности. Полученные результаты могут быть применены при методической подготовке занятий со студентами в рамках курсов «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык». Материалы исследования могут быть также использованы для развития метакомпетентности преподавателя вуза, что приведет к обогащению и качественному росту его методических решений в направлении использования новых способов, приемов, форм и видов работ, служащих формированию устойчивой внутренней мотивации субъектов образовательного процесса.

Ключевые фразы: ФОНОВЫЕ ЗНАНИЯ, пресуппозиция, подтекст высказывания, априорные знания, коммуникативное взаимодействие, национально-культурная специфика
Автор (ы): Мусагитова Галия Нильевна
Журнал: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
378.147.227. Усвоение и закрепление выученного. Заметки. Письменные конспекты. Записи для памяти
Для цитирования:
МУСАГИТОВА Г. Н. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОПЕРИРОВАТЬ ФОНОВЫМИ ЗНАНИЯМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. 2025. ТОМ 14, № 2
Текстовый фрагмент статьи