«Прошлое нашей цивилизации является прежде всего прошлым мира, а наша история прежде всего является всемирной историей»¹. В начале XXI века явление, описанное семьдесят лет назад Яном Хьюзинга, становится всё более похожим на действительность. В ограниченном и всё более взаимосвязанном мире мы обязательно ощущаем себя частью развивающейся глобальной цивилизации, которая составляет матрицу наших общих судеб.
Годы, последовавшие сразу же за высказанным суждением голландских историков, действительно показали, причем самым ужасающим способом, взаимозависимость мирового сообщества. Планета, на которой миллионы людей хотели всего лишь жить в мире и благополучии, представила противоестественное зрелище мира в войне.
Наземные, водные и воздушные маршруты днем и ночью патрулировались армадами, извергавшими ярость на всё самое дорогое и жизненно важное, что есть у жителей. Ужасающий ущерб, нанесённый народонаселению, как физический, так и моральный, рассеял в вечности многочисленные иллюзии и подтолкнул Человечество к необходимости жесткого выбора – «всё или ничто», говоря словами Альберта Эйнштейна.