SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 6 док. (сбросить фильтры)
Статья: Городские агломерации российских регионов: развитие с учетом их экономической специализации

В современном мире одной из наиболее прогрессивных форм пространственной организации, в которой наблюдается наибольшая концентрация населения и экономической активности, является городская агломерация. Определение специализации их экономики является актуальной проблематикой региональных научных исследований. Это связано не только с высоким сосредоточением социально-экономической деятельности на уровне данных территориальных единиц и происходящими процессами экономических трансформаций, но и с выбором тех видов экономической деятельности (специализаций), которые послужат источниками дальнейшего развития не только агломераций, но и региона в целом. Это обусловило выбор цели исследования – определение экономической специализации городских агломераций (перечня специализирующих видов экономической деятельности и их комплементарности/взаимодополняемости между городом-ядром агломерации и его спутниковой зоной) с численностью населения менее 500 тыс. человек, формирующихся вокруг ряда крупных городов РФ (г. Вологды, г. Калуги, г. Сургута, г. Ханты-Мансийска). Для достижения цели были изучены теоретические аспекты пространственного развития с точки зрения специ ализации территорий; рассмотрены существующие и обоснован авторский методический подход к оценке экономической специализации агломераций; проведен анализ пространственной динамики путем оценки специализации агломераций на мезои микроуровне (на основе использования данных по муниципальным образованиям и данных, агрегированных по конкретным предприятиям агломерации; определены возможные направления реализации проектов в производственной сфере, учитывающие комплементарные (взаимодополняющие) виды экономической деятельности между ядром агломерации и спутниковой зоной. Информационную базу исследования составили статистические данные Росстата, данные годовой бухгалтерской отчетности предприятий за 2021-2023 гг., собранные из баз данных List-Org и Контур. Фокус. Использованы методы выборки, парсинга, анализа и обобщения. В результате доказано, что структура экономики «ядра» является более сложной, чем спутниковой зоны. Кроме того установлено, что узкоспециализированными являются Ханты-Мансийская (как и Сургутская) агломерация. При этом наиболее разнообразная специализация обрабатывающих производств характерна для города-ядра Вологды и Сургута. Материалы исследования могут быть полезны органам государственной власти при разработке стратегий, определения приоритетов развития, а также представителям хозяйствующих субъектов при выборе месторасположения предприятия.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Копытова Екатерина
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: КОНТУРЫ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ ГОРОДОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е-МАРКЕТПЛЕЙСОВ

Экономика городских агломераций меняется под влиянием внешних и внутренних объективных и субъективных факторов, в том числе цифровизации и социального прогресса. Город генерирует и использует нововведения, меняясь под их влиянием. Одним из них стал мобильный телефон. «Платформенная экономика» в связке с мобильной связью и Интернетом породила e-маркетплейсы, которые можно рассматривать в качестве индикаторов постиндустриальных и функциональных преобразований в крупнейших городах. На основе выявленных и проанализированных данных сервиса 2ГИС о размещении пунктов выдачи заказов (ПВЗ) е-маркетплейсов в 22 городах Санкт-Петербургской агломерации (без г. Бугры) были выявлены шесть типов городов агломерации, для каждого из которых определено присутствие трех ведущих национальных e-маркетплейсов - «Wildberries», «Озон», «Яндекс-маркет», что обусловлено их совокупной долей на национальном рынке электронной торговли (более 4/5). Для составления группировки городов был использован параметр географического положения и удаленности, уровень обеспеченности пунктами выдачи заказов и доля населения в городской агломерации. При этом особо подчеркивается роль сухих портов - крупнейших пунктов приёма и обработки контейнеров и особенности транспортной сети. Итогом исследования стал рисунок, в котором отображены шесть типов городов с численностью населения, а также кластеризация логистических центров маркетплейсов на севере и юго-востоке Санкт-Петербурга.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ ГРАНИЦ АГЛОМЕРАЦИЙ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ

Городские агломерации в настоящее время находятся в фокусе внимания ученых и практиков государственного управления. несмотря на это дискуссионной и слабо изученной остается проблематика выделения фактических границ и обоснования инструментов развития агломераций так называемых «второго» и «третьего» эшелонов, ядрами которых выступают крупные, большие и средние города. тем не менее именно они могут стать драйверами развития территорий за пределами основной полосы расселения, прежде всего, Севера и Арктики. Цель статьи- выявление состава и фактических границ северных / арктических агломераций России с учетом их специфики. Для ее достижения был разработан авторский методический подход к делимитации границ агломераций, базирующийся на синтезе традиционного (изохроны транспортной доступности, гравитационные методы) и современного (ГИС-технологии, аналитика больших данных социальных сетей) инструментария. В результате его апробации определены состав и границы трех северных / арктических агломераций с ядрами в Архангельске, Сургуте, норильске, а также выделены их специфические черты: а) фактические границы зачастую не соответствуют жестким традиционным критериям делимитации, в частности 1,5-часовой изохроне транспортной доступности города-ядра, по причине ослабленного здесь влияния фактора географической близости, б) по критерию развитости системы расселения к агломерациям можно отнести две из них (Сургутская, Архангельская), в) несмотря на слабо развитый каркас расселения (коэффициент развитости менее 2,7) и продолжающиеся процессы увеличения доли города-ядра в общей численности населения экономический «центр тяжести» агломерации смещается в спутниковую зону. Обоснована целесообразность применения гибкого подхода к делимитации границ и выбору инструментария развития городских агломераций с учетом факторов их формирования и экономико-географического положения, в частности в проекции «Север» и «не-Север». Дальнейшие исследования будут связаны с углубленной оценкой эффектов локализации и урбанизации изучаемых агломераций.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Эволюция кластерной политики в Японии

В данной статье проводится нарративный анализ японской стратегии стимулирования экономического роста через формирование и развитие кластеров, т. е. географически концентрированных групп компаний и организаций, действующих в связанных отраслях. Кластерная политика активно осуществлялась в Японии в 2000–2010 гг., однако в последующем ее реализация была прекращена. Тем не менее, это не означало ни провала политики, ни отказа от поддержки кластеров иными методами. Кроме того, в ходе осуществления кластерных мер удалось накопить позитивный опыт, интересный для многих переходных и развивающихся экономик. С учетом этого вслед за введением в первой части статьи приводится обзор некоторых положений экономико-географической теории, которая характеризует кластеры как важнейший инструмент инновационного развития. Во второй части анализируются особенности зон традиционной концентрации промышленности в Японии, имеющих общие черты с аналогичными образованиями в Англии и Италии и описанными в ранних кластерных исследованиях. В третьей части определяются особенности существующих в Японии кластеров и кластерной политики, такие как выбор целевых отраслей и используемых мер поддержки. Выявляются факторы успеха и ограничения, с которыми сталкивалась японская кластерная политика в период мирового финансового кризиса 2007–2008 гг., формирования оппозиционного демократического правительства в 2009–2012 гг., а также катастрофы 2011 г. и последовавшего ужесточения ситуации с бюджетом. В четвертой части дается описание современного взгляда на стимулирование инновационного процесса в региональном разрезе, получившего название «платформенной модели», а также выделяются причины модификации кластерного подхода. В результате установлено, что многие элементы кластерной политики Японии представляют интерес для стран и регионов, стремящихся использовать кластерный метод как инструмент поддержки инновационного экономического роста. В частности, для постсоветских государств может оказаться полезным японский опыт стимулирования территориальной концентрации, налаживания вертикальной кооперации агропромышленных предприятий, создания кластерных управляющих организаций, а также перехода от узкой кластерной к широкой «платформенной» политике формирования региональных инновационных экосистем.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Белов Андрей
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ АГЛОМЕРАЦИОННЫХ ЭФФЕКТОВ

Изложенные в статье дефиниции являются результатом системного анализа среды, существующих прогнозов будущих условий на основе стратегического мышления, которые способствуют объяснению теории возникновения агломерационных эффектов при территориальном планировании в регионе. Сущность стратегирования заключается в фокусировке на реализации совокупности интересов. Поэтому стратегия агломерации должна быть направлена на реализацию долгосрочных интересов, таких как создание новых производств, улучшение качества жизни населения, сохранение положительной динамики демографических показателей, тем самым обеспечивая интересы большего количества сторон и добиваясь агломерационного эффекта для субъекта Российской Федерации. Именно интересы населения, направленные на восстановление целостности территории с точки зрения основных экономических показателей внутри агломерации, являются основным результирующим фактором, отражающим эффективность реализации стратегии. На стадии планирования стратегических приоритетов важно уделить внимание транспортной доступности территорий. Внутрирегиональные различия по уровню социально-экономического развития в Кузбассе, в том числе по уровню безработицы, доказывают необходимость инвестиций в развитие новых производств. Отсутствие ресурсообеспеченности снижает эффективность стратегирования и не способствует социально-экономическому развитию. Анализ экономических механизмов, существующих в регионе, и основополагающих принципов пространственного развития определяет возможности выбора между сценариями по достижению агломерационного эффекта. Развивающаяся объяснительная теория раскрывает тот факт, что ограниченные ресурсы никогда не могут удовлетворить неопределенные желания и потребности. И только формализованная стратегия, сочетающая прогноз, приоритеты, долгосрочные цели и задачи с детальным сценарием, использование системы стратегического мониторинга, оценка ресурсной ограниченности позволят достигнуть агломерационных эффектов в регионе.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Цивилев С.
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: К ВОПРОСУ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ СКОРОСТНОГО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

В данной статье рассмотрены некоторые вопросы создания системы скоростного рельсового транспорта российских агломераций, применительно к проекту Иркутской агломерации. Предлагается учитывать агломерационный внешний индуцированный социально-экономический эффект от создания агломерации и общей системы скоростного рельсового транспорта. Рассмотрена Прибайкальская агломерация как возможный анклав территорий на основе экономического ценоза. Отмечена определяющая роль государства в развитии скоростного и высокоскоростного пассажирского железнодорожного транспорта. Подчеркивается, что успех инновационной деятельности по разработке и созданию систем скоростного рельсового транспорта будет обеспечен внедрением механизмов стратегического и оперативного контроллинга. Приведены сведения о развитии систем скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов в Китае, Корее и Японии, ярко отражающие большую заинтересованность правительств этих стран в развитии такого передового вида пассажирского сообщения, как скоростной рельсовый транспорт. Установлено, что скоростной рельсовый транспорт для пассажирских перевозок выполняет важнейшую системообразующую функцию в масштабах страны и её регионов, являясь экономическим и социальным инструментом объединения и развития территорий.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2020
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем