SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Предмет исследования составляют правоотношения, возникающие между гражданами и должностными лицами оперативных подразделений государственных органов. Оперативно-розыскная деятельность, как правило, осуществляется негласно, поэтому включение адвоката в негласный оперативно-розыскной процесс и оказание квалифицированной юридической помощи лицу, в отношении которого проводятся негласные оперативно-розыскные мероприятия, невозможны, так как противоречат самой сущности оперативно-розыскной деятельности, носящей тайный, конспиративный характер. В то же время, в ходе проведения изначально негласных оперативно-розыскных мероприятий оперативные сотрудники, собрав необходимые материалы и информацию, раскрывают свою принадлежность к правоохранительным органам и осуществляют задержание заподозренного лица. Цель исследования заключается в определении механизма обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь лица, в отношении которого оперативные сотрудники осуществляют действия принудительного характера. Начиная с момента трансформации негласных оперативно-розыскных мероприятий в гласные, права и свободы лица, в отношении которого данные мероприятия проводились, могут быть ограничены и у него появляется потребность воспользоваться конституционным правом на получение квалифицированной юридической помощи адвоката. Выводы исследования. На завершающей стадии проведения проверочной закупки, оперативного внедрения, контролируемой поставки и оперативного эксперимента в случае принятия решения о расшифровке и гласной фиксации оперативно-розыскных результатов оперативные сотрудники осуществляют действия, ограничивающие права и свободы заподозренных в совершении преступления лиц. В частности, кратковременно ограничиваются: право на свободу передвижения; право пользоваться средствами связи; право на неприкосновенность жилища; право пользоваться и распоряжаться своим имуществом (зданиями, сооружениями, участками местности и транспортными средствами), в том числе находящимися при них предметами, веществами и документами. Задержание заподозренного лица, его личный досмотр и осмотр места проведения оперативно-розыскных мероприятий представляют собой составные и неотъемлемые элементы того оперативно-розыскного мероприятия, которое изначально проводилось негласно, а затем трансформировалось в гласную форму. В связи с этим все полученные результаты должны рассматриваться в совокупности и оцениваться как единый результат конкретного оперативно-розыскного мероприятия и оформляться оперативным сотрудником единым протоколом этого оперативно-розыскного мероприятия. С момента ограничения должностными лицами оперативных подразделений права на личную неприкосновенность, на свободу передвижения, иных конституционных прав и свобод, заподозренному лицу должна быть предоставлена возможность реализовать свое право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Оперативные сотрудники обязаны уведомить адвоката заподозренного лица и обеспечить его допуск к месту проведения оперативно-розыскного мероприятия. Адвокат имеет право присутствовать на любой стадии гласной фиксации результатов оперативно-розыскного мероприятия и в рамках оказания юридической помощи требовать соблюдения законности и внесения своих замечаний в протокол.
Продемонстрирована значимость прав и свобод человека и гражданина в правовой системе государства. Предпринята попытка показать текущее состояние прав и свобод личности, через осмысление юридического инструментария, отвечающего за их защиту и охрану в правоприменительной сфере. Автором проанализированы некоторые особенности охраны и защиты гарантий прав и свобод индивида в плоскости правоприменения в современный период. Особое внимание уделено анализу процессуального опосредования правоприменительной деятельности с акцентом на значимости процессуальной составляющей в рамках реализации норм материального права.
С целью рассмотрения категории «светское государство» с параллельным осмыслением его признаков через призму зарубежной и отечественной конституционной доктрины, исследуются конституционные нормы, регламентирующие общественные отношения в сфере конфессиональной индифферентности государственных институтов. Анализируется правовая природа принципа светского государства и его реализация в рамках ст. 14 Конституции России. Изучается доктринальная составляющую указанного основополагающего начала, акцентируя внимание на дискуссионности этого принципа и некоторой его научной амбивалентности.
Цель. Выявление и рассмотрение общих закономерностей и научное исследование проблем в деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации по осуществлению права (обязанности) законодательного признания права человека на доступ к информации как необходимого элемента конституционного механизма его реализации.
Процедура и методы. Поведён сравнительный анализ нормативных правовых актов, направленных на регулирование деятельности уполномоченных в субъекте Российской Федерации в сфере законодательных инициатив, на выявление критериев эффективности такой деятельности и проблем её осуществления на примере реализации обязанности правового признания права доступа человека к информации, при которой эффективность обеспечения исследуемого права анализируется в процессе двухстороннего взаимодействия уполномоченных по правам человека и законодательного (представительного) органа в субъекте Российской Федерации.
Результаты. Выявлено, что в субъектах Российской Федерации используется разносторонний подход к процессу нормативного закрепления, а также воплощения в практической деятельности конституционной обязанности уполномоченных в субъектах РФ, выраженной в признании права человека на доступ к информации, что может являться основанием в наличии некоторых проблем в конкретном воплощении и защите исследуемого права.
Теоретическая и/или практическая значимость. Учитывая обширный опыт уполномоченных в субъектах РФ в работе защиты прав и свобод человека, предложено рассмотреть и реализовать единый правовой механизм законодательных инициатив во всех регионах Российской Федерации. Представленный механизм обеспечит эффективную возможность омбудсмену напрямую (без посредников) инициировать законодательные предложения в представительном органе власти субъектов России по проблемным вопросам, касающимся прав и свобод человека, в т. ч. права доступа к открытой информации.
В статье на основе анализа четырех армянских Конституций советского периода (1922, 1927, 1937, 1978 гг.), исходя из позитивистского правопонимания, проводится анализ конституционных принципов права Армении. Отмечаются особенности эволюции конституционных принципов права Советской Армении в зависимости от динамики исторической ситуации. Акцентируется внимание на количественных и качественных характеристиках конституционных принципов права Армении советского периода. Отмечается, что впервые на конституционном уровне принципы права Армении получили закрепление в 1922 г., тогда в Конституции ССРА было сформулировано всего два принципа права (принцип равенства прав граждан и обязательности труда). Такая же ситуация имела место в Конституции ССРА 1927 г. В Конституции Армянской ССР 1937 г. количество принципов права значительно увеличилось до шести, а в Конституции Армянской ССР 1978 г. их стало еще больше - восемнадцать.