SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что вопрос о жанровой специфике эпистолярия Горького не был предметом специальных работ, несмотря на то что проблемно-тематическое содержание переписки подробно прокомментировано и стало основанием для корректировки сведений о биографии, творчестве, общественной деятельности писателя. Цель исследования: доказать, что письма М. Горького представляют собой особый жанр, обладающий определенной сюжетно-композиционной структурой и функционально-прагматической направленностью, что обусловило обращение к сравнительно-историческому, лексикографическому, историко-функциональному и биографическому методам исследования. Материалом анализа послужили письма Горького к Пятницкому 1900-1901 гг., позволяющие дать характеристику основных особенностей эпистолярного стиля писателя. В результате исследования были выявлены особенности сюжетно-композиционной и речевой структуры текстов писем, для которых характерен стилистический синкретизм, структурная и смысловая завершенность, яркая модальность и интенциальность. Заключение. Проведенный анализ показал, что письма Горького представляют собой монологическую конструкцию, рассчитанную на диалог с корреспондентом, обладают такими свойствами текста, как сюжетно-композиционное единство, завершенность, модальность, что позволяет рассматривать этот вид письменной коммуникации писателя как отдельный жанр, входящий в систему «единого» текста, созданного Горьким.
В статье идет речь о письмах детей и подростков города Самары и Самарской области 1920–1930-х гг., адресованных М. Горькому и сохранившихся в Архиве А.М. Горького Института мировой литературы Российской академии наук. Географический принцип отбора материала позволил значительно сузить обширную тему переписки Горького с детьми. На примере нескольких эпистолярных текстов выявлены и рассмотрены типичные образы детских корреспондентов писателя. Исследованы литературоведческий, социологический и краеведческий аспекты переписки. Письма детей и подростков наглядно демонстрировали изменения в социуме. Письмо Д.Ф. Шапошникова и приложение к нему – документальное свидетельство серьезной работы учебных и культурных учреждений страны, направленной на формирование вдумчивого читателя, организацию целенаправленного чтения, а также на руководство читательскими интересами в 1930-е гг. Представленное исследование носит междисциплинарный характер и будет интересно самым разным специалистам. Письма юных самарских корреспондентов впервые вводятся в научный оборот.
Доказывается, что, применяя известные драматургические техники, Татьяна Москвина смогла создать на документальном материале оригинальный тип «эпистолярной пьесы». Свободное использование творчества Эрдмана, личной переписки, отрывков из «Воспоминаний» А.И. Степановой и знавших её людей, тщательная разработка характеров в вымышленных фрагментах - всё это позволило вывести документ на уровень высокой художественности и создать «сценическую композицию», сочетающую психологическую убедительность, естественное игровое пространство и сильное историческое поле. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.