SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Мультиметодический подход затрудняет измерение капитала здоровья. На уровне предприятия, муниципалитета, региона, экономики в целом сформировалась в каждом случае своя система координат со своими плохо сопоставимыми частными индикаторами. Цель исследования состоит в обобщении и оценке существующих методов количественной оценки капитала здоровья по критериям объективности, непротиворечивости, прямого влияния на добавленную стоимость и способности к агрегированию. Большая часть методов предполагает возможность агрегирования на мезо- и макроуровнях экономики, но не дает возможности оценить стоимостные результаты использования капитала здоровья. Часто используемые для создания рейтингов территорий, а также ESG/ЭКГ-рейтингов компаний интегральные показатели на основе набора частных индикаторов определяют условия для воспроизводства капитала здоровья, но не измеряют его. Прямая связь между запасом капитала здоровья и уровнем развития системы здравоохранения не бесспорна. Оценки индивидами состояния своего здоровья, выявляемые с помощью выборочных наблюдений Росстата, субъективны. Другие методы дают объективные оценки, но не предполагают агрегирования. Методики реализации корпоративных программ укрепления здоровья позволяют рассчитать добавленную стоимость, созданную благодаря повышению производительности труда, но только для конкретного предприятия. Аналогичные характеристики имеют методики снятия рисков экономических потерь посредством улучшения условий труда. Перспективным представляется индикатор ожидаемой продолжительностью здоровой жизни. Методика, использованная Росстатом, содержала субъективные оценки. Несколько модернизированная методика - с измерением биологического возраста каждого человека - может отвечать критериям объективности, непротиворечивости, определять не только индивидуальный, но и агрегированный капитал здоровья, при этом на каждом уровне экономики обеспечивая его стоимостное измерение.
В условиях реализации модели устойчивого развития возникает необходимость пересмотра традиционных подходов к сущности и оценке человеческого капитала, воспроизводство которого определяет национальное богатство страны. Для республики Беларусь человеческий капитал составляет основу развития нации. Его сохранение и приумножение как фактора устойчивого развития обусловливают инвестиции, связанные с воспроизводством капитала, источниками формирования которых выступают чистые доходы населения, средства организаций и органов государственного управления. целью исследования является разработка теоретико-методологических и методических основ стоимостной оценки человеческого капитала для определения направлений инвестирования средств в его развитие. в статье рассмотрены подходы к дефиниции понятий «человеческий капитал» и «инвестиции в человеческий капитал», которые позволяют определить субъектов и объектов инвестиционной деятельности на различных уровнях национальной экономики. Предложен методический инструментарий стоимостной оценки человеческого капитала, основывающейся на положениях теории воспроизводственной ренты и учитывающей инвестиционную составляющую как движущий фактор его регионального и национального развития. Для оценки воспроизводства человеческого капитала разработан дисконтный показатель, обратный среднему периоду ожидаемой продолжительности жизни населения, косвенно выражающий его уровень и качество жизни. исследование построено на данных социально-экономического развития регионов республики Беларусь. Апробация методического подхода показала, что продуцирование человеческого капитала является постоянным и увеличивается во времени. Его устойчивое воспроизводство определяют чистые доходы населения и государственные инвестиции в развитие социальной сферы, включая образование и здравоохранение. Повышение профессионально-квалификационного уровня работников и улучшение условий их труда выступают основными направлениями инвестирования средств субъектами хозяйствования в человеческий капитал. Полученные результаты могут быть использованы при разработке социально-экономической политики и ее реализации на региональном уровне.
Технологический уровень и человеческий капитал являются ключевыми факторами экономического развития. Развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения - первостепенные задачи для социально-экономических трансформаций в стране на ближайшие 7-10 лет. Учитывая значительные технологические изменения в рамках шестой К-волны (Кондратьевской волны) и перспективы развития МАНБРИК-технологий, можно утверждать, что актуальность человеческого капитала будет только возрастать.
Цель: рассмотреть влияние нового технологического уклада на структурные изменения человеческого капитала в теории Кондратьевских волн и выявить потенциальные последствия на развитие социума. Методы: применяется метод анализа для понимания аспектов и ограничений теории технологических укладов, поскольку она используется многими исследователями для объяснения причин длинноволновой динамики; также используются методы типитизации и классификации технологических вызовов; метод систематизации позволил структурировать и описать качественные характеристики Кондратьевских волн и соотнести их с этапами развития общества; метод синтеза помог описать последствия глобальных социальных изменений на структурные компоненты человеческого капитала и развитие социума.
Результаты: рассмотрены процессы формирования и использования человеческого капитала в контексте изменений в глобальных экономических и технологических структурах; описаны компоненты человеческого капитала, выявлены глобальные технологические вызовы, которые были соотнесены с периодизацией Кондратьевских волн; проанализированы и систематизированы факторы, влияющие на структурные компоненты человеческого капитала в рамках шестой Кондратьевский волны. Описанные тенденции и потенциальные последствия являются основой для формирования государственной технологической и социально-экономической политики.