SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 8 док. (сбросить фильтры)
Статья: ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРОГНОСТИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ КУРСАНТОВ-АВИАДИСПЕТЧЕРОВ И ИХ ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТЕ

Цель исследования - изучение связи между прогностическими способностями курсантов-авиадиспетчеров и их поведением в конфликте. Данные личностные особенности были выбраны в связи с их высокой профессиональной значимостью в сфере управления воздушным движением. В статье обоснованы актуальность изучения связи между интеллектуальными и коммуникативными способностями авиадиспетчеров и необходимость развития данных способностей в условиях получения высшего профессионального образования. Приведены результаты определения взаимосвязи между выраженностью основных свойств мышления авиадиспетчеров, характеризующих их способность к прогнозированию ситуации, и стратегиями их поведения в конфликте. В качестве основных методов исследования были использованы теоретический анализ литературы, обобщение, тестирование, анализ, статистические методы. В представленном исследовании участвовали 64 курсанта второго курса Ульяновского института гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, обучающихся по специализации «Организация воздушного движения». В качестве эмпирического метода исследования было выбрано тестирование по методике Томаса - Килманна (в адаптации Н. В. Гришиной), направленное на выявление стратегий поведения респондентов в конфликтной ситуации, а также тестирование по методике Л. А. Регуша «Способность к прогнозированию». В результате диагностики были измерены следующие свойства мышления, характеризующие прогностические способности курсантов: аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность и доказательность мышления. В ходе анализа результатов тестирования были построены диаграмма среднегрупповой выраженности пяти основных стратегий поведения респондентов в конфликте и диаграмма выраженности пяти основных составляющих (по Л. А. Регушу) прогностических способностей курсантов-авиадиспетчеров и рассмотрена взаимосвязь между ними. Анализ полученных результатов проведен с точки зрения требований будущей профессии опрошенных. Для определения степени согласованности рядов значений стратегий поведения в конфликте и свойств прогностичности мышления в группе опрошенных был использован метод статистического анализа данных с помощью коэффициента корреляции Пирсона (R-Пирсона). Полный текст статьи в переводе на английский язык публикуется во второй части данного выпуска.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И НЕГАТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

Период обучения в высшем учебном заведении сопровождается значительными когнитивными и эмоциональными нагрузками, связанными с академическими требованиями, социальной адаптацией и профессиональным самоопределением. Эти факторы создают предпосылки для возникновения стрессовых ситуаций и усиления негативных психических состояний, таких как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность. В условиях хронического стресса данные состояния могут перерастать в дезадаптивные формы поведения, снижая учебную мотивацию и ухудшая общее психическое здоровье студентов. В статье исследуется влияние уровня эмоционального интеллекта на выраженность негативных психических состояний у студентов. На первом этапе исследования был проведен анализ уровня эмоционального интеллекта, на основании которого участники были разделены на три группы (высокий, средний и низкий уровень). На втором этапе изучалась взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и самооценкой отрицательных психических состояний.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Соловьева Ирина
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Современные технологии проникли во все направления работы педагога-психолога. Сегодня студенты-психологи должны быть готовы к работе в новой цифровой образовательной среде, уметь использовать различные онлайн-инструменты и адаптироваться к новым форматам обучения. Исследование показателей адаптации студентов-психологов к цифровой трансформации образования актуально, так как в современном мире цифровые технологии играют все более значимую роль во всех сферах жизни, включая образование. Цифровые технологии являются надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса. Для исследования способности студентов-психологов педагогического университета адаптироваться к изменяющимся условиям и процессу цифровой трансформации образования были использованы методы опроса и анкетирования. Определение уровня адаптации проводилось с помощью стандартизированного опросника и авторской анкеты. В работе представлены результаты исследования четырех показателей общей адаптации: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность и адаптивные способности. Определены четыре показателя адаптации к цифровой трансформации образования: заинтересованность, готовность к использованию цифровых инструментов, знание цифровых инструментов и умение их применять, легкость усвоения цифровых инструментов. На основании полученных результатов представлены данные об адаптации студентов-психологов факультета психологии и педагогики разных курсов к цифровой трансформации образования в процессе обучения.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ О СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

Цель. Выявить особенности представлений государственных служащих – мужчин и женщин – о психологических характеристиках современного российского руководителя.

Процедура и методы. Было проведено эмпирическое исследование с использованием опросника, разработанного авторами на основе по лученных ранее данных. Для обработки результатов использовался факторный анализ с varimax-вращением.

Результаты. В результате анализа эмпирических данных были выявлены психологические характеристики и описаны образы современных российских руководителей, которые присутствуют в представлениях государственных служащих независимо от их пола, а также показано, что содержание этих образов может варьироваться в зависимости от пола респондентов.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в дальнейшее развитие как психологии управления, так и теории социальных представлений, и могут быть использованы в практике кадровой работы, личностно-профессионального консультирования руководителей, а также в ходе организационного консультирования для выявления проблем во взаимодействии между руководителем и членами коллектива и выбора наиболее продуктивных методов преодоления конфликтов между руководителем и подчинёнными.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Селезнева Елена
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ, ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ

В статье приводится общий статистический анализ результатов анонимного опроса 107 респондентов из числа студентов в возрасте 18-30 лет очного и заочного обучения института физической культуры, спорта и здоровья РГППУ. Опросник состоял из 42 вопросов, косвенно указывающих на состояние психологического и физического здоровья студенческой молодежи. Выявлены взаимосвязи между собой показателей деструктивных ощущений, положительных эмоций, двигательной активности, личных привязанностей (фармакологические средства, алкоголь, курение) и гигиенических факторов (питание, сон, баня и т. д.), заболеваемости. На основании полученных данных опроса и их интерпретации планируется разработка программы по обучению студентов сохранять свое психофизическое здоровье в процессе образовательной и трудовой дальнейшей жизнедеятельности с формированием стойкого убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Хозяинова Татьяна
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ АЛЕКСИТИМИИ У ЖЕНЩИН С КОМПУЛЬСИВНЫМ ПЕРЕЕДАНИЕМ

В исследовании личности женщин, страдающих компульсивным перееданием, установлено, что им свойственен высокий общий уровень алекситимии, характеризующийся трудностями идентификации и описания чувств, на фоне выраженности проявлений экстернального мышления и неадаптивных копинг-стратегий, таких как конфронтация, дистанцирование, избегание. Результаты специально организованного группового психологического консультирования женщин с высоким уровнем алекситимии, направленного на развитие понимания, идентификации чувств и способностей выражать свои эмоции, осознания их связи с телесными ощущениями; формирование умений понимать состояние и чувства других; преодоление неадаптивных и выработку адаптивных копинг-стратегий, свидетельствуют о возможностях коррекционного воздействия в снижении алекситимических проявлений у женщин с компульсивным перееданием. Высказано предположение о том, что коррекция алекситимии в условиях специально организованного психологического консультирования способствует снижению деструктивного пищевого поведения женщин.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Ярославцева Ирина
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Автором статьи представлено исследование актуальной для современной ситуации социокультурной трансформации проблемы формирования гражданской идентичности личности, под которой понимается развивающаяся структурная организация, включающая компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный и деятельностный компонент. Компоненты взаимосвязаны и определяют общее развитие гражданской идентичности личности. Исследование значения и смыслов феномена «гражданской идентичности» для конкретной личности - это сложный в диагностическом и объяснительном плане процесс. Одной из оптимальных исследовательских процедур выявления специфики идентичности личности является свободный ассоциативный эксперимент, который использовался в исследовании. Результаты данного эксперимента, проведенного с преподавателями высшего учебного заведения, позволили определить смысловые особенности феномена «гражданской идентичности» как для самих преподавателей, так и для современной молодежи в их представлении. Систематизировав ответы преподавателей и их ассоциаты с понятием «гражданская идентичность» по категориям, автором были выделены следующие смысловые группы (каждая смысловая группа определила содержание структурного компонента гражданской идентичности): «Рациональное отношение к отождествлению себя как гражданина» (когнитивный компонент), «Эмоциональное отношение к отождествлению себя с гражданином страны» (аффективный компонент), «Социальная ситуация развития, определяющая развитие гражданской идентичности» (ценностно-мотивационный компонент), «Собственная гражданская активность личности» (деятельностный компонент). Группы, выделенные самими преподавателями, и смысловые группы представлений преподавателей о гражданской идентичности молодежи различаются представленными ассоциатами. К сожалению, в результате исследования были выявлены негативные ассоциации преподавателей о гражданской идентичности молодежи, неверие в ее сформированность и гражданскую активность.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Бугайчук Татьяна
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ВОСПРИИМЧИВОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К СТРЕССУ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ

Вопрос всестороннего изучения восприимчивости к стрессу (стрессоустойчивости) военнослужащих в разные периоды несения ими службы в настоящее время актуализируется по причине расширения набора критериев, предъявляемых к военнослужащим в современной, стремительно меняющейся общественно-политической обстановке, которая оказывает заметное психоэмоциональное воздействие как на общество в целом, так и на лиц, состоящих на воинской службе. Целью исследования стало изучение восприимчивости к стрессу и выявление различий в стрессоустойчивости среди военнослужащих в разные периоды несения службы. Выявление характера стрессоустойчивости у военных происходило с использованием методики К. Маклина «Шкала организационного стресса» (в адаптации Н. Е. Водопьяновой), а также методов статистического анализа. В результате произведенных автором изысканий были выделены два наиболее выраженных психологических аспекта, свойственных процессу профессионального развития военнослужащих: первый – параболическая кривая изменения уровня развития жизнестойкости военнослужащих (который возрастает в течение первого и второго периодов профессиональной деятельности и снижается в течение третьего периода), второй – повышение устойчивости к организационному стрессу по мере роста профессионализма и совершенствования компетенций у лиц, проходящих воинскую службу.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем