Целью данной статьи является выявление методических аспектов педагогической фасилитации для развития креативности обучения, поскольку креативность в современном мире стала предметом важных исследований в системе образования и распространилась на различные виды человеческой деятельности, как в системе обучения, так и в мире труда. В статье дается определение креативности обучения; раскрыты основные положения фасилитативного обучения; роль и положение преподавателя как партнера по обучению; размышления о целях образования; обучение как процесс, позволяющий студентам учиться самостоятельно; коммуникативные техники; наличие учебных ресурсов, которые соответствуют потребностям учащихся; определение потребностей и учебных ресурсов студентов; и их характеристики. Определены три фактора в фасилитативном преподавании: потенциал и способность преподавателей понимать характер студентов и цели обучения; учет достижений студентов; применение различных моделей обучения и различных средств обучения. Выявлено, что развитие креативности осуществляется путем поощрения активного участия студентов, превращения студенческого опыта в материал для обсуждения в процессе обучения, учебная атмосфера создается путем активного вовлечения студентов и совместного проведения оценок (преподавателей и студентов) с помощью рефлексивных тестов. Основным результатом развития креативности обучения является возможность студентами раскрыть свой потенциал и способности в благоприятной учебной атмосфере, развить готовность преодолевать учебные трудности, отстаивать свою независимость в обучении; также повышение мотивации к обучению, поиск альтернативных решений учебных проблем, повышение эффективности деятельности студента при высокой вовлеченности всех членов группы. Результаты исследования рекомендуются преподавателям для применения на практических занятиях и на занятиях по контролю самостоятельной работы в учебно-воспитательном процессе в вузе.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Языкознание
- Префикс DOI
- 10.24412/2225-8264-2025-2-956
Фасилитатор обязан содействовать повышению эффективности деятельности при высокой вовлеченности всех членов группы. Вовлеченность членов группы является одним из ключевых или основных принципов фасилитационного обучения.
Список литературы
1. Савельева Н. Н., Орлова А.А., Степанова Ю.Ф. Методические аспекты реализации фасилитативного обучения в вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. Т.11. № 2 (29). С. 35-40.
2. Медведева И. Л., Савельева Н. Н. Кураторство как условие успешной адаптации студентов и реализации фасилитативного обучения в вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024. Т. 13. № 2. С. 43-47.
3. Hardika, Aisyah. E. N., Gunawan, I. Facilitative Learning to Improve Student Learning Creativity. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 269: Atlantis Press, 2018, Р.98-107.
4. Munandar S. C. U. Creativity and Education: A Studi of The Relationshis between Measures of Creative Thinking and A Number of Educational Variables in Indonesian Primary and Junior Secondary Schools. Jakarta: Ditjen Dikti Depdikbud, 1999, 128p.
5. Makiguchi T. Education for Creative Living. Iowa University Press/Ames, 1989, 234 p.
6. Адонина Л. В., Вишнякова А. В., Кузема Т. Б. Педагогическая фасилитация и ее составляющие // E-SCIO. 2020. № 9. C. 309-316.
7. Ромашина С. Я., Майер А. А. Фасилитативная педагогика в высшем образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 6. С. 45-49.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития стратегии корпоративного бренда, основное внимание уделяется основным элементам, которые формируют сильную идентичность бренда. В ней рассматриваются ключевые этапы создания стратегии бренда, включая анализ рынка, позиционирование бренда, дифференциацию и эффективную коммуникацию. Рассматривая роль стратегии бренда в приведении корпоративных целей в соответствие с ожиданиями рынка, подчеркивается ее важность для достижения устойчивого присутствия бренда и содействия успеху организации. Кроме того, исследуется, насколько хорошо разработанная стратегия бренда влияет на организационную культуру, усиливает взаимодействие с внутренними и внешними заинтересованными сторонами и обеспечивает согласованность всех бизнес-операций, также подчеркивается необходимость постоянной адаптации к меняющимися тенденциями рынка и предпочтениями потребителей.
Статья будет полезна широкому кругу специалистов и организаций, занимающихся корпоративной стратегией, маркетингом и брендингом. Владельцы бизнеса и руководители могут использовать полученные знания для разработки или уточнения стратегии бренда своей компании, обеспечивая соответствие корпоративным целям и требованиям рынка. Специалисты по маркетингу получат ценные рекомендации по позиционированию бренда, дифференциации и тактике коммуникации. Корпоративные стратеги и консультанты могут применить эти концепции, чтобы помочь компаниям усилить свое присутствие на рынке и получить конкурентные преимущества. Кроме того, студенты, ученые и исследователи в области бизнеса и маркетинга получат более глубокое понимание разработки стратегии корпоративного бренда и ее практического применения в различных отраслях промышленности.
В статье рассматривается вопрос об оценке необходимого и достаточного времени для проведения промежуточной аттестации по математике в техническом университете. Основной целью предлагаемого исследования является оценка времени (веса в часах) на промежуточную аттестацию для всех видов дидактических единиц, включенных в оценочные и методические материалы рабочей программы дисциплины «Математика», входящей в учебный план различных направлений подготовки студентов очной формы обучения в Омском государственном университете путей сообщения. К используемым авторами научным методам исследования относятся наблюдение, анализ, абстрагирование, сравнение, синтез, эксперимент. Результатом проведенного исследования является процедура нормирования времени преподавателем при проведении промежуточной аттестации, а также методика подготовки студентов к промежуточной аттестации. Полученные результаты могут быть применены при разработке новых тестов, в том числе компьютерных, и экзаменационных билетов, а также для модификации существующих материалов и средств проведения промежуточной аттестации и материалов для подготовки к ней. В частности, важным направлением применения разработанной процедуры нормирования является разработка систем разноуровневых задач, в которых ключевым фактором отнесения той или иной задачи к определенному уровню будет являться время ее решения студентом. Авторы статьи пришли к следующему выводу: постоянное совершенствование стандартов современного образования требует от преподавателей обязательного нормирования времени на всех этапах процесса обучения.
В статье рассматривается проблема развития языковой личности специалиста средствами учебной дисциплины. На основе системы личностных и профессиональных психологических особенностей обучающегося составляется модель его языковой личности; раскрываются методы и способы развития ее компонентов для обеспечения успешной самореализации индивида в профессиональной деятельности. Обозначены предпосылки и условия эффективности коммуникативного взаимодействия. Выделены аспекты коммуникативной личности говорящего: ценностный, отвечающий за оценку речевой ситуации с точки зрения нормы и морали и соответствующий моральным установкам в структуре языковой личности; понятийный аспект, определяющий стандартный и креативный модусы поведения (следование модели и нестандартное поведение), и поведенческий аспект — речевые действия (способы их реализации), продиктованные мотивами, целями и стратегиями общения. Рассмотрены особенности и своеобразие профессиональной языковой личности. Обозначены критерии оценки уровня профессионализма, показатели которых составляют речевой имидж индивида. Предложены некоторые типы заданий, применение которых разнообразит традиционные способы формирования знаний, умений и навыков. Определены способы и средства перевода специалиста на более высокий уровень профессионализма. Предложены перспективные области разработок по развитию профессионализма и речевого имиджа специалиста средствами дисциплины.
В статье рассматривается проблема развития рефлексии начинающего учителя. Целью исследования является изучение условий и способов развития рефлексии начинающего учителя и его психологического благополучия. К используемым в работе методам относятся психологическое тестирование, анкетирование, методы статистической обработки. Приводятся результаты эмпирического исследования, которые свидетельствуют о преобладании у начинающих учителей среднего и низкого уровней рефлексивности. В соотношении видов рефлексии начинающих учителей, рефлексия настоящей деятельности выражена в меньшей степени.
Определяются основания изучения взаимосвязи рефлексивности и психологического благополучия. Выявлены различия в параметрах психологического благополучия начинающих учителей с разным уровнем рефлексивности. Обнаружено преобладание среднего уровня психологического благополучия у начинающих учителей, при среднем и низком уровнях развития личностной рефлексии. Также выделены и описаны группы затруднений (коммуникативные, организационные, конструктивные) с которыми сталкиваются учителя в начале профессиональной деятельности.
Полученные в исследовании данные послужили основанием для разработки цикла поддерживающих занятий начинающих учителей по освоению практик рефлексивного анализа проблемных ситуаций профессиональной деятельности, создания предпосылок для повышения уровня психологического благополучия.
Повышение мотивации обучения остается одной из основных проблем в педагогической теории и практике. В данной статье рассмотрен аспект проблемы, связанный с повышением мотивации обучения, выступающей средством развития логической культуры студентов. Проведенный анализ результатов учебной работы обучающихся выявил ее низкий уровень, характеризующийся недостаточной сформированностью навыков переноса логических приемов в новые условия.
В статье раскрыты понятия «мотивация обучения», «логическая культура», выделены группы познавательных потребностей обучающихся и перечислены основные требования, обеспечивающие результативность работы по развитию логической культуры средствами мотивации.
Мотивационное задание является не только основным средством формирования познавательных интересов, но и способом осуществления мотивации. Авторы рассматривают мотивационные задания как основу проектирования образовательных ситуаций, стимулирующих применение логических приемов, составляющих логическую культуру. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены этапы проектирования образовательной ситуации и перечислены требования к конструированию мотивационных заданий. В статье приведены примеры мотивационных заданий, апробированных в обучении математическим дисциплинам. Описанные примеры направлены на формирование следующих логических приемов: взаимообратные отношения необходимости и достаточности, классификация.
Эффективность описанного подхода к развитию логической культуры подтверждается положительными результатами исследования, в том числе проведенного анкетирования.
В статье рассматриваются современные возможности цифровой трансформации образовательного процесса, а также возможные вызовы, связанные с интеграцией модели GPT-4 в образовательную и научную деятельность. Анализируются преимущества использования генеративных технологий искусственного интеллекта, включая персонализацию обучения, ускорение исследований и повышение доступности образования. Особое внимание уделяется проблемам, таким как академическая честность, технологические ограничения и этические аспекты. Представлены перспективы развития, включая внедрение гибридных образовательных моделей, создание адаптивных траекторий образовательного процесса, подготовку специалистов и совершенствование методик подготовки высококвалифицированных специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Работа подчеркивает необходимость комплексного подхода для минимизации рисков и эффективного использования GPT-4 в образовательной среде. На основании представленных математических моделей, которые формализуют влияние таких факторов как образование качественного контента, генерируемого нейросетью, адаптивность информации для образовательного процесса и учет персональных качеств обучаемого индивидуума, формируется возможность количественной оценки влияния внедрения технологий искусственного интеллекта на образовательный процесс. Применение математических моделей, предложенных в исследовании, позволяет в перспективе адаптировать процесс выпуска специалистов, соответствующих требованиям работодателей посредством количественного измерения компетенций, которые усваивает индивидуум в процессе подготовки к трудовой деятельности.
В статье описаны сущность и механизмы формирования фоновых знаний, обозначена роль этих видов знания в формировании умений выявлять пресуппозицию и обнаруживать подтекст высказывания. Цель работы — проанализировать роль фоновых знаний в успешном формировании языковых, культурных и коммуникативных компетенций учащихся, разграничить понятия «пресуппозиция», «подтекст» и «фоновые знания» и определить их логические взаимосвязи. Задачи статьи — на основе установленных между понятиями взаимосвязей определить способы формирования у учащихся фоновых знаний, умений выявлять пресуппозицию высказывания и понимать его подтекст; рассмотреть взаимосвязь между наличием фоновых знаний и успешностью интерпретации иноязычного сообщения. К используемым методам относятся анализ научной литературы, системный метод, абстрагирование, конкретизация. Научная новизна исследования заключается в построении схемы, отражающей общее и специфичное между понятиями «пресуппозиция», «фоновые знания» и «подтекст» по их компонентам, характеру и сфере бытования, а также в указании роли фоновых знаний в формировании умений выявления пресуппозиций и распознавания подтекста высказывания у учащихся. Определены способы обучения студентов выявлению комплекса пресуппозиций и интерпретации подтекста высказывания. Предложены задания для развития этих умений и контроля их сформированности. Полученные результаты могут быть применены при методической подготовке занятий со студентами в рамках курсов «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык». Материалы исследования могут быть также использованы для развития метакомпетентности преподавателя вуза, что приведет к обогащению и качественному росту его методических решений в направлении использования новых способов, приемов, форм и видов работ, служащих формированию устойчивой внутренней мотивации субъектов образовательного процесса.
В статье рассмотрены методические основы организации работы будущих учителей по подготовке обучающихся старших классов к письменной части ЕГЭ по французскому языку. Будущие учителя при изучении дисциплины «Методика обучения и воспитания (иностранный язык)» в рамках раздела «Тестирование и оценка иноязычной речевой деятельности» знакомятся с содержанием ЕГЭ по французскому языку. Поскольку, исходя из данных аналитических отчетов председателей ЕГЭ по французскому языку у обучающихся больше всего трудностей возникает при выполнении задания 38 письменной части, будущие учителя на занятиях по методике знакомятся с умениями письменной речи, которыми должны овладеть выпускники школ для успешного выполнения данного задания. Также в ходе изучения методики обучения и воспитания студенты готовят методическую разработку для обучающихся, включающую инструкцию, стратегии выполнения задания 38, банк упражнений, направленных на формирование умений письменной речи, при подготовке к выполнению данного задания. Апробация методической разработки осуществляется при прохождении студентами педагогической практики в школе. Данная методическая разработка имеет достаточно высокую практическую значимость, поскольку включает не только инструкцию и стратегии выполнения задания 38, а также банк упражнений, направленных на формирование умений письменной речи, при подготовке к выполнению данного задания.
В статье рассмотрена методика применения кейс-технологии в образовательном процессе на уровне высшей школы при преподавании дисциплины «История России». Целью работы является проведение анализа технологии выполнения кейса, содержащего проблемный материал исторических источников, отражающих период Смутного времени. К используемым методам относятся сопоставительный анализ, синтез, исторический и логический метод. Результатом использованной методики является разработка задания, связанного с анализом комплекса документов исторического характера, конечной целью которого является формулирование обучающимися комплекса причин, способствующих складыванию кризисной ситуации в указанный период. Полученные результаты могут быть применены при планировании учебного процесса в рамках указанной дисциплины. Автор статьи пришел к следующим выводам. Использование технологий кейс-стади является эффективным при его применении в образовательном процессе на уровне вышей школы. Это связано с тем, что посредством применения данного метода обеспечивается развитие практических навыков в их синтезе с использованием знаний теоретического характера. У обучающегося поддерживается познавательный интерес через организацию поисково-эвристической работы с сюжетами, основанными на проблемных ситуациях. Научной новизной является привлечение технологии кейс-стади для более глубокого погружения обучающихся в понимание механизмов развития исторического процесса, через установление ими, при изучении исторических источников, совокупности действующих факторов и их структурно-логическое выстраивание по степени важности и приоритетности. Тем самым приобретается умение реконструкции исторических событий, способствующее, в том числе, лучше усвоить материал учебной дисциплины «История России».
Статья посвящена проблеме формирования математической культуры у студентов аграрных специальностей. Рассмотрены основные методы и подходы, такие как когнитивный подход, проблемное обучение и интеграция математики с профессиональными дисциплинами. Приведен пример практического применения математических методов, включая использование множественной линейной регрессии для прогнозирования доходности сельскохозяйственных культур. Особое внимание уделено необходимости учета специфики профессиональной подготовки студентов и ориентации на прикладные аспекты математического образования.
Современные цифровые технологии могут сделать процесс разрешения и предотвращения конфликтов в школе более гибким, доступным и эффективным, обеспечивая оперативность, прозрачность и удобство для обучающихся, их родителей, учителей и администрации школы. Цель данной статьи заключается в теоретическом обосновании возможностей эффективного применения цифровых технологий и ресурсов в процессе реализации школьных медиативных практик. Задачи исследования: рассмотреть преимущества и недостатки использования цифровых ресурсов, выявить их потенциал для развития навыков конструктивного разрешения конфликтов; проанализировать как цифровые инструменты можно адаптировать к использованию в школьной медиации. Для достижения поставленных целей был проведен анализ источников по применению цифровых ресурсов в сфере решения конфликтных ситуаций в школе. В статье рассмотрены основные возможности и недостатки использования цифровых технологий в работе школьного медиатора; представлен анализ научных публикаций по вопросам применения цифровых технологий в медиации; рассмотрены основные возможности и направления интеграции цифровых технологий в школьную медиацию; приведены примеры разработок как отечественных, так и зарубежных авторов цифровых инструментов, приложений, сервисов и платформ в поддержку профессиональной деятельности школьного медиатора; рассмотрены возможности цифровых технологий отечественных разработчиков, которые позволяют медиатору образовательного учреждения отслеживать прогресс в разрешении конфликтов, вести учет проведенных сессий и анализировать результаты своей работы. Полученные результаты могут быть применены в практике применения цифровых ресурсов в школьной медиации.
Статья посвящена актуальным вопросам организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Исследована проблема привлечения студентов к НИРС и ее решение на основе организации работы с научно-исследовательскими кейсами. Для реализации данного подхода автор обращается к кейс-методу. В статье рассматривается суть метода, его технологические особенности, описание разработанного автором научно-исследовательского кейса «Числа Фибоначчи и их применение». В соответствии с требованиями метода инцидента, применяемого для исследовательских кейсов, определена структура научно-исследовательской работы: содержание кейс-ситуации, кейс-вопросы, критерии оценивания. Автор исследования приводит подробное описание объема работ, стоящих перед студентами. Работая над кейсом, студенты знакомятся с присутствием «золотого сечения» в природе, его применением в экономике, теории оптимизации. Изучив методы мнемотехники, разрабатывают собственную технологию запоминания однородной информации, основанную на применении ряда чисел Фибоначчи. В процессе работы студентами над кейсом были реализованы главные цели метода инцидента: обращение к конкретным ситуациям, имеющим место в реальной жизни; самостоятельное дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности. Работа над кейсом позволила обеспечить высокую степень вовлеченности студентов в самостоятельную исследовательскую работу, повысить уровень знаний, эрудицию, раскрыть творческие способности. Предлагаемые автором методические рекомендации к организации НИРС могут быть использованы при разработке научно-исследовательских кейсов по другим областям знаний.
Издательство
- Издательство
- АНОО ВО СИБИТ
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644116, г. Омск, ул. 24-я Северная, 196/1
- Юр. адрес
- 644116, Омская обл, г Омск, Центральный округ, ул 24-я Северная, д 196 к 1
- ФИО
- Родионов Максим Георгиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______