SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье рассматриваются современные научные представления о публичной власти, основанные преимущественно на использовании публично-правового подхода. Вместе с тем автор полагает целесообразным исследование публичной власти с точки зрения общетеоретических правовых наук. В работе делается вывод о том что исследование публичной власти должно осуществляться с учётом её взаимосвязи с государством, в том числе как особой формы организации общества.
Любой уровень законодательства, вне зависимости от его объема и важности, всегда должен подвергаться кропотливому анализу, позволяющему выявить положительные и отрицательные стороны как законотворческой работы, так и правоприменительной практики. Не является исключением и нормативно-правовое регулирование институтов публичной власти. Инициированные Президентом РФ в 2020 г. поправки в Конституцию РФ, особенно в части формирования и внедрение в российское правовое пространство единой системы публичной власти, на протяжении всех прошедших четырех лет являются темой многочисленных диспутов, конференций и публикаций. Авторами настоящей статьи на основе анализа текстов базовых правовых актов о единой системе публичной власти, правовых позиций Конституционного суда РФ, текстов обращений Президента РФ делается попытка обратить внимание не просто на несовершенство федерального законодательства, а на его «отход» от первоначальной президентской идеи внесения в текст Конституции РФ дополнений, касающихся данной системы. Авторы полагают, что существующая модель законодательного регулирования единой системы публичной власти не смогла выполнить две ее основополагающие цели: обеспечить функциональное единство уровней власти и на его основе эффективное взаимодействие в решении задач в интересах населения, проживающего на определенной территории. Четырехлетние итоги ставят очевидный вопрос о возврате к сущности президентских инициатив 2020 г. и необходимости организации фундаментальной работы над корректировкой существующих законодательных основ единой системы публичной власти.
Цель. Выявить значение термина «конституционно-правовой режим». Охарактеризовать конституционный строй современной России, построить прогноз развития конституционно-правовых отношений.
Процедура и методы. Рассмотрены вопросы от общих теоретических понятий к конкретным отношениям в ретроспективе и перспективе. Использованы методы: эмпирические, теоретические, диалектический, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Результаты. Предложено определение конституционно-правового режима. Выявлен ряд сложностей, обусловленных неоднозначным характером его развития в России. Обоснован ряд положений, направленных на устранение противоречий данного развития.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обоснованы положения о конституционно-правовом режиме, которые не были достаточно отражены в науке. Разработаны рекомендации по направлениям совершенствования законов. Статья может быть использована при подготовке учебных материалов.
Целью статьи является проведение систематического анализа основных категорий учения немецкого философа и правоведа Карла Шмитта о богословских истоках политико-правовой науки. В рамках исследования для интерпретации привлекаются теоретические изыскания некоторых важных европейских политических мыслителей XX века. В качестве средства для интерпретации шмиттовской доктрины выступают идеи современного итальянского мыслителя Джорджо Агамбена, который развивает идеи Шмитта о суверенной власти и чрезвычайности в своем обширном проекте Homo sacer. Новизна статьи заключается в формировании системы представлений об основных категориях политической теологии в свете интеллектуальных проектов Шмитта и Агамбена. В результате были сформулированы выводы об эсхатологической сущности политической теологии, о бинарной природе суверенитета, мессианическом значении суверена и его решения, установлена взаимосвязь с геополитической концепцией номоса Земли.