В статье рассматривается тематика, проблематика исторического романа современного прозаика О. Ермакова «Родник Олафа». Основное внимание уделяется реконструкции в нем картин древности, обращаясь к соответствующей поэтике, автор как бы погружает читателя в повседневность русичей XII в., в эпоху, ознаменованную распространением христианства, борьбой новой веры со старой - с язычеством. Анализ образной системы подводит авторов статьи к другим сочинениям современных прозаиков на темы далекого прошлого, к вопросам этическим, социальнополитическим, но прежде всего - к лингвистике текста, к языку, речи, к фольклорным мотивам.
Идентификаторы и классификаторы
Историко-мифологический план, созданный свободным полетом авторской фантазии, более поэтичен, он вбирает в себя летописные предания, поверья, фольклорные мотивы. Этот план образуют две тесно связанные сюжетные линии. Одна – о немом от рождения отроке Спиридоне, носившем прозвище Сычонок, потому как мастерски подражал крику птицы. Мальчиком движет страстное желание заговорить. Так, заметим, героем «Лавра» движет страстное желание искупить грех. Оставшись в силу трагических обстоятельств один, Спиридон отправился искать легендарный родник, источник трех великих русских рек, по преданиям, способный исцелять болезни и исполнять желания. Искания сводят его то с принявшим христианство людом, то с приверженцами религии отцов, с язычниками. Противоборство язычества и христианства становится главной темой во второй части романа, темой, которая слабо освещена в нашей литературе. Вот уже многие столетия главным источником ее освещения остается «Повесть временных лет», киевская летопись XII в.
Список литературы
1. Бавильский Д. Более странно, чем рай // Новый мир. 1998. № 5. С. 232-238.
2. Прилепин З. Предисловие: По обе стороны Млечного Пути // Ермаков О. Арифметика войны. М.: Астрель, 2012. C. 7.
3. Мескин В. По страницам “Большой книги” - 2014 // Вопросы литературы. 2015. № 2. С. 52-71. EDN: TVTPIH
4. Мескин В. A., Галай К. Н. На краю прошлого - на краю вечности. Перекличка голосов в современной российской и французской прозе // Вопросы литературы. 2020. № 5. C. 150-166. EDN: JKULTE
5. Панова О. Б., Кодочигова О. В. Традиции древнерусской культуры в романе Е. Г. Водолазкина “Лавр” // Язык и культура: сб. ст. XXIX Междунар. науч. конф. (Томск, 16-18 окт. 2018 г.). Томск: Изд. Дом Томского гос. ун-та, 2019. С. 62-69.
6. Колобаева Л. А. Русский исторический роман по-новому: “Тобол!” Алексея Иванова // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. 2019. Т. 24, № 3. С. 376-389.
7. Спиридонов Д. Проблема историзма в художественной литературе // Изв. Уральского гос. унта. 2005. № 39. С. 220-229.
8. Бесков А. А. Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья первая) // Colloquium heptaplomeres. 2015. № 2. С. 6-18. EDN: VKCBKP
9. Ермаков О. Н. Родник Олафа. М.: АСТ, 2021. 536 с.
10. Шейн П. Белорусские народные песни, с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями. СПб.: тип. Майкова, 1874. С. 436-437.
11. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. С. 276-281. EDN: QRECDR
Выпуск
Другие статьи выпуска
Вежливость является важным элементом межкулътурной коммуникации. Целью данной статьи является анализ причин коммуникативных неудач китайских студентов в использовании формул русского речевого этикета, среди которых выделены: культурные различия (в ценностях, в образе мышления, в социальных обычаях, этнопсихологические различия); отрицательный перенос формул этикета родного языка и правил их использования; межкультурные психологические барьеры. Методы исследования: анализ научной литературы, сопоставительный метод, анализ ошибок и затруднений в речевом поведении китайских студентов, обобщение педагогического опыта. В качестве путей преодоления коммуникативных неудач китайских студентов в процессе обучения русскому языку рассматриваются: первичное ознакомление с формулами русского речевого этикета и ситуациями их использования, сопоставительный анализ речевых ситуаций, развитие лингвистической эмпатии студентов как способности понимать образ мышления, душевное состояние и намерения говорящего, анализ и обсуждение этико-речевых ошибок, развитие и совершенствование прагматических навыков и умений в речевой практике.
Статья описывает проблему формирования смысловой основы языкового образования, которая является важнейшим условием всестороннего развития учащегося средствами иностранного языка. Объектом проведенного исследования является процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций старшеклассников в ходе овладения иноязычной коммуникативной компетенцией. Для решения поставленной задачи проведен анализ официальных документов, определяющих требования к иноязычной подготовке школьников на уровне среднего общего образования, рассмотрены диссертационные исследования и научные статьи, которые выполнены отечественными и зарубежными авторами. Методологической основой исследования являются коммуникативно-когнитивный, деятельностный, личностно-ориентированный, социально-развивающие подходы. В исследовании обосновывается значимость ценностно-смыслового начала в учебном процессе по иностранным языкам и определяются условия формирования ценностно-смысловой сферы личности. Ценностно-смысловая основа речемыслительной деятельности школьников включает совокупность знаний, представлений, опыта и ценностных ориентаций и формируют основу для понимания, интерпретации и создания смысла в речевой деятельности учащихся. Авторы рассматривают необходимость смысловой целостности содержания иноязычного образования, которая может быть обеспечена, в частности, за счет формирования и укрепления междисциплинарных связей. Утверждается, что важным компонентом содержания языкового образования должны быть тексты, содержащие ценностносмысловые ориентиры. Авторы также пытаются обосновать особую значимость социально заостренных речевых ситуаций, которые создают условия для формирования социально-нравственной позиции старшеклассника. Предложены примеры заданий, которые позволяют сделать обучение личностно значимым, направленным не только на усвоение знаний, но и на обретение смыслов как элементов личного опыта.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью интеграции современных компьютерных технологий в среду современного искусства. Учитывая текущие изменения в мире и конкретно в области виртуальных технологий, необходимо сказать о том, что проблема изучения возможностей этих технологий в разных сферах становится очень актуальной. Виртуальные технологии внедрены сегодня в экономику, право, технику, а также в сферу искусства, которая для нас представляет наибольший интерес. Виртуальная реальность сегодня стала не только средством развлечения, но и способом, который позволяет художникам творить: за счет разнообразных программ и приложений возник такой феномен, как VR-рисование. Оценивая разнообразные средства, которые данный феномен внедрил в сферу творчества сегодня, мы задаемся вопросом: насколько удобны и полезны инструменты, с помощью которых сегодня создаются виртуальные шедевры и как их можно использовать в учебном процессе.
Статья посвящена описанию технологии использования чек-листа при проведении уроков русского языка в поликультурной среде на примере изучения сравнительных конструкций; выявлению и рассмотрению методических тенденций применения чек-листа на уроках русского языка, представлению обучающего потенциала чек-листа и его функций, возможностей его внедрения. Авторами предложены методические разработки по использованию чек-листов на уроках русского языка в поликультурной среде по изучению сравнительных конструкций, составлены образцы чек-листов и упражнения, направленные на глубокое изучение языкового явления, обеспечивающие учебную мотивацию обучающихся, формирование их языковой и коммуникативной компетенций, а также успешное достижение запланированных образовательных результатов. Определен потенциал чек-листа в эффективном и одновременном решении нескольких важнейших методических задач, связанных с необходимостью четкого структурирования учебного материала, организацией самостоятельной деятельности учащихся, обеспечением возможности контроля прогресса результатов учебной деятельности, определением уровня освоения школьниками предметных знаний.
В статье рассматривается современный подход к изучению медицинской терминологии на иностранном языке, ее ключевых аспектов в онлайн-условиях. Такой формат непосредственно вызывает образовательный интерес у студентов специализированного учебного заведения. При преподавании профессиональной лексики в современных условиях одним из требований является повышение качества подготовки будущих специалистов и внедрение новых стратегий на занятиях по английскому языку. Следовательно, целью исследования является тщательное изучение таких понятий, как «профессиональная лексика», «цифровое обучение», и их отличительных особенностей, а также рассмотрение подходящих форм и стратегий в преподавании медицинского английского языка для создания аутентичной атмосферы и высоких показателей уровня приобретаемых знаний. Ключевой проблемой работы является анализ практического применения медицинской лексики в цифровой среде и ее эффективности в усвоении информации студентами-медиками. Для этого требуется изучить основные понятия и их признаки, определить возможные способы преподавания профессиональной лексики с использованием новых стратегий и выявить динамику освоения данной системы обучения студентами медицинского учреждения.
В статье представлены результаты работы коллектива Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) по проекту Министерства просвещения Российской Федерации «Разработка и совершенствование современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных образовательных организаций». Авторами раскрыт механизм разработки и совершенствования современных игровых технологий для системы дошкольного образования. При его разработке авторы опиралась на результаты исследований по выявлению образовательных запросов и потребностей педагогического сообщества и родителей детей дошкольного возраста из разных субъектов Российской Федерации. Предложенный алгоритм создания игровых технологий включает три этапа: создание целостной воображаемой ситуации, решение образовательных задач, присвоение и закрепление целостных форм поведения ребенка. Применение игровых технологий направлено на решение задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования по образовательным областям в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: духовно-нравственное, культурно-историческое и гражданско-патриотическое воспитание ребенка, приобщение его к традиционным семейным ценностям.
Статья посвящена формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью в процессе биологического образования на основе признания здоровья как высшей ценности. Приведены примеры заданий по темам раздела «Биология человека», способствующие формированию ответственного отношения школьников к своему здоровью и применения теоретических знаний на практике.
Цель статьи - актуализировать такой аспект подготовки педагога начального образования, как развитие профессиональной компетенции в формировании метапредметных образовательных результатов обучающихся. На примере универсального учебного действия сравнения раскрываются некоторые положения методики его формирования. Выделяются и обсуждаются операции, входящие в состав учебного действия сравнения; оценивается вклад каждого учебного предмета школы в решение задачи формирования данного действия. Приводятся и анализируются фрагменты уроков в начальной школе, основанные на интеграции предметного и метапредметного содержания образования. Статья адресована педагогам школ, студентам и преподавателям педагогических вузов.
В статье представлены результаты анализа понятия «естественнонаучный учебный текст», определено общее и особенное учебного текста, текста параграфа учебника и текста научно-популярной статьи; рассмотрены типы естественнонаучных текстов. В работе проанализированы вопросы естественнонаучной грамотности учащихся в контексте умений, формируемых при работе с естественнонаучным учебным текстом, при этом особый акцент был сделан на формировании в школе основ естественнонаучной грамотности и на ее связи с читательской грамотностью. Были проанализированы существующие учебные пособия и хрестоматии, содержащие фрагменты классических научных исследований. На примере работ Р. Бойля и Э. Мариотта были показаны пути адаптации научных текстов и создания к ним методического сопровождения в виде вопросов и заданий с целью формирования у учащихся представлений о научном исследовании (целях, ходе проведения, возникающих трудностях, получаемых результатах). В работе ставится вопрос о создании особых хрестоматий по физике, в которых будут собраны разные типы текстов как для обучения, так и для контроля сформированности умений, в том числе входящих в область естественнонаучной грамотности.
Статья посвящена экстремальным задачам школьного курса математики. Авторы выстраивают две отдельные линии в обсуждении заявленной темы, разделяя различные методы решения экстремальных задач на методы, реализующие алгебраический и геометрический подходы. В случае применения первых из них решение (как алгебраических, так и геометрических задач) согласуется с этапами математического моделирования. Для случая применения вторых из них в работе делается акцент на так называемом базовом приеме. С его помощью реализуется решение первых экстремальных задач геометрии, опора на него выполняется в процессе решения обсуждаемых задач с использованием других геометрических методов. Авторами выделяется последовательность действий в составе базового приема. В рамках каждой линии обсуждения характеризуется подготовительная работа, реализуемая в преддверии решения экстремальных задач различными методами.
В основе данной статьи лежит анализ исторических и культурных предпосылок, которые способствовали формированию вокальных традиций Китая, сложившихся на рубеже XIX и XX вв., и особенно интенсивно в период 1920-1930 гг. В процессе анализа упоминается ряд личностей, которые в разное время способствовали формированию фундаментальных вокальных школ. На данный момент эти школы до сих пор актуальны и реализуют свои программы, являясь эталонными на международном уровне. Во введении авторы указывают на сильные стороны современного вокального искусства Китая, которые в итоге были сформированы посредством накопления исторического опыта не только в рамках Китая, но и с учетом опыта итальянской, русской и в целом европейской вокальных школ.
В статье рассматриваются оригинальные и переводные сборники игр и занятий и отдельные досуговые самоучители и пособия для детей, выходившие в Российской империи в середине XIX - начале XX в. В том, насколько серьезное внимание уделялось воздействию описывавшихся игр и занятий на детское развитие, каковым оказывалось соотношение между текстами, ориентированными на детей и взрослых, и чем эти тексты разбавлялись, большую роль играли личные качества, профессии и особенности профессионального опыта их авторов и составителей. В этой связи уделяется внимание особенностям их подходов к составлению сборников и путей использования ими таких книг для изложения их взглядов на проблемы детского развития. Перечисляются основные темы и сюжеты, освещавшиеся в этих книгах. Выделяются общие для изданий такого рода черты и их особенности.
В статье изложены результаты систематизации научных данных о степени разработанности технологий психолого-педагогической помощи в комплексной реабилитации детей со спинальной мышечной атрофией (СМА) в российском и международном опыте. Представлено современное состояние и актуальные направления психолого-педагогической помощи семье ребенка с редким генетическим заболеванием как один из методов комплексной реабилитации. Обозначены перспективы исследований в области изучения особых образовательных потребностей, определения критериев выбора образовательного маршрута и программы обучения детей с разным типом СМА. Выявлено, что дифференцированный подход в оказании психолого-педагогической помощи ребенку и родителям в рамках комплексной реабилитации позволит осуществить индивидуальный подбор методов восстановительного лечения для замедления патологического процесса и профилактики осложнений.
Объективные условия перехода на формат онлайн-обучения кардинально изменили приоритеты как обучения, так и отчетности. Востребованность повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей школ, педагогов вузов на творческих кафедрах выявляет проблему расстановки приоритетов значимости в оценке инновационных предложений выпускников. Новые условия обучения требуют новых показателей отчетности студентов, новых подходов к исследовательской деятельности. Самостоятельная работа иностранных студентов требует повышенного внимания и ответственности консультанта, эксперта. Стратегия сотрудничества в области художественного образования «Китай - Россия» формирует новую образовательную парадигму и метод синхронной популяризации культурного наследия.
Педагогическое образование нуждается в совершенствовании. Принятие ядра высшего педагогического образования заметно способствовало этому. Однако не все проблемы преодолены. В частности, по мнению авторов, наряду с ранее отмечавшимися трудностями следует упомянуть то, что дисциплины ядра не затрагивают первый и выпускной курсы. В то же время оказаться вовлеченными в собственно педагогическую подготовку уже на первом курсе представляется весьма значимым. На практике это, как правило, происходит по инициативе чаще всего выпускающих кафедр, которые предлагают включить в рабочие учебные планы курсы по выбору «Введение в профессиональную деятельность», «Введение в педагогическую деятельность». Авторы предлагают задуматься о целесообразности именно таких курсов. По их мнению, более оправданным может быть учебный курс «Введение в образовательную деятельность». В статье раскрывается концепция курса, дается его обоснование и представлена возможная структура.
В статье рассматривается проблема организации педагогической практики студентов педагогического вуза с учетом требований новой образовательной парадигмы. В качестве решения данной проблемы предлагается новая модель организации такой практики, имеющая целью формирование ценностного коммуникативно-методического мировоззрения студентов и базирующаяся на интеграции духовно-нравственных ценностей российского общества и профессиональных ценностей иноязычного образования. Отличительными характеристиками предлагаемой модели выступают: культуросообразность, интегративность, научность, личностная ориентация, технологичность, инструментальность. Описаны этапы прохождения студентами педагогической практики, представлены примеры заданий на каждом из этапов.
В данной статье анализируется понятие «ценностно-смысловая сфера личности», рассматриваются факторы развития ценностно-смысловой сферы обучающихся в современной школе, в частности, роль такого личностного ресурса, как критическое мышление, у современных школьников в контексте формирования и развития их ценностно-смысловой сферы личности в современной школе. Анализируется влияние уровня развития критического мышления у обучающихся на их способность к формулированию и обоснованию собственных духовных ценностей и личностных смыслов, а также на способность к глубоким рассуждениям вокруг них. Приводится перечень свойств, присущих человеку, обладающему критическим мышлением, и их связь с его системой ценностных ориентаций и системой личностных смыслов, в контексте формирования и развития ценностно-смысловой сферы школьников в современной школе.
Используя достижения разных антропологических «измерений» образования в социально-гуманитарном познании, в статье впервые представлена содержательно-смысловая трактовка факторов как побуждающих причин процесса развития антропологического знания об образовании человека и механизмов, приводящих его в действие. Факторы развития антропологических знаний об образовании человека характеризуются: а) субъектностью как ценностно-смысловой конструктивной позицией человека, определяющей его познавательно-преобразующую нацеленность на создание нового знания; б) методологической рефлексией, содействующей развитию антропологической аксиоматики и уточнению инструментальных средств познания, обуславливающей критическое переосмысление антропологических представлений об образовании человека, а также усовершенствование средств и способов познавательно-преобразующей деятельности; в) влиянием научно-технологического прогресса, обуславливающего направленность развития гуманитарно-антропологических знаний преодолевать разрывы между достижениями научного прогресса и эффективностью превращать их в инновационный образовательный продукт; г) социально-политическими и социокультурными причинами, побуждающими создавать новые научные знания, отвечающие растущим вызовам современности и предопределяющие эффективность их практической реализации в сфере образования. Разнообразие механизмов развития антропологического знания представлено описанием методов: заимствования смысловых значений из других систем знаний; наследования; обогащения предметно-тематического содержания; интеграции; категоризации; комплексного развития знаний в контексте системного представления об уровне развития современного образования. Выдвигается условие для его поступательного совершенства. Дается оценка перспектив создания целостного гуманитарно-антропологического знания об образовании человека.
Данная статья систематизирует результаты исследования выпусков новостей филиала ВГТРК ГТРК «Нижний Новгород» и анализирует, на каких темах делают акцент редакторы регионального телевидения. Основываясь на собственных предпочтениях, редакторы выносят волнующие их вопросы в начало информационного новостного блока. Так определяется место этих материалов в информационном пространстве Нижегородской области и за ее пределами. Исследование показывает, что большая часть новостных сюжетов, вынесенных в начало выпуска, носит социальный характер. В большинстве случаев выбираются темы, которые поступили непосредственно от телезрителей. Однако существуют содержательные различия выстраивания новостного выпуска, зависящие от личности редактора. Это в том числе сказывается и на характере формирования новостной повестки дня. С одной стороны, она может быть социально-криминальной, с другой - непосредственно гражданской.
Статья посвящена исследованию медиаобразователъных инструментов развития эстетических ценностей у молодого поколения посредством продуктов аудиокулътуры. В эпоху цифровизации стремительно трансформируется структура медиапотребления подростков и молодежи. Вопрос формирования и поддержания высокого культурного уровня пользователей на сегодняшний день стоит особенно остро. Позитивная альтернатива циркулирующему в медиасреде деструктивному контенту может быть создана не только усилиями журналистских редакций, но и в рамках современных медиаобразовательных практик. Эмпирической базой статьи послужили радиопроекты, созданные независимыми редакциями - в частности, студенческой радиостанцией Московского педагогического государственного университета «Радио Пульс МПГУ». Особое внимание уделяется рассмотрению технологии создания художественно-драматургических аудиоциклов, а также их эстетической и социальной значимости.
Статья посвящена изучению причин распространения инфодемических нарративов в социальных сетях Китая в конце 2019 - первой половине 2020 г. Именно на начальном этапе пандемии коронавируса в силу того, что государственные СМИ и представители власти замалчивали проблему появления нового заболевания, пользователи социальных медиа, находясь в состоянии повышенной тревожности, становились источниками и распространителями непроверенной информации о коронавирусе и действиях, предпринимаемых властями. Исходя из изученных материалов, автор приходит к выводу, что инфодемия - естественный процесс, который сопровождает глобальный медицинский кризис, а соцсети в этом процессе играют главенствующую роль. С целью повышения доверия населения к власти и официальным СМИ Китай реализовал четырехэтапную модель реагирования государственных структур на дезинформацию в соцсетях, а также использовал накопленный до пандемии опыт борьбы с фейк-ньюз. Все эти действия привели к существенному снижению количества инфодемических нарративов в социальных сетях.
В статье устанавливаются черты такой жанровой модификации, как военные мемуары. Автор материала выявляет главные признаки, необходимые для формирования произведений в данном жанре, а также указывает на второстепенные черты, которыми представители жанра могут обладать лишь в частных случаях. В качестве примера автором используются военные мемуары британского военного и писателя Томаса Эдварда Лоуренса, более известного как Лоуренс Аравийский, под названием «Семь столпов мудрости». Книга является поздним представителем жанра военных мемуаров, зародившегося еще в Древней Греции, и обладает всеми основными чертами, присущими жанровому канону, прошедшему длительный период становления и развития.
В статье анализируются художественные принципы воплощения мифологемы Сибири в дилогии современного писателя А. В. Иванова «Тобол». Литературная традиция интерпретации мифологемы Сибири имеет многовековую историю и связана с политическими, территориальными и культурными особенностями освоения региона. Для русской ментальности Сибирь мыслилась местом отдаленным, гиблым, своего рода филиалом ада на земле - мифоэтическая семантика, свойственная «лагерной прозе». Но природные красоты и богатства, а потом и знакомство с населяющими Сибирь народностями заставляют пересмотреть отношение к Сибири. Геопоэтика Сибири учитывает ее реальное географическое положение, но строится на антитезе между европейским и местным взглядом на ландшафт и потенциал региона, собирательного названного писателем по главному для XVIII в. городу Сибири. Иванов последовательно объединяет различные подходы к художественному истолкованию Сибири, заставляя восхищаться ее самобытностью, не забывая ее жестокости здешних обычаев. Ключевую роль в дилогии играют персонажи, которые мечтают превратить «адскую» Сибирь в рай на земле, верят в обновление и возрождение этой земли за счет таких аксиологических принципов, как милость и диалог. В выводах статьи обобщается геоэтическая, аксиологическая и культурно-историческая семантика мифологемы Сибири в дилогии «Тобол».
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011