Цель статьи - обобщение специфических национальных, психологических, этносоциальных особенностей иностранных студентов из стран дальнего зарубежья (Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки) в рамках начального этапа обучения с установкой на выявление сходных или сближающих их черт. В качестве сходных этнопсихологических черт были выявлены следующие: страх «совершить ошибку», нежелание прямого диалога с преподавателем, не всегда высокая мотивация и быстрая утомляемость. На основе установленных сходных этнопсихологических черт даётся ряд рекомендаций для работы в мультикультурной группе, касающихся типов заданий, характера подачи учебного материала, специфики взаимодействия преподавателя со студентами. В качестве наиболее эффективных и продуктивных приёмов для работы в мультикультурной аудитории в статье предлагаются различные интерактивные виды деятельности, фрагментарность в подаче учебного материала, визуализация, геймизация, частая смена видов деятельности и индивидуальный подход.
Идентификаторы и классификаторы
В современной методике обучения русскому языку как иностранному всё большее предпочтение отдаётся национально-ориентированному направлению, базирующемуся на соотнесённости учебного материала и принципов обучения с этнопсихологическими особенностями иностранных учащихся, «на учете их культурологических и этнопсихологических характеристик» [1].
Список литературы
1. Воробьёв В.В. Теоретические и прикладные аспекты лингвокультурологии. Диссертация.. доктора филологических наук. Москва, 1996. 395. EDN: NLIEZD
2. Саямова В.И., Олешко Т.В. О психологических основах обучения русскому языку как иностранному на подготовительном факультете. Русский язык на перекрёстке эпох: традиции и инновации в русистике: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. РАУ, 2019: 182-188. EDN: EFZABX
3. Рыжова Н.И., Башмакова Н.И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия. Научное обозрение. Педагогические науки. 2015; № 3. Available at: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1221.
4. Сунь Юй. Учет когнитивно-психологических характеристик китайских учащихся при обучении русской грамматике. Самарский научный вестник. 2020; Т. 9, № 1 (30): 283-288. EDN: WUCNDE
5. Винокурова М.А., Соломина А.И. Система обучения категории вида русских глаголов в китайской аудитории. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024; Т 9, Выпуск 5: 375-383. EDN: KDZYAK
6. Вакула Е.А., Колесникова В.В., Можаева Е.Ю. Особенности преподавания русского языка как иностранного китайским слушателям на начальном этапе обучения. Современные проблемы науки и образования. 2018; № 4. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27790. EDN: YMGYJV
7. Родикова О.В., Тихомирова Д.Г Особенности обучения РКИ на начальном этапе (грамматический аспект). Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2024; № 2 (18): 43-46. EDN: AGTCAQ
8. Шарипова Ш.Ш. Методические аспекты преподавания русского как иностранного на начальном этапе обучения. Мировая наука. 2021; № 5 (50): 138-143. EDN: GFGGYJ
9. Ракова И.В. О решении фонологических проблем при обучении арабоязычных студентов русскому языку как иностранному: из опыта работы. Научный потенциал. 2024: № 1-1 (44): 8-12. EDN: PQTODY
10. Пугачёв И.А. Этнокультурная адаптация иностранных учащихся к условиям жизни и обучения в России. Русский язык. 2012; Выпуск 4: 21-27.
11. Чжао Ю. Лингводидактические основы этноориентированного обучения русскому языку и тестирования: на примере китайских учащихся. Автореферат диссертации.. кандидата педагогических наук. Москва, 2008. EDN: ZNMGQR
12. Мартынова М.А., Ковалева Н.А., Юн Л.Г Организационно-методические особенности работы с китайскими учащимися при обучении РКИ в условиях отсутствия языковой среды. Русский язык за рубежом. Специальный выпуск “Русистика Китая”. Москва, 2017: 15-30.
13. Филимонова Н.Ю., Романюк Е.С. Национально-психологические особенности студентов из Китая, Вьетнама и Южной Кореи. Актуальные вопросы профессионального образования. 2019; № 3 (16): 15-19. EDN: YWHBWG
14. Карпушева О.А. Учёт национально обусловленных особенностей иностранных военнослужащих при обучении русскому языку на довузовском этапе. Вестник ДИТИ. 2016; № 2: 137-143. EDN: XBFBAJ
15. Резников Е.Н. Этнопсихологические характеристики студентов из стран Латинской Америки. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009; № 3: 13-20.
16. Гейченко Е.И., Васецкая Л.И., Хейлик В.Д. Этнопсихологические особенности иностранных студентов и национальные различия их образовательных систем. Science Rise. 2015; Т 2, № 1 (7): 77-82. EDN: TLCJVR
17. Говорухина Ю.А. Особенности коммуникации в поликультурной образовательной среде ВУЗа. Педагогическая деятельность как творческий процесс: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018: 118-126. EDN: YRZWUX
18. Калинина С.А. Интерактивное обучение при преподавании иностранного языка как инструмент подготовки к межкультурной коммуникации в смешанном экипаже. Вестник АГУ. 2017; Выпуск 4 (208): 124-133.
19. Ракова И.В. Средства визуализации как важнейшая составляющая учебников нового поколения по русскому языку как иностранному на начальном этапе обучения. Научный потенциал. 2024; № 3 (46): 27-32. EDN: HAVSEU
Выпуск
Другие статьи выпуска
В процессе обучения геометрии следует формировать рефлексивную деятельность на начальном этапе ее изучения, то есть начиная с 7 класса, потому что рефлексия помогает учащимся глубже понимать материал, самостоятельно находить ошибки и пробелы в знаниях, способствует развитию критического мышления. Для формирования рефлексивной деятельности мы применяем педагогическую технологию. В статье раскрываются компоненты технологии обучения (организационно-целевой, проектировочный, процессуально-действенный, диагностический, коррекционный). Ключевой задачей педагогической технологии является четкое определение целей обучения и создание инструментов для объективной оценки уровня знаний учащихся и их личностного развития на каждом этапе обучения. Авторы отмечают, что в эпоху цифровизации образования существуют цифровые инструменты, которые могут помочь учителю при обучении учащихся. Представителями СДМ являются «Живая математика», «GeoGebra», «1С: Математический конструктор» и др. Изменение образовательной среды дает возможность поиска новых подходов к обучению геометрии с использованием цифровых технологий.
В статье представлены результаты эмпирического исследования социальных практик профессионального обучения и трудоустройства слабослышащих женщин в Алтайском крае. Методика исследования строилась на основе анализа объективной и субъективной сторон данного процесса. Объективная сторона социальных практик отражает деятельность слабослышащего человека и его взаимодействие с социумом в аспекте обучения и трудоустройства. Субъективная сторона включает волевые личностные усилия инвалида, которые он прилагает для реализации в профессиональной сфере. В результате исследования выявлены мнения респондентов относительно желаемой занятости, трудностей и действий, предпринимаемых слабослышащей женщиной при профессиональном обучении и поиске места работы, а также оценка помощи со стороны государства и ближнего окружения в процессе интеграции инвалида в трудовую сферу. Проблемы трудоустройства женщин с нарушением слуха носят комплексный характер и включают в себя социальный, правовой, психологический и экономический аспекты. Успешность социальных практик обучения и трудоустройства слабослышащих женщин зависит от двух факторов: во-первых, от сочетания личностных качеств и усилий, которые женщины прилагают в процессе обучения и поиска работы, во-вторых, от адресной поддержки органов власти, общественных организаций и ближнего окружения.
В статье рассматривается имидж педагога, который играет ключевую роль в восприятии учителя как профессионала. Цель данной статьи заключается в анализе основных компонентов имиджа педагога, включая внешний вид, речевую и методическую культуру, а также использование тайм-менеджмента и тайм-хакинга в образовательной деятельности. Актуальность темы связана с необходимостью формирования у будущих учителей общечеловеческих ценностей и компетенций, которые в значительной мере определяют их профессиональный образ. Исследование подчеркивает, что хороший внешний вид и грамотное общение способствуют созданию доверия у учеников, тогда как методическая культура и эффективное планирование рабочего времени повышают уровень профессионализма педагога. Экологическая лингвообразовательная среда также рассматривается как важный компонент имиджа, способствующий формированию экологической грамотности у обучающихся. В статье также подчеркивается важность имиджа педагога для повышения качества образования и создания благоприятной образовательной среды. Результаты могут быть использованы для подготовки будущих педагогов и совершенствования профессионального развития действующих учителей.
В представленной работе анализируется специфика профессионального коммуникативного подхода в обучении будущих юристов, методы и подходы к развитию юридико-коммуникативной компетентности у студентов юридических вузов. Основная идея статьи заключается в том, что юридико-коммуникативная компетентность представляет собой важный показатель успеха будущих юристов в профессиональной среде. Авторы отмечают, что для формирования этой компетентности необходимо учитывать, как профессиональные знания и навыки, так и коммуникативные способности и ценностные ориентации студентов. Статья подчеркивает важность интегративной модели обучения, которая объединяет теоретические и практические аспекты, а также акцентирует внимание на необходимости использования междисциплинарного подхода в преподавании, охватывающего психологию, конфликтологию, риторику и другие дисциплины. Комплексный подход к развитию юридико-коммуникативной компетентности способствует формированию профессионализма будущих юристов. Логическим завершением работы является выделение условий, необходимых для успешной реализации модели юридико-коммуникативной компетентности, таких как правовая грамотность, коммуникативные навыки, умение вести переговоры и соблюдать этические нормы и др. Результаты исследования способствуют дополнению и обновлению научных представлений о важности коммуникативной компетентности для юристов и служат практическим руководством для педагогов, стремящихся повысить качество подготовки будущих специалистов в области права.
В статье рассматривается влияние цифровых технологий на трансформацию традиционных методов обучения. Авторы осуществляют анализ инструментов продвижения технологий в образовании: профессиональная подготовка преподавателей, внедрение инновационных сервисов в обучение, рекламные кампании для родителей и обучающихся, партнерские отношения с известными компаниями, помощь со стороны государства. Исследуются основные тенденции на рынке образовательных технологий (развитие онлайн-образования, геймификация процесса получения образования, смешанное обучение, внедрение виртуальной и дополненной реальности, открытые образовательные ресурсы). Авторы отмечают, что одним из основных направлений совершенствования образования в современном мире является персонализация методов обучения. Наиболее перспективной формой индивидуального образования является адаптивное обучение, которое осуществляется за счет таких учебных платформ, как Stepik, GetCourse и Skillspace. Уделяется внимание интерактивным элементам образования: ускоренному, активному, обоюдному и виртуальному взаимодействию. В статье также выявляются основные недостатки информационных технологий в образовании, основными из которых являются негативное воздействие на коммуникативные навыки студентов, проблемы с техническими средствами, отрицательное влияние на физическое состояние обучающегося.
Стремительно развивающиеся цифровые технологии и электронные ресурсы находят применение во многих областях, включая и образование. Преподавателям необходимо пересматривать методику и способы обучения различным дисциплинам. Авторами статьи выдвигается предложение о методической организации обучения иностранному языку на основе мобильных технологий с интеграцией инструментов искусственного интеллекта. После внедрения данного инструмента в образовательный процесс по иностранному языку в вузе будет усовершенствованно электронное обучение, и это позволит ни только повысить качество обучения, но и увеличить интерес обучающихся к изучению иностранного языка для специальных целей. Авторами представлен один из вариантов обучения грамматике в языковом канале в мессенджере на примере системы времен английского языка в виде дерева целей, концепция которого используется для представления знаний как иерархия задач или понятий, необходимых к освоению. Предварительно был проведен опрос среди преподавательского состава кафедры иностранных языков на тему эффективности и востребованности применения подобных технологий в образовательном процессе. Согласно результатам опроса, большая часть респондентов высказалась за использование цифровых технологий и не видит препятствий по их внедрению. Результаты исследования могут быть применены в работе технических вузов России. Также при переработке лексического технического материала на необходимый можно будет использовать мобильное приложение и в других профильных вузах.
С развитием технологий и изменениями в образовательной среде преподавание китайского языка русскоязычным студентам претерпевает значительные изменения. В данной статье систематизируются традиционные и новые форматы заданий в дистанционном курсе китайского языка для русскоязычных студентов, выявляются проблемы применения новых форматов заданий с целью разработки соответствующих рекомендаций для повышения качества обучения. Проведенное исследование базируется на комплексном подходе, включающем элементы системного и процессного подходов при исследовании форматов обучения, а также на использовании методов обобщения, систематизации, описания, контент-анализа, графического метода исследования. Примененные научные методы адекватны предмету исследования, что подтверждает достоверность и обоснованность полученных результатов. Выявленные проблемы применения новых форматов заданий в дистанционном курсе китайского языка для русскоязычных студентов связаны с организацией учебного процесса, восприятием информации, сопротивлением преподавателей и студентов и другими факторами. По результатам исследования автором предложены различные пути решения выявленных проблем для повышения степени усвоения информации и качества обучения в условиях развития новых образовательных технологий. Автор приходит к выводу о благоприятных перспективах использования мобильных приложений, искусственного интеллекта и нейросетей в обучении китайскому языку в дистанционном формате при решении выявленных проблем, что с развитием функций указанных технологий имеет дальнейшие перспективы исследования.
Авторы отмечают, что в условиях имеющегося терминологического многообразия существует серьезная методологическая проблема в интерпретации и дифференцировании содержательных различий феномена наставничества и его аналогов для понимания большинством педагогов-практиков. В результате теоретического осмысления основных отличий в определениях применяемых педагогической общественностью категорий «наставничество», «тьюторство», «кураторство», «коучинг» и «менторинг» авторы приходят к выводу о том, что возможно концептуально детерминировать сущности этих феноменов, разделив их на два принципиально отличающихся друг от друга кластера педагогических технологий. На основе анализа особенностей субъект-субъектного взаимодействия авторами предложен общий критерий оценивания, в качестве которого рассматривается центральный субъект взаимодействия, находящийся в фокусе внимания при практической реализации каждой педагогической технологии. Дифференцирование феноменов по предложенному критерию позволило авторам отнести к одному из кластеров наставничество, кураторство и менторинг, а к другому тьюторство и коучинг Авторы подчеркивают, что, несмотря на наличие специфических особенностей, феномены внутри каждого кластера можно рассматривать как смысловые синонимы. Поставив в соответствие каждому кластеру определенную модель субъект-субъектного взаимодействия, авторы приходят к выводу что, несмотря на терминологическое разнообразие феноменов, существует лишь две модели педагогического взаимодействия: доминации и сопровождения. Авторы акцентируют внимание на том, что выбор модели взаимодействия и педагогической технологии ее практической реализации определяется целеполаганием в реальной жизнедеятельности и остается за субъектами взаимодействия.
В статье рассматривается влияние использования игровых механик на процесс обучения. Авторами описаны возможности, которые предоставляет игрофикация обучающимся и преподавателям: создание сильной мотивации, улучшение вовлеченности, повышение эффективности обучения, помощь в усвоении сложных понятий, получение новых навыков и др. Установлено, что основной сильной стороной геймификации является мгновенное получение обратной связи по результату выполнения задания, чего недостает традиционному образованию. Особое внимание уделяется игровым механикам и тому, как они могут быть использованы в учебной деятельности: введение системы баллов, квесты, «игры по ролям», использование механики командных заданий, получение «ачивки», различные прогресс-бары и графики. На практических примерах авторы показывают, как игровые механики могут применяться в процессе преподавания иностранного языка и философии. Вместе с тем подчеркивается, что игрофикация не универсальна, игровые механики невозможно применять при преподавании всех учебных дисциплин и нельзя полностью заменить классические методы преподавания. Глубокого изучения предмета не представляется возможным достигнуть только через игровые элементы, так как механики концентрируются на упрощении подачи материала.
В статье кратко рассмотрены проблемы оценки управления развитием территориальных образовательных систем в Арктической зоне Российской Федерации на примере арктических районов Республики Саха (Якутия). Установлено региональное своеобразие образовательных систем арктических районов Якутии: территориальная разобщенность, малокомплектность и низкий уровень дифференциации образовательных организаций, удаленность органов управления образованием. Выявлена пространственная и демографическая маркированность управления образованием в Арктике. На основе исследований, проведенных в Северо-Восточном федеральном университете в 2012-2024 гг., раскрываются особенности позиционирования арктических районов в образовательном пространстве республики. Выделены доминантные компоненты управления развитием образовательных систем арктических районов. Показаны расширение масштаба и разнообразие используемых методов оценки, их вариативность и адаптируемость к контекстным факторам.
Исследование интенсифицирует практику применения субъектно-ориентированных технологий в рамках подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в перспективе появления нового спектра профессий на основе междисциплинарности в самом обозримом будущем. Акцентируется необходимость развития субъектной позиции студентов бакалавриата как основы самоопределения и самоактуализации. Объясняется роль высшего образования в отечественной подготовке кадрового инновационного потенциала междисциплинарной направленности и необходимость методологического обоснования применения субъектно-ориентированных технологий в учебном процессе. Обозначены концептуальные основы нормативно-правовой документации, апеллирующие к необходимости пересмотра идей и принципов интерактивных технологий, ориентированных на активизацию позиции обучающихся и развитие их индивидуальности. Предлагается авторский анализ подходов к понятию «субъективно-ориентированные технологии», раскрыт его смысл, характерные особенности. Предпринята попытка представить этапы педагогического сопровождения актуализации субъектно-ориентированных технологий, обеспечивающие диалоговый, партнерский характер взаимодействия. Проанализирован кейс по реализации субъектно-ориентированных технологий с целью стимулирования активности, самостоятельности, ценностного отношения студентов бакалавриата четвертого года обучения к будущей профессиональной деятельности на примере направления подготовки 38.03.06 Торговое дело (ОП «Международная коммерция») на базе Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС (г Москва). Конкретизированы способы реализации субъектно-ориентированных технологий: работа над проектом, сюжетно-ролевая игра, кейс-технологии и средства - социальные медиа. Заявлены результаты применения субъектно-ориентированных технологий в попытке оценить положительное влияние на становление субъектности, процесс самоопределения и эффективную реализацию свободного выбора будущих специалистов в контексте профессиональной деятельности.
Данная статья посвящена вопросу использования мобильных технологий в обучении слабослышащих китайскому языку. Свое исследование авторы основывают на принципах обучения слабослышащих иностранным языкам и результатах анализа мобильных технологий, которые способны реализовать данные принципы в обучении. Последовательно рассматриваются технологии дополненной и виртуальной реальности, технологии тактильной обратной связи, технологии социальных сетей, использование русского и китайского жестового языка в обучении китайскому языку, визуальную дифференциацию фонетических явлений и иллюстративно доказывается то, что указанные принципы и технологии способны оказать положительное влияние на процесс обучения слабослышащих китайскому языку. Авторы также привлекают визуальную наглядность, формирование ассоциаций и динамическое отображение жестового языка к применению в методике обучения китайскому языку слабослышащих обучающихся. Представленные данные позволяют сделать вывод, что использование мобильных технологий способно повысить эффективность обучения слабослышащих китайскому языку. Результаты исследования можно использовать при разработке методик обучения слабослышащих китайскому языку.
Статья посвящена анализу физико-математического образования в России на всех уровнях - от начальной школы до университета. Проводится сравнение с образованием в других странах. Показано, что образование, даже такое наиболее далекое от общественно-политических проблем, как физико-математическое, неизбежно оказывается идеологизированным, и это накладывает отпечаток на все его аспекты от отбора материала до выбора степени строгости изложения. Обозначены проблемы, возникающие на данном этапе развития российского физико-математического образования, и предлагаются рациональные способы устранения имеющихся трудностей, начиная с частных методик преподавателей, возможности интернет-образования, использования искусственного интеллекта, обращение к которому доступно современным студентам и школьникам, и заканчивая полномасштабным участием государства в формировании доктрины образования. Обозначены и конкретные проблемы, возникающие, например, при проведении единого государственного экзамена.
Статья посвящена исследованию феномена «государственно-патриотическое воспитание». Целью статьи является анализ подходов отечественных ученых к рассматриваемому явлению и определение сущности, структуры и особенностей государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи морского университета. Применены педагогические методы: изучение и анализ научной литературы, контент-анализ научных публикаций, синтез, обобщение, конкретизация, беседа, опрос. Результат исследования - обоснованы и раскрыты сущность и компоненты государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи морского университета; систематизированы характерные особенности изучаемого явления. Материалы и выводы обладают научной новизной, теоретической и практической значимостью и являются основой для разработки концепции государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Они будут востребованы учеными и исследователями, преподавателями высшей и средней профессиональной школы, организаторами патриотического воспитания учащейся молодежи для проведения научных изысканий, организации воспитательно-патриотической работы.
Издательство
- Издательство
- РМНКО
- Регион
- Россия, Горно-Алтайск
- Почтовый адрес
- 649000, г. Горно-Алтайск, пр-т. Коммунистический, 68, офис 301, редколлегия журнала "Мир науки, культуры, образования".
- Юр. адрес
- 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина Г. И., д. 34, кв. 32
- ФИО
- Петров Андрей Андреевич (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- mnko@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (980) 1122508