SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Актуальность темы исследования определяется тем, что уровень денежных доходов российского населения постепенно увеличивается. Одновременно существует неравенство в денежных доходах, происходит их неравномерное распределение между различными слоями общества. Цель статьи состоит в рассмотрении неравенства в распределении денежных доходов населения. Объектом исследования являются денежные доходы российского населения в современных условиях, методами исследования - статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция.
К полученным результатам относится использование статистических данных о денежных доходах населения. Показаны распределение номинальных денежных доходов на душу населения, размеры среднего и медианного дохода, распределение денежных доходов по 20-процентным группам населения, увеличение коэффициентов Джини и фондов. Рассмотрены дифференциация номинальной среднемесячной начисленной заработной платы по видам экономической деятельности, федеральным округам и регионам, зарплатное неравенство по первой с наименьшими и пятой с наибольшими заработными платами 20-процентным группам работников, гендерное неравенство по оплате труда, зависимость уровня заработной платы от дефицита кадров, просроченная задолженность по заработной плате.
Основным выводом является утверждение о том, что для повышения уровня денежных доходов, прежде всего, заработной платы необходимо повышать производительность труда, развивать экономику.
В обзоре отечественной литературы следует отметить, что опубликовано большое количество работ по различным аспектам денежных доходов населения. Среди них можно назвать такие темы, как доходы, расходы и сбережения населения, доходы и социальная политика государства, политика доходов и заработной платы, система оплаты труда, налог на доходы физических лиц, оплата труда в различных отраслях и регионах, организация, нормирование, мотивация, стимулирование и оплата труда, производительность и оплата труда, прокурорский надзор за исполнением законов об оплате труда.
В статье анализируется возможность снижения общего уровня потребительских цен в российской экономике. В качестве теоретической основы для анализа динамики уровня цен выбрана трудовая теория стоимости. Показано, что трудовая субстанция продукта общественного производства проявляется не только в его стоимости, но и трудоёмкости. Отмечено, что единство трудоёмкости и стоимости обусловливает однонаправленность изменения их уровней. Выявлена причина расчёта трудоёмкости с использованием преимущественно величины живого труда. Показано, что динамика отношения объёма живого труда к величине продукта общественного производства соответствует направлению изменения общей трудоёмкости этого продукта. Обосновано, что о векторе изменения стоимости продукта общественного производства можно судить по динамике затрат живого труда на его создание. С учётом того, что цена - денежная форма стоимости, показана способность динамики трудоёмкости продукта общественного производства отражать объективно возможную направленность изменения общего уровня цен. Предложено использовать для расчёта интегральной трудоёмкости сумму отраслевых добавленных стоимостей, созданных в секторах с преобладанием производительного труда. Приведены данные за период с 2005 года по 2019 год, свидетельствующие о снижении трудоёмкости продукта общественного производства в целом и его секторов, производящих потребительские товары и услуги. Показано, что вопреки снижению трудоёмкости продукции данных секторов, а, значит, и её стоимости, общий уровень потребительских цен имеет тенденцию к росту. Сделан вывод, что возможность понижения общего уровня потребительских цен в российской экономике остаётся формальной (абстрактной), то есть требующей выполнения дополнительных условий для своей реализации.
В статье рассматриваются основные источники доходов российских государственных и частных вузов. Показано, что основными «инвесторами» в высшее образование являются государство (вложения федерального бюджета и в редких случаях значительные вложения региональных бюджетов), население и организации. Причём вклад этих «инвесторов» в образовательные программы разных уровней высшего образования, а также в программы дополнительного профессионального образования (ДПО) и вузовские научные исследования различен. На основании анализа указанных источников показано, как поступающие в вузы средства преобразуются в заработную плату профессорско-преподавательского состава, научных работников и руководящего персонала и как на это преобразование влияет региональная специфика