Перспективы использования искусственного интеллекта в правоохранительной деятельности (2025)

Объектом проведенного исследования выступают общественные отношения сферы практического применения искусственного интеллекта человеком. Авторами отмечено, что искусственный интеллект стремительно и прочно вошел в повседневную жизнь, образовывая новое поле для взаимодействия с правовой системой. Рассматриваемые зависимости явились предметом исследования, наряду с нормативно-правовыми актами, а также рядом статистических показателей, приведенных в официальных источниках МВД России. Расширение возможностей искусственного интеллекта представило новые вызовы в частности уголовному праву, поставив множество задач, требующих решения и всестороннего научно-правого анализа. К одним из таких задач, как приведено авторами, относятся защита прав граждан от результатов негативного использования искусственного интеллекта, а также анализ эффективных возможностей внедрения искусственного интеллекта в среду отношений, систем и механизмов при расследовании и раскрытии преступлений. Основными методами проведенного авторами исследования являются: правовой и догматический, структурные и функциональные, анализ и систематизация. Новизна исследования обозначается теми предметными областями, которые авторы поставили задачей исследования. Поэтому особое внимание уделяется ряду вопросов об ответственности за действия, совершаемые искусственным интеллектом, об определении субъекта преступления при его использовании, об оптимальности и рациональных границах его использования при расследовании и раскрытии преступлений правоохранительными органами. Основным выводом проведенного исследования выступает заключение о том, что перспектива адаптации современного уголовного права к стремительному развитию искусственного интеллекта, зависит от степени роста научно-технического прогресса в данной области и требует четкого определения потенциальных рисков и развития эффективной правоприменительной практики. Данные обстоятельства также указывают на необходимость цифровизации правоприменительной деятельности и установление четких этических принципов при создании и применении искусственного интеллекта.

Издание: ПОЛИЦЕЙСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Яковлева Елена Олеговна, Лунева Ксения Александровна, Тарыкин Владимир Константинович
Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ) (2024)

В основу оригинального исследования положена гипотеза о неотвратимости внедрения искусственного интеллекта в реальный сектор экономики. Авторы рассматривают нормативно-правовые основы искусственного интеллекта, а также его исторические аспекты. При этом обозначены базовые траектории применения искусственного интеллекта на примере пищевой индустрии - при моделировании и оптимизации пищевых технологий, идентификации, оценке качества и безопасности пищевой продукции. Отмечено, что предпосылкой к внедрению технологий искусственного интеллекта в пищевой индустрии выступает четко наметившийся переход от массового питания к персонализированному, связанный с производством преимущественно комбинированных продуктов сложного ингредиентного и химического состава. Как следствие, технологии искусственного интеллекта позволяют существенно оптимизировать ресурс времени, повысить эффективность и точность совершаемых покупок, способствуют снижению затрат на приобретение продукции и устранению предубеждений при принятии решений, а также предоставляют максимально персонализированные рекомендации при покупке товаров. Результаты исследования включают обзор и анализ трудов российских и зарубежных ученых в области искусственного интеллекта и сфер его применения в пищевой индустрии, а методология исследования базируется на таких теоретических методах научного познания, как сравнение, анализ, систематизация, дедукция, абстракция, обобщение. Также статья раскрывает юридические и концептуальные аспекты искусственного интеллекта и областей его применения, рассматривает перспективные направления дальнейшего проникновения искусственного интеллекта в пищевой индустрии. В заключении обобщаются преимущества и возможности использования искусственного интеллекта по всей цепочке прослеживаемости пищевой продукции, использования его для анализа цифрового профиля при установлении аутентичности и идентификации пищевой продукции.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 2 (107) (2024)
Автор(ы): Алешков Алексей Викторович, Синюков Василий Алексеевич, Ивашкин Михаил Вячеславович
Сохранить в закладках
Цифровая трансформация как часть внешнеполитической стратегии КНР (2025)

Цифровизация играет ключевую роль в политической стратегии международных акторов ввиду ее влияния как на трансформацию процессов управления, так и на взаимодействие государств на международной арене. Предметом исследования статьи является анализ основных тенденций цифровой трансформации как составной части внешнеполитической стратегии Китайской Народной Республики. Особое внимание уделяется аспектам внешнего продвижения технологических инициатив Китаем. Китай формирует цифровую экосистему, активно продвигая её в мировую политику в рамках концепции «сообщества единой судьбы в киберпространстве». Определено, что Китай стремится как укрепить свои позиции на мировом рынке, так и стать ведущим игроком в сфере цифровых инноваций, что делает его стратегию важным фактором в глобальной цифровой трансформации. Исследование стратегии КНР включает дискурс-анализ, концептуальный анализ, «идейно-ценностный» подход. Критический концептуальный, нарративный анализы определили концептуальные основы цифровой стратегии КНР. Ивент-анализ, кейс-стади выявили тенденции, механизмы цифровой системы Пекина. Институциональный метод определил институты развития цифровой экономики. Анализ вторичных статистических данных показал динамику развития цифровизации Китая в миросистеме. Особое внимание уделяется роли Китая в формировании глобальных технологических стандартов и его взаимодействию с акторами в рамках продвижения цифровых инициатив. Проанализирована инициатива «Цифрового Шелкового пути» как инструмента экспорта китайских технологий. Особенно отчетливо цифровое влияние Китая наблюдается в странах Центральной Азии, Африки и Латинской Америки с точки зрения создания инфраструктурных проектов и экспорта цифровых технологий, продвижения глобальных «идейно-ценностных» инициатив. Новизна статьи заключается в приведенной систематизации механизмов продвижения цифровой стратегии Китая, демонстрирующей его стремление занять лидирующие позиции в области развития цифровых инноваций. Основное внимание уделяется продвижению Китаем инициатив глобального цифрового управления и анализу проблем масштабирования китайских технологий в различных странах.

Издание: МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Меньшикова Екатерина Сергеевна
Сохранить в закладках
Особенности проблемного поля искусственного интеллекта: системный аспект (2025)

В работе представлено авторское видение проблемного поля ИИ. Ограничения в информации о технологиях ИИ затрудняют аналитические исследования, но не препятствуют системно-теоретическим исследованиям, особенно на высоком уровне обобщения. Цифровая трансформация государственного управления актуализирует системно-теоретические исследования в области ИИ. Цель работы – выявление особенностей проблемного поля ИИ, способных стать основой системно-теоретических исследований и возможных практических мер. Для получения гносеологической эмерджентности был построен сложный объект исследования, представляющий собой единство трех линий знаний: об особенностях развития системных представлений, технологий ИИ и технологий управления. Системная рефлексия позволила сделать следующие выводы: ускоряющееся экстенсивное развитие технологий ИИ при отсутствии прогрессивных изменений в других областях является скрытым фактором растущего дисбаланса социальной системы, требующим срочного устранения; отсутствуют системные исследования ИИ с применением метасистемного подхода, позволяющего целостно рас крыть феномен ИИ и объяснить деструктивные изменения систем ИИ в ходе их самообучения (галлюцинации нейросетей, выход ИИ из-под контроля и др.); новой методологией науки и технологий в области ИИ, может быть системная интенсификация, способная устранить тренд на экстенсивное развитие и иные слабости ИИ. Основная мысль, сформулированная автором, состоит в том, что нужно интенсифицировать более широкую систему – метасистему, частью которой являются системы ИИ, чтобы в этой метасистеме, как можно ожидать, системы ИИ обрели свое новое качество без нашего прямого вмешательства, за счет скрытых системных механизмов. Ключом к практической системной интенсификации ИИ может стать интеллектуализация процессов принятия управленческих решений в органах государственной власти.

Издание: НАУКА И ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ / ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Батищев Сергей А.
Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (2025)

Статья посвящена исследованию внедрения технологий искусственного интеллекта в процесс преподавания геометро-графических дисциплин в технических вузах. Основная цель - выявление возможностей эффективного применения технологий искусственного интеллекта в обучении геометро-графическим дисциплинам. Рассматриваются современные тенденции развития инженерного образования и трудности, с которыми сталкиваются студенты при освоении геометро-графических дисциплин. Обосновывается необходимость исследования возможности интеграции современных технологий в процесс геометро-графической подготовки. Исследование включает анализ научно-методической литературы, эмпирическое испытание нейросетей DeepSeek, GigaChat и Rugpt, педагогический опыт автора. Изучается потенциал искусственного интеллекта для автоматизации разработки оценочных материалов, консультативной помощи студентам и оптимизации самостоятельной работы. Опровергается возможность существенной экономии времени преподавателей благодаря использованию искусственного интеллекта для генерации учебных заданий по графическим дисциплинам, так как невозможно генерировать изображения требуемого уровня. Выделяются преимущества и недостатки автоматизированных систем оценки, подчеркивается важность индивидуализации заданий и предоставления своевременной обратной связи. Отмечается положительное влияние новых технологий на повышение мотивации и вовлеченности студентов в учебный процесс, но остается открытым вопрос об определении уровня самостоятельности выполнения заданий. Автор утверждает, что новые технологии пока неприменимы в геометро-графической подготовке студентов, однако подчеркивает перспективность их внедрения в ближайшее время благодаря постоянному развитию. Отмечается важность качественной переподготовки педагогов и регулярного обновления программного обеспечения с учетом особенностей каждого вуза. Автор акцентирует внимание на значимости разработки российских программных продуктов и призывает осторожно внедрять технологии искусственного интеллекта, принимая во внимание потенциальные угрозы и ограничения.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 7 (2025)
Автор(ы): Назарова Жанна Анатольевна
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ИМИДЖ ВУЗА ПРИ СОЗДАНИИ НАУЧНЫХ РАБОТ (2024)

Научное сообщество стоит на пороге революции, обусловленной интеграцией искусственного интеллекта (ИИ) в академическую среду. С появлением новых инструментов, способных анализировать информацию с невиданной ранее скоростью и точностью, а также создавать информационный контент, встает неотложная задача адаптации к этим переменам, чтобы максимально их использовать в пользу науки. Исследуется, как именно ведущие учебные заведения России - РУДН, ВШЭ и МГУ - реагируют на вызовы и возможности, связанные с ИИ. Анализ их официальных регламентов позволяет выявить подходы к регулированию использования ИИ в научной деятельности и оценить, как эти стратегии влияют на репутацию учебных заведений. Обзор показал, что эффективное внедрение ИИ в научные процессы требует балансирования между энтузиазмом к новым возможностям и осознанием возможных рисков для академической добросовестности. Понимание этого баланса и формирование четкой стратегии использования искусственного интеллекта имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы университеты не только находились в авангарде научного развития, но и сохраняли свою академическую честь и доверие общества.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Ширинов Фарид Арифович
Сохранить в закладках
Традиционная китайская живопись тушью в цифровую эпоху: инновационные методы интеграции и мультидисциплинарные сценарии применения (2025)

Предметом настоящего исследования является процесс интеграции эстетических принципов традиционной китайской живописи тушью и функциональных возможностей демонстрации современных цифровых технологий (VR, AR, MR). Объект исследования: эстетические принципы и техники живописи тушью (включая ци юн шэн дун, лю бай, у се лю би) в условиях цифровизации и популяризации культурного наследия современными технологиями. Цель работы заключается в системном анализе эффектов слияния традиционных форм китайской живописи тушью и интерактивных технологий взаимодействия со зрителем. Исследование направлено на выявление стратегий сохранения онтологической целостности традиции (энергетический ритм, философия пустоты, тактильность мазка) при использовании алгоритмических инструментов и иммерсивных технологий в процессе демонстрации данного вида искусства, а также на формирование новых подходов к сохранению и трансляции культурного наследия. Методологическая основа настоящего исследования была выстроена на междисциплинарном подходе, что позволило получить комплексное и многогранное понимание исследуемой проблемы. Автор сознательно объединил теоретический анализ профильной литературы с практическим изучением конкретных кейсов реализованных проектов. Кроме того, для эмпирической валидации выводов, провели анализ зрительского восприятия, используя для этого опросы и структурированные интервью. В результате установлено, что интеграция цифровых технологий способствует фундаментальному изменению в восприятии живописи тушью: от пассивного наблюдения к динамичному, интерактивному участию. Изучение практических кейсов, включая иммерсивную выставку «Тысяча ли рек и гор» и стратегическое применение AR в брендинге, неизменно подтвердило значительную эффективность этой методологии в формировании уникального зрительского опыта. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе способов цифровой трансформации фундаментальных эстетических и философских принципов живописи тушью. Обосновывается перспективность концепции «метавселенной живописи тушью» как платформы для межкультурной коммуникации. Исследование показывает: сочетание традиционной живописи тушью с цифровыми технологиями действительно открывает новые возможности. Можно экспериментировать с выразительными средствами, находить неожиданные визуальные решения, выводить искусство на новый технологический уровень. Таким образом, дальнейшие исследования в данной области должны быть направлены на разработку методологических подходов, позволяющих минимизировать технологические риски при максимальном раскрытии творческого потенциала междисциплинарного синтеза.

Издание: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Лю Бао
Сохранить в закладках
Применение искусственного интеллекта в сфере финансов на основе анализа международного опыта (2025)

Внедрение систем искусственного интеллекта в финансовую сферу вносит революционные изменения в способы анализа, предоставления информации и управления ею. Машинное обучение – разновидность искусственного интеллекта, которая позволяет ему автономно обучаться и совершенствоваться. В отличие от методов традиционного «жесткого» программирования, машинное обучение использует нейронные сети и глубокое обучение для работы с большими объемами данных для выявления закономерностей и аномалий. Гипотеза работы состоит в том, что для финансовой сферы характерны собственные способы применения ИИ, опирающиеся на наиболее распространенные, но отличающиеся от них варианты. Целью настоящей работы является систематизация способов применения моделей искусственного интеллекта в финансовых учреждениях в разрезе структурных подразделений. Применение искусственного интеллекта позволяет финансовым учреждениям создавать модели, направленные на решение конкретных проблем в условиях постоянно обновляющейся информационной среды. В соответствии с поставленной целью, в данной работе рассматриваются следующие аспекты: общее описание задач, решаемых ИИ, преимущества и недостатки применения ИИ; характеристика распространенности систем искусственного интеллекта в финансовой сфере; характеристика области применения искусственного интеллекта в финансовой сфере. Для выполнения работы автор использовал методы синтеза информации, анализа источников, классификации, сравнительного анализа.

Издание: НАУКА И ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ / ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Китинов Мигмер Баатрович
Сохранить в закладках
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕТВОРЧЕСТВА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ (2025)

В статье рассматривается проблема реализации речетворчества на иностранном языке в педагогическом вузе с использованием функциональных возможностей искусственного интеллекта. Обосновывается актуальность внедрения данного цифрового инструмента в образовательный процесс, направленный на развитие креативного письма как важного компонента профессиональной подготовки будущих педагогов, соответствующего требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы уточняются понятия письма и письменной речи, творческого письма и речетворчества, а также их роль в формировании речевой активности обучающихся. Подчеркивается значение перехода от репродуктивных форм обучения к продуктивным видам речевой деятельности, стимулирующим развитие ассоциативного мышления и речевой инициативы. В ходе педагогического эксперимента были апробированы задания с использованием нейросетевых моделей и генеративных ИИ-платформ, направленных на формирование у студентов умений творческого письма в рамках темы «Работа. Карьера». Представлены данные диагностики уровня сформированности умений письменной речи до и после применения разработанных заданий. Анализ результатов показал рост мотивации студентов, повышение качества письменных высказываний и развитие способности к смысловому продуцированию текста. Автор приходит к выводу о целесообразности системного включения искусственного интеллекта в практику преподавания иностранного языка как средства стимулирования речетворческой активности. Подчеркивается потенциал дальнейших исследований в этом направлении, включая разработку интерактивных платформ, совершенствование методических подходов и интеграцию искусственного интеллекта в междисциплинарную языковую подготовку будущих специалистов. Статья опубликована при поддержке гранта на проведение исследований по приоритетным направлениям научной деятельности университетов-партнеров (ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева») (Тема: «Научно-методическое сопровождение иноязычного образования в вузе и школе»).

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 7 (2025)
Автор(ы): Левина Елена Александровна
Сохранить в закладках
Система сквозного внутреннего контроля на основе искусственного интеллекта в организациях агросферы (2024)

Авторский коллектив рассматривает вопросы разработки и апробации системы сквозного внутреннего контроля в организациях агросферы с использованием искусственного интеллекта (ИИ). В условиях динамично меняющейся рыночной среды такая система становится необходимым этапом для успешного развития сельскохозяйственных организаций. Она позволяет эффективно управлять рисками и адаптироваться к непредсказуемым внешним и внутренним факторам, характерным для аграрного сектора. Предложенная система сквозного внутреннего контроля на основе ИИ охватывает все аспекты деятельности организации и обеспечивает непрерывный контроль на протяжении всего технологического цикла. Она помогает своевременно выявлять и устранять проблемы, связанные с качеством продукции, безопасностью и соответствием стандартам. Использование современных информационных технологий в контрольной деятельности организаций агросферы, предложенных в статье, позволяет превентивно запустить механизм нивелирования рисков, связанных с человеческим фактором, и непрерывно мониторить воздействие факторов внешней и внутренней среды хозяйствования экономического субъекта на основе оперативных информационно-аналитических механизмов.

Издание: НАУКА И ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ / ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Катков Юрий Николаевич, Романова Анастасия А., Смычков Семен И., Шалаев Павел Д.
Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НАПИСАЛ СКАЗКУ: ИМИТАЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕКСТОМ НА ФОНЕ ЕСТЕСТВЕННОГО СЛОВОСОДЕРЖАЩЕГО СЕМИОЗИСА (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) (2025)

Искусственный интеллект (ИИ) разрабатывается и совершенствуется как «языковая модель» (language model) естественного интеллекта (ЕИ). Поверхностное понимание соотношения текста и смыслообразования может вводить в заблуждение относительно возможностей и действий ИИ. В статье феномен созданного ИИ текста представляется в рамках коммуникативной, а не языковой парадигмы. Теоретической основой коммуникативного подхода можно считать понятия семиотического воздействия и когнитивного состояния семиотического актора, которые являются причиной порождения знаков и смыслообразования в естественном семиозисе (в том числе словосодержащем, графемосодержащем или текстовом). Постулирование в языковой парадигме системы смысло-формальных модулей «тело знака - значение» провоцирует некорректную интерпретацию феномена ИИ, в результате которой признаком мышления (интеллекта) становится сама знаковая последовательность (текст), отвечающая автономным языковым правилам. Языковая интерпретация ИИ составляет проблему (неверное понимание причин и следствий «говорения» ИИ), которая снимается применением коммуникативного подхода.

Издание: ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 3: ФИЛОЛОГИЯ
Выпуск: № 82 (2025)
Автор(ы): ВДОВИЧЕНКО АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Сохранить в закладках
ВНЕДРЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ПРИМЕНЕНИЮ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2025)

Развитие современных образовательных технологий и появление искусственного интеллекта, который генерирует самые различные данные, открывают новые перспективы во всех областях знаний. Это приводит к изменениям подходов, методик, приемов и средств обучения высшего профессионального образования. В данном исследовании авторы ставят целью определить готовность преподавателей и студентов медицинского вуза использовать в работе материалы, сгенерированные искусственным интеллектом, а также выявить сомнения и перспективы внедрения инструментов современных технологий в образовательный процесс. Материалом для исследования послужили собственные статистические данные авторов, собранные в результате общения с преподавателями в рамках конференций (Оренбург, 2025) и опроса в Яндекс Формах 208 студентов первого курса. Выбранные авторами теоретический и эмпирический методы позволяют рассмотреть объект исследования с ценностной точки зрения, так как в медицинской профессии очень важно личностное взаимодействие врача и пациента. В то же время для достойного поддержания здоровья и охраны жизни населения профессиональные компетенции специалистов здравоохранения всех уровней должны быть подкреплены свободным владением цифровыми и информационными ресурсами работы. Инновационные технологии помогают создавать эффективные образовательные программы, обрабатывать большой объем информации и персонализировать учебный материал. Появляются новые педагогические подходы и стратегии получения знаний, умений и навыков. Только при грамотно выстроенном взаимодействии преподаватель - студент технологии, основанные на искусственном интеллекте, будут работать на цели образования, приводить к повышению академической успеваемости и становлению высокопрофессионального специалиста.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Хабарова Т. С., Коровина И. А., Заболотная С. Г., Костомарова Е. В.
Сохранить в закладках