SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Рассматривается трансформация легитимации политической власти в условиях цифровизации и конкуренции между традиционной политической элитой и представителями цифровой элиты. Этот процесс связан с ростом сетевизации современного общества и увеличивающейся ролью социальных медиаплатформ в повседневной жизни людей. На основе эмпирического анализа аккаунтов политиков и инфлюенсеров в социальных сетях выявляются различия в эффективности сетевого взаимодействия, стратегиях коммуникации и характере публикуемого контента. Анализируются сетевая активность обеих групп, вовлеченность их аудитории в коммуникацию. Исследование показывает, что представители цифровой элиты значительно превосходят политиков по объему и лояльности аудитории. Для анализа полученных показателей используются методы качественного контент-анализа, создана типология публикаций цифровой и политической элит. Недостаточная эффективность сетевого взаимодействия политиков с обществом связана с тем, что представители официальной власти обращаются к формальным, односторонними по своей структуре взаимодействия с обществом практикам коммуникации. В своей публичной деятельности они преимущественно ориентируются на укрепление системной легитимности, что снижает их эффективность в социальных сетях. Агенты сетевой элиты, напротив, прибегают к более персонифицированной, эмоциональной и интерактивной подаче информации, и это вызывает интерес у зрителей и способствует росту их популярности. Таким образом, ключевое отличие двух элит состоит в том, что публичная политика аватаров официальной власти в первую очередь направлена на формирование доверия к последней, а не на приобретение персональной популярности ее акторов. Работа подчеркивает необходимость адаптации государственной коммуникации к новым условиям цифровой конкуренции за внимание и доверие граждан.
Исследование актуально для социологической теории и общественной практики, так как посвящено анализу роли цифровой социализации пожилых людей в защите от телефонного мошенничества. Цели исследования – характеристика современного телефонного мошенничества и выявление особенностей роли цифровой социализации пожилых людей в эффективной защите от попадания в статус жертвы. Информационная и эмпирическая основа исследования: данные Федеральной службы государственной статистики «Распределение населения, являющегося активными пользователями сети Интернет, по типам поселения и половозрастным группам», 2023 г.; материалы Всероссийского центра изучения общественного мнения «Телефонное мошенничество: мониторинг», 2024 г.; результаты пилотного интервью экспертов из числа сотрудников профильных подразделений полиции, 2024 г. Выявлено cледующее: наблюдается динамика роста количества звонков и сообщений, поступающих пожилым людям от телефонных мошенников; у пенсионеров превалирует низкая вероятность стать жертвой телефонных мошенников; основная роль цифровой социализации пожилых людей в защите от телефонного мошенничества заключается в усвоении правил и норм коммуникаций в цифровой среде и в приобретении опыта удаленных коммуникаций. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности профильных подразделений полиции.
В статье представлены результаты оценки процессов социального обслуживания населения по традиционной и инновационной технологиям с использованием расчета относительных индексов удовлетворенности получателей услуг, что обеспечивает возможность объективного сравнительного анализа. При проведении исследования используется авторский методологический подход исследования удовлетворенности получателями социальных услуг на основе их прямых и опосредованных оценок. Представленные в статье результаты открывают новые направления для исследования уровня удовлетворенности социальными услугами пользователи центров социального обслуживания населения с помощью предлагаемой в статье методике исследования и возможности выработки рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций социальной сферы. Выявлено, что на снижение скорости процесса нормализации, и, как следствие, интегральной результативности социального обслуживания напрямую влияет исключение из технологии системы долговременного ухода технологий оказания социально-психологических, социально-педагогических, социально-коммуникативных услуг.
В статье представлена авторская классификация барьеров ресурсных трансформаций института благотворительности в условиях социального неравенства. На основе теоретических положений и авторского инструментария, в ходе глубинных интервью руководителей благотворительных организаций Северо-Кавказского федерального округа была достигнута цель исследования – выявить препятствия трансформации институциональных ресурсов благотворительности. Показано, что возникновение барьеров в сфере получения и использования финансовых и материальных ресурсов может быть обусловлено рядом санкций, препятствующих возможности получения финансовой помощи из зарубежных стран на цели благотворительности (мегабарьеры). Среди макробарьеров основным барьером выступает несовершенство нормативной правовой базы благотворительности. К барьерам мезоуровневого характера руководители благотворительных организаций СКФО отнесли бюрократию на уровне местного самоуправления, что проявляется во многих аспектах. На микроуровне организации общества финансовые и материальные барьеры могут носить, как объективный, так и субъективный характер.
В данной статье предлагается ознакомиться с результатами лонгитюдного исследования феномена социального неравенства в контексте изучения отечественной системы управления, а именно через отношение (оценки) политико-управленческих групп регионов к функционированию сложившихся региональных систем управления, в частности через оценки доступности для населения базовых социальных институтов.
На первом этапе исследования были представлены результаты подготовки интегрального индекса политико-управленческих групп активности, на основе которого становится возможным проведение анализа избыточного социального неравенства в регионах России. Установлено, что разработанную систему показателей политико-управленческого неравенства регионов можно рассматривать через оценки специально выделяемых политико-управленческих групп. Это подтвердили пробные измерения на базе мультиномиального регрессионного анализа.
В данной статье представлены итоговые результаты исследования. На основе сконфигурированного эмпирического индекса проведено измерение оценки работы системы управления в регионах с разным уровнем социокультурной модернизации, способствующих или препятствующих: 1) поддержанию качества и доступности базовых социальных институтов региона, 2) созданию условий для гражданской и политической активности, включению политико-управленческих групп в процессы принятия решений по развитию региона.
По результатам исследования обоснован вывод о том, что систему базовых показателей выявления и измерения социального неравенства регионов можно анализировать через оценки специально выделяемых политико-управленческих групп, но обязательно с учётом дифференциации регионов по уровням социокультурной модернизации, т. к. для каждой группы территорий характерны свои уникальные типы избыточных неравенств, противоречий, проблем.
Предложенный подход целесообразно применять для установления негативных тенденций, способствующих активизации массовой политики, а также для фиксации качества реализации публичной политики в регионах, территориально - поселенческих объектах.
В практике социологических исследований рост интереса к различным аспектам социального поведения тем выше, чем острее кризисный период и неопределённость реальности. Сегодня приверженность жизненным ориентирам, устойчивость перед вызовами, гибкость в стратегиях социального поведения приобретает статус ключевого конкурентного преимущества в обеспечении стабильности, безопасности и развития российского общества. Актуальность темы обусловлена запросом на разработку новых подходов к анализу социального поведения, которые позволят учитывать не только объективные условия жизни людей, но и их субъективные представления о желаемом будущем. В статье в границах методологии изучения социального поведения обосновывается концептуализация понятий планов и реальности в горизонте ближнего и дальнего планирования жизненных целей. Авторская модель анализа выбора стратегии социального поведения позволяет учесть не только рациональные, но и аксиологические аспекты социального поведения, а также его связь с жизненными стратегиями, мотивацией, убеждениями. Эмпирической базой являются данные, полученные в ходе общероссийских исследований, проведённых Институтом социологии ФНИСЦ РАН (до 2017 года - Институт социологии РАН) в период 2015-2024 гг. Концептуальная модель апробирована через сопоставление представлений о сферах желаемого и реально достигнутого успеха в реализации жизненных целей через характеристику длины горизонта планирования и восприятия своего будущего. Анализ динамики показал, что семья, работа, личное благополучие составляют ядро представлений об успехе и, как следствие, мотивации достижения и формирования образа будущего. Выявлены негативные тенденции: структурный сдвиг в оценке значимости образования, высокий разрыв между планами и реальными перспективами профессиональной реализации. Высота социальных барьеров в сферах рынка труда и достижения материального благополучия остаётся значимой для существенной части респондентов. По характеристике горизонта планирования личного будущего обнаружены устойчивые тенденции: в оценке текущего положения среди имеющих планы на будущее вдвое больше тех, кто оценивает его как хорошее; доля достигших или много добившихся также выше среди имеющих планы, чем среди тех, кто не строит планов вовсе. Дополнительный ракурс анализа через критерий длины горизонта планирования служит значимым измерением проактивности социального поведения, проявленности ценностей и представлений в конкретных действиях. Результаты исследования могут быть полезны для социологов, занимающихся изучением социального поведения, а также для специалистов, работающих в области социальной психологии, социального управления и прогнозирования; могут способствовать разработке новых методов анализа социального поведения, учитывающих его субъективную составляющую.
В первой части статьи представлены промежуточные результаты анализа развития правового регулирования социально-экономического развития в РФ. Определены симптомы движения управления к проектному и антропоцентричному типу. Проанализированы ключевые нормативные акты, связанные с социально- экономическим развитием РФ за период с 1995 по 2020 гг. Предметом анализа стали целевые фокусы планирования, роль государства в управлении регионами, характер взаимоотношений федеральной, региональной, муниципальной властей и других субъектов развития, системность и комплексность проработки государственной политики, территориальная унификация или разнообразие в региональном планировании. Промежуточные результаты исследования указывают на складывающееся движение государственного управления от функционального к системному типу, изменение программного подхода целедостижения в сторону проектного. Директивность управления сменяется организацией деятельности по результатам. Управление территориями строится на принципах партнёрских отношений, но пока в них доминирует фактор подчинения, что сильно снижает активность субъектов территориального развития и тормозит реализацию национальных проектов, достижение национальных целей.
Диспропорции и неравенства региональной системы здравоохранения, проявляющиеся в неразвитости сети учреждений здравоохранения и недостаточной обеспеченности квалифицированными кадрами, отражаются прежде всего на качестве и доступности медицинской помощи для населения. Недоступность медицинской помощи для малообеспеченных групп населения во многом объясняется экономией и коммерциализацией медицинских услуг.
Опираясь на результаты социологических исследований и данные статистики по регионам России, авторы считают необходимым уточнение подходов к проблеме структурного насилия в меняющемся социальном пространстве и обосновывают актуальность исследования регионального пространственного развития в связи с масштабами структурного насилия.