SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 5 док. (сбросить фильтры)
Статья: БЕСТИАРИЙ В ПОЭЗИИ ГЕНРИХА САПГИРА

В статье обращается внимание на бестиарий как жанр средневековой литературы, представляющий собой собрание описаний животных, реальных или вымышленных, как правило, имеющих фольклорные или мифологические корни. Особый интерес представляет авторский бестиарий, не дающий параллелей с существующей мифологической системой. Один из примеров авторского бестиария дает поэзия Г. В. Сапгира, в которой бестиарные образы частотны и маркированы в заглавиях и при этом вполне независимы от фольклорных и мифологических семиотических кодов. В этом случае можно говорить об авторском бестиарии и на уровне именования, и на уровне описания. В цикле «Встреча» таких авторских бестиарных образов несколько, их называние вынесено в заглавия стихотворений. В стихотворении Сапгира «Журха» благодаря звуковой игре создается атмосфера «иного» мира, населенного бестиями (или иной взгляд на привычный мир). Мир журхи становится точкой отсчета нечеловеческого взгляда на мир. Такую декларацию взгляда со стороны можно сравнить «с точкой зренья ворон» или «с точки зренья комара» в поэзии Иосифа Бродского. Но Сапгир идет дальше, описывая экзотическую бестию, ее насекомоподобность и враждебность к человеку. Герой смотрит на себя взглядом предельно чуждого«чужого». При создании бестиарного образа поэт активно пользуется приемом «поэтики полуслова». При этом «полуслова» возможно рассматривать как своего рода окказиональные слова, которые используются для описания бестии. Здесь невозможно провести границу между оригинальным несуществующим миром и оригинальным взглядом субъекта на мир существующий. Однако игра слов не единственная причина, по которой авторский бестиарий Сапгира оригинален. Детская литература, к которой обращается Сапгир, предоставляла автору широкое поле для экспериментов, а также неограниченную возможность фантазировать. Строго говоря, на примере стихотворений Сапгира разделение «детских» и «взрослых» стихов невозможно, да и несущественно. Так, в цикле «Смеянцы» реализуется тот же самый принцип называния и описания несуществующих живых существ. В итоге проделанной работы становится очевидно, что бестиарные образы Генриха Сапгира не антропоморфны, лишены устойчивой отсылки к литературе и культуре и представляют собой авторский бестиарий, в целом характерный для поэзии конца ХХ века.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Артёмова Светлана
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ВИЗУАЛЬНАЯ ОБРАЗНОСТЬ И ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ В СТИХОТВОРЕНИИ Ю. ЛЕВИТАНСКОГО «РИСУНОК»

В статье рассматривается визуальная образность и лирический сюжет в стихотворении Юрия Левитанского «Рисунок», входящего в его цикл «Катерина, или Прогулка с Фаустом» (1981); подробно анализируется, как при помощи вербальных средств строится визуальный образ художественного мира. Причем этот изображенный мир удваивается, так как есть реальность самого стихотворения и реальность рисунка, создаваемого в этом стихотворении. Для анализа сюжета мы рассматриваем субъектную и пространственно-временную структуры стихотворения, а также ситуацию, событие и систему мотивов. Лирический сюжет строится сначала как рисование, а затем как рефлексия над собственным рисунком и его понимание лирическим субъектом. Отсюда необходимость рассмотрения лирического сюжета во взаимосвязи с визуальной образностью в данном стихотворении. Большая значимость визуальной образности обусловлена заглавием стихотворения, отсылающим читателя к необходимости визуального восприятия. Визуальные образы связаны как с процессом рисования (цвет, очертания, отражение и т. п.), так и разглядывания рисунка. Образ этот - рисунок, но рисунок создается и описывается при помощи слов, таким образом, соединяя поэзию и живопись. Кроме того, получается как бы двойная перекодировка: сначала при помощи вербальных средств создается визуальный образ рисунка, а затем этот визуальный образ интерпретируется (опять-таки, вербальными средствами). От читателя при этом требуется задействовать свое воображение, чтобы «увидеть» созданный лирическим субъектом рисунок и осознать его понимание субъектом. То есть, следуя за авторской стратегией видения, читатель, опираясь на вербальную составляющую, должен задействовать свое визуальное воображ

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Малкина Виктория
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Пути и способы мотивации к изучению лирики на современном уроке литературы

Введение. Статья посвящена актуальной для современного школьного преподавания проблеме поиска новых путей изучения поэзии, мотивационных ресурсов анализа и интерпретации лирики на уроке литературы. В статье обсуждается важность изучения поэтических текстов в школе, обозначены сложности, с которыми сталкиваются подростки при восприятии стихов, и пути их преодоления. Авторами исследован интерес современных школьников к поэзии, разработан технологический инструментарий, помогающий читателю-подростку войти в художественный мир поэзии.

Материалы и методы. Учёные-методисты выделяют различные причины неоднозначного восприятия поэзии читателем-подростком, такие как отсутствие эмоционального опыта, недостаточность метафорического мышления, бедность ассоциаций. Авторы статьи также обращают внимание на изменения в интересах современных школьников, связанные с активным воздействием цифровой среды, что влияет на их восприятие поэтического текста. Для успешного и эффективного преподавания лирики современный учитель должен хорошо разбираться в природе поэтического слова, обладать высокой филологической культурой, владеть необходимым технологическим инструментарием, внимательно относиться к выбору поэтических текстов для изучения на уроке, которые могут увлечь подростка.

Результаты. Показаны возможные пути, способы и приёмы анализа и интерпретации лирики на примере произведений М. И. Цветаевой, одного из самых сложных для восприятия школьников поэтов Серебряного века. Предложена система работы, помогающая учащимся войти в художественный мир поэта через их личностный и рефлексивный опыт. В основе используемого инструментария – традиционные приёмы по развитию воображения, рефлексивные приёмы, герменевтические приёмы и приёмы технологии развития эмоционального интеллекта, такие как визуализация ключевых образов, этимологический анализ слова, создание ассоциативной цепочки на основе ассоциативно-смыслового развёртывания образа, визуализация чувств и эмоций при помощи иллюстративного ряда, создание текста на основе образной рефлексии, что способствует более глубокому осмыслению анализируемого произведения, рождает у обучающихся интерес к поэзии и помогает осознать её значимость для развития их внутреннего мира.

Заключение. Авторы делают вывод о необходимости поиска новых подходов к изучению поэзии и такого инструментария анализа поэтических текстов, который мог бы не только заинтересовать юного читателя, но и способствовать развитию его мыслей и чувств, познанию себя, открытию новых горизонтов в литературном мире.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Сосновская И.
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: О некоторых особенностях организации субъектной структуры песен А. А. Галича

Цель. Выявить и описать основные особенности организации субъектной структуры песен А. А. Галича, уделяя наибольшее внимание тем песенным тестам, в которых лирический субъект реализуется посредством личных местоимений (наиболее распространённый в русской языковой парадигме способ репрезентации лирического субъекта).
Процедура и методы. В процессе исследования используется имманентный и сопоставительный анализ поэтических текстов. Основным предметом анализа становится субъектная структура песен Галича, поскольку именно этот элемент художественной системы особенно тщательно разрабатывался самим автором на протяжении всего творческого пути: от первых песен до песен последних.
Результаты. В статье описываются наиболее часто используемые А. Галичем способы формирования субъектной структуры поэтического текста: комбинирование в рамках одного стихотворения разных местоимений, маркирующих появление разных точек зрения, введение в текст песен литературных цитат и активное оспаривание содержащихся в них утверждений, что свидетельствует о возникновении своеобразного диалога между лирическими героями Галича и героями других поэтов (Пастернака, Маяковского, Мандельштама). Кроме того, в результате анализа выявляется ряд тем и мотивов, обращение к которым у Галича обязательно сопровождается усложнением субъектной структуры текста.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённый анализ субъектной структуры песен А. А. Галича демонстрирует значимость категорий «лирический субъект» и «точка зрения» для конкретного поэтического текста и для поэзии как рода литературы. Результаты исследования могут быть использованы в следующих курсах: «Теория литературы», «Анализ художественного текста», «История русской литературы ХХ века».

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Казмирчук Ольга
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ПЕРФОРМАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИРИКИ И. БРОДСКОГО. ДОМ КАК ОБРАЗ ПРОСТРАНСТВА

В статье рассматривается проблема перформативности как ключевой характеристики лирических произведений, отличающихся по своей структуре, содержанию и цели высказывания от нарративных и других текстов. Подчеркивается важность изучения лирики согласно ее специфике, исключающей возможность механического применения нарративных характеристик для толкования и понимания стихотворных произведений. Природа лирического текста как перформатива рассматривается в свете теории Дж. Остина о перформативных высказываниях, которые не просто сообщают, но самим фактом своего произнесения делают нечто (обещают, проклинают, обязывают), что роднит их с лирическим дискурсом, который, с точки зрения исторической поэтики, уходит корнями в магический и имеет непосредственное отношение к прямому воздействию словом. Ключевые перформативные свойства лирики, которые выделяет в своих работах В. И. Тюпа (ценностная архитектоника, модус самоактуализации, этос суггестивности) рассматриваются на примере лирики И. Бродского, в частности - образов пространства в его стихах, одним из которых является образ дома. Поэтика пространства у Бродского обладает рядом свойств, которые призваны изменить, перформатировать отношение читателя не только к стихотворению, но к миру в целом, вовлечь его в некую новую перспективу по отношению к знакомым вещам и предметам, буквально воздействовать на его восприятие пространства. Делается вывод о том, что лирическое произведение способно избавить нас от автоматизма восприятия и пробудить, по выражению Г. Башляра «бессознательную поэтическую мощь», что еще раз доказывает его перформативную природу.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Моисеева Екатерина
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем