В статье анализируются коммуникативные практики, применяемые человеком в общении с искусственными коммуникативными системами. В центре внимания находится тот уникальный гибридный характер взаимодействия, который формируется на стыке человеческих ожиданий и алгоритмических ограничений. Авторы показывают, как традиционные модели общения трансформируются, адаптируясь к новым цифровым реалиям, где собеседник лишен субъектности в привычном понимании, но при этом провоцирует сложные и порой амбивалентные формы коммуникативного поведения. Эмпирической основой исследования послужили 24 полуструктурированных интервью, анализ которых проводился в соответствии с методологией обоснованной теории. Последовательное применение открытого, осевого и избирательного кодирования позволило авторам выйти за рамки простого описания речевых тактик и осуществить концептуализацию коммуникативной практики как особой формы социального действия. Сочетание глубокого эмпирического анализа с теоретической рамкой дало возможность раскрыть глубинные механизмы взаимодействия, включая мотивационные интенции пользователей, особенности символического восприятия искусственного интеллекта и весь спектр эмоционального отклика — от любопытства и восторга до разочарования и фрустрации. В результате исследования выявлены ключевые стратегии, к которым прибегают пользователи: от утилитарного уточнения запросов и ролевого программирования до эмоционально окрашенной вежливости и игрового экспериментирования. Показано, что внешне технологически опосредованная коммуникация внутренне воспроизводит и одновременно трансформирует человеческие модели общения, создавая новый синтез рационального и социального. Таким образом, коммуникация с искусственным интеллектом предстает не как упрощенный обмен командами, а как сложный, многомерный процесс постоянной адаптации, где человек выстраивает уникальные отношения с алгоритмически организованным партнером, занимающим позицию амбивалентного псевдосубъекта.
В статье рассматривается ряд взаимосвязанных трудноразрешимых проблем профессионализма учителя иностранного языка и его реализации в условиях стремительной и недостаточно научно обоснованной цифровизации системы образования в целом и процесса обучения иностранному языку в частности. В ходе анализа противоречивых позиций по вопросу использования искусственного интеллекта (ИИ) в обучении иностранному языку аргументирована авторская точка зрения о необходимости научного обоснования методической целесообразности использования цифровых технологий и разработки не наносящего вреда здоровью обучающихся регламента использования ИИ в преподавании предмета «Иностранный язык» на различных этапах обучения. Выявлены такие проблемы и трудности реализации профессионализма учителя иностранного языка, как отсутствие условий для методического творчества, снижение уровня профессионализма учителя ввиду нерегулируемого, а часто хаотического использования ИИ в процессе языковой подготовки обучающихся, унификации практик обучения иностранным языкам, формализации повышения квалификации учителя. Предложены наиболее приемлемые, по мнению автора, пути решения изложенных проблем и устранения выявленных трудностей реализации профессионализма учителя иностранного языка.
Проанализирована проблема обеспечения технологического суверенитета в странах Африки, расположенных южнее Сахары. На примере Нигерии, Кении и Ганы показано, что в последние годы в африканских государствах появляются национальные программы и стратегии, направленные на развитие передовых информационных технологий, формируются профессиональные исследовательские группы, создаются научные и образовательно-научные центры, занимающиеся разработкой приложений, использующих технологии искусственного интеллекта (ИИ), а в ряде стран идет строительство технологических парков. При этом ключевым направлением исследований на сегодняшний день является решение задач в сфере обработки естественного языка, поскольку именно при условии создания широкого спектра разносторонних ИИ-приложений, способных понимать разные африканские языки, станет возможным создание развитой ИИ-экосистемы в Африке, ориентированной на потребности местного населения. При проведении исследования использовались как общенаучные (анализ, синтез, аналогия), так и специальные методы (критический дискурс-анализ, сравнительный анализ). Выявлено, что в настоящее время в Африке стали появляться языковые модели, способные распознавать речь на некоторых африканских языках (суахили, йоруба, тви, луганда), и даже была разработана специализированная Python-библиотека для решения задач распознавания речи для наиболее распространенных на территории Ганы языков. С одной стороны, данное обстоятельство действительно означает существенный прорыв, который страны Африки сумели добиться в сфере высоких технологий, но в масштабах всего континента эти успехи носят все же локальный характер, поскольку дальнейшее развитие в этой сфере упирается в типичную для большинства стран Африки проблему - отсутствие средств. В результате многие исследовательские группы в Африке существуют на общественных началах, а сами исследования зачастую финансируются за счет спонсорской помощи со стороны западных корпораций и фондов, что представляет серьезную угрозу технологическому суверенитету стран Африки южнее Сахары, которые, несмотря на прилагаемые усилия, продолжают зависеть от импортных технологий и иностранных инвестиций. Для того чтобы снизить указанную зависимость, правительствам африканских стран необходимо продумать механизмы привлечения к соответствующим исследованиям и разработкам африканских инвесторов. Только в этом случае представляется возможным организовать поиск оптимальных решений с целью удовлетворения конкретных местных и региональных потребностей.
Ключевым направлением внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в здравоохранении России является создание и интеграция медицинских изделий с ИИ (МИ с ИИ) в цифровые контуры субъектов Российской Федерации. За 2018–2024 гг. в создание и развитие различных ИИ-продуктов для здравоохранения было инвестировано 4 млрд 712 млн руб., из которых 69 % было вложено со стороны государственных источников. Подведомственные научные центры Минздрава реализуют 215 исследовательских проектов в данной сфере. Разработан и утвержден 21 национальный стандарт и предварительный технический стандарт. На 1 января 2025 г. в России было зарегистрировано 39 МИ с ИИ, благодаря чему суммарно было реализовано 412 региональных проектов внедрения МИ с ИИ, 83 % из которых приходится на анализ изображений, 16 % – анализ электронных медицинских карт. В настоящее время развивается комплекс мероприятий по активному внедрению технологий ИИ в здравоохранение, включая выстраивание нормативно-правового регулирования, привлечение инвестиций, проведение научных исследований и разработок новых продуктов.
Раскрываются особенности диагностики сетевого оборудования провайдера на базе предиктивной аналитики с использованием искусственного интеллекта. Выявлены условия работы сетевого оборудования, способствующие диагностике оборудования. Предложена надстройка над процессом предиктивной диагностики на основе искусственного интеллекта.
Статья посвящена осмыслению перспектив развития системы языкового образования с учетом влияния двух факторов: 1) усиления роли искусственного интеллекта (ИИ) как ведущего средства обучения, которое воздействует на остальные компоненты системы; 2) необходимости более интенсивного развития естественного интеллекта обучающегося, что включает в себя расширение картины видения мира, развитие универсальных мыслительных действий, формирование глобального (холистического) мышления. Актуальность исследования обусловлена назревшей в научно-методическом сообществе дискуссией о преобразовании классической системы преподавания иностранных языков в свете упомянутых факторов-вызовов. Статья описывает основные взгляды отечественных и зарубежных методистов на проблему и предлагает авторский прогноз перехода от коммуникативной к интеллектуально-личностной системе языкового образования. В статье анализируются возможности ИИ в развитии иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и обосновывается двухуровневая образовательная система. Уровень обучения языку должен быть в значительной степени индивидуализирован и реализовываться преимущественно с использованием ИИ, что влечет за собой усиление внимания к универсальным учебным действиям. Уровень интеллектуально-личностного полилингвального/ поликультурного образования выходит за рамки коммуникативной компетенции и ориентирован на развитие эрудиции учащихся посредством языков, способствует самоопределению и самовыражению через сознательный выбор наиболее подходящей социально-коммникативной среды и роли в ней. Второй уровень имеет интегративный характер и объединяет в себе аспекты социогуманитарных и филологических областей. В статье представлено описание возможной организации учебного процесса на обоих уровнях, приведены примеры авторских материалов, предложены варианты реализации второго уровня в виде отдельной дисциплины, либо в рамках курсов по выбору.
В статье рассматривается преобразующий потенциал программ искусственного интеллекта (ИИ) в языковом образовании, анализируются его преимущества, недостатки и этические последствия. Основные выводы показывают, что ИИ значительно усиливает персонализацию в обучении, способствует большей доступности, оптимизирует административные задачи и обеспечивает обратную связь в реальном времени для студентов. Эти достижения могут привести к улучшению результатов обучения и разработке более адаптированных учебных стратегий. В теории и методике обучения иностранным языкам на протяжении последних лет происходит ряд изменений, касающихся освоения и внедрения новых подходов, сопровождающихся процессами все большей интеграции программ ИИ в процесс обучения иностранным языкам. Однако недостаточное внимание в современных исследованиях уделено вопросам методических аспектов подготовки будущих учителей, которые бы акцентировали внимание как на соответствии методологической характеристики программ ИИ существующим в методической науке концепциям и подходам в обучении иностранным языкам, так и на детальном исследовании дидактических возможностей различных программ ИИ. Авторы статьи обращаются к анализу такого подхода в иноязычной подготовке будущих учителей иностранного языка, который рассматривает, с одной стороны, структурные изменения педагогического дискурса, происходящие под воздействием многочисленных программ и платформ с ИИ, а с другой стороны, каким образом происходящие трансформационные процессы педагогического дискурса (цели, стратегии, ценности и пр.) влияют на систему методической подготовки будущего учителя
Статья посвящена рассмотрению потенциальных возможностей современных информационных технологий (искусственный интеллект, нейросеть, Big Data, интеллект-карты) в совершенствовании расследования преступлений. Целью работы является теоретическое обоснование целесообразности и определение путей совершенствования организационно-тактического обеспечения расследования с учетом современного потенциала информационных технологий. Основной акцент сделан на применении интеллектуальных карт для структурирования данных с целью эффективного выдвижения версий и планирования расследования. Как инструмент радианного мышления они позволяют компактно представлять материалы анализа в форме удобной для одномоментного восприятия больших объемов данных. Авторы отмечают, что рассматриваемые технологии открывают новые возможности для автоматизации анализа материалов дел, наглядной визуализации связей между различными взаимосвязанными событиями и объектами, прогнозирования их поведения в определенных ситуациях. Однако их внедрение сталкивается с рядом проблем организационного, кадрового и научно-методического обеспечения. Краеугольным камнем в решении проблемы выступает цифровизация материалов дел и интеграция технологий в следственную практику. Ключевое решение – создание систем «человек + искусственный интеллект», где технологии дополняют, а не заменяют профессионала. Будущее криминалистики – в симбиозе цифровых инструментов и экспертного, профессионального мышления на базе передовых достижений науки и техники.
В условиях цифровой трансформации банковской системы и расширения доступности финансовых услуг проблема обеспечения безопасности банковских транзакций приобретает стратегическое значение. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения проблемы эффективности методов прогнозирования и предотвращения мошенничества, которые являются важными составляющими комплексной системы экономической безопасности в банковском секторе. В данном исследовании сделан акцент на формировании моделей обнаружения мошенничества с банковскими картами. В результате исследования предложены конкретные рекомендации по совершенствованию систем антифрод-защиты в банковском секторе с использованием моделей машинного обучения. В рамках этого исследования были разработаны и протестированы модели XGBoost и ANN для выявления мошеннических транзакций, реализованные на языке Python. Эксперименты продемонстрировали их высокую эффективность, а также гибкость и способность адаптироваться к новым данным. Использование этих моделей позволяет банкам оперативно обнаруживать подозрительные операции, что снижает риски потерь и улучшает общую защищенность финансовой системы. Обеспечение безопасного функционирования системы совершения банковских транзакций требует комплексного подхода, включающего не только внедрение современных аналитических инструментов, но и постоянное обучение и обновление моделей для выявления новых способов мошенничества. Реализация предложенных мер позволит кредитным организациям повысить эффективность защиты от мошенничества, снизить финансовые потери от мошеннических действий и укрепить доверие клиентов.
Современный этап технологического развития мировой промышленности характеризуется фундаментальной трансформацией традиционных производственных систем, обусловленной стремительным развитием цифровых технологий и необходимостью решения новых экономических вызовов. Появление интеллектуальных промышленных предприятий представляет собой закономерный ответ на совокупность факторов, определяющих конкурентоспособность промышленного производства в условиях четвертой промышленной революции. В статье представлено обоснование создания современных интеллектуальных промышленных предприятий для оптимизации производственных процессов. Определено, что в условиях глобализации и жесткой конкурентной борьбы промышленные предприятия вынуждены искать новые пути повышения эффективности, снижения затрат и улучшения качества продукции.
Данная статья исследует ключевые инновации в сфере информационных технологий (ИТ), определяющие современный этап развития цифровой экономики. Целью работы является анализ текущего состояния и перспектив развития ИТ, а также выявление их влияния на различные сферы жизни. В рамках исследования рассмотрены такие инновации, как искусственный интеллект, интернет вещей, облачные вычисления, блокчейн и квантовые технологии. Результаты исследования демонстрируют значительный потенциал данных технологий для решения актуальных задач в медицине, образовании, промышленности, финансах и других областях. Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к анализу инноваций в ИТ, учитывающем их взаимосвязь и синергетический эффект.
Статья посвящена исследованию возможностей применения искусственного интеллекта в различных сферах человеческой деятельности.
Целью работы является анализ текущего состояния и перспектив развития искусственного интеллекта, а также выявление его потенциала для решения актуальных задач в различных отраслях. В результате исследования систематизированы основные направления применения искусственного интеллекта, такие как медицина, образование, промышленность и финансы, и проанализирована их эффективность. Практическая значимость работы заключается в формировании комплексного представления о возможностях и ограничениях искусственного интеллекта, что позволит специалистам разных областей принимать обоснованные решения о внедрении технологий искусственного интеллекта в свою деятельность. Выявлен потенциал искусственного интеллекта для решения сложных задач, оптимизации процессов и создания новых продуктов и услуг, что способствует инновационному развитию экономики и общества в целом.