SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Предмет, в статье исследуются особенности развития отрасли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) как составляющей региональной экономической системы Дальневосточного федерального округа. Особое внимание уделяется анализу влияния роста мощностей ВИЭ на экономические показатели региона. Цель: определить текущее состояние отрасли ВИЭ на Дальнем Востоке и спрогнозировать её влияние на ВРП энергетической отрасли до 2029 г. Дизайн исследования: использованы статистические данные Росстата (2016-2023 гг.), отчёты IRENA и АРВЭ. Состояние отрасли оценено методом сравнительного анализа и аналитической обработки, для прогнозирования влияния мощностей ВИЭ на ВРП отрасли построена линейная парная регрессионная модель. Параметры уравнения получены методом наименьших квадратов, значимость проверена с помощью t- и F-критериев. Результаты: установлена статистически значимая положительная корреляция (R2=76,8%) между вводом генерирующих мощностей на основе ВИЭ и ростом ВРП. Прогнозные расчеты показывают, что реализация программы развития ВИЭ позволит к 2029 году увеличить ВРП отрасли на 156 млрд рублей (+57% относительно 2023 г.), покрыть прогнозируемый дефицит электроэнергии в объеме 674 МВт и укрепить экономику региона. Результаты подтверждают экономическую целесообразность инвестиций в возобновляемую энергетику как драйвера регионального развития.
Научная статья посвящена экспертной оценке природных ресурсов и культурно-исторических ресурсов туристского региона, а также проведению SWOT-анализа в отношении природных ресурсов, потенциала туризма и культурно-исторических ресурсов с целью выявления и оценки их сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также разработки рекомендаций для улучшения управления данными ресурсами. Исследование фокусируется на комплексной оценке потенциала туризма в туристском регионе через анализ природных и культурно-исторических ресурсов. Природные ресурсы, такие как уникальные ландшафты, водные объекты, фауна и флора, играют важную роль в привлечении туристов в регион. Культурно-исторические ресурсы, включая архитектурные памятники, обычаи и традиции народов, представляют собой дополнительный ресурс для развития туризма. Результаты анализа позволили утверждать, что SWOT-анализ является эффективным инструментом для выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, с которыми сталкиваются данные места в контексте развития туризма и сохранения историко-культурного наследия. Статья проводит обширный обзор современного состояния Республики, выделяя ключевые факторы, оказывающие влияние на развитие туристической отрасли и культурного туризма. Результаты анализа помогают выработать стратегию развития данных сфер с учётом их конкретных особенностей и потенциала, способствуя устойчивому и сбалансированному развитию Республики Алтай в контексте туризма и культурных достопримечательностей. Исследование представляет практическую значимость для разработки стратегий развития туризма и эффективного использования природных и культурно-исторических ресурсов в туристском регионе.
Научная статья посвящена исследованию критериев экономико-экологической безопасности в Республике Алтай. В работе проведён анализ различных аспектов, включая экономические, социальные и экологические. Был выявлен текущий уровень экономико-экологической безопасности в регионе, а также ключевые проблемы, ставшие причиной нарушений в этой области. На основе полученных результатов предложены конкретные рекомендации по улучшению ситуации и устранению выявленных проблем. Авторы статьи подчеркнули неотложную необходимость принятия дополнительных мер для обеспечения безопасности как экономики, так и экологии в данном регионе. Полученные результаты статьи могут послужить основой для разработки дальнейших стратегий и мероприятий по обеспечению устойчивого развития и сохранению природной среды в регионе.
Статья направлена на исследование перспектив развития особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области и ее роли в развитии региона. В ней рассматриваются исторические аспекты создания ОЭЗ, механизмы стимулирования предпринимательской деятельности, а также стратегии интеграции области в международные экономические процессы. Текст также подчеркивает важность привлечения инвестиций и развития различных секторов экономики, включая постиндустриальные. В заключение предлагаются практические шаги для стимулирования экономического роста и обеспечения конкурентоспособности Калининградской области в текущей геополитической ситуации. К таким мерам относятся: 1) увеличение портовых мощностей; 2) стимулирование локализации производства; 3) развитие туристической инфраструктуры и продвижение региона как рекреационного центра; 4) создание локальной особой экономической зоны для ИТ- компаний.
Статья посвящена анализу перспектив и рисков переноса штаб-квартир государственных корпораций из Москвы в регионы России. Авторы исследуют потенциальные положительные эффекты, такие как рост налоговых поступлений, повышение качества жизни и привлечение специалистов в регионы, а также снижение нагрузки на Москву. В то же время подчеркивается ряд рисков, связанных с децентрализацией, таких как снижение эффективности деятельности компаний, дефицит квалифицированных кадров в регионах и потенциальные конфликты между элитами на уровне субъектов Федерации. Авторы утверждают, что решение о переезде компании в определенный регион требует тщательного анализа специфики деятельности, наличия квалифицированных кадров, инфраструктуры, финансовых затрат и возможных рисков. Отсутствие успешных кейсов переноса штаб-квартир крупных компаний с государственным участием подчеркивает необходимость комплексной оценки всех факторов. В статье предлагается ввести показатель, стимулирующий перенос штаб-квартир в проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. Предлагаемый показатель - это процентное соотношение штаб-квартир крупных компаний с государственным участием, расположенных за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, к общему количеству штаб-квартир.
Москва - крупнейший регион России, лидирующий по многим социально-экономическим показателям и в силу своего масштаба влияющий на экономику страны в целом. Это определяет цель исследования - построение модели для прогнозирования основных индикаторов развития московской экономики. Реализация данной цели предполагает выполнение следующих основных задач: а) выбор оптимального типа модели и прогностических методов, б) преобразование доступной региональной статистики в форму, позволяющую применять эти методы, в) нахождение алгоритма для учета влияния детализированных бюджетных расходов на московскую экономику, г) комбинацию результатов выполнения предыдущих задач для построения прогнозной модели. В статье описана разработанная авторами среднесрочная сценарная модель экономики Москвы, в рамках которой сочетаются межотраслевой и эконометрический подходы к прогнозированию экономического развития. Обосновывается использование наилучших кросс-валидационных метрик для выбора оптимальных с точки зрения прогнозирования эконометрических моделей. Разработан алгоритм перевода сумм расходов по детализированным кодам расходов бюджетной классификации в отраслевой разрез. Предложен подход к оценке влияния расходов московского бюджета на экономику с учетом внутригородских межотраслевых связей. Приведены результаты модельных расчетов, в рамках которых в качестве сценариев используются два комплексных макроэкономических прогноза: базовый прогноз Минэкономразвития России (апрель 2023 г.) и инерционный прогноз ИНП РАН (март 2023 г.). Сценарий Минэкономразвития в числе прочего предполагает прирост ВВП России в постоянных ценах в 2023-2025 гг. в 1,2, 2,0 и 2,6 % соответственно. Прогнозные темпы прироста московского ВРП в этом сценарии - 0,5, 0,8 и 1,2 % соответственно. Согласно выполненным расчетам, к 2025 г. московский ВРП в текущих ценах увеличится в зависимости от сценария до 30,9-31,7 трлн руб., а мультипликатор московских бюджетных расходов на ВРП в 2023-2025 гг. будет оставаться на уровне 0,76-0,77.