SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Как известно, 2023-й год был официально объявлен Годом Наставника. Наставник, Учитель, Педагог – как его ни назови – чрезвычайно важная социальная роль. И отрадно, что в прошедшем году эта роль особо подчеркивалась – по контрасту с тем, как это происходило в начале двухтысячных, когда была тенденция сводить работу учителя к педагогическим услугам. Автор благодарен судьбе, которая подарила общение преимущественно с позитивными учителями-наставниками. Недавно на тему «Учитель» мною уже были опубликованы два текста, конкретный и абстрактный – но тема настолько неохватна, что требует нового сфокусированного осмысления. В этот раз логика изложения такова, что хронологически перечисляются наиболее жизненно-значимые для судьбы автора люди, что, как представляется, окажется полезным для понимания многофакторного, многовекторного явления наставничества. Кратко характеризуются наиболее впечатлившие автора люди, с кем он общался в семейном кругу, в школе, техникуме, армии, во время учебы в университете и на работе. В итоге подтверждается значимость социальной роли наставника.
И реальная история, уходящая в века, и новейшая история, продолжающая разворачиваться в наши дни, и самонаиразные мифы-сказания содержат такое множество ситуаций ПРЕДАТЕЛЬСТВА, что даже удивительно, что до сих пор не создана «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВА», которая в систематизированном виде представляла бы участников и свидетелей данного вида взаимоотношений. Автор в предлагаемом тексте фокусирует внимание на этических ракурсах предательства, рассматривая его через обобщенную структуру ситуации: КТО, КОГО, КОМУ предает, каковы ОБСТОЯТЕЛЬСТВА происходящего, в чем оно КОНКРЕТНО состоит, каковы ПЕРЕЖИВАНИЯ взаимодействующих субъектов, как они, прежде всего сам Предатель, ОСМЫСЛИВАЮТ события, каковы ПОСЛЕДСТВИЯ предательства. И очень хотелось бы надеяться, что приводимые размышления помогут противостоять данному нравственному злу, минимизировать его разрушительные последствия.
В статье рассмотрены ключевые проблемы и ведущие подходы к пониманию взаимосвязи науки и нравственности. Проведен исторический анализ смены идеи этической нейтральности на тенденцию нравственной обусловленности науки. Философский анализ дихотомии, включающей свободу научного поиска и социальную ответственность ученого, привел к заключению о том, что любые научные исследования, затрагивающие сферу деятельности и интересов, как нынешнего, так и будущего поколения, должны подвергаться гласному, всестороннему и широкому обсуждению. Обосновывается необходимость разработки этического кодекса ученого и способов контроля научной деятельности, адекватных современному этапу развития науки и общества в целом.