Используя достижения разных антропологических «измерений» образования в социально-гуманитарном познании, в статье впервые представлена содержательно-смысловая трактовка факторов как побуждающих причин процесса развития антропологического знания об образовании человека и механизмов, приводящих его в действие. Факторы развития антропологических знаний об образовании человека характеризуются: а) субъектностью как ценностно-смысловой конструктивной позицией человека, определяющей его познавательно-преобразующую нацеленность на создание нового знания; б) методологической рефлексией, содействующей развитию антропологической аксиоматики и уточнению инструментальных средств познания, обуславливающей критическое переосмысление антропологических представлений об образовании человека, а также усовершенствование средств и способов познавательно-преобразующей деятельности; в) влиянием научно-технологического прогресса, обуславливающего направленность развития гуманитарно-антропологических знаний преодолевать разрывы между достижениями научного прогресса и эффективностью превращать их в инновационный образовательный продукт; г) социально-политическими и социокультурными причинами, побуждающими создавать новые научные знания, отвечающие растущим вызовам современности и предопределяющие эффективность их практической реализации в сфере образования. Разнообразие механизмов развития антропологического знания представлено описанием методов: заимствования смысловых значений из других систем знаний; наследования; обогащения предметно-тематического содержания; интеграции; категоризации; комплексного развития знаний в контексте системного представления об уровне развития современного образования. Выдвигается условие для его поступательного совершенства. Дается оценка перспектив создания целостного гуманитарно-антропологического знания об образовании человека.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 167.1. Проблема
Научно-технологический прогресс своими темпами развития постоянно опережает имеющиеся возможности образования усваивать и впитывать научные и технические новации. Объясняется это значительно более медленными процессами изменений его содержания и методического обеспечения [9]. В этом случае образование, ориентируясь на достижения науки и технологий, инициирует такую направленность развития гуманитарно-антропологических знаний, результаты которого позволяли бы преодолевать разрывы между достижениями научного прогресса, их осмыслением с адекватными методическими решениями превращать в образовательный продукт. Наиболее показательным примером успешного преодоления разрыва являются научно-теоретические разработки Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, фундаментальное значение которых, на наш взгляд, существенно перекрыло временной лаг отставания. Так, было показано, что на основе рассудочно-эмпирического мышления и знаниевого подхода невозможно осваивать постоянно развивающиеся системы предметного и социального мира, создавать новые формы культуры. К тому же его культивирование не выявляет и не развивает потребностей действовать самостоятельно, творчески, стремиться к самообразованию и саморазвитию [13]. На базе этих представлений и была выстроена практика развивающего образования, которая определила особенности совершенствования нормирования его содержания путем включения задач формировании общих способностей мышления и деятельности, научения обучающихся самостоятельно ставить задачи, определять методы их решения и анализировать результат.
Список литературы
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект / В. И. Слободчиков, А. А. Остапенко, Е. В. Шестун [и др.]; под ред. В. И. Слободчикова. 4-е изд., испр. и дополн. М., 2022. 32 с. URL: http://ost101.narod.ru/2022_Doktrina_4izd.pdf (дата обращения: 20.03.2023). EDN: RPKMRX
2. Антропологический подход в развитии воспитания и социализации детей и молодежи: мо-ногр. / под ред. В. К. Рябцева. М.: ФГБНУ “ИИДСВ РАО”, 2019. 488 с. URL: https://rnkтитут-воспитания.рф/upload/iblock/4cf/4cff5a8d4e3d42095be41f2309c56ac7.pdf (дата обращения: 14.01.23).
3. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций. М.: Изд-во УРАО, 2002. 208 с. EDN: VRQGXB
4. Максакова В. И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Изд. центр “Академия”, 2004. 208 с. EDN: QTMSIV
5. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Информ.-изд. отд. Екатеринбургской епархии, 2010. 261 с. EDN: QXWXVT
6. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 431 с. EDN: VRRVUX
7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с. EDN: VRRVVH
8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 360 с.
9. Исследование и проектирование содержания дополнительного профессионального образования (теоретико-методологические основания): колл. моногр. / под ред. С. М. Зверева, В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 393 с.
10. Ласицкая Э. В. Конструктивистское понимание субъекта в эволюционной эпистемологии: автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 2016. 25 с. EDN: ZQAXZZ
11. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с. EDN: SIOLQR
12. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления. Проект / В. И. Слободчиков (рук. проекта), М. В. Захарченко, И. В. Королькова [и др.]. М., 2016. URL: https://rnk-concept.ru/wp-content/uploads/2016/12/ПРОЕКТ_печать_карта-верт.-1.pdf (дата обращения: 20.08.2022).
13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240 с. EDN: QTHMKZ
14. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. 54 с.
15. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
16. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. М.: Высшая школа, 2007. 639 с. EDN: QVMOUV
17. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
18. Проект федеральной программы развития российского образования / Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, Д. Б. Дмитриев [и др.]. М., 1993. 43 с.
19. Лось В. А. Социокультурный анализ цивилизационных процессов: взаимосвязь цикличных и линейных подходов к динамике мирового развития // Век глобализации. 2014. № 2 (14). С. 78-90. EDN: SXDHNZ
20. Розов М. А. Механизмы развития знаний. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/7d81ab67150df0f9c32578760045ee60 (дата обращения: 20.11.2022).
21. Козлова Т. А. Развитие философской антропологии в современных условиях (на примере реализации методологической функции философской антропологии в философии образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2020. 50 с.
22. Капустина В. Ю. Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2019. 24 с. EDN: NJWVJW
23. Любан Т. Н. Христианско-педагогическая антропология В. В. Зеньковского в современном контексте: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. 24 с. EDN: NLMQXT
24. Остапенко М. А. Образ совершенного человека в православной антропологии: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2002. 50 с. EDN: QDQVDP
25. Булгакова И. А. Антропология воспитания в русской культуре: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Тюмень. 2012. 50 с. EDN: QIDUVL
26. Человек между восхождением и нисхождением. Опыт научной дискуссии / науч. ред. и сост. В. И. Слободчикова и А. А. Остапенко. М.: НИИ школьных технологий, 2021. 330 с. (Исследования гуманитарных систем. Вып. 8). URL: http://ost101.narod.ru/2021_Gumanitas_sistems_Vol8.pdf (дата обращения: 17.08.2022).
27. Юсупова О. В. Междисциплинарная интеграция в рамках современной педагогической антропологии: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Самара. 2006. 50 с. EDN: QDXZGV
28. Братищев И. М. Становление отечественной гуманитарной науки как целостности: проблемы теории, методологии и практики. 14.10.2020. URL: https://csruso.ru/nashi-universitety/politjekonomija/stanovlenie-otechestvennoj-gumanitarnoj-nauki-kak-celostnosti-problemy-teorii-metodologii-i-praktiki/(дата обращения: 17.08.2022).
29. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. 379 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье анализируется понятие «ценностно-смысловая сфера личности», рассматриваются факторы развития ценностно-смысловой сферы обучающихся в современной школе, в частности, роль такого личностного ресурса, как критическое мышление, у современных школьников в контексте формирования и развития их ценностно-смысловой сферы личности в современной школе. Анализируется влияние уровня развития критического мышления у обучающихся на их способность к формулированию и обоснованию собственных духовных ценностей и личностных смыслов, а также на способность к глубоким рассуждениям вокруг них. Приводится перечень свойств, присущих человеку, обладающему критическим мышлением, и их связь с его системой ценностных ориентаций и системой личностных смыслов, в контексте формирования и развития ценностно-смысловой сферы школьников в современной школе.
Данная статья систематизирует результаты исследования выпусков новостей филиала ВГТРК ГТРК «Нижний Новгород» и анализирует, на каких темах делают акцент редакторы регионального телевидения. Основываясь на собственных предпочтениях, редакторы выносят волнующие их вопросы в начало информационного новостного блока. Так определяется место этих материалов в информационном пространстве Нижегородской области и за ее пределами. Исследование показывает, что большая часть новостных сюжетов, вынесенных в начало выпуска, носит социальный характер. В большинстве случаев выбираются темы, которые поступили непосредственно от телезрителей. Однако существуют содержательные различия выстраивания новостного выпуска, зависящие от личности редактора. Это в том числе сказывается и на характере формирования новостной повестки дня. С одной стороны, она может быть социально-криминальной, с другой - непосредственно гражданской.
Статья посвящена исследованию медиаобразователъных инструментов развития эстетических ценностей у молодого поколения посредством продуктов аудиокулътуры. В эпоху цифровизации стремительно трансформируется структура медиапотребления подростков и молодежи. Вопрос формирования и поддержания высокого культурного уровня пользователей на сегодняшний день стоит особенно остро. Позитивная альтернатива циркулирующему в медиасреде деструктивному контенту может быть создана не только усилиями журналистских редакций, но и в рамках современных медиаобразовательных практик. Эмпирической базой статьи послужили радиопроекты, созданные независимыми редакциями - в частности, студенческой радиостанцией Московского педагогического государственного университета «Радио Пульс МПГУ». Особое внимание уделяется рассмотрению технологии создания художественно-драматургических аудиоциклов, а также их эстетической и социальной значимости.
Статья посвящена изучению причин распространения инфодемических нарративов в социальных сетях Китая в конце 2019 - первой половине 2020 г. Именно на начальном этапе пандемии коронавируса в силу того, что государственные СМИ и представители власти замалчивали проблему появления нового заболевания, пользователи социальных медиа, находясь в состоянии повышенной тревожности, становились источниками и распространителями непроверенной информации о коронавирусе и действиях, предпринимаемых властями. Исходя из изученных материалов, автор приходит к выводу, что инфодемия - естественный процесс, который сопровождает глобальный медицинский кризис, а соцсети в этом процессе играют главенствующую роль. С целью повышения доверия населения к власти и официальным СМИ Китай реализовал четырехэтапную модель реагирования государственных структур на дезинформацию в соцсетях, а также использовал накопленный до пандемии опыт борьбы с фейк-ньюз. Все эти действия привели к существенному снижению количества инфодемических нарративов в социальных сетях.
В статье рассматривается тематика, проблематика исторического романа современного прозаика О. Ермакова «Родник Олафа». Основное внимание уделяется реконструкции в нем картин древности, обращаясь к соответствующей поэтике, автор как бы погружает читателя в повседневность русичей XII в., в эпоху, ознаменованную распространением христианства, борьбой новой веры со старой - с язычеством. Анализ образной системы подводит авторов статьи к другим сочинениям современных прозаиков на темы далекого прошлого, к вопросам этическим, социальнополитическим, но прежде всего - к лингвистике текста, к языку, речи, к фольклорным мотивам.
В статье устанавливаются черты такой жанровой модификации, как военные мемуары. Автор материала выявляет главные признаки, необходимые для формирования произведений в данном жанре, а также указывает на второстепенные черты, которыми представители жанра могут обладать лишь в частных случаях. В качестве примера автором используются военные мемуары британского военного и писателя Томаса Эдварда Лоуренса, более известного как Лоуренс Аравийский, под названием «Семь столпов мудрости». Книга является поздним представителем жанра военных мемуаров, зародившегося еще в Древней Греции, и обладает всеми основными чертами, присущими жанровому канону, прошедшему длительный период становления и развития.
В статье анализируются художественные принципы воплощения мифологемы Сибири в дилогии современного писателя А. В. Иванова «Тобол». Литературная традиция интерпретации мифологемы Сибири имеет многовековую историю и связана с политическими, территориальными и культурными особенностями освоения региона. Для русской ментальности Сибирь мыслилась местом отдаленным, гиблым, своего рода филиалом ада на земле - мифоэтическая семантика, свойственная «лагерной прозе». Но природные красоты и богатства, а потом и знакомство с населяющими Сибирь народностями заставляют пересмотреть отношение к Сибири. Геопоэтика Сибири учитывает ее реальное географическое положение, но строится на антитезе между европейским и местным взглядом на ландшафт и потенциал региона, собирательного названного писателем по главному для XVIII в. городу Сибири. Иванов последовательно объединяет различные подходы к художественному истолкованию Сибири, заставляя восхищаться ее самобытностью, не забывая ее жестокости здешних обычаев. Ключевую роль в дилогии играют персонажи, которые мечтают превратить «адскую» Сибирь в рай на земле, верят в обновление и возрождение этой земли за счет таких аксиологических принципов, как милость и диалог. В выводах статьи обобщается геоэтическая, аксиологическая и культурно-историческая семантика мифологемы Сибири в дилогии «Тобол».
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011