SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Целью исследования является выявление основных тенденций эволюции государственного и муниципального управления в России на региональном и местном уровнях после внесения изменений в Основной Закон РФ. Установлено, что поправки к Конституции Российской Федерации 2020 года дали старт организационно-правовому оформлению единой системы публичной власти в стране. На основе поправок уже трансформировано федеральное законодательство об организации власти на региональном уровне, ожидаются серьёзные изменения в правовом регулировании и организации местного самоуправления. Ключевой направленностью изменений являются унификация, централизация и «вертикализация» системы публичной власти. В то же время государственная власть в субъектах Российской Федерации получит дополнительные возможности в части регулирования деятельности местной власти и контроля над ней. Общая направленность уже принятых и предлагаемых к принятию новелл укрепляет систему вертикального политического и ресурсного контроля вышестоящих уровней публичной власти над нижестоящими. Она содействует государственной экономической политике, основанной на перераспределении ресурсов, аккумулируемых в федеральном центре, через государственные программы и проекты вниз по вертикали. Ключевыми проблемами в функционировании такой конструкции являются сложности при принятии решений об оптимальном распределении ресурсов, отчуждение граждан от процесса выработки и реализации государственной политики, искажение информации при превалировании иерархического политико-управленческого контроля.
Целью исследования является выявление направленности и политико-управленческих эффектов изменений в порядке и характере процесса формирования кадрового корпуса руководителей административных центров субъектов Российской Федерации. В качестве предмета анализа выступает порядок наделения полномочиями глав региональных столиц областей Центрально-Чернозёмного экономического района (ЦЧР), а также руководителей исполнительной власти указанных городов. Методологической основой исследования заявлены неоинституциональный и сравнительный подходы. Автором осуществлён анализ процесса сменяемости глав городских столиц регионов ЦЧР, изучены их биографии, траектории карьерного роста и профессионального развития. Результаты исследования. Установлено, что изменения порядка наделения полномочиями глав городов связаны с институциональной трансформацией местного самоуправления в России. Вслед за введением в действие законодательства о местном самоуправлении 2003 года (ФЗ-131) в административных центрах трёх из пяти регионов Центрального Черноземья (Белгород, Курск, Тамбов) была закреплена модель управления, в которой глава администрации нанимался представительным органом после конкурсного отбора претендентов. В городах Воронеже и Липецке сохранялись прямые выборы глав муниципалитетов населением. В 2014-2015 годах в рамках «малой» муниципальной реформы субъектам РФ было предоставлено право императивно определять характер наделения полномочиями глав городских округов. Одновременно была расширена «линейка» вариантов избрания главы муниципального образования. После этого все административные центры областей Центрального Черноземья перешли к вариантам, где главу города (либо главу администрации, работающего по контракту) наделяют полномочиями депутаты представительного органа. Соответствующий порядок укрепляет политико-административный контроль региональной власти над муниципалитетами. Параллельно в рамках новой кадровой политики федерального центра начата подготовка кадрового резерва руководителей городов. Вкупе с утвердившимися практиками наделения полномочиями руководителей региональных столиц данная практика обеспечивает профессионализацию кадрового корпуса городских руководителей. Существенными проблемами функционирования данной конструкции являются частая смена руководства региональных столиц, а также отчуждение населения от процесса формирования исполнительной власти городов.
В статье анализируется общественно-политический дискурс местного самоуправления в постсоветский период развития России.
Целью явилось изучение трансформации представлений о функциях местного самоуправления в общественно-политическом дискурсе 2014-2023 гг.
Метод исследования - количественный и качественный контент-анализ текстов. Как оказалось, в ассоциативном ряду с понятием «местное самоуправление» в наименьшей мере употреблялись словоформы, связанные со смыслами локальной демократии, гражданского общества, демократии, политического участия граждан. В гораздо большей мере концепт местного самоуправления оказался связан с понятиями, описывающими его как государственное управление на местах, связанное с выполнением функции предоставления услуг населению, решением социально-экономических проблем.
В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что идея трансформации местного самоуправления нижнего звена в системе публичной власти имеет поддержку в политическом дискурсе.
В общественном сознании функция этого института как «школы демократии» оказалась почти полностью вытеснена представлением о нем как о «низовом» звене управления, занятом главным образом предоставлением услуг населению и решением социально-экономических задач.
Столь безболезненный отказ от демократической составляющей в более широком контексте подтверждает гипотезу, что формирование местного самоуправления в первой половине 1990-х гг. носило не демократический, а политически ситуативный характер, связанный с: интересами относительно небольшого числа авторов; несформированностью в постсоветский период локальных сообществ и слабостью среднего класса, неспособного поэтому стать социальной базой местного самоуправления.
Это порождало объективную неизбежность последующей эволюции института местного самоуправления в «нижний этаж» системы государственного управления региона, приведения «надстроечного» института политического управления в соответствие с его базисной основой.
Работа над повышением качества деятельности органов власти является важнейшей задачей для эффективного развития системы управления в стране. В 1920-е годы вышестоящие органы власти Коми автономной области взаимодействовали с низовыми в четырех формах, а именно телефонной, телеграфной, почтовой и «живой». Выезды на места инструкторов способствовали оперативному выявлению актуальных проблем в аппаратах управления и повышению качества работы местных властей.
Цель: изучить важнейшие аспекты и практическое применение инструктирования низовых органов власти Коми автономной области в 1920-е годы. В статье используется литература и архивные источники, позволяющие изучить основы «живого» взаимодействия органов власти в регионе. В работе применены общенаучные методы исследования (анализ, сравнение, описание). Базовые принципы инструктирования волисполкомов и сельсоветов Коми автономной области изложены в документах и материалах органов управления. Властями из-за выявленной неудовлетворительной работы на местах признана необходимым организация регулярного инструктирования волостных исполкомов для ознакомления со всеми распоряжениями высших органов советской власти, а также для выявления недостатков и устранения возникающий вопросов. Инструкторы помогали устранять недочеты, составляли план работ, устраивали заседания, оформляли акты обследования с заключениями. Волисполкомам и сельсоветам необходимо было применять инструкторские указания вышестоящих органов как руководящий материал. В свою очередь сотрудникам волостных исполкомов следовало производить периодические инструктирования сельсоветов. Самым результативным способом взаимодействия вышестоящих организаций (областных и уездных органов, отдела внутреннего управления, областной рабоче-крестьянской инспекции, прокуратуры, налоговой, НКВД и др.) с низовыми органами власти (волисполкомы, сельсоветы) были признаны выезды на места.
Введение: Румыния, Словакия и Сербия являются национальными государствами, в которых расселены значительные по численности венгерские этнические территориальные сообщества, регулярно артикулирующие регионалистские требования автономии и прав меньшинств. Перед государствами актуализируется задача управления политикотерриториальной гетерогенностью, что составляет важный исследовательский сюжет. Предмет настоящей статьи – институциональное управление политико-территориальной гетерогенностью в отношении венгерских территориальных сообществ со стороны национального центра в Румынии, Сербии и Словакии. В исследовательском фокусе – институциональные реформы в этих государствах, касающиеся венгерского сообщества как территориальной общности. Цель: выявить сценарии институционального реформирования как механизма управления политико-территориальной гетерогенностью в отношении венгерских сообществ, используемые национальными правительствами Румынии, Сербии и Словакии начиная с 1990-х годов. Методы: компаративистский анализ small-N по стратегии наибольшего сходства, сравнительно-ориентированный кейс-стади. Результаты: случаи институционального реформирования как механизма управления политико-территориальной гетерогенностью в отношении венгерского территориального сообщества в исследуемых государствах демонстрируют разные сценарии: у национальных правительств Румынии и Словакии сценарий сходный (европейская интеграция как значимый стимул, ограниченная прагматичная децентрализация, территориальная реконфигурация для ограничения структурной силы венгерского сообщества, близкие институциональные форматы автономий субнациональных единиц), тогда как случай Сербии выделяется собственной структурной и институциональной спецификой (фактическое отсутствие внешнего стимулирования, ориентация на венгерское сообщество и регионалистских акторов, определенные ориентиры институциональной конфигурации автономии). Выводы: исследуемые сценарии институционального реформирования являются механизмами управления политико-территориальной гетерогенностью в Румынии, Словакии и Сербии и способствуют нивелированию угроз территориальной целостности.
Международный муниципальный форум БРИКС представляет собой значительное достижение в сфере международного сотрудничества и знаменует важный этап на пути к новому многополярному мировому порядку. Эта новая парадигма возникла как ответ на однополярный мир, в котором доминируют США, и ставит под сомнение мировой порядок, установленный в рамках Всемирного экономического форума. Сотрудничество между муниципалитетами стран БРИКС формирует площадку для обсуждения вопросов городского развития и управления. В данной статье рассматриваются динамика муниципального сотрудничества, обмен знаниями и развитие инфраструктуры в рамках БРИКС, с особым акцентом на значимость межмуниципального взаимодействия для решения городских проблем. Вместе с тем приводятся примеры того, как города и муниципалитеты в развивающихся экономиках сотрудничают по вопросам экономического развития, инициатив «умных городов», устойчивого городского планирования и реформ управления. Благодаря укреплению сотрудничества муниципалитеты БРИКС повышают свой потенциал в сфере инновационной деятельности, устойчивости и инклюзивного роста, одновременно внося вклад в глобальные вопросы городского планирования. Кроме того, в статье рассматривается способность муниципалитетов стран БРИКС оказывать влияние как на региональные, так и на международные стандарты городского управления, что позиционирует их в качестве ключевых участников процесса глобальной урбанизации.
На основе первоначально введенных в научный оборот формлярных списков чиновников дается социальный портрет (сословное положение, возраст, вероисповедание, семейное положение, образовательный уровень, наличие судимости, имущественное положение и размер жалованья, опыт административной и военной службы, карьера после отставок) советников Якутского областного отделения первой половины XIX в. Показана социокультурная характеристика провинциального «среднего чиновничества» Азиатской России.
В статье исследуется вопрос о роли качества жизни как фактора обеспечения легитимации результатов муниципальной реформы на примере Московской области. Авторы раскрывают вопрос на основе анализа данных экспертных интервью относительно качества жизни и динамики данного показателя на территории таких муниципальных образований, как Сергиев Посад, Королёв и Дмитровский округ. В качестве теоретического фундамента исследования выступила концепция легитимности П. Бергера и Т. Лукмана. Авторы приходят к выводу, что для указанных муниципалитетов характерен достаточно высокий уровень качества жизни. Динамику этого показателя после преобразования соответствующих территорий в городские округа характеризует наличие ряда значимых позитивных тенденций. Но в то же время отмечается наличие факторов, частично сглаживающих позитивный эффект перемен. Близость к столице задает высокий уровень маятниковой миграции и обеспечивает регулярное появление большой массы туристов и дачников. Как результат, трансформируются стандарты качества жизни местного населения, представители которого рассматривают уровень потребления москвичей как эталон. Помимо того, сохраняются структурные проблемы в области здравоохранения, ЖКХ и транспорта, относящиеся к сфере компетенции органов государственной власти. За счет этого роль ключевой детерминанты легитимации муниципальной реформы и ее результатов приобретает качество работы не столько муниципальных, сколько региональных и федеральных властей.
Территориальное самоуправление является исторической стадией развития человеческой цивилизации, сформировавшейся в качестве инструмента регулирования общественных отношений на субгосударственном уровне в границах локальных сообществ, и осуществляется в интересах этих сообществ и при их непосредственном участии. Оно зародилось в период обострения межсословной борьбы между феодалами и гражданами вольных городов, результатом которой стало обретание последними особых прав в качестве муниципальных корпораций. В то же время понятие «территориальное самоуправление» не тождественно «местному самоуправлению», поскольку не привязано только к границам городов, а выступает способом обособления территорий на разных уровнях. Функциональное разнообразие феномена территориального самоуправления объясняется историческими, экономическими и политическими предпосылками формирования административно-территориальных систем современных государств и в настоящее время служит способом разграничения полномочий между уровнями публичной власти в решении актуальных общественных проблем. Цель исследования — выявление признаков и критериев самоуправляемости территорий, их роли в обретении локальными сообществами статуса самоуправляемых. Учет данных признаков и критериев позволит определить устойчивые границы деятельности самоуправляемого сообщества с использованием так называемого функционального предела самоуправляемости (ФПС). Он необходим для соотнесения (с точки зрения общественно принятых и рациональных рамок) затрат на использование централизованной модели управления сообществом и решение вопросов этого сообщества преимущественно внутренними силами. На основе метода типологических группировок в соответствии с выделенными критериями составлена классификация видов локальных сообществ России. В статье представлены также ключевые показатели оценки ФПС муниципального образования, рассмотрены условия, способствующие как трансформации индивидуальных установок граждан в коллективный интерес, так и обретению локальным сообществом статуса самоуправляемой общности. Результаты представленного исследования имеют значение для формирования современной концепции местного самоуправления в России, корректировки хода муниципальной реформы
Статья посвящена анализу электоральных результатов оппозиционных политических партий на выборах в органы местного самоуправления, которые состоялись в сентября 2024 года. Рассматривая оппозицию как важнейший элемент современной политической системы, автор обосновывает значимость присутствия оппозиционных политических партий на всех уровнях власти. На основе анализа актуальной электоральной статистики показано, что возможности политической конкуренции на выборах местного уровня несколько выше, чем на региональном и федеральном уровнях, что объясняется меньшей заинтересованностью региональной политической элиты определять муниципальное управление, особенно на фоне снижения бюджетной обеспеченности местного самоуправления и перманентных реформ местного уровня власти. Анализируя реформы местного самоуправления, автор приходит к выводу о постепенном встраивании органов МСУ в общую вертикаль власти и к воспроизводству его зависимости от власти федеральной и региональной. Это, в свою очередь, ведёт к низкому уровню доверия к МСУ со стороны граждан. При этом партии на местном уровне остаются важными акторами гражданского общества и основными участниками электорального процесса, однако его участниками в настоящее время становится менее половины из зарегистрированных политических партий. Автор показывает, что главным бенефициаром выборов становится партия «Единая Россия», в то время как оппозиционные партии довольствуются скорее участием, чем победой. Предложена типология оппозиционных политических партий, в основу которой положены активность участия в избирательных кампаниях (количество выдвинутых кандидатов, количество регионов, где партии принимают участие, количество полученных после распределения голосов мандатов).