SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Введение. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки в России политики интеграции мигрантов с целью их инкорпорирования в основные институты общества. Отсутствии четких акворов, занимающихся политикой интеграции мигрантов, ведут к возникновению этнических анклавов, обособлению мигрантов, формирование отрицательного отношения к мигрантам со стороны местного населения. В исследовании поставлена цель - выделить временны́е этапы миграционной политики, которые соответствовали бы определенным моделям интеграции внешних мигрантов в российское общество, провести анализ моделей интеграции мигрантов в рамках государственной миграционной политики в период с 1992 г. по настоящее время и выработать рекомендации по формированию политики интеграции мигрантов.
Материалы и методы. В качестве методов использованы теоретический анализ текста нормативно-правовых актов, научной литературы, методы сравнения и аналогии, сравнительно-правовой и статистический подходы, а также специальный социологический метод - качественный анализ документов.
Результаты. Представлена авторская типология интеграции мигрантов, которая стала фундаментом выделения этапов и характеристики типов реальных интеграционных моделей: гуманитарная; выборочная, гостевая; жесткая-контрольная; адаптивная; интеграционная; адаптивно-гостевая. Обоснована потребность в совершенствовании управления миграционными процессами в сфере интеграционной политики на федеральном и региональном уровнях, определены организационные мероприятия для органов государственной власти и местного самоуправления по формированию адекватной модели интеграции мигрантов.
Выводы. В настоящее время в Российской Федерации проделана значительная работа по созданию системы социокультурной интеграции иммигрантов. Однако интеграционная политика до сих пор не реализована в достаточной мере, не принят федеральный закон, который бы явно регулировал соответствующие общественные отношения.
Ставится проблема сравнительного изучения социализации в коммеморативном поле семьи и государства на примере поколений иммигрантов и внутренних мигрантов. Констатируется параллельное существование дискурсов семейной и официальной исторической памяти. На основании широкого круга источников выявляются общие элементы в семейной социализации молодых поколений и в интеграции государством «пришлых». Объединяющим механизмом выступает известный антропологам и философам дарообмен. Доказывается, что он является важной составляющей мировоззрения иммигрантов и внутренних мигрантов разных поколений, а также официальных государственных нарративов о прошлом. Предлагается гипотеза о том, что полная интеграция заключается в формировании готовности включиться в многовековой обмен между данной семьей и государством. Символический обмен, как в случае социализации посредством семейной памяти, должен быть выгоден семье, а не государству с идеей жертвенности во имя него. Таким образом, по мнению авторов, возможно преодолеть символические границы, которые являются препятствием для интеграции разных поколений иммигрантов и внутренних мигрантов в общероссийское коммеморативное пространство.
В данной статье представлена попытка проблематизировать исследования иммигрантских сообществ внутри Европы на пересечении категорий «границы/пограничье» - «память» - «иммигрантские сообщества», проявив особую роль памяти в этой триаде. Для достижения поставленной цели в первой части статьи автор представит ряд подходов к исследованию пограничья в разных его измерениях с акцентом на «жестком» территориальном аспекте данного феномена. Затем внимание будет уделено «мягкому» пограничью и его чертам и далее будут охарактеризованы «иммигрантские сообщества» как «пограничье мягких границ». На основе концепции «активных границ» К. Мюллера и исследования иммигрантской молодежи в разных странах под руководством Дж. Берри будут проблематизированы возможные фокусы исследования памяти представителей иммигрантских сообществ на «пограничье мягких границ» в принимающих сообществах.
В статье представлена трансформация миграционной политики США и анализ её влияния на расклад сил в президентской кампании 2024 года. Избирательная кампания 2024 года в США характеризуется значительными различиями между основными партиями и их электоратом, а также акцентом на ключевых экономических и иммиграционных вопросах, которые разделили американское общество. Основным донором рабочей силы для США является Мексика, она же является воротами для нелегальной миграции из стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Почти за всё время существования иммиграционная политика страны показывает, что миграция играет важную роль в развитии американского общества. Проблема нелегальной миграции существовала всегда и продолжает существенно влиять на социально-экономическое развитие страны. Современная стратегия США в области иммиграции сочетает преемственность с мерами ограничения, одновременно стремясь адаптировать миграционные потоки к экономическим нуждам страны. В статье даётся анализ влияния миграционной политики на политический ландшафт США во время предвыборной кампании 2024 года. Миграционная политика в США сегодня является инструментом ведения политической борьбы и «сведения счётов». Особое влияние на предстоящие выборы будут иметь нелегальные иммигранты из стран Латинской Америки, поэтому характерной чертой предвыборной кампании 2024 года является межпартийная борьба за латиноамериканский электорат вкупе с ужесточением миграционной политики. Авторы уделяют внимание причинам трансформации миграционной системы США и дают свой прогноз на исход выборов в стране при определённых условиях.
Статья посвящена исследованию процессов трудовой иммиграции в их взаимодействии с функционированием российского рынка труда и переменами в занятости населения на этапе выхода отечественной экономики из рецессии и перехода к возобновлению социально-экономического роста. В работе проведена оценка современных тенденций развития рынка труда в контексте анализа его сбалансированности. Исследованы особенности формирования трудового потенциала и предложения рабочей силы. Выявлены и раскрыты детерминирующие развитие этих процессов факторы. Проанализированы перемены в развитии спроса на рабочую силу и потребности в использовании труда иностранных мигрантов. Рассмотрено развитие ситуации в области трудовой миграции в Россию до и в период выхода из пандемии COVID-19. Во взаимосвязи с тенденциями формирования рынка труда определены тренды и противоречия процессов трудовой иммиграции. Показано, что рынок труда занимает центральное место среди социально-экономических факторов, определяющих развитие спроса на иностранных работников. Обсуждены особенности и качественные характеристики потоков трудовых мигрантов после завершения активной фазы борьбы с пандемией коронавируса. Дана оценка стратегиям миграционного поведения иностранных работников. Раскрыты неоднозначные последствия привлечения и использования иностранного труда для развития сферы занятости населения, а также ряд ключевых проблем, связанных с политикой по привлечению и использованию иностранной рабочей силы. Основные результаты исследования могут быть использованы при разработке мероприятий в области регулирования российского рынка иностранного труда.
Предмет исследования - демографические и социально-экономические факторы, влияющие на наркопреступления в российских регионах. Цель заключается в эконометрической оценке воздействия различных видов иммиграции, а также некоторых других факторов на наркопреступность в регионах России с учётом их приграничного статуса. Выдвинуты три гипотезы: 1) рост иммиграции увеличивает уровень наркопреступлений в регионах России; 2) статус приграничности регионов является фактором роста числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; 3) эффект влияния иммиграции в приграничных регионах на уровень наркопреступлений выше, чем в неприграничных регионах. Для анализа использованы панельные данные 2009-2020 гг. по 83 субъектам РФ. Для устранения проблемы поперечной зависимости данных использован пересчёт стандартных ошибок методом Дрисколла-Крэя. Зависимой переменной выступает доля зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, от общего числа всего зарегистрированных преступлений в регионе. Используется три показателя иммиграции: внутрирегиональная, межрегиональная и международная. Контрольные переменные отражают экономическое развитие, уровень безработицы по возрастным категориям и разводимость. Включены бинарная переменная статуса приграничности региона и перекрёстная переменная как произведение бинарной переменной на иммиграцию. Результаты анализа позволяют принять все выдвинутые гипотезы. Доказано, что увеличение международной иммиграции в среднем приводит к росту наркопреступности в регионах России на 0,03%. Одновременно установлено, что межрегиональная иммиграция оказывает в целом по регионам большее влияние на наркопреступления (рост на 0,05%). Включение в регрессии перекрестной переменной позволило обнаружить эффект границы для каждого вида иммиграции и установить, что в приграничных регионах влияние иммиграции сильнее увеличивает долю таких преступлений. Подтверждено, что разводы и безработица среди молодого населения усугубляют ситуацию с наркопреступностью. Результаты могут быть полезны при разработке системы мер противодействия наркопреступлениям в различных регионах, включая миграционную политику.
Статья посвящена результатам исследования общественного мнения, проведенного методом контент-анализа сообщений средств массовой информации Ярославской области в 2014-2024 гг., в которых упоминаются трудовые мигранты. Целью исследования стало определение основных тенденций в формировании общественного мнения в отношении трудовых мигрантов. Актуальность вопроса обусловлена существенными изменениями как в миграционной политике России за данный период, в положении страны в глобальном контексте, так и последовавших изменениях национального состава трудовых мигрантов. Проанализированы частота, контекст использования словосочетания «трудовой мигрант», основные инфоповоды, типы источников информации, жанры вышедших материалов, а также ключевые ньюсмейкеры. Отдельно рассмотрена лексема «гастарбайтер» в качестве альтернативного обозначения термина «трудовой мигрант». По результатам исследования установлены крайне незначительное присутствие темы трудовых мигрантов в региональных средствах массовой информации. Материалы СМИ посвящены в основном освещению официальных событий с участием органов власти, криминальных происшествий с участием мигрантов, а также публикации статистической информации. Доминирующий характер публикаций, исходя из этого, информационно-нейтральный, отмечается значительная доля негативных публикаций. Несмотря на зафиксированное снижение употребления лексемы «гастарбайтер», ее присутствие в публикациях СМИ не способствует достижению цели формирования позитивного образа трудового мигранта в общественном мнении. Формирующие или аналитические материалы представлены в небольшом количестве, недостаточном для достижения позитивного эффекта воздействия на общественное мнение. Образ трудового мигранта формируется у аудитории СМИ спонтанно, на основе существующих в обществе стереотипов.
Наличие проблематики возникновения рисков социально-политического конфликта, угроз сохранению российской идентичности при включении инокультурных групп международных мигрантов в российский социум является следствием недостаточной эффективности государственного управления при реализации государственной миграционной и национальной политики. Применяя структурно-функциональный метод, авторы исследуют государственное управление в сфере внешней миграции на предмет соответствия его сущностным характеристикам. Преимущественная направленность государственного управления в сфере миграции на обеспечение кадровой составляющей российского рынка труда, а также на контроль за миграционными потоками сочетается с недостатками модели государственного управления в сфере включения мигрантов в принимающее сообщество. Государственное управление внешней миграцией должно быть направлено на решение задач социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности и в то же время минимизировать потенциальные риски социального и культурного характера. Авторы предлагают риск-ориентированный подход в государственном управлении миграционными процессами, основанный на комплексном учете напряженностей, которые возникают как на рынке труда иностранной рабочей силы, так и при включении иностранцев в российское общество. В целях реализации предложенного метода целесообразно определение единого субъекта государственного управления, который сможет осуществлять властные полномочия с учетом целостности миграционного процесса.